Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
статья (4 класс) по теме

 Любовь Ивановна Жигалина!

Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие  дополнительных возможностей  для укрепления и развития духовных связей родителей и детей. Программа, способствует развитию творческого потенциала обучающихся. содействует  духовно-нравственному   развитию детей.Процесс освоения программы построен на сочетании  занятий в классе, основанных на активных  и  интерактивных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного опыта деятельности  в реальную практику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhigalina_l.i._mou_sosh_no_13_moyo_vystuplenie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Слайд 1 Возможности использования активных и интерактивных  методик

в преподавании курса «Основы религиозных культур

и светской этики»

Л.И.Жигалина,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 13 с углубленным

изучением отдельных предметов  г.Тамбова

Наступивший 2010 год объявлен годом учителя, т.е. нашим годом. Хочется, чтобы 365 дней волшебным образом открыли перед каждым учителем широкие возможности повышения своей профессиональной компетенции. И стремление расти вместе со своим учениками нашло своё  воплощение в позитивных начинаниях и инициативах по духовному воспитанию в свете нового курса ОРКСЭ. Слайд 2 Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие  дополнительных возможностей  для укрепления и развития духовных связей родителей и детей. Программа, способствует развитию творческого потенциала обучающихся. содействует  духовно-нравственному   развитию детей. Я работаю с учащимися начальных классов, обучающимися по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, когда ведущими методами являются поисковая и исследовательская деятельность по добыванию знаний. Слайд 3 Л.В.Занков говорил: «Школа должна не только удовлетворять запросы уже имеющиеся у детей, но и формировать духовные потребности». Реализация этих духовных потребностей возможна с использованием активных и интерактивных  форм работы.  Слайд 4 Как гласит  китайская  пословица: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Курс  «Основы религиозных культур и светской этики» имеет большие возможности для использования активных и интерактивных методов для  выработки системы знаний, помогающих судить о том, что следует и чего не следует делать, отличать добро от зла, прекрасное от безобразного.

Процесс освоения программы построен на сочетании  занятий в классе, основанных на активных  и  интерактивных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного опыта деятельности  в реальную практику. Слайд 5 Усвоению  понятий и ценностей, сообразно возрасту, помогает работа с  художественными  произведениями  по темам модуля: Г.Х.Андерсен « Снежная королева», Р.Н.С. « Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о  работнике его  Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Губарева « Королевство кривых зеркал», « Старик Хоттабыч» и другие. Они открывают путь к освоению обширного, многовекового людского опыта  восторга и презрения, любви и ненависти, добра и  зла, добродетели и  эгоизма, для формирования собственного опыта отношений, поиска современных критериев нравственного и безнравственного.

 Остановлюсь на методах, в которых участвуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также воля.

  Слайд 6 Активный методический подход:

Samo.gif

Это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, где обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Учащиеся активные участники урока. Условия метода:  учитель и учащиеся находятся на равных правах и  предполагает демократический стиль обучения.

  Слайд 7  Интерактивный методический подход.

Simo.gif

Интерактивное обучение – обучение,  построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог  выступает  в роли организатора процесса обучения, фасилитатора(посредника организатора деятельности группы), создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращено к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. В методическом сопровождении курса имеются задания, ориентированные на интерактивную работу. В каждом уроке предусмотрена насыщенная и объёмная интерактивная работа, опирающаяся на предыдущие темы для отработки понятий до уровня навыка и новые, для сохранения интереса. Весь интерактивный материал учебника красочно иллюстрирован, научно обоснован. «Какая культура изучается в рамках курса», «Представление о нравственности в обществе», использование иллюстраций на выбор, дифференцированно « Как поступить?», « Что такое ответственность, справедливость?» с опорой на пословицы, « человеческие пороки», работа с художественным словом и притчами.   Их  использование   позволяет  наиболее продуктивно и интересно осваивать основные понятия.  Помимо заданий учебника, в  своей практике я применяю следующие методы:

  Слайд 8 1.Творческие задания. Например: урок – исследование по теме « Добро и зло» Каждой группе дается задание на карточке: проанализировать предложенную литературу и подготовить ответ по следующему алгоритму:

а) понятие добро и зло, как основные этические понятия в прошлом и сейчас;

б) положения  простых людей в прошлом и сейчас;

в) отношение  к власти и социально – политическому устройству;

г) представления  о войне и мире, о решении аграрного вопроса, о перспективах демократических преобразований;

 д) средства реализации морально добрых поступков,  осуждение поступков, которые учащиеся считают морально злыми. Домашнее задание -  Написать эссе на высказывание « Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла».

Творческое задание, особенно практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся.

  Слайд 9 2. Работа в малых группах;

Работа в малых группах  дает всем учащимся  возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия.

