Методические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по логопедии на тему

Машукова Татьяна Александровна

Методические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Лэпбук «Зрительно-пространственная ориентация» (книжка-гармошка)  можно использовать с детьми 6-10 лет.

Цель создания: в настоящее время увеличивается количество детей, у которых нарушена зрительно-пространственная ориентация. Недостаточно сформированные у детей пространственные представления и ориентировки напрямую влияют на уровень их общего и интеллектуального развития. Эта категория детей с трудом ориентируются на плоскости листа, не способны определить, что находится справа или слева. При чтении и письме они допускают  специфические ошибки (смешение сходных по написанию букв, перестановка букв, слогов, неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание). Данный лэпбук служит профилактикой и коррекцией    специфических ошибок у обучающихся и приносит отличные результаты.

Составляющие макета лэпбука:

  1. Физминутки

Цель: снятие мышечного напряжения.

Ход: под заученные стишки дети  выполняют упражнения.

  1. Эмоциональный настрой

Цель: узнать какое настроение у ребёнка.

Ход: детям предлагаются стикеры различных цветов. Они выбирают себе настроение (красный – отличное, зелёный – среднее, синее – без настроения).

  1. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного напряжения.

Ход: детям предлагается картинка с  линиями различных цветов. По направлению  стрелок  они совершают движения глазами.

  1. Рефлексия

Цель:  осмысление способов  и приёмов работы с учебным материалом.

Ход: в конце каждого логопедического занятия (и на любом его этапе) дети оценивают себя (красный – у меня всё получилось, зелёный – были немногочисленные ошибки, синий – надо ещё над этой темой поработать).

  1. Игра «Божья коровка»

Цель: ориентирование  в пространстве листа, закрепление понятий «право-лево», «верх-низ», развитие внимания.

Ход: детям предлагается лист бумаги и божья коровка. По команде логопеда обучающиеся с помощью божьей коровки двигаются по карточке.

  1. Игра «Дни недели»

Цель: совершенствование пространственно-временных  представлений.

Ход: детям предлагаются магнитные картинки с  изображениями дней недели. Обучающиеся показывают картинку: «Какой сегодня день недели? Какой день недели будет послезавтра? Какой был позавчера?» и т.д.

  1. Игра «Кто, где находиться?»

Цель: ориентация в собственном теле, совершенствование пространственно-временных ориентировок.

Ход: логопед спрашивает у детей: «Расскажите, что  находиться перед вами, за вами, слева от вас, справа от вас?» Дети отвечают. Далее обучающимся  предлагаются картинки с изображением детей. Логопед спрашивает: «Расскажите, где находится девочка? Кто из ребят стоит впереди, кто – сзади? Кто слева, кто справа? Кто стоит за девочкой  и кто – перед ней? Объясните, какие направления показывает нам мальчик».

  1. Игра «Выложи узор»

Цель: формирование умения ориентироваться на плоскости листа.

Ход: детям предлагается  2 макета (пустой и с узорами). По образцу нужно выложить узор.

  1. Игра «Разрезные картинки»

Цель:  развитие   целостного восприятия сюжетной картинки, развитие мелкой моторики.

Ход: картинка рассыпалась на части, детям нужно собрать целостную картинку.

  1.  Игра «Хитрая лиса»

Цель: развитие   целостного восприятия предметной картинки, развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.

Ход: детям предлагается  деревянный макет  и нужно собрать целостную предметную картинку.

  1.  Игра « Волшебные лабиринты»

Цель: закрепление умения  ориентироваться на плоскости, развитие внимания, зрительного сосредоточения.

Ход: детям предлагаются карточки с лабиринтами различной  сложности. Обучающимся нужно пройти лабиринты (коллекции пополняются).

  1.  Игра «Графический диктант»

Цель В1: формирование навыка внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.

Ход: В1: обучающимся предлагаются карточки с пошаговой инструкцией. Выполняя её, дети воспроизводят заданное направление линии.

Цель В2: тренировка зрительно-моторной координации.

Ход: В2: обучающимся предлагаются карточки с  графическим  изображением рисунков. Дети должны копировать рисунок (коллекции пополняются).

  1.  Игра «Расшифруй узоры»

Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки.

Ход: картинка зашифрована при помощи букв. Буквы нужно разукрасить и получится картинка.

  1.  Игра «Поле чудес»

Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки.

Ход: раздаются карточки, по команде логопеда дети при помощи фишек начинают двигаться по полю. Предлагается несколько вариантов игры с картинками, с буквами (гласные, твёрдые согласные, мягкие согласные), с цифрами (придумай слово, в котором 2,4 звука и т.д.).  

  1.  Игра «Графическое изображение предлогов»

Цель: знакомство с графическим изображением предлогов.

Ход: предлагаются картинки с графическим изображением предлогов. Дети знакомятся с предлогами.

  1.  Игры «Подбери предлог к картинке», «Волшебные предлоги»

Цель: соотнесение предлогов с картинками, развитие внимания.

Ход: предлагаются картинки с графическим изображением предлогов и предметные картинки. Рассмотрите картинки и схемы. Подберите и назовите для каждой картинки предлог.

  1.  Игра «Составь словосочетания и предложения»

Цель: формировать умение составлять словосочетания и предложения  по картинкам.

Ход: посмотри на картинки  и составь  словосочетания и предложения  (запиши в тетрадь).

  1.  Игра «Составь рассказ»

Цель: формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных  картинок.

Ход: посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ (запиши в тетрадь).

  1.  Игра «Вставь «маленькое» слово»

Цель: познакомиться с предлогом как частью речи и его ролью в предложении.

 Ход: детям раздаются «дорожки», в которые нужно вставить подходящие по смыслу предлоги. Записать предложения в тетрадь, выделить предлог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».

            Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...

Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (методические рекомендации)

Приведены рекомендации по орагнизации  коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в русле ФГОС. Информация может быть полезной для специалистов ТПМПК, п...

Выбор формы государственной итоговой аттестации и выработки рекомендаций по созданию условий для ее прохождения обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

В целях реализации права на выбор формы государственной итоговой аттестации и выработки рекомендаций по созданию условий для ее прохождения обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

Многообразие способов развития мелкой моторики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Мелкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив», всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). У младших школьников нарушением интел...

(Методические рекомендации) Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие эмоционально – волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на занятиях ГПД»

Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка пс...