Представление собственного педагогического опыта
учебно-методический материал
Представление педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
учителя начальных классов
МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»
Ромодановского района Республики Мордовия
Казанцевой Анны Сергеевны
Тема опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе как условие повышения качества обучения»
1.Актуальность опыта
Опыт возник на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1 в начальных классах.
В наши дни происходит интенсивное снижение творческой активности обучающихся, отмечена низкая мотивация школьников к обучению, нежелание учиться.
Поэтому на современную школу ложится вся ответственность в подготовке детей к жизни. Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации.
Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами:
- позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся;
- обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности.
Огромен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, чем при использовании устаревших схем и таблиц.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным (а иногда и единственным) источником информации, помогает занять позицию человека, который организует самостоятельную деятельность учеников, и управляет ею. Теперь основная роль учителя состоит в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
2.Теоретическая база
Опыт основан на личностно – ориентированном подходе, позволяющем использовать возможности мультимедийных средств обучения как новый вид интегрирования урока, способного на более качественном уровне сделать материал доступным и запоминающимся. Теоретико-методологической основой являются работы:
- Анохиной Г.М., Божович Л.И., Давыдова В.В. - по психологии и педагогике личности;
- ВыготскогоЛ.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Якиманской И.С.- по основам личностно-деятельностного подхода;
- Беспалько В.П., Волкова И.П., Гузеева В.В., Марковой А.К., Полат Е.С., Селевко Г.К. - по теории применения инновационных технологий.
3. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках условий для успешной, сознательной и активной деятельности учащихся, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску новых знаний. Наша задача организовать работу обучающегося так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть его к получению знаний. Без метода активизации с помощью компьютера (как одного из основных сегодня инструментов, позволяющего включить все физические потенциалы организма, направленные на активизацию мыслительного процесса), считаю достичь этого сейчас трудно, так как у учащихся преобладает внимание рассеянного типа. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше приобщаются к усидчивости, вниманию, развиваются все виды памяти, компьютер приучает к самообучению и самовоспитанию.
Цель: усовершенствование условий реализации методов моделирования, технологических методов, приемов оптимальной организации обучения в начальной школе посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
- изучить разные варианты использования информационно-коммуникационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности;
- научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя;
- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся.
4. Технология опыта:
Суть опыта представлена системой смоделированных форм, приемов, средств для совершенствования учебного и воспитательного процесса средствами ИКТ.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Кроме того, презентация помогает учителю самостоятельно выбрать и скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.
Используя информационно-коммуникационные технологии на уроке, достигаю несколько целей: экономлю время, работаем с более полной и разнообразной информацией, повышается интерес у обучающихся к теме урока и курсу в целом, а как следствие этого – повышается качество знаний.
В своей деятельности я использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления презентаций. Что позволяет мне повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, фотографии, иллюстрации объектов.
Информационные технологии на разных этапах урока.
1.Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2.Мотивационно-познавательная деятельность.
Мотивационно-познавательная деятельность формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Моделируя проблемную ситуацию, обеспечиваю положительную мотивацию на любом этапе урока. Начало урока – необычайно ответственный момент. Используя прием погружения и эмоционального настроя, урок начинаю с чтения стихотворения или дети сами читают стихотворение. Урок окружающего мира по теме «Откуда берутся шоколад, изюм и мед» начинается с прихода гостьи – Мудрой черепахи, которая изображена на слайде презентации с музыкальным сопровождением. Огромный интерес и заинтересованность вызывает у детей на уроках русского языка грамматические сказки.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке,узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. При изучении новых тем на уроках я использую различные видеофильмы на цифровых носителях, которые ярко и наглядно показывают разные явления человеческой жизни, природные явления и жизнь общества. При изучении стан мира видеофрагменты помогают учащимся не только получать сведения о каком-либо государстве, но и окунуться в незабываемый мир этого уголка земли, почувствовать его особый колорит. Такой эмоционально настроенный урок будет наиболее эффективным для понимания обучающимся изучаемой темы. Уроки с использованием видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников на основе развития критического мышления, так как несут не только информацию, наглядность, но и положительный эмоциональный настрой по изучаемой теме.
5. Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
После таких уроков изученный материал остаётся у обучающихся в памяти как яркий образ, и помогает стимулировать познавательную активность школьника.
В школе и классе имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. Из Интернета беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные предметы, явления и события. Систему Интернет дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием Интернет. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный. Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения.
Работа с использованием ИКТ ведется не только на уроках по предметам, но на внеклассных мероприятиях. Такие занятия позволяют, как развивать интерес к изучаемым предметам, так и формировать основы экологического воспитания Особое место использование ИКТ во внеклассной деятельности занимает патриотическое воспитание. Такие занятия позволяют показать ученикам интересные факты и формировать нравственные ценности.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Главное помнить, что школу делает школой учитель, учитель нашей новой школы.
Ученики на примере своего педагога должны знать, что компьютер – умная машина, предназначенная не только для игр, при помощи компьютера можно получать огромное количество интересной информации, создавать книги, газеты, программы, писать письма, сочинения и т.д.
5. Результативность опыта.
Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты, я применяю компьютер на уроке в различных режимах, а именно:
- использую готовые программные продукты;
- работаю с программами MS Office (Word, PowerPoint);
- работаю с ресурсами Интернета;
- выполняем различные тесты;
- показываю презентации учебного материала, разработанные мной для уроков;
- пользуемся электронными энциклопедиями.
В классе каждому учащемуся предоставляется возможность проявить творчески свою индивидуальность, добиваться качественных результатов. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. В процессе демонстрации презентаций он приобретает опыт публичных выступлений.
Применение ИКТ в процессе обучении помогло мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
Так, постепенно учащиеся начального звена подготавливаются к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.
Я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в первом и во втором классе весьма ощутима. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.
Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.
6.Адресные рекомендации по использованию опыта:
Опыт работы обобщен и представлен на сайте МБОУ «Ромодановская СОШ №1» http://sc1rom.schoolrm.ru.
Разработка презентаций к урокам письма, русского языка, математики и окружающего мира представлены на личном сайте учителя начальных классов Казанцевой А.С. МБОУ «Ромодановская СОШ №1» http://sc1rom.schoolrm.ru
Для работы на уроках использую онлайн- сервис интеллектуального развития детей, на котором размещено большое количество тестов по учебным предметам на самые разнообразные темы https://iqsha.ru/, создаю тесты по русскому языку и математике на портале https://education.yandex.ru/, дети под своими логинами и паролями заходят и выполняют уроки, выданные мной.
7.Наглядное приложение:
Видеофрагмент урока по окружающему миру «Человек» размещен на сайте http://sc1rom.schoolrm.ru
8. Список литературы:
1.Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.;
2.Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г.;
3.Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г.;
4.Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186780-1358958693.jpg)
Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)
Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186780-1358958693.jpg)
Представление собственного педагогического опыта
Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....
Представление собственного педагогического опыта
Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-385773-1390079120.jpg)
Представление собственного педагогического опыта работы
Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-4831-1413693313.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-423362-1395674604.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...