Многообразие способов развития мелкой моторики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
материал

Мусиенко Инна Николаевна

Мелкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив», всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.

Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями развития благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, обогащении практического опыта в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многообразие способов развития мелкой моторики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка.

Мелкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив», всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.

Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности, многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ единодушно сходятся во мнении, о том, что мелкая моторика очень важна, потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. Т. М Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости. Приступая к новому заданию, по мнению Л. В Занкова, ребенок с нарушением интеллекта долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений. Как считает Б. И Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений.

Мария Монтессори впервые заострила внимание на активизации деятельности руки ребенка в игре. «В противовес искусственным психометрическим инструментам, сильно истощающим энергию ребенка, эти упражнения не утомляли, а занимали детей. И эта особенность активизации деятельности руки в играх проистекала от концентрации внимания на воспитании и упражнении чувств.». Логической частью методики Монтессори выступает дидактический материал, без которого немыслима игровая деятельность. При действии с этим материалом особую значимость приобретает деятельность руки ребенка. Материалы, которые предоставляла для игры Монтессори, обладали качественным своеобразием - они позволяли активизировать и мелкую моторику, и тактильные ощущения, и кинестетический аппарат играющего. Эта методика органично включала в себя «воспитательную гимнастику», которая способствовала координации движений для развития ловкости в пальцах; цель этой гимнастики - «подготовить детей к обслуживанию себя, к развитию таких навыков, которые порождают потребность приложить к делу приобретенную ловкость». Направленность педагогической организации мануального аспекта деятельности ребенка сводилась Монтессори к «воспитанию» чувств и «упражнению» их. Поэтому в своей практике Монтессори, с целью диагностики и последующей педагогической коррекции мелкой моторики ребенка, использует тот дидактический материал, к которому дети проявляли интерес.

У детей с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна, сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания,например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики, поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни.

Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности

детей с ОВЗ. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.

Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторикиспособствуют её развитию?К ним относятся: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пуговицы); пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка; складывание пирамидок; рисование на песке (крупе); перебирание круп; шнуровка, завинчивание крышечек банок.

В работе по развитию мелкой моторикинеобходимо придерживаться некоторых правил:

• Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.

• Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развитиявозможности, настроение.

• Работу проводить регулярно, систематически.

• Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

• Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

• Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, с целью повышения его интереса к играм и занятиям.

• Стараться, чтобы процесс обучения и развития формировал у детей положительную мотивацию.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Ожидаемые результаты:

• Повышение уровня развития мелкой моторики.

• Развитие творческих способностей.

• Формирование самостоятельности.

• Формирование навыков эффективного общения.

• Улучшение способности к концентрации внимания.

• Улучшение памяти.

Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями развития благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, обогащении практического опыта в практической деятельности.

Содержание.

Для развития мелкой моторики существует большое количество игр, которые можно сделать своими руками из подручных материалов. Многообразие способов работы с такими материалами предлагаем вашему вниманию.

Упражнения с бельевыми прищепками.

Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координациюмелкую моторику рук.

Для начала можно сделать массаж пальцев рук: поочередно «кусаем» прищепкой ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,скажу тебе«Кыш!».

Также можно использовать цветные бельевые прищепки, с помощью которых можно создавать различные сюжеты, т. е. прикреплять прищепки по тематике (например, лучи к солнцу, иголки к ежику, дождь к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее).

Совершенствовать координацию движений помогают специальные игры и упражнения с мелкими предметами: пуговицами, камешками (стеклярусами, также использование круп, фасоли, гороха.

Эффективны упражнения, выполняемые на ограниченной поверхности двумя руками, которые развивают согласованность движений разных частей тела, и требует синхронности действий. Кроме того, данные виды упражнений способствуют выработке точности и четкости движений, ловкости, быстроты реакции.

Упражнения с фасолью, горохом, пуговицами, камешками, цветными стеклярусами, крупой.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения, также сортировать предметы, закрепляя цвет, форму, величину.

1. «Сортировка».

