ПМ 03 ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику интерпретировать полученные результаты
статья (4 класс)
Педагогическое наблюдение один из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования педагогической практики.,
Оно представляет собой непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях.
Наблюдение требует от исследователя точной фиксации фактов и объективного пегогического анализа.
Наблюдение в педагогическом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения о ранее изучаемом объекте, а может использоваться как источник информации при построении гипотез.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Протокол наблюдения за деятельностью и поведением обучающихся
Дата: с 10.04.2019 г. по 20.04.2019
Время: 9:30 - 13:30
Урок (мероприятие): математика
Класс: 4
Количество обучающихся присутствующих на уроке: 27
Студентка: Цуцман Татьяна Борисовна
Цель: выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения.
Задачи:
- провести наблюдение за динамикой работы школьников на уроке;
- осознанно ли выполнение установленного в данной деятельности порядка;
- добровольно ли выполнение правил, установленных коллективом;
- недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.);
- соблюдаются ли правила поведения при изменении обстановки;
- выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля;
- умение организовать свою деятельность;
- умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства;
- умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности;
- соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности;
- планирование своих действий и разумное их чередование;
- рациональное расходование времени с учетом обстановки;
- умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
По длительности проведения: кратковременное.
По охвату: выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов).
По степени участия исследователей: опосредованно.
Объект: деятельность и поведение младших школьников в образовательной деятельности.
№ п/п | Обучающийся (имя и начальная буква фамилии) | Волевые качества. Оценка силы признаков волевых качеств по пятибалльной системе: 5 —очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — достаточно развито, 2 —слабо развито, 1 — отсутствует у обучающегося | ||||||||||
Дисциплинированность | Самостоятельность | Организованность | ||||||||||
осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.) | добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.) | недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.) | соблюдение правил поведения при изменении обстановки | выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.) | умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.) | умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав | умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности | соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.) | планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки | умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки | ||
1 | Милана Б. | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 |
2 | Никита Б. | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
3 | Денис Б. | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
4 | Полина В. | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
5 | Оксана Г. | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
6 | Кирилл Д. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
7 | Ангелина К. | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 |
8 | Саша К. | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
9 | Слава К. | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
10 | Кирилл Л. | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
11 | Ира М. | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
12 | Александр М. | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
13 | Настя М. | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 |
14 | Александр М. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
15 | Виктория М. | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
16 | Алексей О. | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 |
17 | Максим П. | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
18 | Диана Р. | 3 | 5 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
19 | Алиса С. | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
20 | Яна С. | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
21 | Анастасия Т. | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 |
22 | Максим Ц. | 3 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
23 | Алиса Ш. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
24 | Дима Ш. | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 |
25 | Никита Я. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Средний балл | 3.7 | 3,8 | 3,4 |
I. Дисциплинированность
1) осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.) – 3,4 (средний уровень)
2) добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.) – 4 (высокий уровень)
3) недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.) – 3,6 (высокий уровень)
4) соблюдение правил поведения при изменении обстановки – 3,4 ( довольно высокий уровень)
Средний уровень дисциплинированоости по классу – 3,7 (достаточно высокий).
II. Самостоятельность
1) выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.) – 4 (высокий уровень)
2) умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.) – 4 (высокий уровень)
3) умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав – 3 (средний уровень)
4) умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности – 4 (высокий уровень)
Средний уровень свмостоятельности по классу – 3.8 (высокий уровень)
III. Организованность
1) соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.) – 3 (средний уровень)
2) планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки – 3 (средний уровень)
3) умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки – 3 (средний уровень)
Средний уровень организованности по классу – 3,4( средний уровень).
