Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».
рабочая программа (1 класс)
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с умственной отсталость эмоциональная сфера нарушена и имеет свои специфические особенности. Ученики, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_emotsiy.docx | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
на заседании методического совета Директор
Председатель_______ А.В. Шинкевич __________ Н.А. Зеленская
Протокол от 29.08.2019г. № 1 Приказ от 29.08.2019г. № 301
Рассмотрено на МО учителей
по работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья
Руководитель МО _______С.В. Скубриева
Протокол № 1 от 28.08 2019г.
Программа
коррекционно – развивающих занятий
«Мир эмоций»
для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
в интеллектуальном развитии
Составитель:
Будник Инна Борисовна
педагог-психолог,
I квалификационная категория
пгт. Излучинск
Содержание
Паспорт программы ……………………………………………………….2
Пояснительная записка ……………………………………………………3-4
Цель программы, задачи …………………………………………………..4
Целевая группа ……………………………………………………………..4
Основные принципы реализации программы ……………………………4
Форма и методы работы ……………..…………………………………….4-5
Ожидаемые результаты …………………………………………………….5
Содержание программы ……………………………………………………5
Структура занятий ………………………………………………………….5
Контроль за реализацией программы …………………………………… 5
Список литературы …………………………………………………………5-6
Тематическое планирование……………………………………………… 7-10
Паспорт программы
Наименование программы | Программа коррекционно – развивающих занятий «Мир эмоций» |
Разработчик | Педагог-психолог Будник Инна Борисовна |
Цель программы | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка. |
Задачи программы | Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния; формировать способности к эмоциональной саморегуляции; формировать у детей адекватную самооценку; вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; обогащать репертуар социальных навыков. |
Целевая группа | Обучающиеся 1-4 х классов |
Исполнители | Участники образовательного процесса. |
Ожидаемые результаты | Улучшение общего эмоционального состояния ребенка; преодоление негативных эмоциональных проявлений; формирование положительных черт характера, Обогащение репертуара социальных навыков. |
Сроки реализации программы | В программе –15 занятий. Продолжительность занятия –25-30 мин. Количество участников – 5-7 человек. |
Контроль за реализацией программы | Администрация образовательного учреждения. |
Пояснительная записка
С 1 сентября 2013 года страна учится и живет по новому закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому в конце 2012 года. В этом документе впервые в России на столь высоком уровне говорится об инклюзивном образовании. Оно дает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу - становиться более гармоничным и терпимым. Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения детей с ограниченными возможностями психического и/ или физического здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, и, как следствие, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.
Развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья направлено в первую очередь на развитие познавательной деятельности обучающихся, формирование социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.
За последнее время количество детей с умственной отсталостью возрастает. Многоплановая работа с данной категорией детей необходима для более успешной адаптации в социальную среду. У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение всей психической сферы.
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.
Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с умственной отсталость эмоциональная сфера нарушена и имеет свои специфические особенности (высокий уровень агрессивности, тревожности и т. д.). Ученики, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы.
При всей кажущейся простоте распознавание передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. В процессе развития и обучения в эмоциональной сфере ребенка происходят изменения. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Развитие эмоционально-волевой сферы - процесс постепенный, нужно учить детей регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра - это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека и приоритетным направлением данной коррекционно-развивающей программы.
Цель программы
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка.
Задачи программы
Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния.
Формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
Формировать у детей адекватную самооценку.
Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Обогащать репертуар социальных навыков.
Целевая группа обучающиеся 1-4 –х классов
Основные принципы реализации программы.
Принцип индивидуализациипредполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка.
Принцип доступности зависит от уровня психологических особенностей ребёнка.
Принцип систематичности и последовательностизаключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.
Формы и методы работы
В процессе проведения занятий используются различные методы и приемы: этюды, упражнения, игры с правилами, сказкатерапия, арт-терапия, беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами, рисование эмоций.
Ожидаемые результаты освоения программы
Улучшение общего эмоционального состояния ребенка;
преодоление негативных эмоциональных проявлений;
формирование положительных черт характера, Обогащение репертуара социальных навыков.
Содержание программы
Программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих занятий по развитию личностной сферы деятельности. Занятия рассчитаны для обучающихся 1-4-х классов. Продолжительность каждого занятия 30 минут.
Структура занятия
Начало занятия - создание атмосферы доверия, снижение эмоционального напряжения, настройка на продуктивную деятельность, ритуал приветствия.
Основное содержание занятия – знакомство с эмоциями, формирование социальных навыков, развитие группового взаимодействия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, упражнения с лепкой из пластилина).
Окончание занятия – подведение итогов, ритуал прощания. |
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация образовательного учреждения. Список используемой литературы |
1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты - М., 2004 - 328 с.
Т.В. Громова, «Страна эмоций», - М.:УЦ Перспектива, 2002.
2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Союз, 1997.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПБ.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2000.
5. Изард К. Эмоции человека. – М.: Просвещение, 1980.
6. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 288 с.
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001, - 784 с.
7. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. – М., 1997.
8. Хухлаева О.В., «Практические материалы для работы с детьми»,- Москва, 2003.
9. Хухлаева О.В., И.М. Первушина «Тропинка к своему Я». - М.: Генезис, 2004.
10. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать», - Москва, 2000.
11. Фесюкова Л.Б., Чувства. Эмоции. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: изд-во «Ранок», 2007.
