Представление собственного педагогического опыта
учебно-методический материал
Представление педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представление собственного педагогического опыта | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
учителя начальных классов
МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»
Ромодановского района Республики Мордовия
Казанцевой Анны Сергеевны
Тема опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе как условие повышения качества обучения»
1.Актуальность опыта
Опыт возник на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1 в начальных классах.
В наши дни происходит интенсивное снижение творческой активности обучающихся, отмечена низкая мотивация школьников к обучению, нежелание учиться.
Поэтому на современную школу ложится вся ответственность в подготовке детей к жизни. Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации.
Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами:
- позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся;
- обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности.
Огромен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, чем при использовании устаревших схем и таблиц.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным (а иногда и единственным) источником информации, помогает занять позицию человека, который организует самостоятельную деятельность учеников, и управляет ею. Теперь основная роль учителя состоит в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
2.Теоретическая база
Опыт основан на личностно – ориентированном подходе, позволяющем использовать возможности мультимедийных средств обучения как новый вид интегрирования урока, способного на более качественном уровне сделать материал доступным и запоминающимся. Теоретико-методологической основой являются работы:
- Анохиной Г.М., Божович Л.И., Давыдова В.В. - по психологии и педагогике личности;
- ВыготскогоЛ.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Якиманской И.С.- по основам личностно-деятельностного подхода;
- Беспалько В.П., Волкова И.П., Гузеева В.В., Марковой А.К., Полат Е.С., Селевко Г.К. - по теории применения инновационных технологий.
3. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках условий для успешной, сознательной и активной деятельности учащихся, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску новых знаний. Наша задача организовать работу обучающегося так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть его к получению знаний. Без метода активизации с помощью компьютера (как одного из основных сегодня инструментов, позволяющего включить все физические потенциалы организма, направленные на активизацию мыслительного процесса), считаю достичь этого сейчас трудно, так как у учащихся преобладает внимание рассеянного типа. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше приобщаются к усидчивости, вниманию, развиваются все виды памяти, компьютер приучает к самообучению и самовоспитанию.
Цель: усовершенствование условий реализации методов моделирования, технологических методов, приемов оптимальной организации обучения в начальной школе посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
- изучить разные варианты использования информационно-коммуникационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности;
- научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя;
- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся.
4. Технология опыта:
Суть опыта представлена системой смоделированных форм, приемов, средств для совершенствования учебного и воспитательного процесса средствами ИКТ.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Кроме того, презентация помогает учителю самостоятельно выбрать и скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.
Используя информационно-коммуникационные технологии на уроке, достигаю несколько целей: экономлю время, работаем с более полной и разнообразной информацией, повышается интерес у обучающихся к теме урока и курсу в целом, а как следствие этого – повышается качество знаний.
В своей деятельности я использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления презентаций. Что позволяет мне повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, фотографии, иллюстрации объектов.
Информационные технологии на разных этапах урока.
1.Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2.Мотивационно-познавательная деятельность.
Мотивационно-познавательная деятельность формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Моделируя проблемную ситуацию, обеспечиваю положительную мотивацию на любом этапе урока. Начало урока – необычайно ответственный момент. Используя прием погружения и эмоционального настроя, урок начинаю с чтения стихотворения или дети сами читают стихотворение. Урок окружающего мира по теме «Откуда берутся шоколад, изюм и мед» начинается с прихода гостьи – Мудрой черепахи, которая изображена на слайде презентации с музыкальным сопровождением. Огромный интерес и заинтересованность вызывает у детей на уроках русского языка грамматические сказки.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке,узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. При изучении новых тем на уроках я использую различные видеофильмы на цифровых носителях, которые ярко и наглядно показывают разные явления человеческой жизни, природные явления и жизнь общества. При изучении стан мира видеофрагменты помогают учащимся не только получать сведения о каком-либо государстве, но и окунуться в незабываемый мир этого уголка земли, почувствовать его особый колорит. Такой эмоционально настроенный урок будет наиболее эффективным для понимания обучающимся изучаемой темы. Уроки с использованием видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников на основе развития критического мышления, так как несут не только информацию, наглядность, но и положительный эмоциональный настрой по изучаемой теме.
5. Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
После таких уроков изученный материал остаётся у обучающихся в памяти как яркий образ, и помогает стимулировать познавательную активность школьника.
В школе и классе имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. Из Интернета беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные предметы, явления и события. Систему Интернет дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием Интернет. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный. Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения.
Работа с использованием ИКТ ведется не только на уроках по предметам, но на внеклассных мероприятиях. Такие занятия позволяют, как развивать интерес к изучаемым предметам, так и формировать основы экологического воспитания Особое место использование ИКТ во внеклассной деятельности занимает патриотическое воспитание. Такие занятия позволяют показать ученикам интересные факты и формировать нравственные ценности.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Главное помнить, что школу делает школой учитель, учитель нашей новой школы.
Ученики на примере своего педагога должны знать, что компьютер – умная машина, предназначенная не только для игр, при помощи компьютера можно получать огромное количество интересной информации, создавать книги, газеты, программы, писать письма, сочинения и т.д.
5. Результативность опыта.
Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты, я применяю компьютер на уроке в различных режимах, а именно:
- использую готовые программные продукты;
- работаю с программами MS Office (Word, PowerPoint);
- работаю с ресурсами Интернета;
- выполняем различные тесты;
- показываю презентации учебного материала, разработанные мной для уроков;
- пользуемся электронными энциклопедиями.
В классе каждому учащемуся предоставляется возможность проявить творчески свою индивидуальность, добиваться качественных результатов. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. В процессе демонстрации презентаций он приобретает опыт публичных выступлений.
Применение ИКТ в процессе обучении помогло мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
Так, постепенно учащиеся начального звена подготавливаются к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.
Я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в первом и во втором классе весьма ощутима. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.
Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.
6.Адресные рекомендации по использованию опыта:
Опыт работы обобщен и представлен на сайте МБОУ «Ромодановская СОШ №1» http://sc1rom.schoolrm.ru.
Разработка презентаций к урокам письма, русского языка, математики и окружающего мира представлены на личном сайте учителя начальных классов Казанцевой А.С. МБОУ «Ромодановская СОШ №1» http://sc1rom.schoolrm.ru
Для работы на уроках использую онлайн- сервис интеллектуального развития детей, на котором размещено большое количество тестов по учебным предметам на самые разнообразные темы https://iqsha.ru/, создаю тесты по русскому языку и математике на портале https://education.yandex.ru/, дети под своими логинами и паролями заходят и выполняют уроки, выданные мной.
7.Наглядное приложение:
Видеофрагмент урока по окружающему миру «Человек» размещен на сайте http://sc1rom.schoolrm.ru
8. Список литературы:
1.Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.;
2.Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г.;
3.Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г.;
4.Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)
Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....
Представление собственного педагогического опыта
Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....
Представление собственного педагогического опыта
Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....
Представление собственного педагогического опыта работы
Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...