Программа кружка "Истоки" 2,4 классы
рабочая программа (4 класс) на тему
Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у младших школьников. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей с 1 по 4 класс общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkaistoki.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у младших школьников. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей с 1 по 4 класс общеобразовательной школы.
Актуальность программы обусловлена утверждённой 11 июля 2005 года государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому разработка теоретических основ, программ патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Цели и задачи программы.
Цель программы: воспитание любви, бережного отношения к своей семье, школе, родному краю; создание гуманистической атмосферы в коллективе как важнейшего условия нравственного и интеллектуального развития.
Задачи программы:
- сохранять душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;
- воспитывать чувство любви к своей семье, родному краю;
- формировать дружный, сплочённый коллектив;
- способствовать укреплению физического здоровья детей;
- развивать творческие способности каждого ребёнка.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Место курса в учебном плане
Программа «Истоки» разработана с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста от семи до девяти лет и рассчитана на 4 года. В 1 классе 33 часа, во 2–4 классе 34 часа. Всего программа содержит 135 часов. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Ценностные ориентиры
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в качестве приоритетных направлений выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
- гражданственность;
- национальная толерантность в государственном масштабе;
- приоритет общественно-государственных интересов над личными;
- патриотизм, преданность к своему Отечеству;
Результаты освоения курса
при изучении программы кружка «Истоки» учащиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции “поведение на экскурсии”. Интерес к занятиям (эмоциональный уровень);
- Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика села. Развитие воображения;
- Знакомство со “знакомым” радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события (“экспедиция” для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
участвовать с беседами с информантами;
посещать музеи и другие культурные учреждения;
участовать в игровой забаве, в праздниках.
Содержание курса
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)
1.Территория и географическое положение Алтайского края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”
- Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица” (1 ч)
Занятие-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов.
эссе “Прогулка по улицам моего села”.
Тема 6: “Наша школа” (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы .
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина” (2 ч)
1. Экскурсия по селу.
2. Знакомство с достопримечательностями села.
Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: “Природа нашего края” (6 ч)
1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Алтайского края. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своего края
4. Климат (2 ч)
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории района
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) операция “Чистый двор”.
Тема 9:“Что дает наш край стране” (2 ч)
1. Знакомство с предприятиями села.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Презентация “Что дает наш край стране”.
Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в районный краеведческий музей; посещение сельской библиотеки
Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (4 ч)
Форма занятия: видеофильм, беседа.
- События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
- Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из их родственников участвовал в войне.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового
фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5. Концерты для ветеранов войны.
Тема 12: “Герб края” (2 ч)
1. Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.
Тема 13: “Красная книга родного края” (2 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов заочных экскурсий по родному краю.
Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.
Тематическое планирование 2,4класс
Тема Содержание занятий | Кол-во часов | УУД |
1. Введение | 1 | |
2. Мой край на карте Родины | 2 | Личностные УУД формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них; осознание «Я» как гражданина России; развитие нравственно-этических качеств структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии рода. Регулятивные УУД определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы; умение адекватно воспринимать оценки; формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре); умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. Познавательные УУД развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; структурирование знаний; развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации; рефлексия способов и условий действия . формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков; умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий; структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии. Коммуникативные УУД формирование умения планирования сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу; развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого; приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера. |
3 .Я и моя семья | 3 | |
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 2 | |
5. Моя улица | 2 | |
6. Наша школа | 2 | |
7. Моя малая Родина | 2 | |
8. Природа нашего края | 6 | |
9. Что дает наш край стране | 2 | |
10. Наш край богат талантами | 3 | |
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 4 | |
12. Герб края | 2 | |
13. Красная книга родного края. | 3 | |
Всего часов: | 34 |
Календарно-тематическое планирование 2,4класс
Дата | Содержание занятий | Кол-во часов |
Введение. | 1 | |
История изучения Алтайского края | 1 | |
Мой край на карте Родины. | 2 | |
Сбор материала , составление сообщений о нашем крае | 1 | |
Составление презентации «Мой край» | 1 | |
Я и моя семья | 3 | |
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…” | 1 | |
«Тайна моего имени».Оформление странички в портфолио. | 1 | |
Знаменитые предки моей семьи. Исследовательская работа. | 1 | |
Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 2 | |
Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из пластилина и подручного материала. | 1 | |
Фотоочерк «Мой дом». | 1 | |
Моя улица | 2 | |
Экскурсия по селу. | 1 | |
Эссе «Прогулка по улицам моего села» | 1 | |
Наша школа | 2 | |
Поисково-исследовательская работа «Знаменитые выпускники» | 1 | |
Составление презентации «Учителя - выпускники нашей школы» | 1 | |
Моя малая Родина | 2 | |
Оформление фотовыставки «Нет места на земле, красивее Елбанки!» | 1 | |
Конкурс рисунков «Я эту землю ,Родиной зову» | 1 | |
Природа нашего края | 6 | |
Операция «Чистый двор» | 1 | |
Виртуальное путешествие в мир растений Алтайского края. | 1 | |
КВН «Лес-источник жизни» | 1 | |
Викторина «Знатоки родной природы» | 1 | |
Презентация «Алтай-наш край родной!» | 1 | |
Конкурс рисунков «Природа с.Елбанка» | 1 | |
Что дает наш край стране | 2 | |
Презентация «Что наш край дает стране» | 1 | |
Проект «Экономика родного края» | 1 | |
Наш край богат талантами | 3 | |
Оформление альбома «Земляки, прославившие наш край!» | 1 | |
Экскурсия в районный краеведческий музей | 1 | |
Подборка газетных вырезок о творческих людях нашего села. Оформление папки «Ими гордится село». | 1 | |
Наш край в годы Великой Отечественной войны | 4 | |
Презентация «Участники Великой Отечественной войны» | 1 | |
Встреча с тружениками тыла.. | 1 | |
Уход за памятником | 1 | |
Участие в Митинге | 1 | |
Герб края | 2 | |
Творческая работа .Создание герба Алтайского края | 1 | |
Беседа по геральдике Алтайского края | 1 | |
Красная книга родного края. | 3 | |
Творческая работа-создание Красной книги Усть-Пристанского района | 3 | |
Всего часов: | 34 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Книгопечатная продукция
Печатные пособия
Книга о нашем селе Скворцовой А.Г.
Альбом стихов о селе «Елбанка»
Фотоальбом «Нет места на земле , красивее Елбанки!»
Альбом«Земляки, прославившие наш край!»
Папка «Ими гордится село»
Альбом «Спорт в нашем селе»
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Презентации «Алтай - наш край родной»
Презентация «Красная книга Алтайского края»
Презентация «Участники Великой Отечественной войны»
Презентации «Учителя - выпускники нашей школы»
Технические средства
Классная магнитная доска
Ноутбук
Мультимедиа
Принтер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....
рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"
данные рабочие программы соответствуют ФГОС...