Публичное представление собственного педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему
Публичное представление моего опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_opyta_raboty_vvedenskoy_yu.s._.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
МОУ«Лицей №31» г.о.Саранск
Введенской Юлии Сергеевны
В 2010 году закончила Мордовский Государственный Педагогический Институт имени М.Е.Евсевьева по специальности: «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специализацией: « Основы детского творчества в начальной школе». После чего, сразу же начала работать в МОУ «ООШ №15» учителем начальных классов. С 2012 года работаю в МОУ « Лицей №31».
Педагогическая проблема над которой я работаю: Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1. Актуальность и перспективность опыта
Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста составляет основу процесса обучения, является «постоянной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Поэтому развитие и воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.
И с первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.
2. Концептуальность опыта
Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей у младших школьников , развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми ,помогать друг другу, уметь принимать решения и формулировать интересы и осознавать возможности.
Главная цель развития творческих способностей подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
- находить разные решения любых возникающих проблем;
- воспитывать интерес к творческой деятельности.
Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес как к учебной деятельности, так и внеурочной.
3 . Наличие теоретической базы опыта.
Уже давно учёные пытались разгадать загадку творчества. Большинство авторов великих изобретений выделили две стадии творческого процесса: 1) длительное размышление; 2) короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».
Во второй половине двадцатого века исследование творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучать процесс творчества детей и подростков. Разрабатывались первые программы формирования творческих способностей. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
Два года я работала по программе Школа 2100, с 2012 года начала работать по образовательной системе «Школа России». Хочется сказать, что содержание материала, представленного в обеих системах, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса.
Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:
Способность удивляться и видеть проблемы.
Любопытство и любознательность.
Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).
Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).
Данные теоретические положения стали основой моего опыта.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной личности школь-ника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ученика. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.
Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение справедливости и добру.
5. Оптимальность и эффективность средств.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешествен-никами, открывателями и творцами в этом мире».
И с первых дней обучения мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания. Сколько таких интересных творческих заданий для второ-классников предлагает автор учебника «Окружающий мир» Плешаков А.А.: подготовить фоторассказ о своём посёлке, придумай сказочную историю о диком или домашнем животном, которое тебе нравится, нарисуйте словесный портрет своего домашнего питомца, найти в дополнительной литературе интересный факт о кошках, составить свою Красную книгу, изобразить производственные цепочки с помощью моделей, составить правила друзей природы и т.д.
Необходимость решать проблему развития творческих личности в своей педаго-гической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Третий год работаю по УМК «Школа России». Сколько интересных проектов предлагается детям! Это и ««Красная книга, или Возьмем под защиту», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Родословная», «Города России», «Страны мира», «Профессии». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Активно включаются в урок сообщения детей, приготовленные самостоятельно на основе материалов научной, художественной литературы. Дети составляют кроссворды, загадки, живые цепочки связей, существующих в природе; работают над исследовательскими работами на темы: «Картофель-второй хлеб», «Фаст фуды», « Как сохранить леса нашего края», « Чистые руки - залог здоровья».Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, мышления и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время ( различные мероприятия, классные часы, факультативы...) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!
Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Веселые старты» (любимое детьми мероприятие, оно проводится совместно с родителями).
Особое место в учебном процессе отвожу детским творческим работам, особенно сочинению, так как считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.
Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания.
Сочинения помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.
Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.
Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня сложности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.
Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.
Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок.
Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.
Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей последних.
6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы и города– кружки, секции, музыкальную и художественную школы. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе (это видно из таблицы):
- повышение качества знаний учащихся;
- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
- активизация творческой и познавательной активности учащихся;
- формирование положительных личностных качеств ученика;
- создание благоприятного психологического климата в классе.
Уровень обученности по годам
Годы обучения | Класс | Количество учащихся | Отличники | Хорошисты | Качество знаний | Успеваемость |
2013-2014 | 2 | 27 | 4 | 14 | 66 % | 100% |
Мониторинг результативности учебного процесса
Предмет Год | Класс | Математика | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир |
2013-2014 | 2 | 74% | 70% | 96% | 81% |
Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения.
