Проект
проект (4 класс)

Cибгатуллина Халиса Райхановна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

На тему: Культура и традиции  родного края.\ Туган як традицияләре һәм мәдәнияте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sibgatullina_h.r.docx742.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Николая Соболева Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"/«Татарстан Республикасы Зеленодольск муниципаль районы Советлар Союзы Герое Николай Соболев исемендәге Васильево 2 нче номерлы урта гомуми белем бирү мәктәбе» муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

На тему: Культура и традиции  родного края.\ Туган як традицияләре һәм мәдәнияте

Проект выполнила: учитель                                                                       родного (татарского) языка первой                                                                                     квалификационной категории                                                                      Сибгатуллина Халиса Райхановна

  2020


Вид проекта: творческий

Участники проекта: Учителя родного языка, технологии, дети, занимающиеся в кружках.

Срок реализации: краткосрочный

Образовательная область: патриотическое  воспитание.

Актуальность проблемы: Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы- взрослые должны  воспитывать у детей интерес и уважение культуры своего народа.

Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

Цель проекта: создание условий для развития  творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Культура и традиции народов Татарстана».

Задачи проекта: Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей младшего школьного возраста,  а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Татарстана», «Национальный костюм», «Национальный орнамент», «Сказки»,  «Пословицы и поговорки», «Игры»; создание галереи детского творчества, проектных работ по теме; изготовление леп-бука в подгруппах;  оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту, создание презентаций и ведение мини сайта в интернет сообществах.

Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой татарского народа.

Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.        

Планируемый результат. 

1. Расширение представлений детей об окружающем мире.
2. Обогащение представлений детей о традициях и культуре родного края.

3. Углубление жизненного опыта.
4. Знание правил народных игр, умение в них играть.
5. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края.

Предварительная работа:

Проведение мониторинга  знаний  на тему: «Культура и традиции татарского народа». Определение темы, задачи и цели проекта. Подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материал.

Основной этап. Работа с детьми, сотрудничество с родителями, школьной  библиотекой, с Васильевским ДК, работа в интернет сайтах, оформление презентаций , участие в конкурсах, концертах.

Условия реализации программы: реализация программы невозможна без использования ресурсов:

  • Художественная литература в школьной и поселковой библиотеках
  • Учебно-методические материалы;
  • Наглядные демонстрационные пособий и таблиц;
  • Интернет-ресурсы;
  • Мультимедийные презентации;
  • CD и DVD диски с подборкой материалов для проведения занятий.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятиях.

Эш юнәлешләре:

Этапы и сроки реализации: 

Этапы

Содержание

Компетентности

I. Организационно- методический этап Подготовительный

(август, сентябрь.)

-изучение теоретических основ проблемы;

-подбор образовательных методик и  диагностических методик;

- занятия кружка

- составление плана кружковой работы, с учётом пожеланий детей.

Информационные,учебные

II. Основной этап Практический

1-я четверть(сентябрь, октябрь),

1.Отбор необходимой информации к проектам по теме « Татар халык киемнәре», поэтапная работа над проектами, защита.

2. Игры «Танышабыз», «Исәнләшү», « Нәрсә- кайда?», «Нәрсә юк», «Урынын тап», «Чума үрдәк, чума каз», «Чүлмәк сатам», песни «Әпипә», «Әнисә», и др.

- Музейный урок, постановка сказки на выбор.

Социальные, коммуникативные, общеучебные, информационные,

поисковые (исследовательские),

рефлексивные

2-я четверть (ноябрь, декабрь)

1.Отбор необходимой информации к проектам по теме « Татар өе поэтапная работа над проектами, защита.

2. Игры «Аксак мәче»,  «Түбәтәй», «Урманга-авылга», « Алырмын кош» , «Әниләр һәм бәбиләр», песни« Сөлге чигәм», «Шәл бәйләдем», и др.

- Внеклассное мероприятие

«Әбием сандыгы»

Социальные, коммуникативные, учебные, информационные,

поисковые (исследовательские),

рефлексивные

3-я четверть (январь, февраль, март)

1.Отбор необходимой информации к проектам по теме «Татар халык ашлары», 2. Игры «Наза», «Миңлебай»,«Биш пар», песни «Туган телем»,«Гүзәл туган ягым»и др.

- Внеклассное мероприятие

«Туган телем – татар теле, Татарстан – туган телем»

Социальные, коммуникативные, учебные, информационные,

поисковые (исследовательские),

рефлексивные

IV.Рефлексивный этап

(апрель, май.)