Советы для развития организованности:
Для школьника хороший способ выработки организованности – это развитие умения планировать и ориентироваться во времени. Планируйте день, распределяйте время вместе с ребенком, совершенствуйте вместе с ним собственное умение планировать и организовываться. План должен быть реальным, с учетом сил и возможностей ребенка. Важен не столько сам план, а сколько процесс планирования. Ведь в процессе планирования ребенок как раз и учиться организовывать свое время, находит оптимальный способ выполнения дела, познает свои реальные возможности.
Для развития организованности важно также развитие умения достигать цели. Для достижения главной цели требуется выделить промежуточные цели, достижение которых приближает к достижению главной цели. Еще важные правила цель должна соответствовать возможностям ребенка или подростка. Ребенок должен представлять себе реальный результат в случае достижения цели и что этот результат ему даст. Также ребенку необходимо понимать, что текущие неудачи бывают у всех и это не повод для уныния и отказа от достижения цели, хотя что-то откорректировать, возможно, придется. Ну, и конечно, главные помощники и учителя для ребенка в развитии умения достигать своих целей это родители. Именно добрые помощники, а не придирчивые критики.
Предварительный просмотр:
Диагностика выявления интеллектуальных качеств личности ребенка
Цель: выявить интеллектуальные качества личности и изучение индивидуального своеобразия каждого воспитанника, выявить факторы риска.
Задачи диагностики:
1. Определение особенностей развития во времени воспитательного процесса в данном классе.
2. Определить эффективность педагогических средств, форм, методов и организации воспитательного процесса.
3. Прогнозирование возможных результатов путем развития коллектива и личности, динамика развития коллектива.
Вопросы для диагностики:
- Знаешь ли ты дни недели? Перечислите дни недели. Какой день предшествует вторнику? Какой день следует за ним?
- Знаешь ли ты времена года? Назови их.
- Какие ты знаешь цвета, назовите 10 цветов.
- Где ты живешь(город, посёлок, страна)? Как называется наша планета? 5.Каких ты знаешь домашних животных, и чем они отличаются от диких?
- Чем отличается день от ночи? Что можно делать днем, и что нужно делать ночью?
Примечания: ответы на вопросы протоколируются, затем анализируются с точки зрения правильности и полноты. Правильный и полный ответ оценивается в 1 балл; частичное отсутствие этих показателей - в 0,5; неправильный ответ в 0 баллов. Результаты будут классифицироваться следующим образом; 4 балла – высокий уровень, 2 - 3 – средний, 0-1 низкий.
Итог проведения диагностики: диагностика показала, что в 4 классе обучающиеся хорошо развиты, очень умны и способны.
Из 25 человек: 9 человек показали самый высокий результат, 7 человек высокий результат, 7 человек средний и 2 человека низкий.
Детям эта диагностика понравилась, они с большим удовольствием отвечали на вопросы, которые показались им лёгкими, поэтому и показали хороший результат.
Считаю, эта методика будет более информативна в 1 и 2 классах.
Предварительный просмотр:
Программа педагогической диагностики для изучения качеств личности учащихся 4 класса
При разработке программы педагогической диагностики для проведения исследования возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников необходимо указать цель исследования с учетом гендерного подхода, название диагностических методик с указанием авторов. Отразить назначение педагогической диагностики (для учителя, родителей и и других участников педагогического процесса.).
Задачи диагностики:
1. Определение особенностей развития во время воспитательного процесса в данном классе.
2. Определить эффективность педагогических средств, форм, методов и организации воспитательного процесса.
3 Прогнозирование возможных результатов путем развития коллектива и личности, динамика развития коллектива.
Программа педагогической диагностики для изучения качеств личности учащихся 4 класса
Методы диагностики:
- Модифицированная анкета. В процессе практики была проведена модифицированная анкета с учащимися 4 класса целью, которой было выявление уровня сформированности волевых качеств младшего школьника.
Ниже представлены диагностики, которые можно будет провести в будущем.
