Программа дополнительного образования "Учение с увлечением"
рабочая программа (4 класс)
Программа «Учение с увлечением» реализует социально-педагогическое направление в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_kruzhka_4_klass.docx | 114.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
ЗАТО г. Радужный Владимирской области
«РЕКОМЕНДОВАНА» педагогическим советом МБОУ СОШ №1 «03» июня 2020 г. протокол №7 |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Учение с увлечением»
направленность: социально-педагогическая
уровень: базовый
возраст учащихся: 9-10 лет
срок реализации: 1 год (33 часа)
автор программы:
Пушкина Ю.А. – педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №1
г. Радужный
2020
Содержание
Раздел №1.«Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка……………………………………………..3
- Цель и задачи программы………………………………………….4
- Содержание программы……………………………………………7
- Планируемые результаты………………………………………….8
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы…………………………………….9
2.2. Формы аттестации……………………………………………………10
2.3. Оценочные материалы……………………………………………….11
2.4. Методические материалы……………………………………………11
2.5. Список литературы…………………………………………………..12
Приложение
Календарный учебный график………………………………………….12
Раздел№1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Программа «Учение с увлечением» реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
Актуальность программы:
Современное начальное образование ставит главной своей целью развитие личности ребенка. В Концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: "Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...". Успешное развитие обучающихся начальных классов общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебной деятельности. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство окружающего мира, раскрыть многие его "тайны". Именно на проявление активности детей, обусловленной их интересами и потребностями, способствующая формированию познания и преобразования себя в окружающей действительности, направлена программа внеурочной деятельности "Учение с увлечением". Программа соответствует нормативным документам и запросу детей и родителей.
Новизна программы
заключается в том, что она по своему содержанию является интегрированной, так как объединяет знания обучающихся по нескольким школьным дисциплинам (окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика).
Педагогическая целесообразность
Настоящая программа внеурочной деятельности, построенная на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – неучебном материале, создаст благоприятные возможности для развития личности ребенка.
Программа «Учение с увлечением» является комплексной, объединяет различные виды деятельности для достижения целостного развития основных психических процессов ребенка: внимания, памяти, воли, интеллекта; предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми познавательной деятельности.
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; (Статья 12)
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Адресат программы
Возраст участником процесса:9-10 лет
Объем программы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
На реализацию программы «Учение с увлечением» отводится 36 ч в год(1 час в неделю),40 минут.
Формы обучения
очно-заочная
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: игра, игровое моделирование, проекты;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий, конкурсы.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся интеллектуальной активности, связанной с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, рассуждать.
Задачи программы:
Личностная-принятие и реализация потребности в формировании основных умений информационно-логического характера, способствовать расширению кругозора учащихся.
Предметная-формирование навыков информационно-логического мышления, развивать мотивацию к познанию и творчеству
Метапредметная- формирование устойчивого интереса к логическому и творческому мышлению,к работе с различными источниками информации.
1.3 Содержание программы
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели.
В мире занимательной математики - 9ч
Развлекательная программа «Эрудит-шоу». Игра-соревнование «Самый любознательный». Математический спринт «Самый быстрый». Интеллектуальный клуб «Мыслитель».
В мире занимательно грамматики - 9ч
Игровая программа «Отгадай…». Путешествие в историю русского языка. «Куда летят крылатые слова?». Игра «Счастливый случай». Клуб любителей русского языка.
Олимпиада «Эрудит»- 2ч.
В мире природы - 8ч
Викторина «Эти забавные животные». Занимательная викторина о гигантских растениях и животных. Проект «Что, где, когда и почему всегда ответить я смогу». Калейдоскоп головоломок.
5. В мире литературы - 8ч
Викторины, «Поле Чудес». Практическая работа с детскими книгами о войне. Акция «Открытка ветерану». Поздравление ветеранов с Днём Победы. «Что, где, когда и почему всегда ответить я смогу».
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Формы контроля | |
теория | практика | ||||
1. | В мире занимательной математики. | 8 | 5 | 3 | Тестирование Мониторинг Проектная работа олимпиада |
2. | В мире занимательной грамматики. | 8 | 5 | 3 | Тестирование Мониторинг Проектная работа олимпиада |
3. | Олимпиада «Эрудит» | 2 | 2 | ||
4. | В мире природы. | 8 | 6 | 2 | Тестирование Мониторинг Проектная работа олимпиада |
5. | В мире литературы. | 8 | 6 | 2 | Тестирование Викторина Публичное заслушивание работ Проектная работа олимпиада |
ИТОГО: | 33 | 22 | 12 |
1.4 Планируемые результаты программы:
При получении начального общего образования в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Учение с увлечением» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В ситуациях общения и сотрудничества, предложенных педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами программы являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях, выявлять противоречия;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ожидаемые результаты прохождения программы:
повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Формы контроля уровня достижений обучающихся:
Результаты обучения по данной программе отслеживаются и оцениваются с помощью текущего и тематического контроля усвоения материала какой-либо части (темы) программы по итогам полугодия и года, оценки овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению. Оценка результатов проводится педагогом.
Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:
наблюдение активности на занятии;
беседа с обучающимися, родителями;
анкетирование, тестирование.
Формы проведения контроля:
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
- подготовка и проведение детьми «Конкурсов смекалистых» на внеклассных мероприятиях в своем классе;
- участие в интеллектуальных играх и олимпиадах.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение: ноутбук, принтер 3 в 1, интернет.
информационное обеспечение: информация с образовательных сайтов, энциклопедий, дополнительной литературы.
кадровое обеспечение: учитель начальных классов
2.2 Формы аттестации
Виды контроля:
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Контроль и учет знаний и умений.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в олимпиадах по русскому языку и математике, конкурсах логического мышления. Так же будут использоваться такие формы контроля , как опрос, проекты, заслушивание рефератов, игры, викторины, кроссворды.