 Завершающий

Участие в школьном, муниципальном этапе республиканских конкурсов, подготовка и выступление в конференциях, постановка сказки по произведениям Г.Тукая,подведение итогов работы, награждение победителей.

Презентационные;

рефлексивные;

социальные;

коммуникативные

1.Введение..............................................................................................................5

2. Основная часть

2.1. Основные моменты в развитии и формировании учебной мотивации ….6

2.2. Игровые технологии, как фактор обучения и развития личности

младшего школьника……………………………………………………………..7

2.3. Проектная деятельность как средство активизации мыслительной деятельности учеников…………………………………………………………. 9

3.Заключение……………………………………………………………………..10

4.Литература……………………………………………………………………..14

5.Приложение……………………………………………………………………15

1.Введение

Если ребенок занимается в кружке тем, что его интересует, тем, что ему нравится, это не будет для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе, а наоборот, такая смена деятельности для него лучший отдых. В кружке, если он хорошо организован, к услугам ученика предоставлены различные зоны для занятий, игр, отдыха. В кружках, как правило, меняется стиль общения, царит более неформальная обстановка, меняется круг общения, но так как интересы детей совпадают, общение становится более тесным, дружеским, плодотворным. Даже очень застенчивые дети становятся открытыми, эмоциональными. Занимаясь в кружке, достигая общей цели, дети развивают навыки общения, учатся разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы, способствуют повышению самооценки, если ребенок добивается успеха, победы в конкурсах, соревнованиях – это укрепляет веру его в себя, в свои силы, знания, умения. Он становится более уверенным уже в любых жизненных ситуациях.

 Составляя план работы кружка, особое внимание уделяю устному народному творчеству, так как нельзя представить язык без коротких, ясных крылатых фраз и пословиц. В них метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Для развития речи эффективны народные театрализованние игры, как «Кабак», «Алырмын кош», «Аксак мәче», «Аксак төлке», «Тел алыш», «Почмак алыш».Наиболее интересным получаются и музыкальные подвижные игры, основанные на повторение и шуточные песенки.(«Чума үрдәк, чума каз»,   «Парлы   уен», Миңлебай» и.т.д.)(Приложение № 4) Народная культура, традиции и праздники помогают обогатить знания о татарском народе.

   Оснавную часть кружковой работы занимают развивающие игры по теме и  подготовка к постановке. Как я и упоминала, кружкавая работа, по моему мнению, является интересным продолжением урока и темы должны быть созвучны.  И постановки подбираются по произведениям, с которыми дети знакомились на уроках, по знаменательным датам и праздникам, о которых говорили. Например, во 2-м  классе  изучается  перевод сказки  «Колобок». Работа над текстом, словарная работа  проходит на уроке, а завершающее выступление  с костюмами и музыкой -  во время кружкового занятия. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в татарской речи.  Для постановок использую как оригинальный текст (Г.Тукай «Эш беткәч уйнарга ярый»,), так и облегчённый вариант («Алтын алмалар», « Шалкан әкияте» и т.д) . Детям очень нравится ставить музыкальные сказки, так как песенки мы разучиваем на уроках,  в виде физминуток, слова легко запоминаются. Например:  «Шүрәле», «Кәҗә белән сарык»

       После таких занятий и постановок повышаются знания детей. Дети, играющие основные роли, очень «вырастают», поэтому иногда нужно придумать маленькие роли для более застенчивых детей. И в постановках участвуют все. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а, следовательно, разговаривать по-татарски. Молодому педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона при театрализованной деятельности. Для этого дети должны чувствовать себя комфортно, не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия, тем интенсивнее происходит усвоение татарской речи.

   Театрализованная деятельность по обучению детей татарскому языку, не только обогащает словарный запас, но и развивает психические функции личности ребёнка, художественные способности, творчество в любой области. В театрализованной деятельности ученик получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определённый результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А повторяя много раз, можно добиться хороших результатов. Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им. Таким образом, творческая театрализованная деятельность детей играет огромную роль в обучения их татарскому языку и способствует его лучшему усвоению языка.

