Из опыта работы. Модель внеурочной деятельности
методическая разработка (1 класс) на тему

В работе представлена программа по внеурочной деятельности. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_mir_vokrug_menya.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

Я и мир вокруг

Рабочая программа  

внеурочной деятельности

для учащихся  1 класса

Составитель:

Никифорова Гузелия Тагировна

 учитель начальных классов

I категории

г. Казань

2018

Пояснительная записка

Цель: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование целостной психологической основы обучения, и в частности, формирование у учащихся положительного отношения к учебе.

Формы проведения занятий: классный час, экскурсия, выставка творческих работ, конкурс рисунков, тестирование, беседа, экскурсия, ролевая игра викторина, прогулка, спортивные соревнования, мастерская, конкурсная программа,  праздничный вечер подвижные игры на улице, карнавал, поздравление ветеранов, сообщения, устный журнал, митинг, КТД.

         Описание места курса  в учебном плане. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Продолжительность в первом полугодии 35 минут, во втором 40-45 минут.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,  

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Особенность и работы заключается в возможности развития личности школьника по различным направлениям в рамках одной программы.


Содержание

Задачи:

-создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности;

- создавать условия для развития нравственных качеств личности;

-формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива;

-создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Тематическое планирование

тема

Количество

часов

Мы теперь ученики! 8 часов

1

Будем знакомы

4

2

«Ребята, давайте жить дружно!»

4

На календаре – праздник! 20 часов

3

Отмечаем праздник мам

4

4

Мастерская Деда Мороза

4

5

Дню защитника Отечества посвящается

4

6

С любовью к женщине!

4

7

9 мая – День Победы

4

Мир вокруг 30 часов

8

В мире животных

4

9

В мире растений

4

10

Здравствуй, зимушка – зима!

4

11

Весна идет, весне дорогу!

10

12

Декада Всезнайки

4

Безопасность  12 часов

13

Декада пожарной безопасности

4

14

Декада дорожного движения

4

15

Декада здоровья

4

 Итого                                                                                      66 часов



Содержание занятий

Тема

Форма занятия

Содержание

Направление

Цель

Будем знакомы (4ч.)

1

Давайте познакомимся!

Классный час

Игры в круге на знакомство.

Социальное

Знакомство со школой, с одноклассниками, с родителями.

2

Знакомство со школой.

Экскурсия

Экскурсия по начальной школе -  столовая, библиотека. Посещение старшей школы – актовый зал, предметные кабинеты.

социальное

3

Мои увлечения.

Выставка

творческих

 работ

Вступительная беседа о том, что нравиться ребятам. Выполнение работы  «Мои увлечения», оформление выставки в классе. Демонстрация выставки родителям.

социальное

4

Я и моя семья.

Конкурс рисунков

Рассказы учащихся о членах их семей. Выполнение рисунка «Я и моя семья». Оформление выставки в классе.

социальное

«Ребята, давайте жить дружно!» (4ч.)

5

Хороший ли я друг?

Тестирование

Чтение и обсуждение  историй о друзьях. Прохождение теста.

социальное

Сплочение детского коллектива.

6

Возьмемся за руки друзья

Игры на свежем воздухе

Рассказы учащихся о тех играх, которые им нравятся. Разучивание новых игр.

спортивно-оздоровительное

7

Жить без улыбки - просто ошибка

Конкурс шуточных вопросов

 Веселая игра – соревнование с вопросами о ребятах, школе.

социальное

8

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Беседа

Беседа о том кто такой друг, как находить друзей и что делать, что бы никогда их не потерять.

духовно-нравственное

Декада дорожного движения  (4ч.)

9

Улица, где я живу

Экскурсия

 по поселку

Прогулка по территории жилищного комплекса, особое внимание уделить тому, как учащиеся добираются до школы, (пройти всем вместе путь от дома до школы).

социальное , общекультурное

Привлечь к изучению правил дорожного движения, осуществлять профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

10

Правила дорожные знать каждому положено.

Конкурс рисунков

Закрепление тех сведений, которые учащиеся получили во время вчерашней прогулки - нарисовать свой маршрут от дома до школы.

социальное

11

Мы пассажиры

Ролевая

игра

Вспомнить правила поведения в общественном транспорте. Разыграть несколько ситуаций и определить правильно ли себя ведут герои этих ситуаций.

Социальное, общекультурное

12

«В стране дорожных знаков»

Викторина

Обобщение всего того, что ребята узнали на этой декаде.

общеинтеллектуальное

Декада здоровья (4ч)

13

«Богатырские потешки»

Беседа

История игр славянских народов.

духовно-нравственное

Приучать к здоровому образу жизни.

14

«По тропинке осени»

Прогулка

Экскурсия по жилищному комплексу, выявление признаков поздней осени.

