Программа индивидуального развития "Я - исследователь"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Данная программа помогает решить одну из важных задач - индивидуальный подход и помощь обучающимся, развитие индивидуальных способностей для проявления самореализации личности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуального развития «Я - исследователь»
«Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными
мы им предоставляем»
Глен Доман
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Программа «Я–исследователь» является продолжением урочной деятельности, опирается на программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Актуальность: данная программа помогает решить одну из важных задач - индивидуальный подход и помощь обучающимся, развитие индивидуальных способностей для проявления самореализации личности обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся 7-11 лет, одарённые дети.
Обучающаяся:
Возраст: 7-11 лет
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или несколько обучающихся, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью, они любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Исследуемая мною обучающаяся при поступлении в школу показала обширный кругозор, хорошую память, большой словарный запас, наличие логического мышления, поэтому я решила наметить пути развития личности данного ребенка, составив программу индивидуального развития «Я - исследователь».
Паспорт программы
№ пп. | Составляющие | Характеристика |
1. | Основание для разработки программа | Конвенция о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Устав школы. |
2. | Автор программы | Пронина Надежда Фёдоровна, учитель начальных классов МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» |
3. | Цель | Способствование интеллектуальному и творческому развитию отдельного конкретного обучающегося в различных видах деятельности. |
4. | Задачи: |
|
4. | Сроки реализации программы | Программа рассчитана на 4 года |
5. | Принципы реализации программы: |
|
6. | Этапы реализации программы | 1 этап – информационно-аналитический 2 этап – организационно-деятельностный, этап реализации 3 этап – результативно - диагностический |
7. | Ожидаемые результаты |
|
Содержание программы отвечает как насущным потребностям самого ребенка, так и его семьи и школы в целом. При этом главной целью идёт формирование у обучающейся интеллектуальных и творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям.
Механизм реализации программы
Принципы воспитания личности по индивидуальной программе развития:
1. Учет индивидуально-психологических особенностей ученика
2. Все участники (педагог, учащиеся, родители) являются активными субъектами совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве и творчестве.
3.Опережающий характер обучения и воспитания ученика с учетом логики развития личности учащихся.
4. Позитивный настрой.
Условия эффективности реализации программы:
1.Заинтересованность обучающейся в личностном учебном и творческом росте.
2. Создание ситуации успеха для реализации способностей учеников, поощрение их достижений.
3.Тесное взаимодействие родителей, классного руководителя, педагога-психолога, учителей-предметников.
4. Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей ученика.
5.Психолого–педагогическая поддержка ученика в формировании самостоятельности и адекватной самооценки.
Методы и формы реализации программы:
- Педагогическая диагностика.
- Мониторинг
- Анкетирование ребенка и родителей
- Опрос
- Беседа
- Анализ документов
- Наблюдение
- Психологическая диагностика.
- Социометрия
- Самооценка
- Изучение внимания.
- Изучение памяти.
- Изучение словесно – логического мышления.
- Эмоционально – личностная сфера.
- Межличностные отношения в семье.
3. Контроль над ходом реализации программы.
4. Рефлексия.
Методы и формы педагогического воздействия:
- Словесные:
- устное изложение
- беседа
- объяснение
- Наглядные:
- показ видеоматериалов, иллюстраций
- показ педагогом приёмов исполнения
- наблюдение
- работа по образцу
- Практические:
- речевые тренинги
- тренировочные упражнения
- стихосложение
- активные методы обучения
- Индивидуальная работа с родителями (беседы, анкетирование, консультации).
Направления реализации программы:
1. «Познай себя»
2. «Учись учиться»
3. «Поверь, ты талантлив»
4. «Семья и школа»
5. «Ты гражданин»
Риски в процессе реализации программы:
1. Утомляемость.
2. Излишняя психологическая напряженность обучающегося.
Стратегия устранения рисков:
1.Индивидуальная работа с обучающейся: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Использование здоровьесберегающих технологий.
V. Основные направления развития
Направление «Познай себя»
№ | Задачи | Формы работы | Ответственные |
Создать условия для положительного эмоционального настроя учащейся | Индивидуальные беседы с учащейся, тестирование «Доволен ли ты собой?» (Методика «Кто я?» - М. Кун, «Автопортрет – А.Карелин, «Лесенка» - С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) | Классный руководитель | |
Организовать методическую помощь, консультирование по данной проблеме | Индивидуальные беседы с обучающейся | Классный руководитель | |
Диагностировать психологическое состояние обучающейся | Проведение часов общения, анкетирование «Самооценка» (на основе оценочной школы Дембо-Рубинштейна) | Классный руководитель |
Направление «Учись учиться»
№ | Задачи | Формы работы | Ответственные |
Изучить и развивать интеллектуальные способности обучающейся, учебную мотивацию и отношение к учебным предметам | Посещение уроков, беседы с учителями-предметниками, анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам» (Приложение) | Классный руководитель, учителя-предметники | |
Воспитывать стремления стать образованным и культурным человеком | Индивидуальные беседы, классные часы | Классный руководитель | |
Развивать читательский интерес, читательские умения, желание учиться у обучающейся | Посещение библиотеки, беседы с библиотекарями, принятие участия в предметных конкурсах | Классный руководитель, библиотекарь, родители | |
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов | Индивидуальные беседы, классные часы | Классный руководитель |
Направление «Поверь, ты талантлив»
№ | Задачи | Формы работы | Ответственные |
1. | Формировать потребности у обучающейся к проявлению своих творческих способностей, их совершенствованию | Участие в различных творческих конкурсах школьного, городского, республиканского и других уровней | Классный руководитель |
2. | Воспитывать стремления к интересному и полезному времяпровождению, организовать дополнительное образование обучающихся | Посещение различных кружков и секций по интересам | Классный руководитель, родители |
3. | Создать ситуации успеха | Индивидуальная работа с обучающейся, родителями | Классный руководитель, социальный педагог |
Направление «Семья и школа»
№ | Задачи | Формы работы | Ответственные |
1. | Изучить семью обучающейся, диагностировать психологический климат в семье | Индивидуальные беседы с ученицей, родителями, анкетирование, посещение семьи | Классный руководитель |
2. | Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей | Родительские собрания, индивидуальные консультации | Классный руководитель |
Направление «Ты - гражданин»
№ | Направления программы | Формы работы | Ответственные |
1. | Воспитывать уважительное отношение к своим близким людям, к истории семьи и рода. | Составление родословной, изучение истории семьи | Классный руководитель, родители |
2. | Привлекать к активной общественной работе на благо родного города. | Участие в экологических субботниках, акциях. | Классный руководитель |
VI. Этапы реализации программы
Работа по индивидуальному плану развития ребенка проводится в три этапа.
1 этап – информационно-аналитический – 2014-2015 учебный год
Цель: углубленное изучение обучающейся.
Задачи:
- Провести психологическое обследование обучающейся с целью определения хода ее развития, соответствия развития возрастным нормативам.
Приоритетные направления:
- диагностика познавательной деятельности, обучающейся;
- исследование эмоционально-личностной сферы.
- Проанализировать результаты исследований.
Методы изучения учащейся, которые классный руководитель использует в своей работе:
· наблюдение за учениками, отношением к ней одноклассников;
· индивидуальная беседа с учениками и их родителям;
· анкетирование учеников и их родителей;
· тестирование;
· изучение документации (характеристика личного дела, медицинской карты и т.д..)
- Составить индивидуальный план работы с обучающейся;
- Составить индивидуально - характерологический портрет обучающейся на основе проведенных диагностик.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Основным, самым приемлемым и доступным методом для классного руководителя является педагогическое наблюдение за ребенком в процессе его разносторонней деятельности, общения со сверстниками, взаимодействие со взрослыми. А диагностику и анализ результатов проводит педагог-психолог.
