Рабочая программа "Литературное чтение"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа "Литературное чтение", УМК "21 век".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.chtenie.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
|
Рабочая программа
по литературному чтению
3-А класс
Учитель: Иркабаева Елена Александровна
Количество часов в неделю – 4, всего 136 часов
Контрольных работ - 1
Калининград
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" составлена на основе программы учебного курса начального общего образования по литературному чтению (раздел 2 пункт 2 ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда) в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 года и приказом № 2357 от 22.09.2011 года.
Программа предназначена для учащихся общеобразовательных учреждений третьего года обучения.
Цель программы – планирование последовательного изучения учебных тем с целью достижения предметных и метапредметных результатов, которые создадут условия для достижения таких личностных результатов, как развитие самостоятельности и ответственности за свои действия, а также формирование основ российской гражданской идентичности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении предмета "Литературное чтение" являются:
- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, развитие умения извлекать из текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;
- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.
Предметом изучения курса "Литературное чтение" является художественная литература, которая оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
На уроках литературного чтения решаются следующие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью
замечательных людей, явивших примеры духовного и гражданского служения Родине, исполнения патриотического долга;
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;
- получение традиционных моральных нормах российских народов (в т.ч. православия);
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений (в т.ч. в семье) на примерах литературных персонажей, сюжетов литературных произведений.
Обучение строится на основе художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого принципов.
Система заданий сформирована с учетом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира второклассниками. Система заданий для первичного закрепления и контроля способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Ведущим средством реализации данной программы является авторский УМК "Литературное чтение" Л. А. Ефросининой, являющийся составной частью УМК "Начальная школа XXI века", входящий в федеральный перечень учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 с изменениями в соответствии с приказом от 08.06.2015 № 576.
Основной формой организации учебного процесса является урок (в соответствии с учебным планом школы 136 часа в год, включая 26 часов на изучение модулей: внутрипредметный модуль "Волшебный мир книги" – 20 часов, межпредметный модуль "Иллюстрирование и моделирование текстов" – 3 часа, «Проектно-практические задачи»-1час, «Предметная неделя»-2 часа,которые проводятся согласно расписанию, составленному в соответствии СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 года.
Метапредметный модуль "Иллюстрирование и моделирование текстов" объединяет предметы русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир, технологию и изобразительное искусство.
Модуль представляет собой организованную деятельность младших школьников по решению учебной задачи. Младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта, актера, режиссёра, скульптора и т.д. В связи с этим, целью данного модуля является создание определенного продукта в соответствии с тематикой модуля и с использованием средств предметов, являющихся ключевыми в его рамках.
Задачи модуля:
- повышение мотивации учебной деятельности через нестандартные формы проведения урока – это необычно, значит интересно.
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.
- развитие мыслительных операций.
- показ межпредметных связей и их применение при работе с разными видами текстов.
- интеграция учебных предметов на одном уроке и объединение предметов по темам, способам, понятиям в ходе решения ряда общих задач.
Внутрипредметный модуль "Волшебный мир книги" удовлетворяет потребностям учащихся, расширяет предметные знания, позволяет в полном объёме реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта.
Цель модуля – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи модуля "Волшебный мир книги":
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать "литературное пространство", соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Формы контроля достижения результатов и система оценивания базируются на системе оценивания планируемых результатов (раздел 1 пункт 3 ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда). Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса, осуществляется на материале изучаемых программных произведений в устной форме. Письменные работы (небольшие по объёму): ответы на вопросы, описание героев или события. Итоговый контроль проводится только индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы.
Планируемые результаты изучения курса
"Литературное чтение" в 3 классе
Личностные универсальные учебные действия
У ученика продолжится формирование:
- интереса к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
- умения выделять поступок как проявление характера героя;
- эмоционального отношения к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
- чувств доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
- понимания значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;
- элементы самооценки, стремление преодолевать учебные затруднения;
- умения сопоставлять поступки людей, в том числе и свои, с поступками героев литературных произведений.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- создавать алгоритм выполнения учебной задачи;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
- выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
Ученик получит возможность научиться:
- корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- сравнивать художественный и научно-популярный текст;
- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- анализировать доступные художественные тексты;
- ориентироваться в содержании учебника;
- пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
- осознавать роль названия произведения;
- понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- подбирать слова – определения для характеристики героев;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
- уважать мнение собеседников;
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Ученик получит возможность научиться:
- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
Предметные результаты
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
- правильному беглому сознательному выразительному чтению;
- озаглавливать прочитанный текст, подбирать иллюстрацию;
- определять тему текста (о чем?), главную мысль и идею произведения;
- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
- выявлять подтекст читаемого произведения;
- участвовать в коллективном обсуждении прочитанных произведений;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог;
- выделять олицетворение, эпитеты, сравнения (без терминов);
- составлять картинный план;
- составлять небольшой рассказ по иллюстрации;
- характеризовать персонаж, составляя небольшой рассказ о нем;
- определять отношения автора к персонажу;
- определять собственное отношение к персонажу;
- узнавать жанр басни;
- сравнивать произведения по тематике, жанру;
- обобщать прочитанные произведения по заданным параметрам;
- инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 75-80 слов в минуту);
- читать «про себя», понимая содержание текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;
- обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни;
- соотносить пословицы с произведениями;
- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев высказывать своё мнение о произведении;
- сравнивать персонажей близких по тематике произведений;
- выполнять проекты коллективно или в группах;
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике.
