Методические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по логопедии на тему
Методические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._zritelno-motornaya_koordinatsiya.docx | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Лэпбук «Зрительно-пространственная ориентация» (книжка-гармошка) можно использовать с детьми 6-10 лет.
Цель создания: в настоящее время увеличивается количество детей, у которых нарушена зрительно-пространственная ориентация. Недостаточно сформированные у детей пространственные представления и ориентировки напрямую влияют на уровень их общего и интеллектуального развития. Эта категория детей с трудом ориентируются на плоскости листа, не способны определить, что находится справа или слева. При чтении и письме они допускают специфические ошибки (смешение сходных по написанию букв, перестановка букв, слогов, неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание). Данный лэпбук служит профилактикой и коррекцией специфических ошибок у обучающихся и приносит отличные результаты.
Составляющие макета лэпбука:
- Физминутки
Цель: снятие мышечного напряжения.
Ход: под заученные стишки дети выполняют упражнения.
- Эмоциональный настрой
Цель: узнать какое настроение у ребёнка.
Ход: детям предлагаются стикеры различных цветов. Они выбирают себе настроение (красный – отличное, зелёный – среднее, синее – без настроения).
- Зрительная гимнастика
Цель: снятие зрительного напряжения.
Ход: детям предлагается картинка с линиями различных цветов. По направлению стрелок они совершают движения глазами.
- Рефлексия
Цель: осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом.
Ход: в конце каждого логопедического занятия (и на любом его этапе) дети оценивают себя (красный – у меня всё получилось, зелёный – были немногочисленные ошибки, синий – надо ещё над этой темой поработать).
- Игра «Божья коровка»
Цель: ориентирование в пространстве листа, закрепление понятий «право-лево», «верх-низ», развитие внимания.
Ход: детям предлагается лист бумаги и божья коровка. По команде логопеда обучающиеся с помощью божьей коровки двигаются по карточке.
- Игра «Дни недели»
Цель: совершенствование пространственно-временных представлений.
Ход: детям предлагаются магнитные картинки с изображениями дней недели. Обучающиеся показывают картинку: «Какой сегодня день недели? Какой день недели будет послезавтра? Какой был позавчера?» и т.д.
- Игра «Кто, где находиться?»
Цель: ориентация в собственном теле, совершенствование пространственно-временных ориентировок.
Ход: логопед спрашивает у детей: «Расскажите, что находиться перед вами, за вами, слева от вас, справа от вас?» Дети отвечают. Далее обучающимся предлагаются картинки с изображением детей. Логопед спрашивает: «Расскажите, где находится девочка? Кто из ребят стоит впереди, кто – сзади? Кто слева, кто справа? Кто стоит за девочкой и кто – перед ней? Объясните, какие направления показывает нам мальчик».
- Игра «Выложи узор»
Цель: формирование умения ориентироваться на плоскости листа.
Ход: детям предлагается 2 макета (пустой и с узорами). По образцу нужно выложить узор.
- Игра «Разрезные картинки»
Цель: развитие целостного восприятия сюжетной картинки, развитие мелкой моторики.
Ход: картинка рассыпалась на части, детям нужно собрать целостную картинку.
- Игра «Хитрая лиса»
Цель: развитие целостного восприятия предметной картинки, развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.
Ход: детям предлагается деревянный макет и нужно собрать целостную предметную картинку.
- Игра « Волшебные лабиринты»
Цель: закрепление умения ориентироваться на плоскости, развитие внимания, зрительного сосредоточения.
Ход: детям предлагаются карточки с лабиринтами различной сложности. Обучающимся нужно пройти лабиринты (коллекции пополняются).
- Игра «Графический диктант»
Цель В1: формирование навыка внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.
Ход: В1: обучающимся предлагаются карточки с пошаговой инструкцией. Выполняя её, дети воспроизводят заданное направление линии.
Цель В2: тренировка зрительно-моторной координации.
Ход: В2: обучающимся предлагаются карточки с графическим изображением рисунков. Дети должны копировать рисунок (коллекции пополняются).
- Игра «Расшифруй узоры»
Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки.
Ход: картинка зашифрована при помощи букв. Буквы нужно разукрасить и получится картинка.
- Игра «Поле чудес»
Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки.
Ход: раздаются карточки, по команде логопеда дети при помощи фишек начинают двигаться по полю. Предлагается несколько вариантов игры с картинками, с буквами (гласные, твёрдые согласные, мягкие согласные), с цифрами (придумай слово, в котором 2,4 звука и т.д.).
- Игра «Графическое изображение предлогов»
Цель: знакомство с графическим изображением предлогов.
Ход: предлагаются картинки с графическим изображением предлогов. Дети знакомятся с предлогами.
- Игры «Подбери предлог к картинке», «Волшебные предлоги»
Цель: соотнесение предлогов с картинками, развитие внимания.
Ход: предлагаются картинки с графическим изображением предлогов и предметные картинки. Рассмотрите картинки и схемы. Подберите и назовите для каждой картинки предлог.
- Игра «Составь словосочетания и предложения»
Цель: формировать умение составлять словосочетания и предложения по картинкам.
Ход: посмотри на картинки и составь словосочетания и предложения (запиши в тетрадь).
- Игра «Составь рассказ»
Цель: формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Ход: посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ (запиши в тетрадь).
- Игра «Вставь «маленькое» слово»
Цель: познакомиться с предлогом как частью речи и его ролью в предложении.
Ход: детям раздаются «дорожки», в которые нужно вставить подходящие по смыслу предлоги. Записать предложения в тетрадь, выделить предлог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...
Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (методические рекомендации)
Приведены рекомендации по орагнизации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в русле ФГОС. Информация может быть полезной для специалистов ТПМПК, п...
Выбор формы государственной итоговой аттестации и выработки рекомендаций по созданию условий для ее прохождения обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
В целях реализации права на выбор формы государственной итоговой аттестации и выработки рекомендаций по созданию условий для ее прохождения обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (...
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...
Многообразие способов развития мелкой моторики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Мелкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив», всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). У младших школьников нарушением интел...
(Методические рекомендации) Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие эмоционально – волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на занятиях ГПД»
Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка пс...