Индивидуальный план работы с одаренным ребенком
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | Изучение интересов и склонностей обучающейся: уточнение критериев всех видов одаренности. Исследование психических процессов:
|
Октябрь | Исследование эмоциональных процессов:
Исследование качеств личности:
|
Ноябрь | Исследование социальных отношений:
Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. Диагностика творческих способностей (тесты Торренса). Составление индивидуального маршрута по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка |
Сентябрь - май | Подготовка и участие обучающейся в конкурсах, олимпиадах разного уровня. |
Декабрь | Подготовка к новогоднему утреннику, конкурсам ДПИ. Подготовка к конкурсу чтецов «Рождество Христово славим» |
Январь | Подготовка к выступлению на классных часах. Коррекция индивидуального маршрута обучающейся. Подготовка к городскому фестивалю «Рождество Христово славим» (праздничная инсценировка) |
Февраль | Подготовка исследовательской работы: - выбор темы, - изучение литературы, - исследования. |
Март | Подготовка к олимпиаде школьного уровня по окружающему миру, к неделе начальных классов (ответственная за стенгазету) |
Апрель | Результаты, достижения (мониторинг), Оформление портфолио успеха. |
Май | Коррекция индивидуального маршрута обучающейся, составление психолого-педагогической карты. Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты. |
Работа с родителями: | |
В течение года | Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к работе с одаренным ребенком. |
Круглый стол «Организация досуга одаренных детей». | |
Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ: «Осенний букет», «Подарок любимому учителю», «Цветы и фантазия» и т.д. | |
Родительские собрания | |
Отправление благодарственных писем родителям по результатам учебного года. | |
Сотрудничество с другими организациями: | |
В течение года | МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска», (кружки «Оригами», «Бисеринка», «Театральная шкатулка»). Центр народной культуры им.Я.Эшпая (вокальный ансамбль «Фантазия») Студия «Звук» |
Результаты психологической диагностики за 2014 – 2015 год. | |||
Метод исследования | Результат | Анализ результата | |
Познавательные процессы | |||
Память:
| «Узнавание фигур» | Норма | Познавательные процессы- норма. |
«10 слов» (автор А.Лурия) | Норма | ||
«Пиктограммы» (автор А.Лурия) | Высокий уровень | ||
Внимание | «Корректурная проба» (тест Б.Бурдона) | Концентрация внимания – средний уровень Устойчивость внимания – норма Переключаемость внимания – средний уровень. | |
Воображение | Тест «Торренса» | норма | |
Личностные характеристики | |||
Агрессия | «Несуществующее животное» (Автор методики:М.З. Дукаревич) | Устойчивая тенденденция к деятельности. | Эмоциональное состояние - благоприятное |
Личностные особенности | «Лестница» | Самооценка - норма. | |
Тревожность
| Тест «Прихожан» (автор А.М.Прихожан) | средняя низкая низкая низкая | |
Особенности межличностного взаимодействия | |||
Положение в классе | «Социометрия» (методика Дж.Морено) | Предпочитаемый (8 выборов) | |
Детско- родительские отношения | «Рисунок семьи» (автор Л.Корман) | Психологически благополучна. | Межличностные отношения в норме. |
Мотивация | |||
Оценка уровня школьной мотивации | Анкета по методике Н.Г. Лускановой | 20 баллов | хорошая школьная мотивация |
Для определения социального статуса учеников в классном коллективе педагогом - психологом была проведена социометрия. Проведение социологического опроса среди учащихся класса имела целью диагностику эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, выявление авторитета членов класса по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые).
По результатам стало видно, что обучающаяся оказалась звездочкой. Это связано с тем, что у данной учащейся:
- высокая успеваемость и заинтересованность в учебе;
- ярко выраженные творческие интересы.
Родители девочки также приняли активное участие в работе над программой, так как они заинтересованы в личностном росте своего ребенка. С ними была проведена индивидуальная работа, анкетирования. Классный руководитель стремится помочь родителям, повысить их педагогический уровень и таким образом влиять на благополучие и развитие ребенка.
Результаты диагностики родителей учащейся следующие:
· положительные качества: добрая, веселая, отзывчивая;
· недостатки: невнимательная, заносчивая;
· качества, которые родители стараются воспитать: уважение, доброта, активность;
· девочка имеет постоянные обязанности по дому;
· в семье отношения хорошие, уважительные, есть взаимопонимание;
По результатам работы составлен индивидуально - характерологический портрет обучающейся.
Индивидуально- характерологический портрет обучающейся.
Ученица 1 класса, возраст 7 лет
Общее физическое развитие в норме, то есть соответствует возрастным показателям.
Состояние здоровья: в норме, 1 группа здоровья
В семье психологическая атмосфера благополучная, семья полная. Отношения в семье теплые, доверительные.
В данной школе обучается с первого класса, пользуется авторитетом у многих детей, лидерскими качествами по оценке психолога обладает.
Отношение с одноклассниками ровные, проявляет уважительное отношение ко всем одноклассникам, не обижает их. Иногда испытывает обиду из-за непонимания со стороны одноклассников, эмоции проявляет сдержанно. Своим положением в классе довольна. На замечания учителей реагирует адекватно.
Может самостоятельно играть, рисовать, выполнять домашние задания, умение рационально организовать время может только с помощью мамы или бабушки. Предпочитает рисование, пение. Ей требуется внимание и одобрение со стороны взрослого.
К общественным поручениям относится добросовестно. Степень проявления самостоятельности при выполнении разовых поручений высокая, не нуждается в напоминании. В ситуации успеха ведет себя открыто, радуется. В ситуации неуспеха тревожится, самокритична.
Правила и нормы поведения соблюдает, дисциплинированна. Средняя концентрация внимания. Старается избегать конфликтных ситуаций, в случае их возникновения ведет себя настойчиво, но не агрессивно. Умеет отстаивать собственное мнение.
