Программа кружка "Истоки" 2,4 классы
рабочая программа (4 класс) на тему

Комарова Надежда Вячеславовна

           Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

          Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у младших школьников. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей с 1 по 4 класс общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkaistoki.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

          Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у младших школьников. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей с 1 по 4 класс общеобразовательной школы.

         Актуальность программы обусловлена утверждённой 11 июля 2005 года государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

        Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому разработка теоретических основ, программ патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

        Цели и задачи программы.

        Цель программы: воспитание любви, бережного отношения к своей семье, школе, родному краю; создание гуманистической атмосферы в  коллективе как важнейшего условия нравственного и интеллектуального развития.

         Задачи программы:

- сохранять душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;

- воспитывать чувство любви к своей семье, родному краю;

 - формировать дружный, сплочённый коллектив;

- способствовать укреплению физического здоровья детей;

- развивать творческие способности каждого ребёнка.

        Основные принципы, положенные в основу программы:

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

   Место курса в учебном плане

Программа «Истоки» разработана с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста от семи до девяти лет и рассчитана на 4 года. В 1 классе 33 часа, во 2–4 классе 34 часа. Всего программа содержит 135 часов. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Ценностные ориентиры


        В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в качестве приоритетных направлений выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

  • гражданственность; 
  • национальная толерантность в государственном масштабе; 
  • приоритет общественно-государственных интересов над личными; 
  • патриотизм, преданность к своему Отечеству; 

Результаты освоения курса

при изучении программы кружка «Истоки» учащиеся должны знать:

- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции “поведение на экскурсии”. Интерес к занятиям (эмоциональный уровень);
- Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика села. Развитие воображения;
- Знакомство со “знакомым” радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события (“экспедиция” для детей – приключение и азарт).

Учащиеся должны уметь:

              участвовать с беседами с информантами;

посещать музеи и другие культурные учреждения;

              участовать в игровой забаве, в праздниках.

        Содержание курса

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)

1.Территория и географическое положение Алтайского края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Составление кратких сообщений, сбор материалов. 
2. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”

- Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. 
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица” (1 ч)

Занятие-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов.

эссе “Прогулка по улицам моего села”.

Тема 6: “Наша школа” (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы .

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина” (2 ч)

1. Экскурсия по селу.
2. Знакомство с достопримечательностями села.

Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: “Природа нашего края” (6 ч)

1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Алтайского края.  Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своего края
4. Климат (2 ч)

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории района

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) операция “Чистый двор”.

Тема 9:“Что дает наш край стране” (2 ч)

1. Знакомство с предприятиями села.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Презентация “Что дает наш край стране”.

Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в районный краеведческий музей; посещение сельской библиотеки

Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (4 ч)

Форма занятия: видеофильм, беседа.

  1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
  2.  Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из их родственников участвовал в войне.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового

фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5. Концерты для ветеранов войны.

Тема 12: “Герб края” (2 ч)

1. Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

Тема 13: “Красная книга родного края” (2 ч)

Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов заочных экскурсий по родному краю.

Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.

Тематическое планирование 2,4класс

Тема                                             Содержание занятий                                

Кол-во часов

УУД

1. Введение

1

2. Мой край на карте Родины

2

Личностные УУД

формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории,   гордость за них;

осознание «Я» как гражданина России;

развитие нравственно-этических качеств

структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии рода.

Регулятивные УУД

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

 составление плана и последовательности действий;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы;

умение адекватно воспринимать оценки;

формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.

Познавательные УУД

развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

структурирование знаний;

развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

рефлексия способов и условий действия .

формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

Коммуникативные УУД

формирование умения планирования  сотрудничества с учителем и сверстниками;

развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу;

развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

3 .Я и моя семья

3

4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2

5. Моя улица

2

6. Наша школа

2

7. Моя малая Родина

2

8. Природа нашего края

6

9. Что дает наш край стране

2

10. Наш край

богат талантами

3

11. Наш край в годы Великой Отечественной войны

4

12. Герб  края

2

13. Красная книга родного края.

3

Всего часов:

34

Календарно-тематическое планирование 2,4класс

Дата

Содержание занятий

Кол-во часов

Введение.

1

История изучения Алтайского края

1

 Мой край на карте Родины.

2

Сбор материала , составление сообщений о нашем крае

1

Составление презентации «Мой край»

1

Я и моя семья

3

Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”

1

 «Тайна моего имени».Оформление странички в  портфолио.

1

Знаменитые предки моей семьи. Исследовательская работа.

1

 Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2

Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из пластилина и подручного материала.

1

Фотоочерк «Мой дом».

1

 Моя улица

2

Экскурсия по селу.

1

Эссе «Прогулка по улицам моего села»

1

 Наша школа

2

Поисково-исследовательская работа «Знаменитые выпускники»

1

Составление презентации «Учителя - выпускники нашей школы»

1

Моя малая Родина

2

Оформление фотовыставки «Нет места на земле, красивее Елбанки!»

1

Конкурс рисунков «Я эту землю ,Родиной зову»

1

Природа нашего края

6

Операция «Чистый двор»

1

Виртуальное путешествие в мир растений Алтайского края.

1

КВН «Лес-источник жизни»

1

Викторина «Знатоки родной природы»

1

Презентация «Алтай-наш край родной!»

1

 Конкурс рисунков «Природа с.Елбанка»

1

Что дает наш край стране

2

Презентация «Что наш край дает стране»

1

Проект «Экономика родного края»

1

 Наш край богат талантами

3

Оформление альбома «Земляки, прославившие наш край!»

1

Экскурсия в районный краеведческий музей

1

Подборка газетных вырезок о творческих людях нашего села. Оформление папки «Ими гордится село».

1

Наш край в годы Великой Отечественной войны

4

Презентация «Участники Великой Отечественной войны»

1

Встреча с тружениками тыла..

1

Уход за памятником

1

Участие в Митинге

1

Герб  края

2

Творческая работа .Создание герба Алтайского края

1

Беседа по геральдике Алтайского края

1

Красная книга родного края.

3

Творческая работа-создание Красной книги Усть-Пристанского района

3

Всего часов:

34

Материально-техническое  обеспечение  учебного предмета

Книгопечатная продукция

Печатные пособия

Книга  о нашем селе Скворцовой А.Г.

Альбом  стихов о селе «Елбанка»

Фотоальбом «Нет места на земле , красивее Елбанки!»

Альбом«Земляки, прославившие наш край!»

Папка «Ими гордится село»

Альбом  «Спорт в нашем селе»

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Презентации «Алтай - наш край родной»

Презентация «Красная книга Алтайского края»

Презентация «Участники Великой Отечественной войны»

 Презентации «Учителя - выпускники нашей школы»

Технические средства

Классная магнитная доска

Ноутбук

Мультимедиа

Принтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....

рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"

данные рабочие программы соответствуют ФГОС...