Рабочая программа курса "Истоки"
рабочая программа (3 класс) на тему
«Истоки» как направление в образовательном пространстве позволяет ответить на вопросы: «Сумеет ли человек выжить?» и «Что является основой его выживания?»
«Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.
Благодаря элементам системного подхода предмет «Истоки» позволяет интегрировать знания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в единое образовательное пространство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лешуконская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МБОУ «ЛСОШ»
___________/Сокотова Н.А.
«___» сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ИСТОКИ
для 3 «А» класса
на 2014 – 2015
учебный год
Составитель:
Ивершина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов,
II квалификационная категория
с. Лешуконское
2014
Пояснительная записка к курсу «Истоки»
Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе авторской программы «Истоки» для начальной школы (1-4 классы) И.А.Кузьмина, А.В.Камкина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2010 г. в соответствии с учебным планом МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная школа» 2014 – 2015 учебного года. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
«Истоки» как направление в образовательном пространстве позволяет ответить на вопросы: «Сумеет ли человек выжить?» и «Что является основой его выживания?»
«Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.
Благодаря элементам системного подхода предмет «Истоки» позволяет интегрировать знания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в единое образовательное пространство.
В начальной школе учебный курс направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта и призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда и т.д.
«Истоки» открывают детям необычное в обычном. Они помогают в давно известном раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В итоге «имя», «книга», «слово» и другие ценности приобретают особую притягательность и поучительность.
Главными целями курса в 3 классе являются:
- Освоение ребёнком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека;
- Актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи;
- Содействие развитию этнического самосознания ребёнка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создаёт условия для самореализации, достойной жизни человека;
- Становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).
Учебный предмет «Истоки» в 3 классе призван помочь школьникам совершить «хождение» к истокам внутреннего мира человека, присоединиться к его внутренним ценностям.
В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в уме (рациональном, интеллектуальном начале в человек); воле (психическом, иррациональном начале); чувствах (чувственном, эмоциональном начале) и составляющих в совокупности душу человеческую.
Традиция образно сопрягает с этими началами различные системы и органы человека: «вместилищем» ума признаётся мозг, воли – нервная система, чувств – сердце.
В четырёх разделах последовательно раскрываются 4 основных духовно-нравственных категории – Вера, Надежда, Любовь и София. Каждую из них сопровождает ряд производных категорий – спутников, например, Вера – верность – правда – честь. Осознание и прочувствование категорий – спутников признано обогатить восприятие основных категорий.
Как и во втором классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своём внутреннем мире и первом духовном опыте.
Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане:
Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2 – 4 классов по истоковедению.
Программа рассчитана на три года обучения (2 – 4 классы) по 17 часов в год. Для реализации курса используется время, определяемое вариативной частью Базисного учебного плана.
В данном третьем классе учебный курс изучается в первом полугодии учебного года по 1 часу в неделю, всего 17 часов.
Планируемые результаты:
В результате изучения программы «Истоки» ученик 3 класса будет знать такие понятия, как:
- Родной очаг, родные просторы.
- Труд земной и труд души.
- Вера. Надежда. Любовь. София.
- Истоки. Убеждение. Доверие.
- Уверенность. Нравственность.
- Православная вера. Заповеди.
- Преданность. Клятва. Чувство долга. Долг памяти.
- Традиции. Правда. Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово.
- Справедливость. Честность. Заслуги.
- Отчаяние. Воля. Упование. Молитва.
- Согласие. Единодушие. Единоверие. Единомыслие. Духовная красота.
- Терпение. Нетерпимость.
- Послушание. Родительское наставление. Законопослушание.
- Сердечная привязанность. Забота.
- Грех, стыд. Покаяние. Прощение.
- Сострадание. Милосердие.
- Равнодушие. Благотворительность.
- Исповедь. Ум. Разум. Размышление. Вразумление.
- Истина. Искренность. Истовость.
- Знания. Мудрость. Мудрецы.
- Праведность. Премудрость. Истинное знание.
- Твёрдая вера. Истинная надежда. Созидательная любовь.
Рекомендуемая литература:
- Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы (1-4 классы) //Истоковедение. - М.: Издательский дом «Истоки», 2010 год.
- Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных учреждений, издание 3-е, исправленное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2004. – 128 с.
- Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Издание 5-е. В двух частях под общей редакцией И.А.Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005.
Содержание программы:
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1 | Вера, Надежда, Любовь, София. Вводное занятие | Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Определение целей и задач на новый учебный год. Знакомство со святыми именами: Вера, Надежда, Любовь, София. | 1 |
2 | Вера. | Что объединяет вера. Правила нравственности. Верность. Верность Родине. Что помогает нам хранить верность. Правда. Пословицы о правде. Какой образ является путеводным для тебя? Честь. Береги честь смолоду. Честь по заслугам. | 4 |
3 | Надежда. | Как в жизни человеку помогает надежда. Что укрепляет надежду. Согласие. Согласие в деле. Строительство моста. Терпение. В каких делах необходимо терпение. Самый терпеливый человек. Послушание. Надежда – устремление к доброму исходу дела. | 4 |
4 | Любовь. | В чём проявляется любовь к ближнему. Почему любовь – это труд души? Милосердие. Слово о милосердном человеке. В чём проявляется твоё милосердие. Доброта. Доброта истинная и доброта ложная. Добрые дела. Покаяние. Раскаяние. На пути раскаяния. Сад добродетелей. | 4 |
5 | София. | Ум да разум. Истина. Истина в лове. Как предмет «истоки» помогает постигать истину. Знание и мудрость. Мудрые советы Владимира Мономаха. Какими словами ты расскажешь о мудром человеке. Почему Вера, Надежда, Любовь – родные сестры. Истоки победителя. Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви. | 3 |
6 | Итоговое занятие. | Подведение итогов. | 1 |
«Истоки» 3 класс
Тематическое планирование
(рассчитано на изучение в первом полугодии, 1 час в неделю, спланировано 17 часов)
№ п/п | Дата проведе-ния | Темы занятий | Содержание занятий. |
1 | Вера, Надежда, Любовь, София. Вводное занятие. | Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Определение целей и задач на новый учебный год. Знакомство со святыми именами: Вера, Надежда, Любовь, София. | |
Вера ( 4 часа ) | |||
2 | Вера. | Чему доверяет сердце. Как верит пытливый ум. Во что верует душа. Веру к делу примеряй, а дело – к вере. | |
3 | Верность. | Верность – знак веры. Присяга и клятва – знаки верности. Ложную клятву давать – веру ломать. Верность не знает мелочей. | |
4 | Правда. | О правде и Кривде. Правда открывается не всем. Правда в деле. Правда в слове. Правда в образе. Правосудие. | |
5 | Честь. | Воинская честь и доблесть. Похвала мудрости. Поклон Преподобному. Береги честь смолоду. | |
Надежда ( 4 часа ) | |||
6 | Надежда. | Надежда на свои силы и опыт. Надежда не должна умирать. О тщетной надежде. Надежда, которая не умирает. | |
7 | Согласие. | Когда дело идёт на лад. Согласие ума, сердца и души. Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает. Несогласие и разногласие. | |
8 | Терпение. | Без терпения нет умения. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Нетерпимость. | |
9 | Послушание. | Послушание опыту. Послушание совести. Послушание закону. | |
Любовь ( 4 часа ) | |||
10 | Любовь. | Любовь к ближнему. Дружба. Единство. Там, где любовь, - там Бог и правда. | |
11 | Милосердие. | Милосердие в деле. Милосердие в слове. Где гнев, там милость. | |
12 | Доброта. | Добрые слова. Добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. | |
13 | Раскаяние. | «Простите меня». Прощёное Воскресенье. Покаяние в храме. Притча о блудном сыне. | |
София ( 3 часа ) | |||
14 | Ум и разум. | Ум да разум. Ум познаёт и запоминает. Святые Кирилл и Мефодий. Разум рассуждает, уму помогает. Как ум обогатить и разум просветить. | |
15 | Истина. | Истина в слове. Священное Писание. Истина в образе. Истина в деле. | |
16 | Знания и мудрость. | Отрасли знания. Энциклопедии и словари. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость Божия. | |
17 | Итоговое занятие. | Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...