Промежуточные результаты:
Сильные стороны | Слабые стороны |
| 1. Не сомневается в своих силах,уверена при ответах. 2. Всегда проявляет инициативу, является зачинателем новых дел. 5. Учится в полную силу. |
Возможности | Угрозы |
| Посещает несколько кружков, есть вероятность переутомления. |
2 этап – основной: организационно-практический, этап реализации – 2015-2017 учебного года
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития.
Задачи:
- Составить индивидуальный план деятельности обучающейся, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть;
-планирование деятельности по достижению цели.
- Провести динамику интеллектуальных и творческих показателей обучающейся.
- Проанализировать собственную деятельность по итогам каждой четверти и учебного года.
- Обсудить проанализированную информацию с родителями обучающейся.
- Отследить результативность, промежуточную диагностику, сравнительный анализ, коррекцию;
Индивидуальный план работы с одаренным ребенком
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | Мониторинговая диагностика одарённости. Составление индивидуального плана деятельности обучающейся. |
Октябрь | Отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей обучающейся. Подготовка к школьным и городским конкурсам декоративно-прикладного творчества. Подготовка к конкурсу творческих работ «Мой учитель самый лучший» (сочинение). Подготовка к игре-конкурсу «Русский медвежонок». |
Ноябрь | Подготовка исследовательской работы: - выбор темы, - изучение литературы, - исследования. |
Декабрь | Подготовка к новогоднему утреннику, конкурсам ДПИ, конкурсу чтецов «Рождество Христово славим», участие в социальных акциях города «Помощь детям улицы», «Игрушка детям – инвалидам» и др. |
Январь | Совместная работа с обучающейся при подготовке дополнительного материала к урокам, к выступлениям на классных часах, классных и школьных мероприятиях. (презентации к уроку литературного чтения «братья Гримм», к внеклассному мероприятию «Мы мальчишек поздравляем» и др.) |
Февраль | Подготовка к конкурсу детского творчества, приуроченного к Всероссийской неделе «Театр и дети». Коррекция индивидуального маршрута обучающейся. Подготовка к конкурсу чтецов (Волшебное русское слово, соловьиный родник) |
Март | Участие в неделе начальных классов. Подготовка к школьной олимпиаде по экологии, всероссийской олимпиаде по литературному чтению ФГОС – тест, математическому конкурсе – игре «Кенгуру». Тренинг: детские кроссворды. |
Апрель | КВН «Экологические задачи» Участие во всероссийской олимпиаде по литературному чтению ФГОС – тест. Подготовка к городской олимпиаде школьников по экологии. Подготовка к конкурсу чтецов «Благовест!» |
Май | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка. |
Работа с родителями: | |
В течение года | Беседы с родителями, планы на год. |
Круглый стол «Особенности самооценки младших школьников». | |
Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ: «осень глазами детей», «Рождество Христово славим», «Светлая Пасха» и т.д. | |
Родительские собрания | |
Отправление благодарственных писем родителям по результатам учебного года. | |
Сотрудничество с другими организациями: | |
В течение года | МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска», (кружки «Оригами», «Бисеринка», «Театральная шкатулка», студия «Звук»). |
В данном плане отводится место для анализа учениками собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребят и классного руководителя.
3 этап – результативно – диагностический 2017- 2018 учебный год
Цель – подведение итогов реализация индивидуальной программы развития обучающейся.
Задачи:
- Провести индивидуальную работу с обучающейся по основным направлениям программы.
- Проконсультироваться со специалистами (социальным педагогом, педагогом - психологом, врачом, руководителем кружка, секции).
- Продолжать индивидуальную работу с родителями учащейся по развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка.
- Выявить уровень развития интеллектуальных и творческих способностей за определённый период.
- Провести сравнительный анализ и обобщение результатов развития.
- Определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
В конечном итоге, индивидуальная программа развития обучающейся должна способствовать ее самореализации, занятию ею благоприятного социального статуса в школе и классном коллективе, развитию ее интеллектуального и творческого потенциала.