Результаты внеурочной деятельности учащихся по предметам
Ф.И.О. ученика | Класс | Наименование мероприятия | Уровень | Результаты |
Зюзин Даниил | 4 | Московский Международный Форум « Одаренные дети» | Российский | Участник |
Романова Дарья | 1 | Всероссийский игровой конкурс по естествознанию « Человек и природа» | Российский | 2-место |
Волков Владислав | 2 | Всероссийский блиц -турнир « Всезнайка» | 1- место | |
Кульнин Алексей | 2 | 1- место | ||
Пивкин Данила | 2 | 1- место | ||
Ананьев Кирилл | 2 | 2- место | ||
Балахонова Лилия | 2 | 2- место | ||
Белов Кирилл | 2 | 2- место | ||
Ионов Артем | 2 | 2- место | ||
Ишуткин Артем | 2 | 2- место | ||
Мартьянова Кристина | 2 | 2- место | ||
Писачкин Артем | 2 | 2- место | ||
Пленкин Даниил Борисович | 2 | 2- место | ||
Селезнев Игорь | 2 | 2- место | ||
Тросько Анна | 2 | 2- место | ||
Тросько Анастасия | 2 | 2- место | ||
Шульгова Диана | 2 | 2- место | ||
Беленкова Юлия | 2 | 3- место | ||
Денисова Надежда Вячеславовна | 2 | 3- место | ||
Дерябина Виктория | 2 | 3- место | ||
Кочеткова Наталья | 2 | 3- место | ||
Овчинников Кирилл | 2 | 3- место | ||
Романова Дарья | 2 | 3- место | ||
Сердюков Вячеслав | 2 | 3- место | ||
Синицына Ксения | 2 | 3- место | ||
Кочеткова Наталья | 2 | Всероссийская игра конкурс « Спасатели» | Российский | Победитель |
Писачкин Артем | 2 | Победитель | ||
Шульгова Диана | 2 | Победитель | ||
Мартьянова Кристина | Победитель | |||
Ионов Артем | 2 | Победитель | ||
Ананьев Кирилл | 2 | Победитель | ||
Пивкин Данила | 2 | Победитель | ||
Синицына Ксения | 2 | Победитель | ||
Овчинников Кирилл | 2 | Победитель | ||
Ионов Артем | 2 | Всероссийский блиц –турнир по литературному чтению « Жар-птица» | Российский | 2-место |
Овчинников Кирилл | 2 | 2-место | ||
Писачкин Артем | 2 | 2-место | ||
Мартьянова Кристина | 2 | 3-место | ||
Шульгова Диана | 2 | 3-место | ||
Кочеткова Наталия | 2 | 3-место | ||
Сердюков Вячеслав | 2 | 3-место | ||
Белов Кирилл | 2 | 3-место | ||
Денисова Надежда | 2 | 3-место | ||
Романова Дарья | 2 | 3-место | ||
Волков Владислав | 2 | 3-место | ||
Дерябина Виктория | 2 | 3-место | ||
Пленкин Даниил | 2 | участник | ||
Пивкин Данила | 2 | участник | ||
Казакова Мария | 2 | участник | ||
Казаков Михаил | 2 | участник | ||
Синицына Ксения | 2 | участник | ||
Ананьев Кирилл | 2 | участник | ||
Кочеткова Наталия | 2 | Международный дистанционный конкурс по математике проекта «Новый урок» | Российский | 1-место |
Писачкин Артем | 2 | 1-место | ||
Синицына Ксения | 2 | 1-место | ||
Ананьев Кирилл | 2 | 1-место | ||
Мартьянова Кристина | 2 | 1-место | ||
Пленкин Даниил | 2 | 1-место | ||
Пивкин Данила | 2 | 2-место | ||
Дерябина Виктория | 2 | 3-место | ||
Ионов Артем | 2 | 3- место | ||
Мартьянова Кристина | 2 | Республиканская конференция Проектно-исследовательских работ учащихся начальной школы « Новое поколение» | Республиканский | участник |
Пивкин Данила | 2 | Всероссийский игровой конкурс по естествознанию « Человек и природа» | Российский | 1- место |
Белов Кирилл | 2 | Всероссийский игровой конкурс по естествознанию « Человек и природа» | Российский | 1-место |
Овчинников Кирилл | 3 | Всероссийский интеллектуальный конкурс «ВИК» | Российский | 3-место |
Дерябина Виктория | 3 | 2-место | ||
Писачкин Артем | 3 | 1,2,3-место |
7. Возможность тиражирования
В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия. Я стараюсь идти в ногу со временем, строить педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требования и запросам образовательной среды и запросам моих учеников.
В заключение
Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь..
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.
8.Список использованной литературы.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.
Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе
выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 56-60.
Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н. Мы и окружающий мир, 1 - 4 класс.
А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение, 2012.
Степановская В. М. Воспитание творчеством.//Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 60-62.
Приложение
Примеры творческих заданий для детей.
1..
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
Второй вариант этого типа заданий:
Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
Следующий тип заданий:
"Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны
Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Хлынцевой Елизаветы Васильевны.Педагогическая проблема, над которой я работаю - это «Системно - деятельностный подх...