Для этого упражнения можно использовать различную поверхность с углублениями-ячейками (к примеру, коробка из-под конфет). Предлагаем ребенку разложить в верхние ячейки только крупную фасоль, в нижние – мелкую. Также можно раскладывать пуговицы, стеклярусы по размеру или цвету.

Разнообразить и усложнить этот вид работы можно следующим образом: чередовать горох и фасоль; цветные стеклярусы, раскладывая их по цвету, или пуговицы, чередуя по размеру или цвету.

Можно смешать горох, красную и белую фасоль, и предложить рассортировать их в отдельные баночки.

2. «Выкладывание узоров».

Используя фасоль, горох, цветные стеклярусы, камешки можно выкладывать различные узоры по готовым схемам или же составлять сюжет самостоятельно.

3. «Конструирование из цветных камней».

Искусство мозаики (конструирования) можно постигнуть не только при помощи покупных наборов,но и сложить из любых подручных предметов: камешков, ракушек, пуговиц и даже монет! Такое творчество поможет расширить границы восприятия и воображения ребенка, научит искать средства для самовыражения даже на прогулке в лесу или парке, на берегу моря.

Для тренировки мелкой моторики рук и образного мышления, детям полезно играть с мелкими камешками. В мозаике ребенок из мелких кусочков выкладывает любой рисунок – от простого геометрического узора до сложного красочного панно. Ребенок может воспроизвести образцы с картинок на коробке, а может пофантазировать и поэкспериментировать со своими собственными проектами и замыслами. Мозаика из камней развивает зрительную память, конструкторское и логическое мышление, самостоятельность, усидчивость, терпение и упорство. У ребенка совершенствуется не только мелкая и крупная моторика, координация, ловкость и слаженность движений, но и рука подготавливается к рисованию и письму, что очень важно в пропедевтический период. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

4. «Сухой бассейн» (мешочек из ткани, заполненный фасолью или горохом). Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто, перебирая пальцами фасоль (горох).В это время приговариваем:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

Таким образом, проводится и самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне», что способствует:

- нормализации мышечного тонуса;

- стимуляции тактильных ощущений;

- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

«Сухой бассейн» - мешочек с фасолью (другим наполнителем) можно использовать при изучении учебного материала по математике и русскому языку. На дне «бассейна» спрятать геометрические фигуры или объёмные буквы, опустить кисти рук в «бассейн»«помешать» фасоль, затем с закрытыми глазами найти и достать фигуру, не открывая глаз назвать форму или отгадать букву. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой, с открытыми глазами его зарисовывает.

Игры с прищепками и сухой бассейн можно применять на уроках, как физкультминутки.

Упражнения с крупой.

«Сухой бассейн» - таз с любой крупой: пшеном, манкой или гречкой. Затем прячем в крупе различные предметы, которые ребенок находит, определяет на ощупь.

Единственный недостаток при работе с крупой – пачкаются руки, поэтому после работы необходимо напомнить ребенку, чтобы он сполоснул руки водой.

Разнообразное нанизывание, как и шнуровка, является отличным способом развития координации движений, ловкости, меткости и конечно мелкой моторики рук.

Упражнения с мелкими предметами для нанизывания.

Игра «Собираем бусы».

Такая игра развивает сообразительность и усидчивость, помогает показать ребенку, как можно самостоятельно создать интересную поделку. Нанизывать можно все,что имеет отверстие: разрезанные на части трубочки, пуговицы, бусы и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружков, квадратов, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябин. С помощью этой игры также можно изучать цвета, учиться счету, если сделать бусины разной величины, длины, можно изучать понятия «большой - маленький»«короткий-длинный» и т. п. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Игр, направленных на развитие мелкой моторики много, главное - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Таким образом, игры и упражнения, пальчиковые разминки, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина тем самым позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и учеников на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей»

Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Считается...

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».

            Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...

Методические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие эмоционально – волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на занятиях ГПД»

Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка пс...

Рабочая программа по коррекции и развитию мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо коррекции и развитию мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья ...