ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
материал на тему
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностики для проведения исследования возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников
Методы педагогической диагностики
Методика "Исключение лишнего"
Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
Вывод: Вопросов по выполнению у учащихся не возникало. Проводя диагностику учащихся в данном классе был выявлен высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями.
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Вариант | Пункты плана наблюдений | ||||||
Реакции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
Г |
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
а) сангвинический;
б) холерический;
в) флегматический;
г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков "+" в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
Методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.
Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
- Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
- Больше всего я люблю, когда учитель...
- Больше всего я не люблю, когда учитель...
- Больше всего мне школа нравится за то, что...
- Я хотел бы, чтобы в школе...
- Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
- Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
- Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...
- Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
- Мне всегда интересно, когда на уроках...
- Если нам не задают домашнего задания, я...
- Если я не знаю, как решить задачу, я...
- Если я не знаю, как написать слово, я...
- Я лучше понимаю, когда на уроке...
Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).
Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
Методика "Выбор"
Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. "Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) 100 рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?"
Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.
Методика “Цветик-семицветик” (составлена И.М.Витковской)
Цель: выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.
Ход проведения. Учащимся предлагается таблица, в которую требуется записать свои желания относительно окружающих его людей. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний.
Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:
Ф.И. | Желания | |||
Для себя | Для близких людей | Для класса и школы | Для других людей | |
| Ум, профессию врача | Счастья | Победы | Здоровья |
| Машину, дом, счастья в любви | Счастья, здоровья, успеха | Победы, здоровья | Здоровья, счастья |
| Здоровья | Любви, успехов | Много хорошего, побольше средств | Удачи в жизни, крепких нервов |
| Счастья | Здоровья, счастья | Хороших оценок | Счастья в любви |
| Красоты | Здоровья, счастья | Хорошей учебы | Хорошего настроения |
| Крутости | Здоровья, счастья | Больше хороших учителей | Счастья |
| Хорошей учебы | Счастья, успеха | Хороших учителей | Счастья, здоровья |
Вывод: диагностика показала, что опрошенные дети нравственно воспитаны, но также так же у них присутствуют материальные и личные потребности.
Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:
- Дружелюбие
- Согласие
- Теплота взаимоотношений
- Взаимная поддержка
- Занимательность
- Скука
- Успешность
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.
Предварительный просмотр:
Протокол наблюдения за деятельностью и поведением учащихся.
Дата 23.01- 27.01
Время 8.30 - 13.25.
Урок (мероприятие) Литературное чтение, русский язык, музыка, математика, окружающий мир ,перемена.
Учитель Михайловская О.В.
Класс 2 "Б"
Количество учащихся присутствующих на уроке 27_
Цель: выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения.
Задачи: провести наблюдение за динамикой работы школьников на уроке; осознанно ли выполнение установленного в данной деятельности порядка; добровольно ли выполнение правил, установленных коллективом недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.); соблюдаются ли правила поведения при изменении обстановки; выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля; умение организовать свою деятельность; умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности; соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности; планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в которой определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных. В теории выделяют такие виды наблюдения. По длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдное (продолжительное). По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).
Объект: деятельность и поведение младших школьников в образовательной деятельности
№ п/п | Учащийся (имя и начальная буква фамилии) | Волевые качества. Оценка силы признаков волевых качеств по пятибалльной системе: 5 —очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — достаточно развито, 2 — слабо развито, 1 — отсутствует у учащегося | |||||||||||
Дисциплинированность | Самостоятельность | Организованность | |||||||||||
осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.) | добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.) | недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.) | соблюдение правил поведения при изменении обстановки | выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.) | умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.) | умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав | умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности | соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.) | планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки | умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки | |||
