Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
статья (4 класс) по теме
Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей для укрепления и развития духовных связей родителей и детей. Программа, способствует развитию творческого потенциала обучающихся. содействует духовно-нравственному развитию детей.Процесс освоения программы построен на сочетании занятий в классе, основанных на активных и интерактивных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного опыта деятельности в реальную практику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhigalina_l.i._mou_sosh_no_13_moyo_vystuplenie.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Возможности использования активных и интерактивных методик
в преподавании курса «Основы религиозных культур
и светской этики»
Л.И.Жигалина,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 13 с углубленным
изучением отдельных предметов г.Тамбова
Наступивший 2010 год объявлен годом учителя, т.е. нашим годом. Хочется, чтобы 365 дней волшебным образом открыли перед каждым учителем широкие возможности повышения своей профессиональной компетенции. И стремление расти вместе со своим учениками нашло своё воплощение в позитивных начинаниях и инициативах по духовному воспитанию в свете нового курса ОРКСЭ. Слайд 2 Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей для укрепления и развития духовных связей родителей и детей. Программа, способствует развитию творческого потенциала обучающихся. содействует духовно-нравственному развитию детей. Я работаю с учащимися начальных классов, обучающимися по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, когда ведущими методами являются поисковая и исследовательская деятельность по добыванию знаний. Слайд 3 Л.В.Занков говорил: «Школа должна не только удовлетворять запросы уже имеющиеся у детей, но и формировать духовные потребности». Реализация этих духовных потребностей возможна с использованием активных и интерактивных форм работы. Слайд 4 Как гласит китайская пословица: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеет большие возможности для использования активных и интерактивных методов для выработки системы знаний, помогающих судить о том, что следует и чего не следует делать, отличать добро от зла, прекрасное от безобразного.
Процесс освоения программы построен на сочетании занятий в классе, основанных на активных и интерактивных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного опыта деятельности в реальную практику. Слайд 5 Усвоению понятий и ценностей, сообразно возрасту, помогает работа с художественными произведениями по темам модуля: Г.Х.Андерсен « Снежная королева», Р.Н.С. « Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Губарева « Королевство кривых зеркал», « Старик Хоттабыч» и другие. Они открывают путь к освоению обширного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти, добра и зла, добродетели и эгоизма, для формирования собственного опыта отношений, поиска современных критериев нравственного и безнравственного.
Остановлюсь на методах, в которых участвуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также воля.
Слайд 6 Активный методический подход:
Это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, где обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Учащиеся активные участники урока. Условия метода: учитель и учащиеся находятся на равных правах и предполагает демократический стиль обучения.
Слайд 7 Интерактивный методический подход.
Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, фасилитатора(посредника организатора деятельности группы), создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращено к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. В методическом сопровождении курса имеются задания, ориентированные на интерактивную работу. В каждом уроке предусмотрена насыщенная и объёмная интерактивная работа, опирающаяся на предыдущие темы для отработки понятий до уровня навыка и новые, для сохранения интереса. Весь интерактивный материал учебника красочно иллюстрирован, научно обоснован. «Какая культура изучается в рамках курса», «Представление о нравственности в обществе», использование иллюстраций на выбор, дифференцированно « Как поступить?», « Что такое ответственность, справедливость?» с опорой на пословицы, « человеческие пороки», работа с художественным словом и притчами. Их использование позволяет наиболее продуктивно и интересно осваивать основные понятия. Помимо заданий учебника, в своей практике я применяю следующие методы:
Слайд 8 1.Творческие задания. Например: урок – исследование по теме « Добро и зло» Каждой группе дается задание на карточке: проанализировать предложенную литературу и подготовить ответ по следующему алгоритму:
а) понятие добро и зло, как основные этические понятия в прошлом и сейчас;
б) положения простых людей в прошлом и сейчас;
в) отношение к власти и социально – политическому устройству;
г) представления о войне и мире, о решении аграрного вопроса, о перспективах демократических преобразований;
д) средства реализации морально добрых поступков, осуждение поступков, которые учащиеся считают морально злыми. Домашнее задание - Написать эссе на высказывание « Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла».
Творческое задание, особенно практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся.
Слайд 9 2. Работа в малых группах;
Работа в малых группах дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия.
Слайд 10 3. Обучающие игры: ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры);
Например: Урок по теме « Моральный долг». (с применением интерактивного метода – ролевой игры). Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта:
а) выполнение моральных обязанностей по зову души и исполнение, установленных в обществе моральных норм;
б) отклонение от моральных норм и нарушение своего долга, поведение, противоречащее моральным нормам и правам других людей.
Ролевая игра- дискуссия экспертных групп.