  Слайд 10 3. Обучающие игры: ролевые игры, имитации, деловые  и образовательные игры);

Например: Урок по теме « Моральный долг». (с применением интерактивного метода – ролевой игры). Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта:

 а) выполнение моральных обязанностей по зову души и исполнение, установленных в обществе моральных норм;

б) отклонение от моральных норм и нарушение своего долга, поведение, противоречащее моральным нормам и правам других людей.

Ролевая игра- дискуссия экспертных групп.

Специалисты эксперты дают оценку работе группы.

В конце урока рефлексия - написание каждым учащимся «7 строк»: Что узнал,  какой информацией можешь  поделиться.

 Интерактивный метод - ролевая игра, участниками которой становятся учащиеся, способствует тому, что у четвероклассников появилась после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию о перспективах национальной государственной политики, утвердиться в том, что обязанности человека добровольно принимает на себя и без принуждения и бескорыстно их выполняет.

  Слайд 11 4. Использование общественных ресурсов. В начальной школе - это  экскурсии: знакомство с достопримечательностями и окрестностями города, по православным местам малой родины.

  Слайд 12 5.Социальные проекты: соревнованuя, газеты, сnектаклu,  представления, песни, инсценирование  сказок;

6. Работа с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя».

7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем: «Займи позицию», «Дискуссия в стиле телевизионного ток -шоу», дебаты;

8. Разрешение проблем: «Дерево решений», «Мозговой штурм».

 Слайд 13  9. Для нравственной рефлексии применяю « Дерево Добра», куда каждый ученик  прикрепляет свое пожелание или пожелание своему близкому, другу. Есть свой почтовый ящик-  каждый имеет возможность опустить анонимно или с подписью,  свои проблемы, благодарности, даже жалобы. Слайд 14  Очень положительно зарекомендовала рефлексия отношения  работы на уроке с  выбором  лепестка волшебного цветка. А мы вместе с педагогами, психологом, социальным педагогом  намечаем совместную работу по разрешению проблемы и положительной социализации обучающихся.

За время работы по модулю «Основы светская этика» у меня сложилась следующая структура урока, получившая название –

 Слайд 15  Схема Колба: (Модель Колба – теория специалиста по психологии  Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий).

 Схема Колба на уроке:

1.Мотивация и  объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока;

2.Целеполагание, закрепление и повторение  пройденного 20%- времени от общей длительности урока;

3. Изучение нового материала. Предоставление информации в виде проблемной мини – лекции на тему или  другие технологии – 50% времени от общей длительности ypокa.

4. Оценивание. Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов». 10% времени от общей длительности урока;

5.Рефлексия. Подведение итогов урoка.  10% времени от общей длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно считать достаточно  условным. Каждый учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись. Для оценивания применяю фишки, модель солнышка.

Работа  в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги» повышает  познавательную мотивацию учащихся, обучает  навыкам успешного общения - умению слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание, повышает  эффективность усвоения учебного материала, формирует  в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете, воспитывает патриота и любовь к своей родине.

  Слайд 16 По мнению родителей, педагогов, самих детей изучение курса имеет большое воспитательное значение - обучающиеся  показали значительно более высокую воспитанность и положительную  моральную мотивацию.

 Слайд 17   Посмотрите,  как  ученики моего класса самостоятельно,  на доминированном взаимодействии друг с другом,  подготовили  презентацию творческих работ  -   оригинальным способом мотивировали свой  персональный опыт и   одноклассников  по результатам изучения модуля « Основы светской этики».

Школы начальной ты выпускник!

В тайны наук самых первых проник.

  Слайд 18  Как много есть людей хороших

Помогут – только позови.

Как хорошо, что их тревожат

Проблемы школьные мои,

Как свои!

  Слайд 19  Не в тридесятом царстве,

А здесь – в Российском государстве

Живут мальчишки заводные,

Они ребята удалые

С открытой доброю душой!

  слайд 20  Сила каждому нужна,

Для учёбы и труда.

 Будем есть творог, омлет

И компотик на обед.

Этику дружно всем  изучать .

На высоте всегда бывать .

 А альтруизтом  кто является,

 У того всё в жизни  получается.

Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации  к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. В моей  школе  учат  и учатся   глубоко, системно и последовательно мыслить,  быть творцами в большом  и малом,  не бояться трудностей, а преодолевать их.     (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: «Позитивные возможности и сложности в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

Основной сложностью в преподавании курса ОРКСЭ является разграничение понятий: "религиозное образование" и "религиоведческое образование". Именно религиоведческое образование стало активно развиваться...

Системно – деятельностный подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

      Основная педагогическая задача системно – деятельностного   подхода -   создание и организация условий, инициирующих детское действие.    Основной результат – развитие личности ребенка на основе...

Обобщение опыта преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Опыт преподавания " ОРКСЭ" в школе за первый год обучения....

Зачетная работа по ОРКСЭ. Эссе. Тема:"Позитивные возможности и сложности в преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики ". Москва 2012 год.

   В последнее время очень много говорится о необходимости введения в курс начальной школы нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  .   Никто не спорит...

Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...