Программа допобразования «Учение с увлечением» (стартовый уровень)
рабочая программа (1 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учение с увлечением» (стартовый уровень). Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, математики, русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchenie_s_uvlecheniem.docx | 58.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» председатель ПС протокол № ____ «___» _________ 2019 | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № ____ «___» ________ 2019 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Учение с увлечением» (стартовый уровень)
Возраст учащихся: 7 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Бугаева Ольга Олеговна,
учитель начальных классов
Калининград, 2019 год
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогическая.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, математики, русского языка. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Адресат программы. Участвовать в реализации данной образовательной программы могут дети с 6,5 до 7,5 лет (1класс). Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками. В этот же период жизни, в 6—7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.
Объем и срок освоения программы – 1 год обучения начиная с октября - 30 часов по 1 часу в неделю 8,5 месяцев.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, коллективную деятельность учащихся.
Состав группы постоянный.
Количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю, 40 минут;
Периодичность и продолжительность занятий - 1 раз в неделю, 40 минут.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности и успешной их адаптации в новой социальной среде.
Задачи:
- Обучающие: включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, необходимых для успешной адаптации в новой социальной среде.
- Развивающие: развивать познавательный интерес к обучению в школе, развивать опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывающие: воспитывать волевые качества, чувство товарищества и чувство личной ответственности, стремление к овладению необходимыми навыками и умениями, создавать положительный настрой на занятиях.
Содержание программы
Учебный план:
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Модуль 1. Развитие когнитивных функций | 8ч | 1ч | 7ч | Педагогическое наблюдение, опрос, творческое задание, викторина, конкурс. Беседа, педагогическое наблюдение. |
2 | Модуль 2. Развитие творческих способностей и воображения. | 8ч | 1ч | 7ч | |
3 | Модуль 3. Развитие речи и коммуникативных навыков. | 8ч | 1ч | 7ч | |
4 | Модуль 4. Развитие мелкой моторики | 6ч | 1ч | 6ч | |
Всего: | 30ч |
Содержание учебного плана
Модуль 1. Развитие когнитивных функций
Тема № 1 «Что общего?»
Тема № 2«Кто где живет?»
Тема № 3 «Что изменилось?»
Тема № 4 «Что было раньше?»
Тема № 5 «Логические цепочки»
Тема № 6«Дорожки»
Тема № 7 «Птицы из яйца»
Тема № 8 «Продолжи ряд»
Теория. Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Уметь производить классификацию и логическое достраивания связей для запоминания. Запоминание и удержание в памяти нужной информации; восприятие информации в нужном объеме.
Практика. Игра «Кто больше запомнит картинок». Работа в парах «Запомни пары картинок». Игра «Что лежит на тарелке?». Игра «Перечисли все предметы». Игра «Что изменилось». Игра «Кто где живет?». Игра «Где находится предмет?». Игра «Что было раньше?». Игра «Соединение половинки»
Модуль 2. Развитие творческих способностей и воображения.
Тема № 1 «Веселый человечек»
Тема № 2«Восстанови порядок»
Тема № 3 «Фотограф»
Тема № 4 «Ассоциации»
Тема № 5 «Найди отличия»
Тема № 6«Бюро находок»
Тема № 7 «Подумай и раскрась»
Тема № 8 «Дешифровщик»
Теория. Развитие восприятия, навыков пространственного и временного ориентирования. Формирование элементов конструктивного мышления и творческого воображения. Формирование целостного восприятия предмета, умение вычленять части предмета, выделять существенные признаки предмета, определять отношения между и связи между явлениями и понятиями. Развитие умение комбинировать предметы, расставлять события в нужной последовательности.
Практика. Игра «Снаряжаем корабль». Игра «Узнай на ощупь». Игра «Перечисли все предметы». Игра «Что изменилось?» Игра «Найди отличия».
Модуль 3. Развитие речи и коммуникативных навыков.
Тема № 1 «Загадки»
Тема № 2«Раз словечко, два словечко»
Тема № 3 «Волшебные коробочки»
Тема № 4 «Я начну, а ты продолжи»
Тема № 5 «Разрезные предложения»
Тема № 6«Рисование по точкам»
Тема № 7 «Пословицы»
Тема № 8 «Рассказываем сказку»
Теория.Развитие связной речи, фонематического слуха. Умение использовать опоры как прием запоминания. Способность запоминать и удерживать в памяти нужную словесную информацию. Развитие умения обобщать, задавать вопросы и отвечать на вопросы, вести диалог.