Произведения, предназначенные для заучивания наизусть:
№ | автор | название |
1 | И.А. Крылов | Ворона и лисица |
2 | А.С. Пушкин | У Лукоморья дуб зелёный |
3 | А.С. Пушкин | Сказка о царе Салтане (отрывок) |
4 | А.С. Пушкин | Зимний вечер |
5 | Ф.И. Тютчев | Чародейкою зимою |
6 | А.А. Фет | Кот поёт, глаза прищуря |
7 | Н.А. Некрасов | Мужичок с ноготок |
8 | Н.А. Некрасов | Мороз-воевода |
9 | И.С. Никитин | Русь |
10 | И.З. Суриков | Детство |
11 | С.Д. Дрожжин | Привет |
12 | С.А. Есенин | Я покинул родимый дом |
13 | С.А. Есенин | Береза |
14 | С.Я. Маршак | Урок родного языка |
15 | М.М. Пришвин | Моя Родина (отрывок) |
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Ефросинина Л. А, Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013;
- Ефросинина Л. А Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2013;
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. № 1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Для учителя:
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 класс (диск) / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
Глава 1.Устное народное творчество (20ч.) | ||
1 | Загадки. Пословицы. | 2 |
2 | Сказки. | 7 |
3 | Скороговорки. Потешки. | 2 |
4 | Былины. | 7 |
Глава 2. Басни (9ч.) | ||
1 | Басни И.Крылова. Эзопа. | 8 |
Глава 3. Произведения А.С.Пушкина (7 ч.) | ||
1 | Сказки «О царе Салтане…», «Сказка о попе и его работнике Балде» и др. | 3 |
2 | Стихи | 3 |
Глава 4. Стихи русских поэтов (8ч.) | ||
1 | Стихи Ф.Тютчева, А. Майкова, А. Фета | 3 |
2 | Стихи И.Никитина, И.Сурикова, С.Дрожжина | 3 |
3 | И.А. Бунин, Ф.Н. Глинка | 2 |
Глава 5 «Произведения Л.Н.Толстого (9ч.) | ||
1 | Сказки | 3 |
2 | Рассказы | 4 |
3 | Доп. Чтение А.П. Сергиенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | 1 |
Глава 6 «Произведения Н.А.Некрасова (6 ч.) | ||
1 | Рассказы | 3 |
2 | Стихи | 2 |
Глава 7 «Произведения А.П.Чехова (6 ч.) | ||
1 | Повесть | 1 |
2 | Рассказы | 3 |
3 | Доп. чтение И.С. Тургенев «Лес и степь» | 1 |
4 | Доп. чтение Л. Андреев « Кусака» | 1 |
Глава 8 «Сказки зарубежных писателей» (5 ч.) | ||
1 | Ш. Перро | 2 |
2 | Ц. Топелиус | 2 |
3 | Х.-К. Андерсен | 1 |
Глава 9 «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка» (6 ч.) | ||
1 | Рассказ «Приемыш» | 2 |
2 | Сказка «Умнее всех» | 2 |
3 | Рассказ «Постойко» | 2 |
Глава 10 «Произведения А.И.Куприна» (3ч.) | ||
1 | Рассказы | 3 |
Глава 11 « Стихи С.Есенина» (5 ч) | ||
1 | Стихи С.А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...». | 1 |
2 | Стихи С.А. Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы...». | 1 |
3 | Стихи С.А. Есенина. «Бабушкины сказки». | 1 |
4 | Стихи С.А. Есенина. «Сыплет черемуха снегом». | 1 |
5 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение. С.А. Есенин. «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...»; И.С. Тургенев. «Деревня». | 1 |
Раздел 12 «Константин Георгиевич Паустовский» (6ч.) | ||
1 | Сказка «Стальное колечко». | 2 |
2 | Юмористические рассказы. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». | 1 |
3 | Научно-познавательные рассказы. К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». | 1 |
4 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». | 1 |
5 | Слушание и работа с книгами К Г. Паустовского. Дополнительное чтение. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы» | 1 |
Раздел 12 «Самуил Яковлевич Маршак» (3ч.) | ||
1 | Произведения С.Я. Маршака. Стихотворения | 2 |
2 | Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. Дополнительное чтение. Пьеса- сказка «Кошкин дом». | 1 |
Раздел 13 «Леонид Пантелеев» (5ч.) | ||
1 | Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово». | 2 |
2 | Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель». | 1 |
3 | Л. Пантелеев «Новенькая» | 1 |
4 | Л. Пантелеев «Фенька» | 1 |
Раздел 14 « Аркадий Петрович Гайдар» (8ч.) | ||
1 | Произведения А.П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень». | 2 |
2 | Произведения А.П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы). | 2 |
3 | С.В. Михалков «Аркадий Гайдар» | 1 |
4 | К.Г. Паустовкий «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» | 1 |
5 | Доп. чтение С.В. Михалков «Ошибка» | 1 |
6 | Доп. чтение В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 |
Раздел 15 « Михаил Михайлович Пришвин» (3ч.) | ||
1 | Произведения М.М. Пришвина. Очерк «Моя Родина». Рассказ-описание «Жаркий час» | 1 |
2 | Произведения М.М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка». | 1 |
3 | М.М. Пришвин «Жаркий час». | 1 |
Раздел 16 « Произведения зарубежных писателей» (5 ч.) | ||
1 | Дж. Лондон. «Бурый волк». | 2 |
2 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». | 2 |
3 | Дж. Чиарди «Джон Пленти и кузнечик Дэн» | 1 |
Образовательные модули | ||
Промежуточная аттестация | 2 | |
Внутрипредметный модуль | 20 | |
Метапредметные модули: «Иллюстрирование и моделирование текстов», «Проектно-практические задачи», «Предметная неделя» | 3 1 2 | |
ИТОГО: | 136 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....