Индивидуальный план работы с одаренным ребенком (2017-2018 уч.год)
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | Углубленное психолого-педагогическое изучение развития ребёнка Составление индивидуального плана деятельности обучающейся. Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников «Наследие» (школьный этап) |
Октябрь | Отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей обучающейся. Подготовка к школьным и городским конкурсам декоративно-прикладного творчества. Подготовка к игре-конкурсу «Русский медвежонок». Подготовка к общероссийской олимпиаде школьников по предметам «Мега-талант» |
Ноябрь | Подготовка исследовательской работы: - выбор темы, - изучение литературы, - исследования (тема «Гора Аламнер») Беседа «Я талантлив!» |
Декабрь | Подготовка к новогоднему утреннику, конкурсам ДПИ, конкурсу чтецов, участие в социальных акциях города «Наряжаем елку вместе», «Горка в каждый двор», «Игрушка детям – инвалидам!». |
Январь | Совместная работа с обучающейся при подготовке дополнительного материала к урокам, к выступлениям на классных часах, классных и школьных мероприятиях. Подготовка к литературному конкурсу «Служу России» (авторский стих) Работа над исследовательским проектом. |
Февраль | Участие в литературном конкурсе «Служу России» (авторский стих). Коррекция индивидуального маршрута обучающейся. Подготовка к конкурсу чтецов (Волшебное русское слово, соловьиный родник) Индивидуальная интеллектуальная игра «Своя игра». |
Март | Участие в неделе начальных классов Подготовка к школьной олимпиаде по экологии, всероссийской олимпиаде по литературному чтению ФГОС – тест, математическому конкурсе – игре «Кенгуру» |
Апрель | Участие во всероссийской олимпиаде по литературному чтению ФГОС – тест. Подготовка к городской олимпиаде школьников по экологии Подготовка к конкурсу чтецов «Благовест!» Выявление уровня развития индивидуальных способностей обучающейся за определённый период. Игра «Самый умный». |
Май | Составление карты успешности развития ребёнка. Сравнительный анализ, корректировка результативности и выполнения программы, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка «Звездочки». |
Работа с родителями: | |
В течение года | Беседы с родителями, консультации, тренинги. |
Круглый стол «Сравнительный анализ и обобщение результатов развития». | |
Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ: «Осень глазами детей», «Символ года», «Светлая Пасха» и т.д. | |
Родительские собрания | |
Отправление благодарственных писем родителям по результатам учебного года. | |
Сотрудничество с другими организациями: | |
В течение года | МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска», (кружки «Оригами», «Бисеринка», «Театральная шкатулка»). |
Мониторинг и анализ результатов
Результаты психологической диагностики за 2017-2018 год. | |||
Метод исследования | Результат | Анализ результата | |
Познавательные процессы | |||
Память:
| «Узнавание фигур» | Высокий уровень | Познавательные процессы-норма. |
«10 слов» (А.Лурия) | Высокий уровень | ||
«Пиктограммы» (А.Лурия) | Высокий уровень | ||
Внимание | «Корректурная проба» (тест Б.Бурдона) | Концентрация внимания – высокий уровень Устойчивость внимания – высокий уровень Переключаемость внимания –высокий уровень. | |
Воображение | Тест «Торренса» | норма | |
Личностные характеристики | |||
Агрессия | «Несуществующее животное» (Автор методики:М.З. Дукаревич) | Устойчиваятенденденция к деятельности. | Эмоциональное состояние -благоприятное |
Личностные особенности | «Лестница» | Самооценка - адекватная. | |
Тревожность
| Тест «Прихожан» (автор А.М.Прихожан) | высокая средняя средняя средняя | |
Особенности межличностного взаимодействия | |||
Положение в классе | «Социометрия» (методика Дж.Морено) | Предпочитаемый (15 выборов) | Лидер |
Детско- родительские отношения | «Рисунок семьи» (автор Л.Корман) | Психологически благополучна. | Межличностные отношения в норме. |
Мотивация | |||
Оценка уровня школьной мотивации | Анкета по методике Н.Г. Лускановой | 24 балла | хорошая школьная мотивация |
За время реализации программы были достигнуты следующие результаты:
- положительная динамика познавательных процессов (была норма, стал высокий уровень)
- самооценка повысилась.
- снизился уровень тревожности.
- положение в классе - лидер.
- повысилась степень активности, самостоятельности.
В организации классного самоуправления хорошо проявила себя при чередовании творческих поручений, в групповой работе. Были удачные самостоятельные подготовки в проведении классных часов. Успешное добровольное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.
Мама прислушивается к мнению педагогов, принимает активное участие в делах класса.