2.1. Основные моменты в развитии и формировании учебной мотивации

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность. [http://открытыйурок.рф/статьи/569621/]

Как развивать у  школьника  интерес к  предмету? Особо важным стимулом пробуждения интереса к процессу познания и изучения того или иного языка служит авторитет учителя. Какие же качества особенно привлекают школьников в их учителе?  Особенно важны в учителе его внешний вид, жизнерадостность, ласковость, улыбчивость, доброта. Я считаю, что в любом возрасте дети реагируют на эмоциональность учителя. К.Д. Ушинский полагал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила «изливается только из живого источника человеческой личности» [8, с. 36]. В труде «О преподавании отечественного языка» Федор Иванович Буслаев писал: «Мне даже неприятно видеть исключительно только учителя языка, естественной истории или географии и пр., когда я ожидаю большего: воспитателя детей, образующего разум для образования сердца и вносящего светоч в души еще новые, чтобы осветить их благоразумием и добродетелью…» [3, с. 27]. Он подчеркивал, что «нет ничего вреднее в педагогическом отношении, как чрезмерное преобладание утомительного для ума и памяти заучивания наизусть грамматических правил, отрешенных от живой, осмысленной речи, как в младших классах, так и особенно в старших, где время должно быть сберегаемо для предметов, более обязательных по их образовательному действию в умственном и нравственном отношении» [3, с. 43].  Оксана Сергеевна Булатова в своей работе среди прочих личностных качеств учителя назвала наиболее ценные для наших размышлений: эмоциональность, интуицию, воображение, наблюдательность, способность к импровизации и, конечно же, артистизм [2, с. 39]. Только учитель, обладающий артистизмом даёт возможность ученику стать героем и пережить настоящие приключения вместе со сверстниками, эмоциональность и азартность обеспечивают привлекательность обучения для детей.

    Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из главных задач учителя – преподавать язык в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение родного языка только по учебникам и при помощи бесед не приведет к ожидаемому результату. Тем более ожидать от родителей какой-либо мотивации не приходится.  

       У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится самой главной. Поэтому на уроках очень важно создавать ситуацию успеха, где каждый чего – либо может достигнуть.

Далее с позиций современной педагогической науки, для повышения интереса к языку, учителю надо обратить внимание на следующее:

Стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – работать над самооценкой (у меня - небольшие карточки, в которых дети сами ставят себе баллы).

Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка, научить учиться.

Стараться, когда это возможно, связывать темы одного предмета с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. Вновь и вновь вспоминать пройденную лексику с помощью игр и состязаний.

 Использовать на уроке разные образовательные технологии, менять методы и способы объяснения темы, избегая однотипности и монотонности. Использовать по возможности, технические средства и интернет ресурсы.

 И самое главное – умело использовать интересы детей. А у детей любого возраста это безусловно -  игра.

    2.2. Игровые технологии, как фактор обучения и развития личности

младшего школьника

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся. В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

С помощью игровых технологий на уроке и внеурочной работе можно достичь сразу нескольких целей:

•        расширить и закрепить изученный лексико-грамматический материал;

•        развить речевые умения учащихся;

•        развить память, внимание, сообразительность, воображение учащихся;

•        создать атмосферу поиска и творчества на уроке;

•        развить творческую активность, инициативу, креативность учащихся;

•        научить сотрудничать в разнообразных по составу группах;

•        снять эмоциональное напряжение, монотонность.

   Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу:«Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