1 | Амина А. | 55555 | 55555 | 55555 | 44544 | 43544 | 44545 | 45443 | 45345 | 55555 | 45454 | 35345 | |
2 | Эльвира Д. | 55555 | 55555 | 55555 | 45453 | 45443 | 54545 | 54343 | 34534 | 45455 | 45455 | 45435 | |
3 | Прохор Д. | 55545 | 45455 | 55555 | 54545 | 35433 | 45454 | 35434 | 34534 | 45455 | 45545 | 45454 | |
4 | Наталья Д. | 55544 | 54454 | 55555 | 45455 | 45445 | 45454 | 35344 | 34543 | ||||
5 | Глеб.Е | 33434 | 34433 | 23232 | 34323 | 23232 | 33345 | 35343 | 32433 | 23232 | 45544 | 45454 | |
6 | Варвара З. | 45455 | 54454 | 44545 | 45445 | 34333 | 34534 | 35343 | 34434 | 45454 | 44454 | 54454 | |
7 | Руслан З. | 55455 | 45445 | 55555 | 45454 | 43534 | 34345 | 45434 | 45434 | 55454 | 45454 | 54533 | |
8 | Дарья К. | 55555 | 55555 | 45545 | 45445 | 45435 | 34345 | 43454 | 45534 | 55555 | 45455 | 45343 | |
9 | Герман К. | 33433 | 33344 | 33234 | 34223 | 45345 | 35345 | 32434 | 35443 | 34433 | 45544 | 34543 | |
10 | Валентин К. | 55545 | 55555 | 55555 | 45445 | 45454 | 34435 | 45454 | 34453 | 45544 | 45455 | 34534 | |
11 | Анастасия Л. | 44545 | 44545 | 55455 | 45445 | 45455 | 4534 | 54435 | 34544 | 45453 | 55545 | 45433 | |
12 | Иван Л. | 34334 | 43343 | 44455 | 45444 | 54454 | 45434 | 35443 | 45344 | 35444 | 33444 | 54544 | |
13 | Кирилл М. | 33333 | 33332 | 22323 | 34334 | 32222 | 23343 | 35444 | 45344 | 34454 | 34333 | 34543 | |
14 | Алексей М. | 32323 | 33323 | 33434 | 34343 | 22222 | 23232 | 23432 | 23243 | 34434 | 34432 | 34534 | |
15 | Антон М. | 45434 | 45433 | 44544 | 45444 | 34544 | 34343 | 34334 | 35434 | 45434 | 54444 | 34353 | |
16 | Вадим М. | 55555 | 55555 | 55455 | 45444 | 34343 | 34544 | 45534 | 45344 | 45445 | 45534 | 35343 | |
17 | Оксана Н. | 44544 | 45454 | 55545 | 45445 | 32344 | 35434 | 34434 | 45344 | 23332 | 54233 | 45434 | |
18 | Глеб. П | 55555 | 55555 | 54545 | 35443 | 53443 | 34233 | 34334 | 34435 | 45544 | 45434 | 34534 | |
19 | Полина П. | 54554 | 45544 | 45545 | 35445 | 34543 | 35344 | 35435 | 45435 | 45544 | 54454 | 45343 | |
20 | Виктория С. | 44455 | 54454 | 54454 | 45335 | 53445 | 34454 | 35434 | 54543 | 45454 | 45435 | 45434 | |
21 | Иван С. | 44454 | 54454 | 54544 | 45444 | 35434 | 45344 | 45344 | 34545 | 45454 | 45434 | 35344 | |
22 | Виктория Т. | 55445 | 55545 | 54554 | 45445 | 35434 | 45443 | 34343 | 34344 | 54455 | 44434 | 45435 | |
23 | Евгений Ч. | 33233 | 33322 | 43443 | 34334 | 32233 | 32434 | 35434 | 43543 | 34345 | 54454 | 45435 | |
24 | Юлианна Ш. | 44555 | 55454 | 54554 | 34545 | 34454 | 34333 | 34453 | 35454 | 45454 | 45444 | 45345 | |
25 | Никита Ш. | 44455 | 54544 | 54554 | 45445 | 34534 | 33433 | 34534 | 34554 | 33443 | 54535 | 45345 | |
26 | Мария Щ. | 55555 | 55555 | 55555 | 45445 | 34534 | 43543 | 45344 | 34545 | 54545 | 53434 | 45343 | |
27 | Алина Щ. | 45555 | 54555 | 45545 | 34545 | 34453 | 54334 | 45434 | 45434 | 45455 | 45453 | 35434 | |
Средний бал: | 4,69 | 4,85 | 4,84 | 4,21 | 3,87 | 3,66 | 3,89 | 3,88 | 4,31 | 4,67 | 4,25 |
Студент (ка) СПО- 22.46 ________________/ Белявская А.А____________/
Дополнительные наблюдения и выводы:
(Примечание: общая оценка силы каждого волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок всех признаков данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4, и выше, данное качество имеет высокий уровень проявления, 3- средний уровень, 2-1 - низкий уровень. )
Имя | Дисциплинированность | Самостоятельность | Организованность |
Амина А. | 4.8 | 4.4 | 4.5 |
Эльвира Д. | 4.8 | 4.7 | 4.5 |
Прохор Д. | 4.8 | 3.7 | 4.5 |
Наталья Д. | 4.7 | 4 | 4.8 |
Глеб.Е | 3.1 | 3.1 | 3.8 |
Варвара З. | 4.7 | 3.4 | 4.8 |
Руслан З. | 5 | 4.2 | 4.9 |
Дарья К. | 5 | 4.2 | 4.8 |
Герман К. | 3.3 | 3.7 | 3.8 |
Валентин К. | 5 | 3.9 | 4.1 |
Анастасия Л. | 4.7 | 3.4 | 4.8 |
Иван Л. | 4.1 | 4.5 | 4.1 |
Кирилл М. | 3 | 3.4 | 3.4 |
Алексей М. | 3.3 | 2.3 | 3.4 |
Антон М. | 4.5 | 3.4 | 4.4 |
Вадим М. | 4.8 | 3.9 | 4.2 |
Оксана Н. | 4.7 | 3.6 | 4 |
Глеб. П | 4.8 | 3.9 | 4.1 |
Полина П. | 4.5 | 3.7 | 4.8 |
Виктория С. | 4.9 | 4.4 | 4.5 |
Иван С. | 4.9 | 4 | 4.2 |
Виктория Т. | 4.7 | 3.7 | 4.8 |
Евгений Ч. | 3.6 | 3.5 | 4.4 |
Юлианна Ш. | 4.9 | 3.4 | 4.5 |
Никита Ш. | 4.9 | 3.4 | 4.4 |
Мария Щ. | 4.9 | 3.9 | 4.8 |
Алина Щ. | 4.8 | 4.4 | 4.2 |
Средний балл | 4,65 | 3,83 | 4,41 |
Уровень сформированности волевых качеств обучающихся
1. Дисциплинированность
2. Самостоятельность
3. Организованность
Рекомендации учителю: Нужно уделять больше внимания самостоятельной работе обучающихся, так как самостоятельность низкая - это видно на диаграме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Диагностики для 1-4 классов. Протокол наблюдения. Анализ полученных результатов протокола. ...
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Диагностика исходного уровня сформированности познавательного интереса (Методика Л.М. Фридмана). Протокол наблюдения. Анализ полученных результатов протокола....
ПК3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику ,интерпретировать полученные результаты
ПК3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику ,интерпретировать полученные результаты...
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты...
ПМ 03. ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Диагностики для 1-4 классов. Протокол наблюдения. Анализ полученных результатов протокола....
ПМ 03. ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Это один из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования педагогической практики.Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесс...
ПМ 03. ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Протокол педагогического наблюдения с результатами проведенного исследования и выводами....