Специалисты эксперты дают оценку работе группы.
В конце урока рефлексия - написание каждым учащимся «7 строк»: Что узнал, какой информацией можешь поделиться.
Интерактивный метод - ролевая игра, участниками которой становятся учащиеся, способствует тому, что у четвероклассников появилась после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию о перспективах национальной государственной политики, утвердиться в том, что обязанности человека добровольно принимает на себя и без принуждения и бескорыстно их выполняет.
Слайд 11 4. Использование общественных ресурсов. В начальной школе - это экскурсии: знакомство с достопримечательностями и окрестностями города, по православным местам малой родины.
Слайд 12 5.Социальные проекты: соревнованuя, газеты, сnектаклu, представления, песни, инсценирование сказок;
6. Работа с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя».
7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем: «Займи позицию», «Дискуссия в стиле телевизионного ток -шоу», дебаты;
8. Разрешение проблем: «Дерево решений», «Мозговой штурм».
Слайд 13 9. Для нравственной рефлексии применяю « Дерево Добра», куда каждый ученик прикрепляет свое пожелание или пожелание своему близкому, другу. Есть свой почтовый ящик- каждый имеет возможность опустить анонимно или с подписью, свои проблемы, благодарности, даже жалобы. Слайд 14 Очень положительно зарекомендовала рефлексия отношения работы на уроке с выбором лепестка волшебного цветка. А мы вместе с педагогами, психологом, социальным педагогом намечаем совместную работу по разрешению проблемы и положительной социализации обучающихся.
За время работы по модулю «Основы светская этика» у меня сложилась следующая структура урока, получившая название –
Слайд 15 Схема Колба: (Модель Колба – теория специалиста по психологии Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий).
Схема Колба на уроке:
1.Мотивация и объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока;
2.Целеполагание, закрепление и повторение пройденного 20%- времени от общей длительности урока;
3. Изучение нового материала. Предоставление информации в виде проблемной мини – лекции на тему или другие технологии – 50% времени от общей длительности ypокa.
4. Оценивание. Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов». 10% времени от общей длительности урока;
5.Рефлексия. Подведение итогов урoка. 10% времени от общей длительности урока.
Временное распределение в данной схеме можно считать достаточно условным. Каждый учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись. Для оценивания применяю фишки, модель солнышка.
Работа в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги» повышает познавательную мотивацию учащихся, обучает навыкам успешного общения - умению слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание, повышает эффективность усвоения учебного материала, формирует в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете, воспитывает патриота и любовь к своей родине.
Слайд 16 По мнению родителей, педагогов, самих детей изучение курса имеет большое воспитательное значение - обучающиеся показали значительно более высокую воспитанность и положительную моральную мотивацию.
Слайд 17 Посмотрите, как ученики моего класса самостоятельно, на доминированном взаимодействии друг с другом, подготовили презентацию творческих работ - оригинальным способом мотивировали свой персональный опыт и одноклассников по результатам изучения модуля « Основы светской этики».
Школы начальной ты выпускник!
В тайны наук самых первых проник.
Слайд 18 Как много есть людей хороших
Помогут – только позови.
Как хорошо, что их тревожат
Проблемы школьные мои,
Как свои!
Слайд 19 Не в тридесятом царстве,
А здесь – в Российском государстве
Живут мальчишки заводные,
Они ребята удалые
С открытой доброю душой!
слайд 20 Сила каждому нужна,
Для учёбы и труда.
Будем есть творог, омлет
И компотик на обед.
Этику дружно всем изучать .
На высоте всегда бывать .
А альтруизтом кто является,
У того всё в жизни получается.
Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. В моей школе учат и учатся глубоко, системно и последовательно мыслить, быть творцами в большом и малом, не бояться трудностей, а преодолевать их. (слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Позитивные возможности и сложности в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»
Основной сложностью в преподавании курса ОРКСЭ является разграничение понятий: "религиозное образование" и "религиоведческое образование". Именно религиоведческое образование стало активно развиваться...
Системно – деятельностный подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»
Основная педагогическая задача системно – деятельностного подхода - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основной результат – развитие личности ребенка на основе...
Обобщение опыта преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Опыт преподавания " ОРКСЭ" в школе за первый год обучения....
Зачетная работа по ОРКСЭ. Эссе. Тема:"Позитивные возможности и сложности в преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики ". Москва 2012 год.
В последнее время очень много говорится о необходимости введения в курс начальной школы нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» . Никто не спорит...
Культурологический подход к преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Доклад на ГМО по ОРКСЭ....
Культурологический подход к преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики». (презентация к докладу)
Презентация для выступления на ГМО....
Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...