    Использовать игровые технологии можно на любом этапе урока. Конечно же, игра потребует от учителя больших затрат времени при подготовке. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети и как легко запоминают слова. Я не буду перечислять всем известные игры, а приведу только примеры игр, которые, по моему мнению, наиболее эффективны на уроках родного языка. Например, по примеру С.Х.Айдаровой,  я сделала листы фонетической и лексической зарядки, в которых нарисованы изображения на слова с особо сложными звуками татарского языка[ә, ө,ү, җ,ң,һ,о,ы, к,г, ч, w].(Приложение №1) Они сделаны на альбомном листе, позже сделала и электронный вариант, в виде презентации. (Её можно найти на моём мини-сайте Социальной сети работников образования nsportal.ru) Я их использую для фонетической зарядки, когда дети освоятся, прибавляю ещё несколько рисунков. Если лист заполнен, и дети без труда называют слова без помощи учителя, начинаю с ними играть в «я -учитель», «лото со словами», «лото с загадками», «кто первый», «кто быстрее» или устраиваю групповые состязания. По каждой теме листы обновляются и получаются дидактические материалы, по которым выполняются упражнения по составлению словосочетаний и предложений, рассказов.Для развития речи считаю самыми эффективными сюжетно-ролевые игры. Это игры сказочного содержания (инсценирование сказки), игры бытового содержания(ситуации дома, в быту), игры обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения в магазине, театре,и т.д.),игра «Репортер».«Сүз атыш», «Баскычка менү», «Кара-каршы», «Калын-нечкә», «Очучылар», «Зинһар өчен», «Үз урынын тап!», «Серле тартма»-  вот только некоторые игры для развития словарного запаса. «Лото», «Домино», кроссворд, чайнворд, ребусы и другие настольные игры- для закрепления знаний.( Приложение №2) Игры «Пантомимо», «Изобрази слово» помогают развитию артистизма, их использую как физкультминутки и как зарядка в кружковой работе.Эффект состязания – ещё один важный момент игры, особенно в более старшем возрасте. Командные соревновательные игры чаще всего провожу во время кружковой работы, во внеурочное время, но иногда и на уроках можно организовать состязания между группами учеников. Это не только викторины и конкурсы, но и переделанные всеми любимые телевизионные игры «Поле чудес» ,«Угадай мелодию», «Звёздный час»,  «Тамчы шоу», «КВН», «Квест». С хорошей подготовкой можно провести целое мероприятие в формате таких игр.  (Приложение № 3) Не забываю о здоровье детей и стараюсь, чтобы дети были активными весь урок, но чувствовали себя комфортно.  Игра – это движение и азарт. Чтобы быстро успокоиться, опять продолжить занятие в спокойном ритме, игра  «Молчанка», игры с карточками «Немой диктант», игры на внемание, считалки, спокойные физкультминутки. (Опубликованы в сообществе «Уйный – уйный өйрәнәбез» на сайте еdu.tatar.ru)

 Чаще всего молодые учителя боятся играть с детьми, так как потом не могут собрать детей. Для них скажу, что использование игр на уроках гарантирует позитивное эмоциональное состояние и атмосферу ощущения посильности заданий, а для того, чтобы организовать детей, не нужно делать лишних пауз, остановок, а быстро поменять род деятельности или переключить внимание переходя на шёпот, включив музыку, поставив презентацию, картинку или мультфильм, сейчас есть огромное множество технических возможностей. Например, я часто пользуюсь электронным приложением к учебнику на сайте электронного образования, библиотеку «Бала РФ». И самое главное при использовании игровых и проектных технологий необходимо соблюдать следующие условия:

- соответствие игры учеников целям урока

- доступность для учащихся данного возраста

- умеренность в использовании игр на уроке.

2.3. Проектная деятельность как средство активизации мыслительной деятельности учеников

Проектная технология получила в настоящее время широкое распространение, как личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая принцип обучения в сотрудничестве.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

В ходе выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся самостоятельно работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, кроссворды, ребусы, продумывают способ презентации, и конечно, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. К тому же метод проектов изменяет отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации или в один из способов презентации материала В своей работе я часто обращаюсь к этому методу, но это задание выполняют в группе из 3-4-х детей на обобщающем уроке. Когда только начинаем изучать новую тему, я сообщаю, что при завершении мы будем делать проектную работу и показываю, в каком виде можно будет её презентовать. Дети сами выбирают вид работы, создают группу и распределяют обязанности. В ожидании выступлений, дети заинтересованно изучают тему, находят свои интересные материалы и  на последнем уроке выполняют творческую работу.                         Игровые, проектные технологии можно использовать при изучении родного языка во всех классах на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого возраста и уровня развития, подготовленности и информированности учащихся. Их применение способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитанию ответственности и взаимопомощи учащихся, развитию самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит поиску согласия, выработки общего мнения о том, что и как надо делать, учит работать в команде. Использования этих технологий показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Очень важно, что эта эффективность касается не только успехов учеников, но и их нравственного развития. Помочь друг другу, вместе решить сложные проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Ещё ярче это видно на занятиях вне урока, где дети раскрепощены и занимаются тем, что больше всего нравится.