общеинтеллектуальное

15

«Спорт, спорт, спорт…»

Викторина

Вопросы о различных видах спорта, знакомство с новыми.

общеинтеллектуальное

16

Мы сильные и ловкие

Спортивные соревнования

Спортивные соревнования по командам.

спортивно-оздоровительное

Отмечаем праздник мам (4 ч)

17

Я люблю, тебя мама…

Беседа

Рассказы учащихся о своих мамах

духовно-нравственное

Воспитывать любовь к близким.

18

Подарок маме

Мастерская

Изготовление рамки для портрета мамы

социальное

19

Сюрприз

Подготовка

 к конкурсной программе для мам

Разучивание стихов, подготовка сценок для праздника

социальное

20

Моя мама лучшая на свете

Конкурсная программа

Праздничный вечер для мам.

социальное

Здравствуй, зимушка – зима! (4 ч)

21

А у нас во дворе все деревья в серебре…

Экскурсия

Экскурсия в школьный двор.

общекультурное

Укрепление здоровья, формирование эстетического вкуса, сплочение детского коллектива.

22

Зимняя скульптура

Строительство снежных скульптур

Выполнение снежных фигур в парах.

спортивно-оздоровительное

23

Загадки зимы

Игра

Конкурс загадок о зиме, животных.

общеинтеллектуальное

24

Зимние забавы

Подвижные игры на улице

Разучивание зимних игр.

спортивно-оздоровительное

Мастерская Деда Мороза (4ч.)

25

Конкурс новогодних игрушек и карнавальных масок

Мастерская

Краткая история новогодних игрушек и карнавальных масок.  Выбор наиболее интересных форм и выполнение с помощью учителя.

общеинтеллектуальное

Воспитание трудолюбия, желания приносить людям пользу своим трудом.

26

Празднование Нового года в разных странах

Беседа

Беседа о том, когда появилась традиция отмечать Новый год в России, в каких странах существуют свои особенности праздника новый год.

общеинтеллектуальное

27

Наши руки не знают скуки

Мастерская

Изготовление подарков для близких людей.

социальное

28

Здравствуй, Новый год

Карнавал

Разучивание стихов и хороводов, участие в новогоднем утреннике.

социальное

Декада пожарной безопасности (4 ч)

29

Спички, не тронь, в спичках огонь!

Беседа

Причины пожаров. Правила поведения при пожаре.

социальное

Привлечь  к изучению правил пожарной безопасности, обучить правилам поведения при пожаре.

30

«Что я знаю о труде пожарных»

Беседа

Рассказы учащихся о том, что они знают о пожарных, их труде.

социальное

31

Где работают пожарные?

Экскурсия

Посещение пожарной части.

социальное

32

«Защитим детство»

Конкурс

Участие в школьном туре районного конкурса

социальное

Дню защитника Отечества посвящается (4 ч)

33

Кто такие защитники Отечества?

Беседа

Беседа, в ходе которой учащиеся поймут, что обязанность каждого мужчины -  защищать Родину.

духовно-нравственное

Воспитывать любовь к близким, формировать лучшие патриотические качества- любовь к Родине, уважение к старшему поколению.

34

Наши руки не для скуки.

Мастерская

Изготовление сувениров,  участие в традиционной ежегодной  школьной выставке рисунков и открыток к Дню Защитника Отечества

социальное

35

Рыцарский турнир

Конкурсная программа

Веселые состязания для мальчиков. К подготовке можно подключит девочек – разучивание стихов, подготовка различных конкурсов.

социальное

36

Примите поздравленья….

Поздравление ветеранов.

Посещение ветеранов, вручение открыток, поздравление с праздником.

духовно-нравственное

В мире животных  (4ч)

37

Мой питомец

Сообщения

Рассказы учащихся о своих братьях меньших.

общеинтеллектуальное

Привитие любви к животным.

38

Наши друзья-птицы

Викторина

Команды состязаются в ответах на вопросы о птицах.

общеинтеллектуальное

39

Братья наши меньшие

Конкурс рисунков

Рисование любимого животного, оформление выставки.

общеинтеллектуальное

40

Животные рекордсмены

Беседа

Беседа об удивительных животных.

общеинтеллектуальное

С любовью к женщине! (4ч)

41

Весна-время пробуждения!

Беседа

Беседа об изменениях, происходящих  в природе весной.

общеинтеллектуальное

Воспитывать любовь к близким.

42

Операция «Сувенир»

Мастерская

Изготовление сувениров

социальное

43

Мисс бантик

Конкурсная программа

Состязания девочек. Помогают проводить мальчики.

социальное

44

Моя мама-лучшая на свете

Праздник

Праздничный вечер для мам и бабушек. Чтение стихов, показ сценок, вручение сувениров.

