Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".
материал на тему

Шкуратова Ксения Валерьевна

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально – культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО

второго поколения.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально – культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека.

Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения.

Достижению планируемых результатов обучения и воспитания в нашей школе способствует организация внеурочной деятельности.

Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Научно-познавательное (проектное)

Гражданско-патриотическое

Социальное

1. Спортивно-оздоровительное:

•    работа спортивного кружка («ОФП»);

•     организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, спартакиад;

•     проведение бесед по охране здоровья;бесед и мероприятий о здоровом образе жизни, здоровом питании, профилактике вредных привычек;

•     применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;

•     участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.

2. Художественно-эстетическое:

•     работа кружков;

•     организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

•     проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

•     участие в конкурсах, концертах, фестивалях, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области, страны.

3. Научно-познавательное:

•     работа научного кружка;

•     детские исследовательские проекты; предметные недели, проектные недели;

•     библиотечные уроки;

•     конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры, викторины;интеллектуальные марафоны.

4. Гражданско-патриотическое:

•     встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

•     выставки рисунков;

•     тематические классные часы;

•     оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;

•     конкурсы рисунков;

•     работа патриотического кружка.

5. Социальное

  • проведение субботников; благоустройство территории;
  • месячник «Внимание, дети!»; месячник оборонно-массовой работы;
  • концерты «День Пожилого человека», «День Матери»;
  • акции «Помоги природе»;«Новогодняя игрушка»; социальная акция «Новогодний серпантин»; акция «Патриот Заволжья»;
  • проекты «Моя будущая профессия»; «Рядом с нами – ветераны!»; «Масленичная неделя»; «Путь к здоровью»; «Космическое чудо»; «Мы – дети Солнца», посвященный Дню защиты детей.

Внеурочная деятельность осуществляется через кружки «Расти здоровым», «Родная Земля», «Юные умники и умницы», «Театр «Вдохновение».

Дополнительное образование в нашей школе:

Вокальная студия

«Английский язык»;

«Информатика»;

Сотрудничество с Музыкальной школой искусств:

«Хореография»;

«Хор»;

«Рисование».

Организация воспитательной работы в классе. Система самоуправления

 «Планета Добра». 

Внеучебная деятельность включает в себя и организацию воспитательной работы в классе.

Сколько возможностей таит в себе потенциал каждого ребёнка! Система развивающего обучения академика Л.В. Занкова, по которой я работаю, предполагает включение ребёнка в активный творческий процесс. А развивать творческие способности младших школьников можно как на уроках, так и во внеурочное время.

Целью работы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

  • формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
  • формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
  • создание системы мониторинга развития воспитательной системы.

Воспитательная работа в рамках программы включает:

  • проектную и исследовательскую деятельность;
  • организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;
  • походы;
  • праздники, викторины, конкурсы;
  • кружки и секции.

В классе организована работа следующих малых инициативных групп:

  • "Малая планета знаний" (5 человек):
  • консультанты по предметам (помощь одноклассникам, испытывающим затруднения);
  • работа в клубе "Почемучек" (оформление в классном уголке рубрик «Это интересно», «Наши достижения»);
  • центр общественного мнения (создание банка идей и предложений);
  • библиотекари (организация выставок книг, поиск дополнительной информации в библиотеке);
  • подготовка наградных листов, изделий-поощрений  для одноклассников.
  • "Малая планета здоровья" (4 человека):
  • помощь заболевшим: посещение ребят, сбор и отправка писем; 
  • подготовка информации о профилактике заболеваний;
  • оформление в классном уголке информационной рубрики  "В здоровом теле – здоровый дух";
  • подбор информации для выступлений  и подготовка листовок по технике безопасного поведения: дома, на улице, дороге, реке и др.
  • "Малая планета затейников" (4 человека):
  • организация игр на переменах, на свежем воздухе;
  • помощь в подготовке и проведении классных вечеров, праздников, конкурсов, выдвижение идей по оформлению класса к различным мероприятиям;
  • оформление в классном уголке поздравительных и развлекательных рубрик (а также  оформление объявлений, билетов-приглашений);
  • организация  физкультминуток на уроках;
  • организация спортивных игр, соревнований;
  • организация выставок.
  • "Малая планета порядка" (5 человек):

Цель:  привлечение самих детей в формирование культуры поведения и организацию четкого распорядка жизни класса. На совете класса разрабатывается положение о дежурстве по классу. В нём определяется общий порядок организации дежурства: обязанности и права дежурных, ритуал передачи дежурства, его оценка и поощрение.

  • Проверка наличия сменной обуви, контроль за внешним видом учащихся;
  • контроль соблюдения правил поведения на переменах;
  • проверка готовности к уроку (раздача папок по технологии, альбомов и др.);
  • контроль за поведением в столовой;
  • контроль выполнения обязанностей дежурными, ведение журнала дежурства;
  • контроль соблюдения порядка во время проведения праздников и экскурсий; 
  • "Малая планета охраны природы" (4 человека):
  • забота о растениях в классе;
  • организация помощи бездомным животным;
  • забота о зимующих птицах (изготовление кормушек, скворечников);
  • разведка полезных дел;
  • выпуск познавательных газет.

Таким образом, каждый член классного коллектива имеет «дело по душе», и с удовольствием трудится.