Методы исследования:
-организационные: сравнительный метод
-эмпирические: методика Ильина Е. П «Волевой ли ты человек»; метод обобщения независимых характеристик, методика Корнилова К. Н. «Развитие терпеливости», метод сравнительного анализа
- способ обработки данных: математико-статистический
-интерпретационные
Модифицированная анкета, пройденная учениками 4 класса
Ответы на вопросы протоколируются, затем анализируются с точки зрения правильности и полноты. Правильный и полный ответ оценивается в 1 балл; частичное отсутствие этих показателей - в 0,5; неправильный ответ в 0 баллов. Оцениваются результаты следующим образом; 4 балла – высокий уровень, 2 - 3 – средний, 0-1 низкий.
- Достигаешь ли ты цели, поставленные родителями? (1 б.)
- Ставишь ли ты себе цели? (1 б.)
- Умеешь ли ты сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, учителю, когда хочется играть на перемене; не выкрикивать на уроке, а подождать своей очереди). (1 б.)
- Ты ответственно относишься к заданиям? (1 б.)
- Можешь ли ты выполнять задания самостоятельно? (1 б.)
- Способен ли ты сам без внешнего принуждения организовать свое время? (0,5 б.)
- Можешь ли ты без напоминания сесть за приготовление домашних заданий? (1 б.)
Вывод
Результаты анкетирования показали, что у 23 обучающихся из 25 сформировались высокие волевые качества. Большая часть ребят отвечали на поставленные вопросы правильно, полными содержательными ответами. Ребятам, которые испытывали затруднени я при от вете была оказана помощь.
Высокие показатели волевых качеств – исключительно положительная характеристика, которая помогает ребятам в освоении учебной программы. Эти качества помогут ребятам в период адаптации при переходе в среднее звено школы.
С точки зрения правильности и полноты проведенная диагностика имеет высокий уровень.
Имя | Уровень | Кол-во баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Милана Б. | высокий | 5 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,5 | 0.5 | 1 |
2.Никита Б. | высокий | 5 | 1 | 0.5 | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
3.Денис Б. | высокий | 5 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0.5 |
4.Полина В.. | высокий | 6 | 1 | 1 | 0.5 | 1 | 1 | 0,5 | 1 |
5.Оксана Г. | высокий | 6 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 0.5 | 1 |
6.Кирилл Д. | средний | 2,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0 | 0 | 0,5 | 0 |
7.Ангелина К. | высокий | 6,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 1 |
8.Александра К. | высокий | 5,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 0.5 | 1 |
9.Слава К. | высокий | 5,5 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 |
10.Кирилл Л. | высокий | 4,5 | 1 | 1 | 1 | 0.5 | 0,5 | 0 | 0.5 |
11.Ирина М. | высокий | 6,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 1 |
12.Александр М. | высокий | 4,0 | 0,5 | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0 |
13.Анастасия М. | высокий | 5,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
14.Саша М. | средний | 2,5 | 0.5 | 0,5 | 1 | 0 | 0,5 | 0 | 0 |
15.Виктория М. | высокий | 6,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 1 |
16.Алексей О. | высокий | 6.5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 1 |
17.Максим П. | высокий | 6.5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 1 |
18.Диана Р. | высокий | 4,5 | 0,5 | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
19Алиса С. | высокий | 5,5 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 |
20.Яна С. | высокий | 4 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0 | 1 |
21.Анастасия Т. | Высокий | 4.5 | 1 | 0.5 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | 1 |
22.Максим Ц. | высокий | 4,5 | 0.5 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 0 | 0,5 |
23.Алиса Ш. | высокий | 6,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 1 |
24.Дмитрий Ш. | высокий | 5,5 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 0.5 | 0,5 |
25.Никита Я. | средний | 2,0 | 0,5 | 0,5 | 0 | 0 | 0,5 | 0 | 0,5 |
Предварительный просмотр:
Диагностика адаптации первокласников к школе: методики проведения
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях»
К. Д. Ушинский.
Осознав свои достоинства и недостатки, растущий человек сам начнет сознательно влиять на свое развитие.
Задачи диагностики:
- Определение особенностей развития во времени воспитательного процесса в данном классе.