духовно-нравственное

Весна идет, весне дорогу! (10 ч)

45

Уголок природы на окне.

Посадка лука

Оформление огорода на подоконнике.

общекультурное

Воспитывать любовь к природе. Учить бережному отношению к окружающему миру, оказывать посильную помощь школе.

46

Народный календарь

Устный журнал

Приметы весны. Прогнозируем будущее лето.

общекультурное

47

Увидел грача - весну встречай!

Экскурсия

Наблюдение за птицами

общеинтеллектуальное

48

Посадка рассады цветочных растений для пришкольного участка.

Помощь ученикам старшей школы – выращивание рассады для трудовой бригады.

социальное

49

Веселый праздник - 1 апреля

День розыгрышей, КТД

Подготовка смешных розыгрышей для одноклассников.

социальное

50

Птицы – наши друзья

Отмечаем всемирный день птиц

Сообщения учащихся о птицах.

общеинтеллектуальное

51

Движение – это жизнь.

Подвижные игры на воздухе

Разучивание игр для улицы.

спортивно-оздоровительное

52

Что такое экология?

Беседа

Знакомство с проблемами экологии в нашем районе.

социальное

53

Откуда листья на деревьях?

Экскурсия

Рассматривание веточек деревьев

общеинтеллектуальное

54

Сделаем школьный двор чистым

Субботник

Участие в школьном субботнике перед майскими праздниками.

спортивно-оздоровительное,  духовно-нравственное

В мире растений (4 ч)

55

«Наши комнатные растения»

Выставка

Посещение классов школы, где много растений. Знакомство с правилами ухода за растениями.

общеинтеллектуальное

Познакомить с разнообразным миром  растений, воспитывать бережное отношение к природе.

56

«Хлеб  на столе, благополучие в семье».

Беседа

Рассказ о том, как хлеб попадает к нам на стол. Экскурсия в столовую.

общеинтеллектуальное

57

Растения -рекордсмены

Сообщения учащихся

Рассказы учащихся о тех растениях, которые занесены в Красную книгу.

общеинтеллектуальное

58

Растения школьного двора

Экскурсия

Прогулка по школьному двору, рассматривание растений.

общеинтеллектуальное

9 мая – День Победы (4 ч)

59

Поклонимся великим тем годам…

Экскурсия в музей

Посещение экспозиции Национального музея, оформленной к 9 мая.

духовно-нравственное

Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, формировать активную жизненную позицию.

60

Герои Отечественной войны

Беседа

Рассказ о пионерах - героях

духовно-нравственное

61

Героям Отечественной войны посвящаем

Изготовление сувениров

Участие в традиционной ежегодной  школьной выставке рисунков и открыток ко Дню Победы

социальное

62

Вахта памяти

Митинг

Участие в митинге, вручение открыток ветеранам.

духовно-нравственное

Декада Всезнайки (4ч)

63

Книги - наши лучшие друзья

Беседа

Беседа о любимых книгах учащихся, оформление выставки книг.

общекультурное

Расширить кругозор.

64

Самый умный

Игра

Соревнования по произведениям, прочитанным в текущем учебном году.

общеинтеллектуальное

65

«Хочу все знать!»

Устный журнал

Сообщения учителя об интересных явлениях и событиях.

общеинтеллектуальное

66

«По дорогам сказки »

Викторина

Соревнования за звание лучшего знатока русских народных сказок.

общеинтеллектуальное


Список рекомендуемой и использованной литературы

Использованная:

  1. Болаболова Г. Тематические недели в организации образовательного пространства в начальной школе/ Г. Болаболова//Начальная школа.-2009.-№5.-С.16-18.

Рекомендованная:

  1. Гайдина Л.И. группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий.1 – 2 классы/авт.- сост. Л.И Гайдина, А.В. Кочергина.- М.: ВАКО, 2010.-272с.
  2. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ППД или Школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. -  М.: ВАКО, 2011. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по внеурочной деятельности ФГОС

Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....

Из опыта работы. Модель внеурочной деятельности.

Основная модель внеурочной деятельности....

Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...

Разработка модели внеурочной деятельности во взаимосвязи с учебной деятельностью в условиях реализации ФГОС НОО (оптимизационная)

Существует несколько моделей внеурочной деятельности, а в данной проектной работе разработана оптимизационная модель внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Обозначена цель, ожидаемые ре...

Из опыта работы по внеурочной деятельности "Кириллица" конспект занятия "Библия и Евангелие"

Конспект заняти я по внеурочной деятельности "Кирилллца" на тему "Библия и Евангелие"...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...

Презентация опыта работы по внеурочной деятельности

С целью реализации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению мною была разработана и успешно апробирована в 2017-2018 учебном году рабочая программа «Краеведение. Моя малая Ро...