3.Заключение

  Обучение татарскому языку как родному в русской школе для учителя задача не из лёгких. Заинтересовать каждого ученика, зажечь в нем искру любознательности, научить любить свой родной язык, а значит и свой народ, и уважать другие - очень трудно, не имея опыта и должного образования. Особенно молодому учителю нужно быть в постоянном поиске, повышать знания, и находит лучшие решения в трудных ситуациях.  Технологий и новых методик много, важно знать и уметь их использовать. И, по моему мнению, учить только по одному, шаблонному методу – это путь к неудачам. Важно учитывать все факторы: способности и интересы детей, технические возможности и оснащённость учебного кабинета, заинтересованность родителей, и.т.д. И, самое главное, единство учебной и внеурочной деятельности в достижении одной цели-формировании и развитии мотивации к изучению родного языка.

Литература:

1. Айдарова С.Х. К знаниям через игру. Казань - 1998

2. Булатова  О.С. Педагогический артистизм. – М., 2001

3. Буслаев Ф.И. Общий план и программы обучения языкам и литературе в женских среднеучебных заведениях // Ф.И. Буслаев. Преподавание отечественного языка. М., 1992.

4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.,1988.

5. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М., 1991.

6. Кэррол Изард. Психология эмоций. – СПб., 2000.

7. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения. В 3-х тт. – М., 1979.

 8.Ушинский К.Д. Родное слово // К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения в шести томах. Т.2. – М., 1988.

   
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение №1

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\WP_20180611_10_18_30_Pro.jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\WP_20180611_10_17_58_Pro.jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\WP_20180611_10_17_23_Pro.jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\WP_20180611_10_17_08_Pro.jpg

Приложение №2

«Репортер». Учитель надевает очки и с игрушечным микрофоном берёт интервью у детей. После репортёром становится один из учеников и игра продолжается.

«Сүз атыш». Дети встают в круг и кидают маленький мяч друг-другу, проговаривая в этот момент слово на определённую тему. На ком остановился мяч – наказание: повторить все слова, которые сказали до него. (Остальные могут помочь другу).

«Баскычка менү». На доске нарисована лестница.  Учитель раздает детям карточки и они делятся на две команды. Например: «Йорт хайваннары», «Кыргый хайваннар». За правильный ответ на вопрос соответсвующая картинка поднимается по лестнице. Побеждает команда, которая быстрее доберётся до верхней ступеньки.

«Кара-каршы». Детям раздаются карточки с антонимами. Ученики выходят , называют слово, у кого антоним этого слова, должен быстро выйти и встать напротив.

«Калын-нечкә». Учитель называет слова, если у этого слова твёрдое произношение, дети поднимают руки, а если мягкое – приседают. После учитель и желающий ученик меняются местами.

 «Зинһар өчен!». Учитель даёт команды, а ученики выполняют, только если скажет: «Зинһар өчен!».  

«Үз урынын тап!».

  1. вариант: Для повторения слов, которые означают местоположение предметов (алдында, артында,өстендә, астында). На доске рисунок дома, дети выходят и расставляют предметы (карточки на магнитах) в нужном месте, проговаривая, например:  «Агач өй янында».
  2. вариант: На доске текст, а дети вставляют туда картинки.
  3. вариант: Учитель или ребёнок загадывает предмет , который есть в классе и спрашивает: Нәрсә? Кайда? Дети задают вопрос, например: Өстәл астындамы? Водящий отвечает: « Юк, өстәл астында түгел!» И так, пока не отгадают место, а потом и предмет.

 «Серле тартма»-  Учитель прячет предмет в коробку. Начинает её описывать, или загадывает загадку. Дети отгадывают, что там находится.

«Лото». Ученикам раздаются карты «Лото», фишки в конвертах. Учитель  называет слово, дети закрывают рисунок фишками. У кого заполнится ряд, становится водящим, а учитель наблюдает за ходом игры.

 F:\грант\грамоты\WP_20180611_06_45_33_Pro.jpgF:\грант\грамоты\WP_20180611_06_45_02_Pro.jpg

F:\грант\грамоты\WP_20180611_06_44_50_Pro.jpgF:\грант\грамоты\WP_20180611_06_45_22_Pro.jpg

   кояш

 Нәрсә?     Исем.

    фил

    оя

  гөмбә

     бал

  бабай

йөгерешче

    бала

 укучы

    Кем?   Исем

 укытучы

чаңгычы

   сакчы

  табиб

  йөгерә

  су сибә

  уйный

   укый

Нишли?  Фигыль

   бара

  шуа

    йөзә

    юа

    сары

  матур

 куркак

    авыр

Нинди? Сыйфат

  түгәрәк

   тәмле

  җылы

   әче

Приложение №3                           

       “ Туган телем – иркә гөлем.”