- Определение эффективности педагогических средств, форм, методов и организации воспитательного процесса.
- Прогнозирование возможных результатов путем развития коллектива и личности, динамика развития коллектива.
Суть адаптации первоком первоклассников.
Школа ставит перед ребёнком большое колличество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идёт од алаптпции к школе – самом напряжённом периоде в первый год обучения. Она проходит на социальноом, психологическом и физическом уровнях.
Период адаптации у каждого ребёнка проходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трёх недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявить причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в «ходе» подстраивания» первоклассника к школьной жизни.
Факторы социальной адаптации | Факторы физиологической адаптации | Факторы психологической адаптации |
1.Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи. 2.Сложились устойчивые способы взаимотношения со сверстниками и взрослыми. 3.Намнечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе. | 1.Высокая работоспособность. 2.Хороший сон и аппетит. 3.Отсутствие симптоматических заболеваний. | 1.Нет перепадов настроения и капризов. 2.Присутствует положительная мотивация к обучению. 3.Овладение основными навыками учебной деятельности 4.Готовность к самооцениванию |
Основные вопросы проведения диагностики
Диагностика адаптации первокласссников предполагает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменеий, которрые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребёнка.
Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведённого исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной жизни.
Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников.
Диагностика проводится в несколько этапов.
- Наблюдение – идёт в течении первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребёнка на уроках и переменах.
- Обследование – проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
- уровня умственного развития первоклассников, выявление детей у которых есть отставание от возрастной нормы.
- степени сформированности мотивов к учению, определение ведущего.
- стабильности эмоционального состояния школьника, наличие отрицательных или положительных эмоций, котрые переживает ребёнок в разных учебных ситуациях.
- уровня школьной тревожности, анализ факторов, котррые вызывают у первоклассников дискомфорт, напряжение, страх.
3. Составление индивидуальных заключений – после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
* определяются дети, попадающие в группу риска;
*вырабатываются рекомендации для учителя и родителя.
Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результаьами диагностики. Она может иметь такой вид.
4.Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников – итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
* малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
* индивидуальных консультаций;
* родительского собрания.
5. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации – происходит в тесном взаимодействии со всеми сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
- групповые занятия;
- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
- индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
Можно воспользоваться такими рекомендациями Овчаровой Р. В.
6.Реализация индивидуальных программ – занимает 4-6 месяцев.
7. Повторная диагностика – должна быть проведена в конце учебного года (апрель-май) для получения итоговых данных .
8. Заключительный этап – необходим для сопоставления стартовых и итоговых показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребёнка и устанавливается эффективность выработанных рекомендаций и программ.
На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптпции первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь форму:
Вид деятельности | Цель и задачи | Содержание работы | Формы обобщения информации | Ответственные | Сроки |
Для проведения полной и достоверной информации о адаптации ребёнка необходимо также проводить:
- опрос родителей;
- интервьюирование учителей;
- изучение медицинских карт детей.
Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребёнка уходит 15 -20 минут.
Основные методики проведения диагностики адаптации первокласников
Для проведения диагностики адаптации первоклассников психолог выбирает наиболее эффективные методики, которые отвечают таким требованиям:
- напрвлены на изучение всех ключевых параметров адаптации;
- не только выявляют признаки дезадаптации, но и выявляют факторы, влияющие на появление проблем в адаптации;
- не требуют больших организационных, временных, материальных затрат для их проведения.
Наблюдение
Наиболее распространённый метод диагноностики – наблюдение. Чаще используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребёнка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:
- наличие схемы наблюдения;
- систематичность;
- объективность.
Наблюдение также должно включать:
- анализ успеваемости ребёнка;
- просмотр тетрадей;
- прослушивание устных ответов;
- анализ сложившихся межличностных отношений.
В результате наблюдений происходит оценивание по 5-ти бальной шкале основных семи компонентов.
- Учебной активности;
- Усвоение программных материалов;
- Поведение на уроках;
- Поведение на переменах;
- Взаимотношения с одноклассниками;
- Отношения к учителю;
- Эмоции.