Тематический планирование (первый год обучения)
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Диагностическое занятие «Карта Чувств». | 1 |
2. | Мои чувства. Радость. Что такое мимика. | 4 |
3. | Радость. Как её доставить другому человеку. | 4 |
4. | Жесты. | 4 |
5. | Радость можно передать прикосновением. | 4 |
6. | Радость можно подарить взглядом. | 4 |
7. | Грусть. | 4 |
8. | Страх. | 4 |
9. | Страх и его относительность. | 4 |
10. | Кто живет в темноте. | 4 |
11. | Как справиться со страхом. | 4 |
12. | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 4 |
13. | Может ли гнев принести пользу? | 4 |
14. | Обида. | 4 |
15. | Итоговое занятие. Разные чувства. Повторная диагностика «Карта чувств». | 1 |
Тематический планирование (второй год обучения)
№ | Тема | Упражнения | Кол-во часов | |
1. | Занятие 1. | «Знакомство с воздушными шарами», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Молекула», «Вверх по радуге». | 1 | |
2. | Занятие 2. | «Карлики и великаны», «Самое веселое лицо», «На месте фигура замри», «Какая рука у соседа?». | 1 | |
3. | Занятие 3. | «Ассоциации», «Разговариваем без слов», «Звери в лесу», «Игра с муравьем». | 1 | |
4. | Занятие 4. | «Вагончик», «Мир эмоций», «Зеркальная комната», «Небо». | 1 | |
5. | Занятие 5. | «Запретное движение», «Добрый – злой, веселый - грустный», «Ожившие картинки», «Пузырь». | 1 | |
6. | Занятие 6. | «Голова, пол, потолок», «Тише, мыши – кот на крыше», «Пираты, акулы и золото». | 1 | |
7. | Занятие 7. | «Лягушка», «Обезьянка», «Новая кукла», «Апельсиновый сад». | 1 | |
8. | Занятие 8. | «Зайчата и волк», «Сказка по кругу», «Сказка Морозко», «Волшебный лес». | 1 | |
9. | Занятие 9. | «Горячий картофель», «Ожившая картина», «Межличностные отношения», «Радуга». | 1 | |
10. | Занятие 10. | «Пожелания», «Мои любимые воспоминания», «Хвасталки», «Водопад». | 1 | |
11. | Занятие 11. | «Передача чувств», «Мое настроение». | 1 | |
12. | Занятие 12. | «Цвета эмоций», «Сижу, сижу на камушке». | 1 | |
13. | Занятие 13. | «Интонация», «Рисование». | 1 | |
14. | Занятие 14. | Этюды на различные позиции в общении, «Передай улыбку по кругу». | 1 | |
15. | Занятие 1. | Итоговое занятие | 1 |
Тематическое планирование (третьего года обучения)
№ | Тема | Кол-во часов | |
1. | Занятие 1. | Эмоции и взаимопонимание. | 1 |
2. | Занятие 2. | Разные настроения. | 1 |
3. | Занятие 3. | Учимся менять свое настроение. | 1 |
4. | Занятие 4. | Как найти выход из трудной ситуации. | 1 |
5. | Занятие 5. | Меняем отношение к тому, что нас огорчает. | 1 |
6. | Занятие 6. | Избавляемся от плохих мыслей. | 1 |
7. | Занятие 7. | Как победить страх. | 1 |
8. | Занятие 8. | Прогоняем злость. | 1 |
9. | Занятие 9. | Учимся говорить «нет!», когда это нужно. | 1 |
10. | Занятие 10. | Живи в согласии с другими. | 1 |
11. | Занятие 11. | Как просить прощения. | 1 |
12. | Занятие 12. | Саморегуляция. | 1 |
13. | Занятие 13. | Уверенное и неуверенное поведение. | 1 |
14. | Занятие 14. | Вырабатываем уверенность в своих силах. | 1 |
15. | Занятие 15. | Итоговое занятие | 1 |
Тематическое планирование (четвертого года обучения)
№ | Тема | Кол-во часов | |
1. | Занятие 1. | Знакомство со страной чувств. Радость | 1 |
2. | Занятие 2. | «Знакомство со страной чувств. Грусть | 1 |
3. | Занятие 3. | «Знакомство со страной чувств. Интерес». | 1 |
4. | Занятие 4. | «История о канцелярской кнопке». Гнев. | 1 |
5. | Занятие 5. | «Знакомство со страной чувств. Страх». | 1 |
6. | Занятие 6. | «Знакомство со страной чувств. Обида». | 1 |
7. | Занятие 7. | «Знакомство со страной чувств. Вина». | 1 |
8. | Занятие 8. | «Моё настроение». | 1 |
9. | Занятие 9. | «Как справиться с плохим настроением?» | 1 |
10. | Занятие 10. | «Почему мы ссоримся?» | 1 |
11. | Занятие 11. | Упражнения на развитие эмпатии. | 1 |
12. | Занятие 12. | Упражнения на развитие эмпатии. | 1 |
13. | Занятие 13. | Пойми меня. | 1 |
14. | Занятие 14. | Составление коллажа «Наш класс». | 1 |
15. | Занятие 15. | Разные чувства. Итоговая диагностика. Итоговая диагностика | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)
Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...
Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»
Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....
Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).
Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), обучающегося в общеобразовательном классе
Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературному чтению для детей с задержкой психического развития 2 класса...
Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития
Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие эмоционально – волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на занятиях ГПД»
Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка пс...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Занятие направлено на развитие познавательной сферы детей за счет стимуляции психических процессов, развитие коммуникативных навыков для успешной адаптации и социализации.Упражн...