Практика. Игра «Загадаю-отгадай». Игра «Кто больше запомнит слов на слух». Игра «Назови все предметы», игра «Раз словечко, два словечко». Игра «Найди общий признак предмета». Игра «Назови обобщающим словом»
Модуль 4. Развитие мелкой моторики
Тема № 1 «Найди ошибку»
Тема № 2«Наши друзья- животные»
Тема № 3 «Коврик»
Тема № 4 «Запомни и нарисуй»
Тема № 5 «Веселые картинки»
Тема № 6«Повтори узор»
Тема № 7
Тема № 8
Теория.Развитие мелкой моторики, навыков пространственной ориентировки на листе. Умение находить и обобщать лишнее или недостающее.
Практика. Игра «Найди и исправь ошибку». Игра «Раскрась фигуры». Игра «Запомни и нарисуй». Игра «Точка». Графический диктант с отражением. Игра «Ветер-шалун». Игра «Игрушки, по местам!» Игра «Коврик». Игра «Расположи фигуры в пустых клетках». Конструктор «Танграм».
Планируемые результаты
1. Результаты обучения (предметные результаты)
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся
- успешная адаптация в новой социальной среде.
Учащиеся научаться:
- основам пространственной ориентации;
- выстраивать логические цепочки;
- отгадывать загадки; составлять короткие рассказы
- составлять предложения, отвечать на вопросы
- повторять геометрический узор, решать стихотворные задачи
Будут уметь:
- оперировать основными понятиями и категориями;
- обосновывать значение знаний в жизни общества;
- пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы;
- переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
2. Результат воспитывающей деятельности
У ученика начнут формироваться:
- положительное отношение к учению, интерес к мультипликации;
- способность оказывать и принимать помощь от других детей и взрослых;
- чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, чувство удовлетворения от выполненной работы;
- бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
У ученика могут быть сформированы:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- умение применять полученные знания в собственной интеллектуальной и творческой деятельности.
3. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)
Ученик начнёт учиться (научится):
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы и рисунки;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать своё предположение о деятельности на основе работы с иллюстрацией;
- контролировать точность выполнения действий.
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя научно-познавательную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
Ученик получит возможность научиться:
- определять и формулировать цель своей деятельности;
- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- давать эмоциональную оценку своей деятельности и группы на занятии.
- анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- делать выводы о результате совместной работы всей группы.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Коли-чество часов | Тема занятия | Место проведе- ния | Форма контроля |
Октябрь | 2.10 | 11.50-12.30 | Груп- повая | 1 | «Что общего?» | Каб.202 | Беседа | |
Октябрь | 9.10 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Что изменилось?» | Каб.202 | Беседа, педагогическое наблюдение | |
Октябрь | 16.10 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Кто где живет?» | Каб.202 | творческое задание | |
Октябрь | 23.10 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Что было раньше?» | Каб.202 | педагогическое наблюдение | |
Октябрь | 30.10 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Загадки» | Каб.202 | творческое задание | |
Ноябрь | 6.11 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Найди ошибку» | Каб.202 | педагогическое наблюдение | |
Ноябрь | 13.11 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Веселый человечек» | Каб.202 | Практическая работа | |
Ноябрь | 20.11 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Восстанови порядок» | Каб.202 | Практическая работа | |
Ноябрь | 27.11 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Фотограф» | Каб.202 | Творческая работа | |
Декабрь | 4.12 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Раз словечко, два словечко» | Каб.202 | конкурс | |
Декабрь | 11. 12 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Наши друзья- животные» | Каб.202 | творческое задание | |
Декабрь | 18.12 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Волшебные коробочки» | Каб.202 | Практическая работа | |
Декабрь | 25.12 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Ассоциации» | Каб.202 | педагогическое наблюдение | |
Январь | 15.01 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Найди отличия» | Каб.202 | Беседа, педагогическое наблюдение | |
Январь | 22.01 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Коврик» | Каб.202 | педагогическое наблюдение | |
Январь | 29.01 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Я начну, а ты продолжи» | Каб.202 | Творческая работа | |
Февраль | 5.02. | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Запомни и нарисуй» | Каб.202 | педагогическое наблюдение | |
Февраль | 12.02 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Дорожки» | Каб.202 | педагогическое наблюдение | |
Февраль | 19.02 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Повтори узор» | Каб.202 | Практическая работа | |
Февраль | 26.02 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Логические цепочки» | Каб.202 | Практическая работа | |
Март | 4.03 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Разрезные предложения» | Каб.202 | Беседа, Творческая работа | |
Март | 11.03 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Рисование по точкам» | Каб.202 | педагогическое наблюдение | |
Март | 18.03 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Птицы из яйца» | Каб.202 | Практическая работа | |
Март | 25.03 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Бюро находок» | Каб.202 | Практическая работа | |
Апрель | 8.04 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Пословицы» | Каб.202 | творческое задание | |
Апрель | 15.04 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Рассказываем сказку» | Каб.202 | конкурс | |
Апрель | 22.04 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Подумай и раскрась» | Каб.202 | Практическая работа | |
Апрель | 29.04 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Продолжи ряд» | Каб.202 | Беседа | |
Май | 6.05 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Веселые картинки» | Каб.202 | Творческая работа | |
Май | 13.05 | 11.50-12.30 | групповая | 1 | «Дешифровщик» | Каб.202 | педагогическое наблюдение |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы:
- учебный кабинет №202 (учебный);
- классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
- компьютер, принтер, мультимедиа-проектор, экран;
- альбом для рисования, краски гуашь и акварель, пластилин, цветная бумага, бросовый материал.