 Интеллектуальная игра “Звёздный час”, посвящённый дню родного языка.

            Сыйныф  бәйрәмчә бизәлә. Мәкальләр язылган плакатлар эленә.

Тактада – биремнәр.

 Уенда 10 укучы катнаша.

А.б.  Кадерле укучылар, укытучылар! Бүген туган тел көне. Туган телебез – татар теле – зур тарихлы, бай, җырлы, моңлы тел ул.

                   3кл. “Туган телем” җыры яңгырый.

А.б. Татар телен камил белүегезне тикшерү өчен бүген “Йолдызлы сәгать” уены уйнарбыз. Катнашучылар, рәхим итегез!

        Чыгалар, өстәл артына басалар. Һәрберсе  туган тел турында шигырьләрдән өзекләр һәм үзе турында 1-2 җөмлә әйтә.

А.Б. Мин сезгә уеныбызны күзәтеп, җыйган балларны санап утыручыларны тәкъдим итәм.

                           Жюри членнары белән таныштыру.

А.Б. Туган тел! Безне хыялланырга өйрәткән  әкиятләрне, тапкыр, җор телле булырга өйрәткән табышмак һәм мәкальләрне, моңлы җырларыбызны туган тел аша ишетәбез.

Уеныбызның беренче туры халык авыз иҗатына багышлана.

  1. әкият;
  2. җыр;
  3. мәкаль;
  4. санамыш;
  5. тизәйткеч;
  6. табышмак;
  1. Теле барның юлы бар. (  3)
  2. Карама, карама, карамага карама,

     Карамага карасаң, ике күзең карала.(5)

  1. Ак ашъяулык таптым, җир өстенә яптым. (6)
  2. И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле.

Дөньяда күп нәрсә белдем, син туган тел аркылы. (2)

  1. Борын борын заманда, кәҗә командир, үрдәк үрятник булган заманда  яшәгән ди әби белән бабай... (1)
  2. Ипи тоз,

Матур кыз.

Гөрлисең килмәсә,

Чыгып сыз! (4)

  1. Тел күрке – сүз . (3)
  2. Әке,пәке, кыек сәке.

Эремчек,

Син кал, бу чык.(4)

  1. Җәен соры, кышын ак,

Аңа шулай яхшырак. (6)

  1. Өйгә кергән чыпычык,

Очып йөри чып-чып

Чыпчык, чыпчык, чык, чыпчык

Очып чык, чыпчык, кошчык. (5)

Йолдызлар санала, иң аз очко җыйган  2 укучы чыга.  

А.Б. Дәү әни, дәү әти – татарча матур әкиятләр, бәетләр,шигырьләр сөйли белә торган, гореф-гадәтләрне саклаучы иң якын кешеләребез.

                     “Дәү әнидә кунакта” җыр 3 кл.

А.Б.  2нче турда әби – бабайлар сөйләгән әкиятләрне , мәкаль- әйтемнәрне  яхшы белүегез кирәк булыр.

4 әкияткә иллюстрация эленә.

    1) Су анасы;

    2) Шүрәле;

    3) Нечкәбил;

    4) Сертотмас үрдәк.

- Бу өзек кайсы әкияттән? (авторы, әкият исеме)

Магнитофон тасмасында:  -“Су анасы” Г.Тукай (1)

                                              - “Сертотмас үрдәк” А.Алиш. (4)

 - Мәкальнең дәвамын тап!

1) Иң татлы тел- туган тел, (анам сөйләп торган тел).

2) Туган телем- иркә гөлем ( киңдер сиңа күңел түрем)

3) Туган телен кадерләгән халык ( кадерле булыр)

4) Теле татлының ( дусы күп)

Йолдызлар санала, 2 укучы уеннан чыга.

А.Б. Безнең республикада туган теле төрле булган күп милләт кешеләре  яши. Алар барысы да дус, тату.

   Җыр “ Мин яратам , сине Татарстан”

3нче тур Туган илебез –- Татарстан  бик матур һәм бай ил. Урман-күлләрендә төрледән- төрле кош – корт һәм җәнлекләр яши, болыннарда, бакчаларда төрле үләннәр, җиләк-җимеш, яшелчәләр үсә.

Тактада, минемчә, барысы да кыргый хайван рәсемнәре. Дөресме? Хаталы рәсем номерын күтәр!