Мониторинг результативности работы с учащимися:
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
2.3 Оценочные материалы
Оценочные материалы:
Время проведения | Цель проведения | Форма контроля |
Начальный контроль | ||
Начало учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей. Выявление уровня знаний, умений и навыков. | Беседа, анкетирование, педагогическое наблюдение. |
Текущий контроль | ||
В течение учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности учащихся в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения | Педагогическое наблюдение, опрос, творческое задание, викторина, конкурс. |
Промежуточный контроль | ||
В конце полугодия | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Опрос, творческая работа, открытое занятие, презентация творческих работ, анкетирование. |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, открытое занятие, итоговые занятия, коллективная рефлексия, анкетирование. |
2.4 Методические материалы
- методы обучения (теоретические, практические, контроль)
- формы организации образовательного процесса (очная, очная с применением дист.технологий)
- формы организации учебного занятия (вводное, практическое, контрольное, занятие – игра, викторина и др.)
- педагогические технологии (проектная д-ть, игровая д-ть, КТД, развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дискуссия, тренинг и др.)
- алгоритм учебного занятия (прямой , непрямой)
- дидактические материалы (наглядные пособия, плакаты, буклеты, памятки, презентации, образцы, рабочие тетради и др.)
2.5 Список литературы
Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.
Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач.
Дистанционный интеллектуальный конкурс «Перспектива» (математика, информатика, русский язык).
Олимпиадные задания для учащихся начальной школы.
http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач.
Логические задания. www.irsho.ru/logics
Приложение
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | К-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 1 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Какие бывают пустыни | класс | тестирование |
2 | сентябрь | 2 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Развлекательная программа «Эрудит-шоу» | опрос | |
3 | сентябрь | 3 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Растения-эфемероиды.Злаки. | класс | тестирование |
4 | сентябрь | 4 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Игра соревнование «Самый любознательный» | викторна | |
5 | октябрь | 5 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Полосатая гиена.Гепард. | класс | тестирование |
6 | октябрь | 6 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Математический спринт «Самый быстрый» | кроссворд | |
7 | октябрь | 7 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Бактриан. | класс | тестирование |
8 | октябрь | 8 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Интеллектуальный клуб «Мыслитель» | викторина | |
9 | ноябрь | 9 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | По истории слова | класс | опрос |
10 | ноябрь | 10 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Игровая программа «Отгадай» | кроссворд | |
11 | ноябрь | 11 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Состав слова | класс | Публичная защита работ |
12 | декабрь | 12 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Путешествие в историю русского языка | викторина | |
13 | декабрь | 13 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Фразеологизмы | класс | Составление презентаций |
14 | декабрь | 14 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | «Куда летят крылатые слова?» | опрос | |
15 | декабрь | 15 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Игра «Счастливый случай» | класс | викторина |
16 | январь | 16 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Клуб любителей русского языка | игра | |
17 | январь | 17 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Олимпиада Эрудит | класс | олимпиада |
18 | январь | 18 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Олимпиада Эрудит | олимпида | |
19 | февраль | 19 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | По следам животных | класс | тестирование |
20 | февраль | 20 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Викторина «Эти забавные животные» | викторина | |
21 | февраль | 21 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | И.Ф.Крузенштерн-руководитель первой русской кругосветной экспедиции | класс | опрос |
22 | февраль | 22 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Занимательная викторина о гигантских растениях и животных | Защита рефератов | |
23 | март | 23 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Русский путешественник Афанасий Никитин | класс | тестирование |
24 | март | 24 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Знаменитый первооткрыватель Христофор Колумб | опрос | |
25 | март | 25 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Проект «Что, где, когда и почему всегда ответить я смогу» | класс | кроссворд |
26 | апрель | 26 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Калейдоскоп головоломок | викторина | |
27 | апрель | 27 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Наша Родина –Россия.Государственные символы России. | класс | тестирование |
28 | апрель | 28 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Кирилл Кочегаров «Минин и Пожарский» | тестирование | |
29 | апрель | 29 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Игра «Поле Чудес» | класс | игра |
30 | май | 30 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Сергей Алексеев «Рассказы об Отечественной войне 1812 года» | опрос | |
31 | май | 31 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Практическая работа с детскими книгами о войне | класс | проект |
32 | май | 32 нед | 15.00-15.45 | дистанц | 1 | Акция «Открытка ветерану» | проект | |
33 | май | 33 нед | 14.00-14.40 | очная | 1 | Поздравление ветеранов с Днем Победы | класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка " Английский с увлечением"
Программа «Английский с увлечением» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4 к...
Программа допобразования «Учение с увлечением» (стартовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учение с увлечением» (стартовый уровень). Отличительные особенности данной п...
Рабочая программа курса "Учение с увлечением"
Программа предназначена для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению предмета. Цель программы "Учение с увлечением" состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвть ...
Рабочая программа "Русский язык с увлечением" 4 класс
Курс "Русский язык с увлечением" активизирует познавательную деятельность обучающихся, формирует позитивное эмоциально-ценностное отношение к русскому языку, развивает интеллектуальные и тво...
Рабочая программа "Русский язык с увлечением" 3 класс
Данный курс формирует у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, развивает интеллектуальные и творческие способности....
Рабочая программа "Русский язык с увлечением" 2 класс
Данный курс формирует у обучающихся позитивное змоционально-ценностное отношение к русскому языку, развивает интеллектуальные и творческие способности....
Рабочая программа дополнительного образования "МИР УВЛЕЧЕНИЙ"
Рабочая программа дополнительного образования и развития обучающихся имеет художественную направленность, нацелена на раскрытие творческого потенциала личности каждого ребёнка....