Соответствующие балы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.
Фио | Учебная активность | Усвоение програмного материала | Поведение на уроке | Поведение на перемене | Взаимоот-я с однокласн. | Отношение к учителю | Эмоции | Общий балл | Выводы |
Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:
- 35- 28 – высокий уровень адаптации;
- 27 – 21 – средний уровень адаптации;
- 20 и меньше – низкий уровень.
Для проведения наблюдения в период адаптации можно использовать карту Стотта, которая предусматривает, изучение ассоциальности, инфантильности и неуверенности.
При этой методике общий бал не выводится, а оценивается каждый критерий отдельно. После этого определяются группы детей, имеющие наиболее высокие (выше 65%) показатели по каждому фактору.
Тест «Домики»
Ещё одним методом диагностики адаптации первоклассников к школе является тест «Домики». Его проводят с целью определения:
- ценностных ориентаций;
- социальных эмоций;
- личностных отношений.
Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О. А. Орехова. Для его проведения необходимо приготовить:
- опросный лист;
- 8 карандашей (чёрный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зелёный, жёлтый, корасный);
Карандаши не должны внешне отличаться друг от друга.
Для исследования нужно пригласить группу детей (10- 15 человек) и рассадить их отдельно друг от друга. Обязательно нужно исключить нахождение учителя в классе во время проведения диагностики. Дети должны выполнить три задания.
Задание 1.
Предлагается картинка домика, к которому ведёт дорожка из 8 прямоугольников. Первоклассникам предлагается по порядку разукрасить их, при этом каждый цвет можно использовать только один раз. Сначала нужно выбрать наиболее понравившийся цвет и разукрасить первый прямоугольник. Далее берётся тот цвет, который больше нравится среди оставшихся. Последний прямоугольник будет разукрашен самым некрасивым, по мнению ребёнка, цветом.
Задание 2.
Дети будут разукрашивать картинку, на которой изоббражена улица с несколькими домиками. Психолог должен объяснить, что в этих домиках живут различные чувства. И детям нужно для каждого из них подобрать тот цвета, который ассоциируется у них при назывании таких слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение..
В этом задании один и тот же цвет можно использовать несколько раз. Если школьники не понимают значение какого-либо из названных слов, то психолог его разъясняет.
Задание 3.
Картинка используется такая же, как и в предыдущем задании. Теперь дети должны разукрасить домики в такой цвет, который символизирует их жителей. В первом домике живёт душа ребёнка, обитатели 2-9 домиков отвечают за его настроение в таких ситуациях.
- когда идёт в школу;
- на уроке чтения;
- на уроке письма;
- на уроке математики;
- когда общается с учителем;
- когда общается с одноклассниками;
- когда находится дома;
- когда делает уроки.
В десятый домик ребёнок должен сам поселить любого «цветного» жителя, который будет означать его особое состояние в важной для него лично ситуации. После выполнения этого задания каждый первоклассник должен рассказать психологу, что имеено означает для него этот десятый домик (лучше это делать так, чтобы не услышали другие ребята), и он делает соответствующую пометку на опросном листе.
При подведении итогов этой диагностики адаптации первоклассников психолог должен ориентироваться на такую нумерацию цветов: 1 – синий,2- зелёный, 3 – красный, 4 – жёлтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 - чёрный, о – серый.
Процедура обработки начинается с задания №1, который определяет вегетативный коэффициент. Он характеризует энергичный баланс организма: его способность к энергозатратам илитенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0.2 – до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
- 0 -0,5 – хроническая переутомляемость, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребёнка.
- 0,51- 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего режима, смены труда и отдыха.
- 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребёнок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребёнку восстанавливать затраченную энергию.
- Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребёнка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельночсти, режима труда и отдыха, а иногда и снижения нагрузки.