  1. Бүре;
  2. аю;
  3. эт;
  4. төлке;
  5. тиен;
  6. куян

-Минемчә, монда барысы да яшелчәләр. Дөресме? Хаталы номерны күтәр.

1) кәбестә;                                        1) җиләк

2) помидор;                                       2) крыжовник;

3) кыяр;                                             3) йөзем

4) кишер;                                           4) кыяр;

5) алма;                                              5) карлыган

6) бәрәңге;                                         6) чикләвек;

Йолдызлар санау, 4 җиңүче билгеләнмәсә, табышмак чишү ярышы:

Өстенә кигән йөз күлмәк. (1)           Кечкенә генә йорт Эче тулы корт.  ( 3)                                          

Утыра бер ак чүлмәк,                        

Йомры- йомры таш кына,

Эче тулы төш кенә.      

Вата алсан таш тышын (2)

Ашарсың тәмле төшен.

                               “Карауҗа авылы көе” 4кл.

А.Б. Бу 4 нче турда барлык карап утыручылар да катнаша ала. Тактада – хәрефләр. Шул хәрефләр белән иң озын  сүз төзегән укучы җиңә.

          Ш М Е Җ Ө Л Г И *

Карап утыручылардан сорау: Кем 6 сүздән торган сүз төзеде?

А.Б. Тиздән зур бәйрәм – халыкара хатын кызлар бәйрәме җитә. Хәзер әни турында җыр тыңлап китик.

                        Җыр: “ Әниемә бүләгем” 3кл.

А.Б. Ниһаять, иң соңгы тур – финалга килеп җиттек.

 Ике укучы кара- каршы утыра, уртага бер сүз куела – башваткыч.

Иң күп сүз төзи алган укучы җиңә. (Кара-каршы әйтешәләр)

   Йомгаклау, нәтиҗә чыгару, җиңүчене бүләкләү.

А.Б. Бергәләп җырлыйк “Туган тел” җырын,

        Онытканнарның бәгырен телеп,

        Мин бит татар баласы, диеп,

        Кешеләр һәрчак торсыннар белеп.

          Җыр “Туган тел”

А.Б . Туган телгә багышланган уен – кичәбез тәмам. Катнашучы укучыларга,  карап утыручыларга һәм жюрида утыручыларга зур рәхмәт.

Приложение №4

1) “Кәрия-Зәкәрия”. Дети берутся за руки и встают, образовав круг. Один ученик выходит в середину круга. Дети в двигаются по кругу и поют куплет песни, восхваляя способности ребёнка внутри круга.

Бу бик яхшы биюче,

Бу бик яхшы биюче,

Аның биюе матур,

Аннан үрнәк алыгыз.

Останавливаются, хлопая в ладоши, поют припев:

Кәрия-Зәкәрия, коммая,

Кәрия-Зәкәрия, коммая,

Кәри комма, Зәкәр комма,

Зәкәрия коммая.

В то время ребёнок в центре выбирает себе пару и они кружаться в танце. При последних словах он оставляет друга на своём месте и встаёт в круг. Игра начинается заново :

Бу бик яхшы җырлаучы,

Бу бик яхшы җырлаучы.

Аның җырлавы матур,

Аннан үрнәк алыгыз.

Так много раз, заменяя слова песни на: йөзүче, укучы, буяучы и.т.д.

2) В игре“Капкалы” дети тоже встают в круг. Но сначало считалкой выбирают   пару, которая держится за обе руки и образуют «ворота» . Начинается музыка и дкти в кругу начинают движение по кругу. Музыка останавливается, «ворота» опускаются, водящие ловят человека, который остался под воротами. Пойманный выполняет  шуточные задания.

3) Игра  «5пар»или «Парлы уен» - это игра для 10 человек. 4 пары встают по разным углам, одна пара встаёт посередине. С музыкой  все пары держатся за руки, по углам поднимают руки, посередине – наоборот, нагибаются и ныряют в образовавшиеся «ворота». Пара, которая пропустила  других, двигается в противоположные «ворота», и так они меняются. Музыка резко останавливается, пара, которая осталась посередине, выполняет задание и продолжает игру.

4) “Без, без, без идек”.- Татарский аналог игры «Молчанки»

Без,без, без идек,

Без унике кыз идек.

Базга төштек май ашадык,

Келәткә кердек бал ашадык,

Кап та коп, Якуб

Авызыңны ач та яп!

***

Без, без, без идек,

Без унике кыз идек.

Базга төштек май ашадык,

Келәткә кердек бал ашадык

Каплавычны капладык.

Кап-коп, тимер күп

Ак тешемне күрсәтмим.

5) “Наза”. – игра с танцем и песней. Все дети встают парами, только один должен остаться без пары. Дети поют куплет:

Наза дигән кыз баланың

Бөрлегәне түгелгән;

“Наза” дигән уенны без

Уйныйбыз чын күңелдән.

В это время выбирает себе пару и они под припев вместе танцуют, встают назад.

Наза, наза,

Наза матур кыз бала.

Наза тырыш, уңган бала,

Зирәк, акыллы бала.

Ребёнок, который остался без пары, продолжает игру.

6) Игра  «Миңлебай». Играющие встают в круг, выбирают одного водящего. Дети в кругу проговаривают:

Без йөрибез әйләнеп,

Син уртада Миңлебай.

Син нишлисең, ни кыласың,

Без кыланырбыз шулай.

-Бер болай, бер болай, я кыланыгыз шулай.

-Бер болай, бер болай, моны эшләү бик уңай.

Повторяют все движения водящего.  

7) “Әтәчле”. Идәндә түгәрәк сызылган. Ике уенчы шул түгәрәккә кереп, бер кулын артка куеп, икенче кулы белән тездән бөгелгән аякларын тотып, бер-берсеннән читтәрәк басалар. Сыңар аякта сикергәләп, җилкә белән этеп бер-берсен түгәрәктән чыгара алган уенчы җиңүче була. 

8) “Урындыклар”- игра со стульями. Количество стульев на 1 меньше. Главное условие – танцевать по  кругу под музыку. С каждым разом играющих и стульев на одного меньше.

11) “Кем җитезрәк?” –«Кто быстрей?» Под двумя стульями протянута верёвка. Два игрока  садятся спинами к друг-другу. Проговорив ситалку они должны быстро  нагнуться и вытащить верёвку в свою сторону.

Считалка: -Уңда уймак, табада коймак,

Мичтә бәлеш, ал да ябеш.

12) «Там, там, тамчы, там!».

Дети встают парами, держась за руки. Поют песню и выполняют движения.

Там, там, тамчы, там, (идут вперёд).

 Тамганыңны яратам. (назад).

 Тамган тамчыларга карап, (встают лицом друг к другу)

 Мин җырларга яратам. (хлопают в ладоши).

Тамчы тама, тамчы тама,

Тамчы тама түгелме?

Тамчы тама, матур язлар

Килеп җитә түгелме?

 Остальные игры можно найти на интеренет- сайтах. 

 

Проектның максаты: «Халкыбызның күңел бизәкләре»проектын гамәлгә ктанып белү ертү барышында балаларның иҗади сәләтләрен ачуга унай шартлар булдыру, танып белү

Проектның бурычы: 1) Укучыларда куелган темага кызыксыну уяту юлларын анализлау, яңа технологияләрне үзләштерү ;

2) рассмотреть развивающие игры как фактор развития личности и как метод обучения младших школьников Шәхесне үстерү  ысулы буларак уеннарны өйрәнү һәм актив куллану;

3) алган белемнәрне ныгыту һәм танып-белү эшчәнлеген үстерү юлы буларак проектлар эшләргә өйрәнү

4) сыйныфтан тыш эшчәнлекнең иң кызыклы һәм нәтиҗәле ысулларын куллану;

5) түгәрәк эшчәнлегендә эффектив юнәлешләр булдыру.

Көтелгән нәтиҗәләр:

1. Балаларның тирә-юнне күзаллавы киңәю.

2. Балаларның туган як традицияләре һәм мәдәнияте турында күзаллауларын баету.

3. Укучыларның тормыш тәҗрибәсен тирәнәйтү.

4. Халык уеннарының кагыйдәләрен белү,уйный алу.

5. Ата-аналарның туган якның милли мәдәниятен өйрәнүгә һәм хөрмәт итүгә активлыгын арттыру.

Программаны тормышка ашыру шартлары:

 * Мәктәп һәм бистә китапханәләрендә кирәкле материаллар;

 * Укыту-методик әсбаплар;

• Күрсәтмә кулланмалар һәм таблицалар;

• Интернет-ресурслар;

* Мультимедиа презентацияләре;

• CD һәм DVD дисклар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....