Рабочая программа курса "Истоки"
рабочая программа (3 класс) на тему

Ивершина Татьяна Михайловна

«Истоки» как направление в образовательном пространстве позволяет ответить на вопросы: «Сумеет ли человек выжить?» и «Что является основой его выживания?»

     «Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.

     Благодаря элементам системного подхода предмет «Истоки» позволяет интегрировать знания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в единое образовательное пространство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лешуконская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор   МБОУ «ЛСОШ»    

___________/Сокотова Н.А.

«___»       сентября     2014 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ИСТОКИ

для 3 «А» класса

на 2014 – 2015

       учебный год

                                        Составитель:                                      

Ивершина Татьяна Михайловна,

учитель  начальных классов,

II квалификационная категория

с. Лешуконское

2014

Пояснительная записка к курсу «Истоки»

     Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе авторской программы «Истоки» для начальной школы (1-4 классы) И.А.Кузьмина, А.В.Камкина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2010 г. в соответствии с учебным планом МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная школа» 2014 – 2015 учебного года. Программа разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

     «Истоки» как направление в образовательном пространстве позволяет ответить на вопросы: «Сумеет ли человек выжить?» и «Что является основой его выживания?»

     «Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.

     Благодаря элементам системного подхода предмет «Истоки» позволяет интегрировать знания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в единое образовательное пространство.

     В начальной школе учебный курс направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта и призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда и т.д.

     «Истоки» открывают детям необычное в обычном. Они помогают в давно известном раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В итоге «имя», «книга», «слово» и другие ценности приобретают особую притягательность и поучительность.

     Главными целями курса в 3 классе являются:

  • Освоение ребёнком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека;
  • Актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи;
  • Содействие развитию этнического самосознания ребёнка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создаёт условия для самореализации, достойной жизни человека;
  • Становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).

     Учебный предмет «Истоки» в 3 классе призван помочь школьникам совершить «хождение» к истокам внутреннего мира человека, присоединиться к его внутренним ценностям.

     В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в уме (рациональном, интеллектуальном начале в человек); воле (психическом, иррациональном начале); чувствах (чувственном, эмоциональном начале) и составляющих в совокупности душу человеческую.

     Традиция образно сопрягает с этими началами различные системы и органы человека: «вместилищем» ума признаётся мозг, воли – нервная система, чувств – сердце.

     В четырёх разделах последовательно раскрываются 4 основных духовно-нравственных категории – Вера, Надежда, Любовь и София. Каждую из них сопровождает ряд производных категорий – спутников, например, Вера – верность – правда – честь. Осознание и прочувствование категорий – спутников признано обогатить восприятие основных категорий.

     Как и во втором классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своём внутреннем мире и первом духовном опыте.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане:

     Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2 – 4 классов по истоковедению.

     Программа рассчитана на три года обучения (2 – 4 классы) по 17 часов в год. Для реализации курса используется время, определяемое вариативной частью Базисного учебного плана.

     В данном третьем классе учебный курс изучается в первом полугодии учебного года по 1 часу в неделю, всего 17 часов.

Планируемые результаты:

     В результате изучения программы «Истоки» ученик 3 класса будет знать такие понятия, как:

  • Родной очаг, родные просторы.
  •  Труд земной и труд души.
  • Вера. Надежда. Любовь. София.
  • Истоки. Убеждение. Доверие.
  • Уверенность. Нравственность.
  • Православная вера. Заповеди.
  • Преданность. Клятва. Чувство долга. Долг памяти.
  • Традиции. Правда. Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово.
  • Справедливость. Честность. Заслуги.
  • Отчаяние. Воля. Упование. Молитва.
  • Согласие. Единодушие. Единоверие. Единомыслие. Духовная красота.
  • Терпение. Нетерпимость.
  • Послушание. Родительское наставление. Законопослушание.
  • Сердечная привязанность. Забота.
  • Грех, стыд. Покаяние. Прощение.
  • Сострадание. Милосердие.
  • Равнодушие. Благотворительность.
  • Исповедь. Ум. Разум. Размышление. Вразумление.
  • Истина. Искренность. Истовость.
  • Знания. Мудрость. Мудрецы.
  • Праведность. Премудрость. Истинное знание.
  • Твёрдая вера. Истинная надежда. Созидательная любовь.

Рекомендуемая литература:

  1. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы (1-4 классы) //Истоковедение. - М.: Издательский дом «Истоки», 2010 год.
  2. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных учреждений, издание 3-е, исправленное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2004. – 128 с.
  3. Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Издание 5-е. В двух частях под общей редакцией И.А.Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005.

Содержание программы:  

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1

Вера, Надежда, Любовь, София. Вводное занятие

Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Определение целей и задач на новый учебный год. Знакомство со святыми именами: Вера, Надежда, Любовь, София.

1

2

Вера.

Что объединяет вера. Правила нравственности. Верность. Верность Родине. Что помогает нам хранить верность. Правда. Пословицы о правде. Какой образ является путеводным для тебя? Честь. Береги честь смолоду. Честь по заслугам.

4

3

Надежда.

Как в жизни человеку помогает надежда. Что укрепляет надежду. Согласие. Согласие в деле. Строительство моста. Терпение. В каких делах необходимо терпение. Самый терпеливый человек. Послушание. Надежда – устремление к доброму исходу дела.

4

4

Любовь.

В чём проявляется любовь к ближнему. Почему любовь – это труд души? Милосердие. Слово о милосердном человеке. В чём проявляется твоё милосердие. Доброта. Доброта истинная и доброта ложная. Добрые дела. Покаяние. Раскаяние. На пути раскаяния. Сад добродетелей.

4

5

София.

Ум да разум. Истина. Истина в лове. Как предмет «истоки» помогает постигать истину. Знание и мудрость. Мудрые советы Владимира Мономаха. Какими словами ты расскажешь о мудром человеке. Почему Вера, Надежда, Любовь – родные сестры. Истоки победителя. Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви.

3

6

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

1

«Истоки» 3 класс

Тематическое планирование

(рассчитано на изучение в первом полугодии, 1 час в неделю, спланировано 17 часов)

№ п/п

Дата проведе-ния

Темы занятий

Содержание занятий.

1

Вера, Надежда, Любовь, София. Вводное занятие.

Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Определение целей и задач на новый учебный год. Знакомство со святыми именами: Вера, Надежда, Любовь, София.

Вера ( 4 часа )

2

Вера.

Чему доверяет сердце. Как верит пытливый ум. Во что верует душа. Веру к делу примеряй, а дело – к вере.

3

Верность.

Верность – знак веры. Присяга и клятва – знаки верности. Ложную клятву давать – веру ломать. Верность не знает мелочей.

4

Правда.

О правде и Кривде. Правда открывается не всем. Правда в деле. Правда в слове. Правда в образе. Правосудие.

5

Честь.

Воинская честь и доблесть. Похвала мудрости. Поклон Преподобному. Береги честь смолоду.

Надежда ( 4 часа )

6

Надежда.

Надежда на свои силы и опыт. Надежда не должна умирать. О тщетной надежде. Надежда, которая не умирает.

7

Согласие.

Когда дело идёт на лад. Согласие ума, сердца и души. Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает. Несогласие и разногласие.

8

Терпение.

Без терпения нет умения. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Нетерпимость.

9

Послушание.

Послушание опыту. Послушание совести. Послушание закону.

Любовь ( 4 часа )

10

Любовь.

Любовь к ближнему. Дружба. Единство. Там, где любовь, - там Бог и правда.

11

Милосердие.

Милосердие в деле. Милосердие в слове. Где гнев, там милость.

12

Доброта.

Добрые слова. Добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная.

13

Раскаяние.

«Простите меня». Прощёное Воскресенье. Покаяние в храме. Притча о блудном сыне.

София ( 3 часа )

14

Ум и разум.

Ум да разум. Ум познаёт и запоминает. Святые Кирилл и Мефодий. Разум рассуждает, уму помогает. Как ум обогатить и разум просветить.

15

Истина.

Истина в слове. Священное Писание. Истина в образе. Истина в деле.

16

Знания и мудрость.

Отрасли знания. Энциклопедии и словари. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость Божия.

17

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...