Промежуточные результаты:
Учебный год, класс | Название мероприятия | Форма | Результат | Ответственные |
Направление «Познай себя» | ||||
2014-2015 1 класс | Диагностика познавательных процессов | Тесты | Средний | Классный руководитель, педагог-психолог |
«Учимся дружить» | Классный час | Участие | Классный руководитель | |
«Посвящение в первоклассники» | Внеклассное мероприятие | Участие, читала стихотворение | Классный руководитель | |
Я и мой ребенок | Классный час | Участие совместно с родителями | Классный руководитель | |
2015-2016 2 класс | Диагностика познавательных процессов | Тесты | Выше среднего | Классный руководитель, педагог-психолог |
«Кто такой Друг?» | Классный час | Участие | Классный руководитель | |
О преодолении неуверенности | Индивидуальная работа | Беседа с мамой | Классный руководитель | |
2016-2017 3 класс | «Я и мои обязанности» | Классный час | Выступление | Классный руководитель |
Как воспитать любовь к труду | Родительское собрание | Участие мамы | Классный руководитель | |
«Можно ли тебе доверять? | Тест | Участие класса | Классный руководитель | |
Я и мои недостатки | Классный час | Выступление | Классный руководитель | |
2017-2018 г 4 класс | Углубленное психолого-педагогическое изучение развития ребёнка | Тесты | Высокий | Классный руководитель, педагог-психолог |
Диагностика уровня обученности | Мониторинг успеваемости по предметам | Хорошие показатели, стабильность | Классный руководитель | |
«Воспитай отличника» | Родительское собрание | Организация режима выполнения домашних заданий | Классный руководитель | |
Направление «Учись учиться» | ||||
2014-2015 1 класс | «Я лицеист» | Интеллектуальный конкурс | Диплом победителя | Классный руководитель |
«Человек и природа» | Олимпиада | Диплом участника | Классный руководитель | |
Всероссийская олимпиада ФГОС тест | Олимпиада | Диплом победителя | Классный руководитель | |
Исследовательская работа «Марий Эл подарила миру таких замечательных людей» | Олимпиада | Диплом участника | Классный руководитель | |
Викторина, посвященная русским художникам | Интеллектуальный конкурс | Грамота 1 место | Классный руководитель | |
«Эверест» | Международная предметная олимпиада | Диплом победителя | Классный руководитель | |
«Шаг в науку» | II республиканская НПК | Свидетельство | Классный руководитель | |
2015-2016 2 класс | «Богатство леса» | Творческий конкурс - игра | 2 место | Классный руководитель |
ФГОС-тест | Всероссийская олимпиада по литературному чтению | 2 место в регионе | Классный руководитель | |
«Русский медвежонок» | Конкурс – игра по русскому языку | Диплом участника | Классный руководитель | |
«Благовест» | Муниципальный конкурс чтецов | Диплом лауреата III степени | Классный руководитель | |
Школьная экологическая олимпиада | Олимпиада | 2 место | Классный руководитель | |
Городская экологическая олимпиада | Олимпиада | Диплом участника | Классный руководитель | |
2016-2017 3 класс | «Кенгуру» | Математический конкурс - игра | 3 место по РМЭ | Классный руководитель |
«Русский медвежонок» | Конкурс – игра по русскому языку | Диплом участника | Классный руководитель | |
ФГОС - тест | Всероссийская олимпиада по математике | 3 место в регионе | Классный руководитель | |
«Человек на Земле» | X всероссийский конкурс проектов | Сертификат | Классный руководитель | |
«Служу России» | Литературный конкурс | Грамота 1 место | Классный руководитель | |
2017-2018 4 класс | «Служу России» | Литературный конкурс | Грамота 2 место | Классный руководитель |
Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры» | Муниципальный тур | Диплом 3 степени | Классный руководитель | |
Направление «Поверь, ты талантлив» | ||||
2014-2015 1 класс | «Козьмодемьянск – наш город» | Городской конкурс детского поэтического творчества, посвященного 430-летию города | Диплом участника | Классный руководитель |
«Цветы и фантазия» | Городской конкурс ДПИ | 3 место | Классный руководитель | |
«Подарок любимому учителю» | Городская выставка изделий ДПИ | Диплом участника | Классный руководитель | |
«Рождественская звезда» | Городской конкурс творческих работ | Диплом участника | Классный руководитель | |
«Я люблю тебя музей» | Городской конкурс открыток - валентинок | 3 место | Классный руководитель | |
2015-2016 2 класс | «Осень глазами детей» | Муниципальный конкурс ДПИ | Участие | Классный руководитель |
«Мой учитель самый лучший» | Муниципальный конкурс творчесикх работ | Участие | Классный руководитель | |
«Театр и дети» | Муниципальный конкурс детского творчества | 3 место | Классный руководитель | |
«Рождественская звезда» | Городской конкурс творческих работ | Диплом участника | Классный руководитель | |
«Светлая Пасха» | Городской конкурс декоративно прикладного творчества | Диплом лауреата | Классный руководитель | |
«Подарок маме» | Городской конкурс декоративно прикладного творчества | Диплом участника | Классный руководитель | |
2016-2017 3 класс | «Благовест!» | Муниципальный смотр-конкурс | Сертификат участника | Классный руководитель |
«Слово Жизни» | Муниципальный конкурс чтецов в рамках празднования Дня православной книги | Сертификат участника | Классный руководитель | |
