Презентация опыта работы по внеурочной деятельности
учебно-методический материал (3, 4 класс)
С целью реализации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению мною была разработана и успешно апробирована в 2017-2018 учебном году рабочая программа «Краеведение. Моя малая Родина» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyta.docx | 51.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация опыта работы.
С целью реализации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению мною была разработана и успешно апробирована в 2017-2018 учебном году рабочая программа «Краеведение. Моя малая Родина» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 год с изменениями и дополнениями, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009 г. № 373, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16.08.2010 г. № 03-48, на основе авторской программы Л.Н. Михеевой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Актуальность разработки обусловлена тем, что в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «Малой Родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Поэтому целью программы «Краеведение. Моя малая Родина» является изучение культурно-исторической, социальной и духовной жизни своего родного города; духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Формы проведения занятий: урок-экскурсия, урок-экспедиция, музейное занятие, урок-поиск, проектный урок, деловые, ролевые, ситуационные игры.
Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «Малой Родины» - к систематизированному знанию о родном городе.
Научная новизна представленной работы заключается в том, что она разработана для обучающихся начальных классов города Энгельса Саратовской области и направлена на повышение уровня патриотического воспитания младших школьников.
Программа «Краеведение. Моя малая Родина» предполагает широкое использование межпредметных связей и позволяет решить педагогические задачи школы:
1. воспитание патриотизма у обучающихся через краеведческие знания о родном городе;
3. активизация поисковой деятельности обучающихся;
4. выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
5. формирование у школьников навыков информационной культуры;
6. использование информационных технологий в изучении краеведения.
С целью определения результативности программы «Краеведение. Моя малая Родина» была проведена диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников в начале и конце учебного года.
Критерии патриотического развития личности школьника отражают его знания о патриотизме (познавательный компонент), патриотические чувства (эмоциональный компонент), и патриотическую деятельность (деятельностный компонент).
Участие принимали все обучающиеся 4В класса - 21 человек. Исследование проводилось с помощью следующих диагностик: «С чего начинается Родина», «Что такое Родина» и «Достопримечательности нашей Родины» (авторы: Е.В.Федотова, И.В.Скворцова, Т.Б.Табарданова). Уровень патриотического воспитания у младших школьников определялся по трехбалльной системе: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.
Высокий уровень патриотической воспитанности обучающихся начальных классов характеризуется критериями:
1) устойчивым интересом к истории Родины, родного края, традициям народов малой родины; бережным отношением к природе малой родины; потребностью активного сознательного участия в жизни села, города, школы, класса;
2) знанием истории Родины и родного края; традиций и обычаев народов малой родины; проявлением признаков, свойственных высоконравственной личности; знанием героев, писателей, поэтов малой родины; уважительным отношением к другим народам, их обычаям и культуре; пониманием сути понятий «Родина», «патриот»;
3) наличием коммуникативных умений; уважением к другим народам своего края, их обычаям и культуре, соблюдением норм этикета в семье, в общественных местах; самостоятельным, по собственной инициативе оказанием помощи окружающим; активным и сознательным участием в трудовой деятельности.
Средний уровень характеризуется:
1) неустойчивым интересом к истории Родины, родного края, традициям народов малой родины; проявлением интереса под руководством учителя, слабым проявлением самостоятельной потребности в познании истории Родины и родного края, народной культуры малой родины;
2) желанием изучать историю Родины и родного края; знанием основных традиций и обычаев народов страны и малой родины; владением некоторыми знаниями народной культуры; пониманием сути понятий «Родина», «патриот»;
3) ориентированием в той или иной ситуации; проявлением желания соблюдать нормы этикета в семье, общественных местах, однако только в знакомых ситуациях.
Низкий уровень патриотической воспитанности проявляется:
1) в познавательной инертности, отсутствии интереса к истории Родины, родного края;
2) в поверхностных знаниях истории Родины и родного края, народных традиций, обычаев;
3) в наличии коммуникативного барьера, напряженности в общении, отсутствии стремления участвовать в массовых мероприятиях (благоустройстве территории школы, народных праздниках, играх и т. д.).
В соответствии с показателями и выделенными к ним критериями была разработана характеристика уровней патриотической воспитанности. Каждый показатель оценивался от 1 до 3 баллов.
Расшифровка показателей:
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - средний уровень;
«1» - низкий уровень.
Диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников в начале учебного года
Диаграмма 1
Проведенная диагностика патриотической воспитанности обучающихся 4в класса свидетельствует о том, что на высоком уровне находятся 2 человека, большая часть учеников – 11 человек, находится на среднем уровне, остальные – 8 человек на низком уровне.
В конце учебного года для проверки эффективности использованной программы была проведена повторная диагностика по выявлению уровня патриотической воспитанности. Были использованы методики: «Незаконченное предложение»; «Мое отношение к малой родине»; «Я патриот».
В результате тестирования выяснилось, что высокий уровень патриотической воспитанности имеют 5 человек, средний уровень – 14 человек, низкий уровень у 2 человек.
Диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников
в конце учебного года
Диаграмма 2
Сравним показатели в начале и конце учебного года. Из диаграммы 2 видно, что показатели изменились.
В начале года, как видно из диаграммы 1, высокий уровень патриотического воспитания имели 2 человека (9,5%), в конце года (диаграмма 2) – уже 5 (23,8%) , что на 3 человека больше (на 14,3%); средний уровень: сначала было 11 человек (52,4%), стало – 14 (66,7%) + 14,3%; на низком уровне в начале эксперимента было 8 человек (38,1%), в конце – количество человек уменьшилось на 6 (на 28,8%). На низком уровне остались только 2 обучающихся (9,5%).
Динамика патриотического воспитания
обучающихся 4в класса
Диаграмма 3
Реализация разработанной программы «Краеведение. Моя малая Родина» на практике подтвердила, что внеурочная деятельность по данному направлению является эффективным средством патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Практическая значимость доказана, поэтому данная программа может успешно применяться другими учителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по внеурочной деятельности ФГОС
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....
Из опыта работы. Модель внеурочной деятельности.
Основная модель внеурочной деятельности....
Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...
Из опыта работы по внеурочной деятельности "Кириллица" конспект занятия "Библия и Евангелие"
Конспект заняти я по внеурочной деятельности "Кирилллца" на тему "Библия и Евангелие"...
Из опыта работы. Модель внеурочной деятельности
В работе представлена программа по внеурочной деятельности....
Презентация опыта работы по теме: "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"
В презентации показаны способы реализации интеграция урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....
Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...