- материалы для оформления детского творчества;
Методическое обеспечение:
- видеозаписи обучающих мультфильмов, подборки учебных фильмов (фильмы для просмотра выбираются в зависимости от возраста детей и целей показа)
- наглядные пособия, рисунки, иллюстрации
- раздаточный материал по темам учебного курса
- электронные презентации по основным разделам программы
- журналы, книги.
Кадровое обеспечение:
- учитель начальных классов высшей категории Бугаева О.О.
Формы аттестации:
Результаты обучения по данной программе отслеживаются и оцениваются с помощью текущего и тематического контроля усвоения материала какой-либо части (темы) программы по итогам полугодия и года, оценки овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению. Оценка результатов проводится педагогом.
Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:
- наблюдение активности на занятии;
- беседа с обучающимися, родителями;
- анкетирование, тестирование.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Продуктивные формы:
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
-подготовка и проведение детьми «Конкурсов смекалистых» на внеклассных мероприятиях в своем классе;
- участие в интеллектуальных играх и олимпиадах.
Оценочные материалы:
Время проведения | Цель проведения | Форма контроля |
Начальный контроль | ||
Начало учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей. Выявление уровня знаний, умений и навыков. | Беседа, анкетирование, педагогическое наблюдение. |
Текущий контроль | ||
В течение учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности учащихся в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения | Педагогическое наблюдение, опрос, творческое задание, викторина, конкурс. |
Промежуточный контроль | ||
В конце полугодия | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Опрос, творческая работа, открытое занятие, презентация творческих работ, анкетирование. |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, открытое занятие, итоговые занятия, коллективная рефлексия, анкетирование. |
Методические материалы:
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
Модуль 1. Развитие когнитивных функций | компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал. | Рассказ, просмотр видеоматериалов, практические задания, обсуждение | выпуск книг-самоделок собственных логических заданий | |
Модуль 2. Развитие творческих способностей и воображения. | компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал, пластилин, краски. | Объяснение, беседа, просмотр видеоматериалов, творческие задания. | Выставка творческих работ | |
Модуль 3. Развитие речи и коммуникативных навыков. | компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал, скороговорки, чистоговорки. | Объяснение, беседа, творческие задания. | коллективная рефлексия | |
Модуль 4. Развитие мелкой моторики | компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал, пластилин, краски., бросовой материал. | Рассказ, просмотр видеоматериалов, практические задания, обсуждение | Выставка творческих работ |
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | «Что общего?» | 1 ч. | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. Игра «Что общего?» Игра «Новое назначение старого предмета» Игра «Заполни пропуски» |
2 | «Что изменилось?» | 1 ч. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игра «Перечисли все предметы» Игра «Что изменилось» |
3 | «Кто где живет?» | 1 ч. | Развитие аналитических способностей. Игра «Кто где живет?» Игра «Где находится предмет?» |
4 | «Что было раньше?» | 1 ч. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Что было раньше?» Игра «Соединение половинки» |
5 | «Загадки» | 1 ч. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игра «Загадаю- отгадай» Игра «Кто больше запомнит слов на слух» |
6 | «Найди ошибку» | 1 ч. | Изготовление работ в технике рваной аппликации. Игра «Найди и исправь ошибку» Игра «Цепочки примеров» игра «Лови мяч» |
7 | «Веселый человечек» | 1 ч. | Творческая работа в технике рваной аппликации. Игра «Точка» Графический диктант с отражением |
8 | «Восстанови порядок» | 1 ч. | Совершенствование воображения. Игра «Ветер- шалун» Игра «Игрушки, по местам!» |
9 | «Фотограф» | 1 ч. | Развитие аналитических способностей. Игра «Найди по памяти отличия» Игра «Фотограф», игра «Домино» |
10 | «Раз словечко, два словечко» | 1 ч. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игра «Назови все предметы», игра «Раз словечко, два словечко», игра «Морская фигура» |
11 | «Наши друзья- животные» | 1 ч. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Кто, где спрятался» Игра «Раскрась фигуры» Графический диктант с отражением Конструктор «Монгольская игра» |