«Кукла своими руками» | Музейный конкурс поделок» | 2 место | Классный руководитель | |
«Гагарин, поехали!» | Всероссийский творческий конкурс | Диплом участника | Классный руководитель | |
«Огонь – не забава!» | Муниципальный конкурс детского творчества | Сертификат участника | Классный руководитель | |
2017-2018 4 класс | «Символ года – петух» | Муниципальный конкурс детского творчества | Сертификат участника | Классный руководитель |
«Свет Христова Рождества» | Городской конкурс чтецов | Сертификат участника | Классный руководитель | |
«Служу России» | Городской литературный конкурс (авторский стих) | Диплом за 2 место | Классный руководитель | |
Направление «Семья и школа» | ||||
2014-2015 1 класс | «Спешите делать добро» | Классный час | Участие | Классный руководитель |
«Профессии наших родителей» | Классный час | Участие | Классный руководитель | |
Рисунок семьи | Тест | Благополучие | Классный руководитель | |
Игра по станциям «По дороге в сказку» | Совместное досуговое мероприятие | Участие мамы | Классный руководитель | |
Поход на природу | Поход | Участие с мамой | Классный руководитель | |
2015-2016 2 класс | «День Земли» | Выступление группы | Самостоятельная подготовка | Классный руководитель |
«В здоровом теле – здоровый дух» | Лыжные прогулки в рощу | Участие совместно с родителями | Классный руководитель | |
Воспитательный потенциал семьи | Диагностика | Высокий | Классный руководитель | |
«Моя бабушка» | Внеклассное мероприятие с участием бабушек | Участие | Классный руководитель | |
Поход на природу | Поход | Участие с мамой | Классный руководитель | |
2016-2017 3 класс | «Семейные реликвии» | Классный час | Исследование «След войны в моей семье» | Классный руководитель |
«Современные дети. Какие они?» | Родительское собрание | Участие мамы | Классный руководитель | |
«Новогодний калейдоскоп» | Праздник | Подготовка с родителями | Классный руководитель | |
Катание с горки | Встреча учеников с родителями на городской горке | Участие совместно с родителями | Классный руководитель | |
«Масленица» | Катание с гор | Участие | Классный руководитель | |
«Мамочка милая, мама моя» | Внеклассное мероприятие | Участие мамы в конкурсе | Классный руководитель | |
Поход на природу | Поход | Участие с мамой | Классный руководитель | |
2017-2018 4 класс | «Семья – это…» | Классный час | Выступление | Классный руководитель |
«Семья и школа - партнеры в воспитании и обучении детей" | Родительское собрание | Выступление мамы | Классный руководитель | |
«Поможем ребенку вместе» | Родительское собрание о подготовке к ВПР | Участие | Классный руководитель | |
«Святки» | Праздник в Этнографическом музее под открытом небом | Участие | Классный руководитель | |
Поход на природу | Поход | Участие с мамой | Классный руководитель | |
Направление «Ты гражданин» | ||||
2014-2015 1 класс | «Игрушка детям – инвалидам» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель |
«Мы мальчишек поздравляем» | Классное мероприятие | Участие | Классный руководитель | |
«Их подвиги бесценны» | Классный час | Участие, чтение стихотворения | Классный руководитель | |
«Забота» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель | |
2015-2016 2 класс | «Игрушка детям – инвалидам» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель |
«Мы мальчишек поздравляем» | Классное мероприятие | Участие | Классный руководитель | |
«Воинская доблесть» | Утренник | Ведущая | Классный руководитель | |
«Милосердие» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель | |
2016-2017 3 класс | «Урок доброты» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель |
«Игрушка детям – инвалидам» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель | |
«Наши защитники» | Классный час | Участие в викторине | Классный руководитель | |
Смотр строя и песни | Смотр строевой подготовки | Участие в смотре строевой подготовки | Классный руководитель | |
2017-2018 4 класс | «Помощь детям улицы» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель |
«Нашим милым» | Классное мероприятие | Участие | Классный руководитель | |
Поздравление ветеранов | Участие | Классный руководитель | «Этот день мы не забудем никогда» | |
Смотр строя и песни | Смотр строевой подготовки | Участие в смотре строевой подготовки | Классный руководитель |
Динамика успеваемости
Учебный год | учёба | уровень воспитанности | участие в олимпиадах и конференциях | участие в конкурсах и мероприятиях |
2014-2015 уч.г. | 1 класс | 4,3 | 2 / 2 из которых 1 место | 3 / 1 из которых 1 место |
2015-2016 уч.г. | 5 | 4,4 | 4 / 2 из которых 3 место и 1 место | 5 / 1 из которых 3 место |
2016-2017 уч.г. | 5 | 4,8 | 4 / 2 из которых 2 и 1 место | 9 |
2017-2018 уч.г | 5 | 4,9 | 5 / 2 из которых 1 и 3 место | 11 |
Данные мониторинга показывают, что качество знаний обучающейся высокое, по итогам 2, 3, 4 класса получила Похвальный лист за отличные успехи в обучении, положительная динамика уровня воспитанности, увеличилось количество участия в олимпиадах и конференциях, а также в мероприятиях класса и школы. В целом, рейтинг обучающейся незначительно, но вырос.
Карта успешности развития ребёнка.
Год | Статус и вид мероприятия | Название мероприятия | Результат участия |
2015 | Муниципальный | Конкурс открыток «Спасибо деду моему» | Грамота2 место |
2016 | Муниципальный | Конкурс рисунков «Богатство леса» | Грамота 2 место |
2016 | Муниципальный | Смотр - конкурс чтецов «Благовест» | Диплом лауреата II степени |
2016 | Муниципальный | Историко-архивный конкурс «Заводы и заводчане» | Грамота 1 место |
2016 | Муниципальный | Городская олимпиада по экологии | Диплом |
2016 | Муниципальный | Конкурс чтецов «Слово жизни» | Грамота 1 место |
2016 | Республиканский | VIреспубликанская научно-практическая конференция «Корифеи» | Сертификат |
2016 | Межрегиональный | IIIмежрегиональная научно-практическая конференция «Шаг в науку» | Диплом лауреата 2 степени |
2017 | Всероссийский | Xвсероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Человек на Земле» | Сертификат |
2017 | Муниципальный | Литературный конкурс «Служу России» | Грамота 1 место |
Работа, проведенная в соответствии с программой индивидуального развития способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей, позволила достичь хороших успехов в учебной и внеурочной деятельности. Ребенок принимает участие во всех всероссийских и школьных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Имеет высокие результаты.
Итоги работы по программе.
Анализируя работу по программе, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка, осуществляемую в течение четырех лет работы в начальной школе, следует отметить, что обучающаяся все четыре года училась на отлично по всем школьным предметам. Особо следует отметить рост личностных достижений учащейся - стала активнее участвовать в различных конкурсах и мероприятиях как школьного и муниципального уровня, так и всероссийского. Во многом росту личностных достижений способствовала совместная работа с родителями. Обучающаяся адаптирована к разнообразным жизненным ситуациям, решению нестандартных жизненных и учебных задач (соответственно возрастным особенностям).
Целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и “слабых” учащихся, создает в коллективе атмосферу сотрудничества. В процессе обучения у школьников идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий; формируется осознание процесса учения не только с пониманием изученного, но и анализом хода познания. Развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, потребность в знаниях.
В целом на основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренным ребенком в классе велась целенаправленно и достаточно эффективно, значит индивидуальная программа «Звездочка» оправдывает поставленные цели и задачи.
Хочется в конце вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Использованная литература
- Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей. - Волгоград: Учитель, 2011
- Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003 г.
- Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 2011 г.
- Матюшина А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей – М. Омега –Л.2008
- Н.И.Панютина Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. Волгоград: Учитель, 2011. – 204с.
- Настольная книга классного руководителя / Москва: Центр «Педагогический поиск», 2007 – 143с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – 2-е изд., дораб. – Москва: «Просвещение», «Учебная литература», 1996 – 352с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального развития ребенка "Лучики моего Я"
Общество предъявляет социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаб...

Программа индивидуального развития
Программа индивидуального развития ребёнка по повышению самооценки...
Программа индивидуального развития ребёнка
Пррограмма развития на успешного ученика начальных классов....

Программа индивидуального развития ребенка.
Программа индивидуального развития ребенка « Я и мои успехи»....
Программа индивидуального развития
Цель программы индивидуального развития - создание условий для развития функционально грамотной личности,способного решать любые жизненные задачи, используя для этого приобретаемые в течение всей жизн...

Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС
Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...

программа индивидуального развития ребёнка
Настоящая программа достаточно информативна и создаёт широкое поле исследовательской деятельности. Она предполагает корректировку в зависимости от получаемых результатов....