Коллективный анализ жизнедеятельности класса

При организации деятельности органов ученического самоуправления необходимо руководствоваться следующими ценностями и  принципами:

Ценности

Принципы

Каждый выполняет свои обязанности

принцип распределения полномочий;

Каждый равноправный участник

принцип равноправия;

Каждый имеет право выбирать и быть избранным

принцип выборности;

Каждый имеет право передать свой опыт младшему

принцип преемственности;

Каждый имеет право знать

принцип открытости и гласности;

Каждый имеет право голоса

принцип демократии;

Каждый имеет право на достижение цели

принцип целесообразности;

Каждый имеет право на доброжелательное отношение

принцип гуманности;

Каждый имеет право на совет

принцип совета и согласия;

Каждый имеет право на свободу и выбор своей деятельности

принцип свободы и

самодеятельности;

Каждый имеет право на критику и самокритику

принцип критики и самокритики;

Каждый отчитывается о своей работе

принцип отчётности.

Коллективный анализ жизнедеятельности класса осуществляется как после проведения конкретного дела, так и за определенный период (четверть, год). Он способствует определению личностной значимости дела, своей деятельности, уровня развития и саморазвития, взаимодействия и отношений в коллективе.

Подведение итогов и анализ дела и деятельности может сначала осуществляться в микрогруппах, а потом на общем собрании коллектива:

  • регулярные самоотчеты учащихся о выполнении поручений;
  • высказывание своего мнения о своём поручении и о деятельности класса;
  • классное собрание « Час вопросов и ответов»;
  • «Банк идей и предложений» (рассмотрение пожеланий учащихся);
  • информационный уголок «Наши достижения».

Включению каждого ребенка в анализ дела способствует применение технологии рефлексии: "Рефлексивный круг", "Рефлексивная мишень", "Время на шум", "Заверши фразу", "Острова", "Цепочка пожеланий" и др.

При подведении итогов деятельности, уровня взаимодействия в коллективе могут быть использованы экспресс-опрос "Дела класса. Как я в них участвую", мини-сочинения, "Чудо-дерево", программа "Достижения" и др.

Награды и поощрения

Каждая группа разрабатывает свою систему поощрений за активное участие в жизнедеятельности коллектива: грамоты, благодарности, самодельные медали, значки, присвоение званий, благодарственные письма родителям, фотографирование и т.д.

Например, может быть утвержден символический значок группы и значки по различным направлениям деятельности класса: юный краевед, эколог, корреспондент, юный следопыт, друг животных, лучший советчик, мастер; медали "За помощь товарищам", "За выдумку и творчество", "За настойчивость в достижении цели", "За самые интересные идеи", “За доброе сердце”; звания (консультант, организатор, исследователь) присваивают активным ребятам.

Результаты работы.

По результатам работы в рамках программы снизился уровень заболеваемости среди учеников класса. Дети довольны итогами внеклассной работы, наблюдается позитивное отношение учащихся и их родителей к воспитательной работе. Повысилась социальная активность школьников, класс принимает активное участие в акциях и конкурсах различного уровня, занимая призовые места (Приложение 1). Дети  с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, выставках и викторинах. Ребята стали проявлять способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству.

В сети Интернет создана группа «Наш 4г класс» (участниками являются дети и родители класса), где ребята могут общаться, обмениваться мнениями, делиться своими личными успехами и достижениями, выставлять фотографии (фотоальбомы « Первое сентября», «Прощание с Букварём», «Наши достижения», «Мы и лето», «В лесу», «Мы-Занковцы!», «Новый год в школе», «Весёлые переменки» и другие.)

Данная система воспитательной работы организована во 2 классе и продолжается сейчас, а в конце 3 класса уже привела к следующим  результатам:

  • повысился уровень сформированности  ученического коллектива, самоконтроля учащихся в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
  • учащиеся стали более самостоятельными в самоуправлении классом и приобрели уверенность в своих силах; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;
  • коммуникативные навыки  и позитивная моральная позиция перешли на более высокую ступень своего развития у каждого учащегося; более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.
  • у детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера, повысилась познавательная активность учащихся в урочной и внеурочной деятельности; развиваются умения проектной и исследовательской деятельности.

Систематическая работа над развитием классного самоуправления ведет к благоприятной психологической атмосфере в классе и школе. Ребята чувствуют себя в коллективе комфортно и проявляют себя с творческой стороны.

Таким образом, можно заключить, что применение системы воспитательной работы способствует развитию творческого потенциала младших школьников, а работая над развитием творческого потенциала младших школьников, мы в конечном итоге получаем всесторонне гармонично развитую личность, способную быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Предполагаемые результаты

 внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

 улучшение психологической и социальной комфортности в  едином воспитательном пространстве;

 укрепление здоровья обучающихся;

 развитие творческой активности каждого ребёнка;

 укрепление связи между семьёй и школой.

Приложение 1. Представляю вашему вниманию результаты участия учеников своего класса в конкурсах и мероприятиях разного уровня:

Название

Результат

Районное конкурсное мероприятие «Правилам дорожного движения - почёт и уважение»

 Викторина по ПДД

3 место

Районный конкурс «Калейдоскоп загадок»

3 место

Районная сетевая акция - конкурс

«Рождественский ангел»

Номинация вышивка – 1место Оленникова Валерия

Номинация «Рождественское панно» – 1место Чижова Елизавета

Номинация «Изделие из глины» – 1место Имашев Руслан

Районный конкурс театрализованных

 представлений «Новогодняя сказка»

3 место

Конкурс «Школьный Домовёнок»,

номинация

«В лучших традициях»

победители

Районная акция-конкурс

«Пасхальная радость»

Номинация «Подарок к Пасхе» - 1место Итяксова Жанна

Районный фестиваль русских народных игр

 «Эх, игра-забава!»

3 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...