Далее раасчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определённый порядок цветов (34251607) –аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчёта суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением. Затем разности (абсолютные величины, без учёта знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только чётным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребёнка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:
- Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребёнка доминирует плохое настроение, неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребёнок не может решить самостоятельно.
- 10- 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребёнок может радоваться печалиться. Поводов для беспокойства нет.
- Менее 10 – преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел, счастлив, настоение оптимистично.
Задания 2 и 3 по сути рассшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблеммах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций, в норме позитивные чувства ребёнок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и чёрным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений.
Счастье- горе – блок базового комфорта.
Справеливость – обида – блок личностного роста.
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии.
Скука – восхищение – блок познания.
При наличии инверсии цветового градусника ( основные цвета занимают последние места) у детей наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание на то, как раскрашивает ребёнок парные категории и насколько дтояалеко пары отст в цветовом выборе.
Актуальность переживания ребёнком того ил и иного чувства, указывает на его место в цветовом градуснике (задание №1).
В задание №3 отражено эмоциональное отношение ребёнка к себе, школной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашиват эти домики коричневым или чёрным цветом. Целессобразно выделить ряды объектов, которые ребёнок выделил одинаковым цветом. Например, школа- счастье - восхищение или домашние задание – горе – скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоцинального отношения ребёнка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить 3 группы детей:
- с положительным отношение к школе;
- амбивалентным отношение к школе;
- негативным отношение к школе.
Следует отметить , что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.
Чтобы не заниматься самостоятельно такими сложными подсчётами, можно попробоватьнайти в интернете специальную программу, предназначенную для обработки, результатов этого теста.
Анкета «Уровня школьной мотивации»
Для определения школьной адаптации первоклассников к школе можно также использовать диагностику мотивационной сферы ребёнка по методике Н. Г. Лускановой. Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.
При обработке результатов все ответы нужно занести в таблицу, которая содержит специальный ключ для определения количества полученных баллов.
Данная методика позволяет не только определитьуровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребёнка посещения школы.
Методика «Лесенка»
Для определения уровня самооценки ребёнка при диагностики адаптации первоклассников к школе рекомендуется использовать методику «Лесенка». Для её проведения необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.
Ребёнку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:
- на 1 – самые хорошие ребята;
- на 2 и 3 – хорошие;
- на 4 – ни хорошие, ни плохие;
- на 5-6 – плохие;
- на 7 – самые плохие.
Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен распологаться он сам. Можно поставить на этой ступеньке кружочек или поставить любую другую пометку. Не нужно при проведении теста акцетировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показал бы на каждую ступеньку и объяснил бы её значение, а дети просто соотносили бы её со своим изображением.
Результаты оцениваются следующим образом:
- 1 – завышенная самооценка;
- 2 и 3 – адекватная;
- 4 – заниженная;
- 5 и 6 – плохая;
- 7 -резко заниженная.
Такую методику можно заменить аналогичным тестом «Кружки».
Также для определения уровня самооценки первоклассника можно воспользоватьсоводится способом исследования адаптации методом Люшера, который проводится при помощи специальных бланков.
Тест на тревожность
Для определения уровня тревожности первоклассников предлагается провести опрос учиителя и родителей.
При подведении итогов необходимо посчитать общий бал, суммирует результаты обоих опросов.
Также для определения эмоциональных проблем ребёнка можно провести тест «Диаграмма «Хорошее –плохое»
Ещё одна похожая по своему направлению Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Диагностики для 1-4 классов. Протокол наблюдения. Анализ полученных результатов протокола. ...
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Диагностика исходного уровня сформированности познавательного интереса (Методика Л.М. Фридмана). Протокол наблюдения. Анализ полученных результатов протокола....
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты...
ПК3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику ,интерпретировать полученные результаты
ПК3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику ,интерпретировать полученные результаты...
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты...
ПМ 03. ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Диагностики для 1-4 классов. Протокол наблюдения. Анализ полученных результатов протокола....
ПМ 03. ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Это один из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования педагогической практики.Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесс...