Авторская программа курса "Истоки".
рабочая программа (2 класс) на тему

Беккер Галина Николаевна

Данная программа разработана для учащихся  начальных классов, предназначена для внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_bekker.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальнай уопсай yорэхтээhин                Муниципальное общеобразовательное

        тэрилтэ   Алдан оройуона                                     учреждение Алданского района    

        “Гимназия Алдан куорат”                                       “Гимназия г. Алдан”

678900,  РС (Я), Алданский район, г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, 14,

Тел.: (41145) 32-8-43,  32-8-56

Факс: (41145) 32-8-91

E-mail: gymnald@aldan.sakha.ru

Сайт: www.gymnald.edusite.ru

Утверждаю:                                       Согласовано                                         Рассмотрено

И.О.директора МОУ                     зам. директора по УМР                     на заседании                              

                                                    “Гимназия г. Алдан”                         НМС

                                                                     

Сухинина О.А.                             Чмирь О.Б.                              протокол №____

“   ”____________ 2013 г.             “   ”____________ 2013 г.               “   ” ________ 2013 г.

                                

                                 

Рабочая программа

Гражданско-патриотического

курса «Истоки»

                                                           

                                                                                         

                                                                                         2  класс, рассчитана на 1 час в неделю.

                                                                                                     Учебных недель в году – 35

                                                                               Итого учебный план курса обучения – 35 ч.

                                                                                                            Учитель: Беккер Г. Н.

Пояснительная записка.

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. 

 Одним, из приоритетных направлений гимназии, является патриотическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Содержание программы кружка «Истоки» направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, обеспечивающее их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к родине. Любовь к родине не возникает сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

   В связи с этим  целями данного курса являются:

  • развитие ценностных ориентаций ребёнка;
  • воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире;
  • формирование целостного представления о мире, развитие интереса к его познанию.

 Достижение данных целей осуществляется через решение следующих задач:

  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
  • развитие познавательного интереса и любви к родному краю;
  • знакомство с историей и природой России, Якутии, родного края.
  • последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  •  формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением. Это важное средство связи школы с жизнью. Любовь к родному краю, желание видеть родной город всё более и более растущим и расцветающим – эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.        

Участвуя в познавательной деятельности, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, у них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде.

Занятия в классе следует дополнять экскурсиями. Итоговые занятия предлагается проводить в форме игр и викторин.

Формы и методы организации учебного процесса: 

Групповые формы, игровые методы, практические занятия, экскурсии, метод апперцепции (опора на свой жизненный опыт), метод имитации исследования и др.

Программа рассчитана на 35 занятий – 1 час в неделю.

Содержательный материал

Программа кружка «Истоки»

   Целями данного курса являются:

  • развитие ценностных ориентаций ребёнка;
  • воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире;
  • формирование целостного представления о мире, развитие интереса к его познанию.

Виды деятельности

  • Работа со справочной и энциклопедической литературой,
  • работа с картой,
  • слушание, запоминание
  •  наблюдения,
  • формулирование вопросов и ответов,
  •  выдвижение гипотез и предположений,
  •  ИЗО-деятельность,

Образовательный продукт

  • написание рефератов,
  •  выставки рисунков, поделок.
  • выступление перед одноклассниками

Критерии успешности

  • выступление с сообщением
  •  умение защитить свою точку зрения
  • составление кроссвордов и заданий для викторин.

Динамика интереса

  • анкетирование,
  •  активность в выполнении творческих работ.

Форма итоговой отчётности

  • участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»,
  •  проведение предметной недели.

Календарно-тематическое планирование

№ Дата

Тема

Поисково-исследовательская

работа

Результативность

Имя. Как выбирается имя

Узнать, откуда к нам пришли имена. Что обозначает ваше имя.

Мини-сочинение, выступление с сообщением, иллюстрация своего рассказа фотографиями

Семья – мир самых близких людей

Что такое семья? Составить рассказ о своей семье.

Род – люди происходящие от одного предка

Составить родословное древо. Проанализировать семейные гербы, составить герб своей семьи. Какие традиции есть в семье. Законы и традиции, по которым мы живём.

Повторение  правил общения в семье, в классе, в общественных местах.

Герб моей семьи.

Проведение праздника «Наша дружная семья».

Дом – территория семьи, мир вещей

Дом. Семейные реликвии, святыни

Деревня. Земледелие

Найти ответы на вопросы: Чем занимаются люди в деревне? Что город дает деревне? А деревня городу? Чем город отличается от деревни?

Игра «Где жить лучше -  в городе или деревне?

За что уважают человека в деревне

В чем отличие города от деревни

Как город рассказывает о себе

Жизнь города.

Какие предприятия есть в нашем городе?

Составление альбома «Наш Алдан».

Сбор фотоматериалов, вырезки из газет. Рисунки.

Экскурсии в музей, к памятникам.

Город, где мы живём.

Что обозначает название нашего города. Особенности Алдана.

Город, где мы живём.

История основания.

Год основания Алдана. Почему среди тайги вырос такой город.

Память о прошлом.

Какие памятники есть в нашем городе? О каких событиях или людях они напоминают.

Памятники города.

История названия улиц.

Узнать, почему так называются улица нашего города.

Улица, на которой я живу.

Улицы нашего города.

Улицы нашего города.

Алдан и алданцы.

Глава нашего района, города. Что бы вы изменили в Алдане?

Известные люди Алдана.

Кого из известных людей нашего города знают в твоей семье?

Известные люди Алдана.

Подобрать вопросы к беседе.

Встреча с одним из знаменитых людей Алдана.

Экскурсия в музей.

Великая Отечественная война.

Что ты знаешь о войне?

Чтение книг, просмотр фильмов.

Алдан и алданцы в годы ВОВ.

Узнать о героях -  алданцах, в честь которых названы улицы нашего города.

Выставка рисунков.

Алдан и алданцы в годы ВОВ

Экскурсия к памятникам ВОВ.

Особенности природы Алдана.

Фотовыставка. Придумать знаки, чтобы Алдан стал чище.

Особенности природы Алдана.

Красная книга Якутии.

Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

Нарисовать плакат на тему охраны природы.

Красная книга Якутии.

Природа Алдана – наше богатство.

Подобрать вопросы для викторины.

Викторина.

Люблю тебя, мой край родной!

Найти и выучить стихи об Алдане

Конкурс чтецов

Люблю тебя, мой край родной!

Нарисовать рисунок

Выставка рисунков.

Экскурсия в лес.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. В. Пестерев «Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах».      Якутск. Национальное книжное издательство «Бичик» 2000г.
  2.  И. Данилов «Сказ о Якутии» Якутск. Якутское книжное издательство. 1982г.
  3. А.И.Сивцев, С.Е.Мостахов, З.М.Дмитриева «География ЯАССР». Якутское книжное издательство. 1990г.
  4. Н.Г.Соломонов «Животный мир Якутии»  Якутское книжное издательство. 1975г.
  5. В.Н.Винокуров, А.В.Винокурова «Материалы Красной книги Якутии в      школьной практике».  Якутск. 1994г
  6. Д.Д.Данилов, С.В.Тырин «Моё Отечество».   «Баласс». 1998г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...