Программа курса "Социокультурные истоки"
материал (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
ПРОГРАММА КУРСА
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
(3 КЛАСС)
.
Автор:
Овсянникова Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов
.
г. Когалым 2018
Пояснительная записка
Образование является социальным пространством, поскольку, с одной стороны, является одним из социальных институтов, с другой - транслирует и воспроизводит характерные для общества социальные связи, нормы и ценности.
Все эти рассуждения могли бы остаться на уровне «чистых» теорий, если бы не возникла педагогическая ситуация - необходимость освоения пространства.
Освоение мира культуры региона ведётся в русле программы «Истоки».
Регион выступает в качестве связующего звена, объединяющего культуру ближайшей среды человека с общемировой культурой. Без знаний истории, современного состояния, тенденций экономического, социокультурного развития родного края, нравственных устоев своего народа ребёнок не сможет себя реализовать в полной мере ни там, где он родился и вырос, ни там, где ему придётся жить, когда он встанет взрослым.
Учебный курс «Истоки» направлен на комплексное решение задач социокультурного развития учащихся и рассматривается как один из возможных путей осуществления требований НРК ГОС, предполагающих: «формирование гражданской позиции, нравственных идеалов и патриотизма, уважение прав и свобод человека и гражданина, изучение национальных традиций и обычаев, родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа». Данный курс систематизирует и выводит на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению выпускниками общеобразовательной школы социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и валеологической сфера.
Целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
Задачи:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира
человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия
с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- развитие мотивации к саморазвитию.
Курс «Истоки» представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Основным предназначением интегрированного метапредметного курса « Истоки» является ценностное восхождение учащегося в видении мира и определении своего места в нем. Истоками жизни человека выступают три взаимосвязанных сферы природа, социум, культура, Опираясь на витагенный опыт учащихся, педагог помогает становлению их личностной сопричастности миру природы, миру человека, миру культуры в их взаимосвязи на основе межличностного диалога.
Курс «Истоки» призван подвести учащихся к истокам духовности в том понимании, которое бытует у народов Севера как конкретных представителей российской цивилизации.
Программа курса «Истоки» охватывает весь период начальной школы с 1-го по4-й классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края — Урала и основной деятельности человека в ней.
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов Урала и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
В третьем классе доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии НРК .
В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека.
Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России, Урала как ее части.
Базовое содержание курса «Истоки» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать внутренний мир человека.
Учебный процесс курса «. Истоки» организую таким образом, что бы все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия, оказывались вовлечёнными в процесс познания, имели возможность понимать и рефлектировать
по поводу того, что они знают и думают. Урок ориентирован на собственный жизненный опыт ребёнка, его семьи, близких. Организую на уроках диалоговое общение, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих и значимых задач. В ходе диалогового общения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа ситуации и информации о ней, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, эффективно общаться. Для этого на уроках организую индивидуальную, парную и групповую работу, исследовательские проекты, творческие работы, учу систематизировать и анализировать информацию.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол.час. |
1. 2. 3. 4. 5. | Где мы живём Вера Надежда Любовь Мудрость Итого | 2 8 8 8 8 34 |
Содержание курса
1. Где мы живём 2час.
Свердловская область на карте России.
Уральские горы.
2.Тема «Вера» 8 час.
ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце,
как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело? Веру к делу применяй, а дело - к вере.
ВЕРНОСТЬ- преданность и надежность. Верность- знак веры. Почему в большом деле
дают присягу? Нарушать клятву - веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает «жить по правде»? Правда в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правила.
ЧЕСТЬ. Почему говорят «Береги честь смолоду»? Честное дело и скромность. Честь и
хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.
3.Тема «Надежда» 8 час.
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надеж да на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают?
Несогласие, собственное мнение и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда
вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ- доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).
4.Тема «Любовь» 8 час.
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь
дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела.
ДРУЖБА. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей –
условие дружбы и мира. Уважение к человеку.
МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать
человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и
доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ — чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние
ведет к очищению. Покаяние любви учит.
5.Тема «Мудрость» 8 час.
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа, Ум без разума беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение труд.
ИСТИНА - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры?
ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки.
МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.
ВНУТРЕННИИ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется? Как люди узнают о внутреннем мире друг друга? Мир да согласие. Мир как согласие. Уральский характер: служение Отечеству, смелость, упорство, отвага, смекалка, ответственность.
ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле — здоровый дух).
Народные традиции здорового образа жизни — питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
- Предметно-информационная составляющая.
Знать:
- нормы поведения в конкретных правовых ситуациях;
- правила выполнения учебной и трудовой деятельности;
- представления о человеке, о месте человека в мире; о самом себе;
о человеческой культуре; о духовных качествах человека;
о творческой деятельности; этнокультурной картине мира;
о героях национального эпоса;
- представление о физическом, психическом, социальном благополучии.
II. Деятельностно - коммуникативная составляющая:
-осознание себя как человека, гражданина, ребёнка, ученика;
-понимание значения культурных ценностей в жизни общества и своей;
-умение пользоваться разными источниками информации;
-умение определять условия, обеспечивающие здоровый образ жизни.
III. Ценностно-ориентационная составляющая:
-единство слова и дела;
-сопереживание, милосердие, участие, уважение достоинства другого человека;
-гордость за свой народ;
- понимание значения информации в жизни человека.
Учебно-методическое обеспечение
-учебники для 3 класса «Истоки уральского характера» А. И. Долгушина
- карта Свердловской области
- рабочие тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/17/picture-19523.jpg)
Рабочая программа по истокам 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на основе авто...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-110085-1605447530.jpg)
Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс
Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" . Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-35361-1395848049.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» на 2014-2015 учебный год 4 класс Программа «Истоки», авторами которой являются И.А. Кузьмин, А.В. Камкин представляет собой апробированную образовательн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-360887-1386168850.jpg)
Рабочая программа курса "Истоки"
«Истоки» как направление в образовательном пространстве позволяет ответить на вопросы: «Сумеет ли человек выжить?» и «Что является основой его выживания?» «Истоки» развивают со...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/09/picture-416838-1394374978.jpg)
Программа кружка "Истоки" 2,4 классы
Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-488036-1411824110.jpg)
Авторская программа курса "Истоки".
Данная программа разработана для учащихся начальных классов, предназначена для внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-62129-1430497166.jpg)
Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»
В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...