12 | «Волшебные коробочки» | 1 ч. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игра «Найди общий признак предмета» Игра «Назови обобщающим словом» Игра «Снаряжаем корабль» |
13 | «Ассоциации» | 1 ч. | Изготовление объёмных поделок из бумаги. Игра «Кто больше запомнит картинок» Игра «Загадки-отгадки» Игра «Запомни и нарисуй» Игра «Узнай на ощупь» |
14 | «Найди отличия» | 1 ч. | Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. Игра «Перечисли все предметы» Игра «Что изменилось?» Игра «Найди отличия» Игра «Пожалуйста» |
15 | «Коврик» | 1 ч. | Развитие аналитических способностей. Игра «Коврик» Игра «Расположи фигуры в пустых клетках» Графический диктант Конструктор «Танграм» |
16 | «Я начну, а ты продолжи» | 1 ч. | Совершенствование воображения. Игра «Я начну, а ты продолжи» Игра «Назови обобщающим словом» Игра «Добавь смысловую пару» |
17 | «Запомни и нарисуй» | 1 ч. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игра «Кто больше запомнит картинок» Игра «Запомни и нарисуй» Игра «Узнай на ощупь» |
18 | «Дорожки» | 1 ч. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Дорожки» Игра «Сосчитай все предметы» Игра «Найди все спрятавшиеся слова» Игра «Живые буквы» |
19 | «Повтори узор» | 1 ч. | Развитие аналитических способностей. Игра «Коврик» Графический диктант Конструктор «Танграм» |
20 | «Логические цепочки» | 1 ч. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. «Сравни пары предметов», «Найди предметы с противоположными признаками», «Выбери недостающий предмет», «Найди предмет, который не подходит к остальным» |
21 | «Разрезные предложения» | 1 ч. | Изготовление цветов и декоративных элементов бумажных салфеток. Игра «Слова пары» Игра «Разрезные предложения» |
22 | «Рисование по точкам» | 1 ч. | Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги. Игра «Что изменилось?» Копирование картинки по точкам Игра «Ёжик в тумане» Игра «Лови мяч» |
23 | «Птицы из яйца» | 1 ч. | Развитие аналитических способностей. Графический диктант с отражением. Игра «Поставь точку» Конструктор |
24 | «Бюро находок» | 1 ч. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игра «Пирамидка» «Игра заплатка» Игра «Слово потерялось» Игра «Продолжи ряд» |
25 | «Пословицы» | 1 ч. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Запоминание слов на слух. Игра «Пословицы» |
26 | «Рассказываем сказку» | 1 ч. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игра «Сосчитай-ка» Игра «Рассказываем сказку вместе» Игра «Найди спрятавшиеся слова» Назови обобщающим словом |
27 | «Подумай и раскрась» | 1 ч. | Развитие аналитических способностей. Графический диктант. Игра «Подумай и раскрась» |
28 | «Продолжи ряд» | 1 ч. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игра «Исключи лишнее» Игра «Продолжи ряд» Составление логических рядов |
29 | «Веселые картинки» | 1 ч. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Запомни картинку» Игра «Самый внимательный рассказчик» |
30 | «Дешифровщик» | 1 ч. | Конструирование. Изготовление простейших многогранников. Игра «Перчили все предметы» Игра «Найди морских обитателей» Игра «Найди ошибки» Игра «Дешифровщик» Игра «Зверь, птица, небылица» |
Список литературы
Для педагога
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Е.Г.Коннова «РОСТ: Развитие Общение Самооценка Творчество» , Легион Ростовна-Дону, 2016
5. Л.М. Лихтарников «Занимательные логические задачи», Санкт-Петербург, 1996
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Для детей
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа "Учение с увлечением"
Игровая программа для третьеклассников содержит сценарий. Проведение игровой программы представлено в виде путешествия по станциям....
Приложения к игровой программе "Учение с увлечением"
Представлены задания, которые можно использовать в играх-путешествиях по станциям. Данные задания к разработке игровой программы "Учение с увлечением"...
Рабочая программа курса "Учение с увлечением"
Программа предназначена для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению предмета. Цель программы "Учение с увлечением" состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвть ...
Рабочая программа кружка «Учение с увлечением» начальные классы
Рабочая программакружка «Учение с увлечением»начальные классы...
Программа ВД "Учение с увлечением"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учение с увлечением» для...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» (стартовый уровень)
В век активной компьютеризации, информатизации и роботостроения благодаря разработкам компании ЛЕГО появилась возможность уже в младшем возрасте знакомить детей с основами строения технических объекто...
Программа курса внеурочной деятельности «Лего-конструирование» технической направленности стартовый уровень
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...