Публичное представление собственного педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему

Введенская Юлия Сергеевна

Публичное представление моего опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

 учителя начальных классов

МОУ«Лицей №31» г.о.Саранск

Введенской Юлии Сергеевны

В 2010 году закончила  Мордовский Государственный Педагогический  Институт имени М.Е.Евсевьева по специальности: «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специализацией: « Основы детского творчества в начальной школе». После чего, сразу же начала работать в МОУ «ООШ №15» учителем начальных классов. С 2012 года работаю в МОУ « Лицей №31».

Педагогическая проблема над которой я работаю: Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

1. Актуальность и перспективность опыта 

     Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста составляет основу  процесса обучения, является «постоянной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

    Поэтому развитие и воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из  главных целей системы образования.  

          И с первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.

2. Концептуальность опыта

      Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей у младших школьников , развитию духовно богатой личности,   необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми ,помогать друг другу, уметь принимать решения и формулировать интересы и осознавать возможности.

      Главная цель развития творческих способностей подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить разные решения любых  возникающих проблем;

- воспитывать интерес к  творческой деятельности.

    Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес как к учебной деятельности, так и  внеурочной.

3 . Наличие теоретической  базы опыта.

   Уже давно учёные пытались разгадать загадку творчества. Большинство авторов великих изобретений выделили две стадии творческого процесса: 1) длительное размышление; 2) короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».

Во второй половине двадцатого века исследование творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучать процесс творчества детей и подростков. Разрабатывались первые программы формирования творческих способностей. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

      Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.  

      Два года я работала по программе Школа 2100,  с  2012 года  начала работать по образовательной системе «Школа России». Хочется сказать, что содержание материала, представленного в обеих системах, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса.

       Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:

Способность удивляться и видеть проблемы.

Любопытство и любознательность.

Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).

Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4. Ведущая педагогическая идея.

   

     Ведущая педагогическая идея  – развитие целостной гармоничной личности школь-ника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ученика.  Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.

Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами  является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение  справедливости и добру.

5. Оптимальность и эффективность средств.

      В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешествен-никами, открывателями и творцами в этом мире».

         И с первых дней обучения  мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания.  Сколько таких интересных  творческих заданий  для второ-классников предлагает автор учебника «Окружающий мир» Плешаков А.А.: подготовить фоторассказ  о своём посёлке, придумай сказочную  историю  о диком или домашнем животном, которое тебе нравится, нарисуйте  словесный портрет  своего домашнего питомца, найти  в дополнительной литературе интересный факт о кошках, составить свою Красную книгу, изобразить производственные цепочки с помощью моделей, составить правила друзей природы  и т.д.

          Необходимость решать   проблему развития творческих личности в своей педаго-гической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Третий год работаю по УМК «Школа России».  Сколько интересных проектов предлагается детям!  Это и ««Красная книга, или Возьмем под защиту», «Моя малая Родина»,  «Моя семья», «Родословная»,  «Города России», «Страны мира», «Профессии». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

           Активно включаются в урок сообщения детей, приготовленные самостоятельно на основе материалов научной, художественной литературы. Дети составляют кроссворды, загадки, живые цепочки связей, существующих в природе; работают  над исследовательскими работами на темы:  «Картофель-второй хлеб», «Фаст фуды», « Как сохранить леса нашего края», « Чистые руки - залог здоровья».Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

        Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, мышления и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.  На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время ( различные мероприятия, классные часы, факультативы...) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.  Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!

Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня,  задания на выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.  

     В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим  встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Веселые старты»  (любимое детьми  мероприятие, оно проводится совместно с родителями).

            Особое место в учебном процессе отвожу  детским творческим работам, особенно сочинению, так как  считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.    

      Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания.

    Сочинения  помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.

          Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

        Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня сложности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

 Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.

     Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку.  Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок.  

   Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более  высоких результатов.

       Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников,  помогает развитию творческих способностей последних.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

   

      Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы и города– кружки, секции, музыкальную и художественную школы. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе  (это видно из таблицы):

  -     повышение качества знаний учащихся;

  -  приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

  -   активизация творческой и познавательной активности учащихся;

  -   формирование положительных личностных качеств ученика;

   -   создание благоприятного психологического климата в классе.

Уровень обученности по годам

Годы обучения

Класс

Количество учащихся

Отличники

Хорошисты

Качество знаний

Успеваемость

2013-2014

2

27

4

14

66 %

100%

                                             

Мониторинг результативности учебного процесса

Предмет

Год

Класс

Математика

Русский язык

Литературное

чтение

Окружающий мир

2013-2014

2

74%

70%

96%

81%

          Учащиеся  активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения.  

Результаты внеурочной деятельности  учащихся по предметам

Ф.И.О. ученика

Класс

Наименование мероприятия

Уровень

Результаты

Зюзин Даниил

4

Московский Международный Форум

 « Одаренные дети»

Российский

Участник

Романова Дарья

1

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию « Человек и природа»

Российский

2-место

Волков Владислав

2

Всероссийский блиц -турнир

 « Всезнайка»

1- место

Кульнин Алексей

2

1- место

Пивкин Данила

2

1- место

Ананьев Кирилл

2

2- место

Балахонова Лилия

2

2- место

Белов Кирилл

2

2- место

Ионов Артем

2

2- место

Ишуткин Артем

2

2- место

Мартьянова Кристина

2

2- место

Писачкин Артем

2

2- место

Пленкин Даниил Борисович

2

2- место

Селезнев Игорь

2

2- место

Тросько Анна

2

2- место

Тросько Анастасия

2

2- место

Шульгова Диана

2

2- место

Беленкова Юлия

2

3- место

Денисова Надежда Вячеславовна

2

3- место

Дерябина Виктория

2

3- место

Кочеткова Наталья

2

3- место

Овчинников Кирилл

2

3- место

Романова Дарья

2

3- место

Сердюков Вячеслав

2

3- место

Синицына Ксения

2

3- место

Кочеткова Наталья

2

Всероссийская игра конкурс

 « Спасатели»

Российский

Победитель

Писачкин Артем

2

Победитель

Шульгова Диана

2

Победитель

Мартьянова Кристина

Победитель

Ионов Артем

2

Победитель

Ананьев Кирилл

2

Победитель

Пивкин Данила

2

Победитель

Синицына Ксения

2

Победитель

Овчинников Кирилл

2

Победитель

Ионов Артем

2

Всероссийский блиц –турнир по литературному чтению « Жар-птица»

Российский

2-место

Овчинников Кирилл

2

2-место

Писачкин Артем

2

2-место

Мартьянова Кристина

2

3-место

Шульгова Диана

2

3-место

Кочеткова Наталия

2

3-место

Сердюков Вячеслав

2

3-место

Белов Кирилл

2

3-место

Денисова Надежда

2

3-место

Романова Дарья

2

3-место

Волков Владислав

2

3-место

Дерябина Виктория

2

3-место

Пленкин Даниил

2

участник

Пивкин Данила

2

участник

Казакова Мария

2

участник

Казаков Михаил

2

участник

Синицына Ксения

2

участник

Ананьев Кирилл

2

участник

Кочеткова Наталия

2

Международный дистанционный  конкурс по математике проекта «Новый урок»

Российский

1-место

Писачкин Артем

2

1-место

Синицына Ксения

2

1-место

Ананьев Кирилл

2

1-место

Мартьянова Кристина

2

1-место

Пленкин Даниил

2

1-место

Пивкин Данила

2

2-место

Дерябина Виктория

2

3-место

Ионов Артем

2

3- место

Мартьянова Кристина

2

Республиканская конференция Проектно-исследовательских работ учащихся начальной школы « Новое поколение»

Республиканский

участник

Пивкин Данила

2

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию « Человек и природа»

Российский

1- место

Белов Кирилл

2

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию « Человек и природа»

Российский

1-место

Овчинников Кирилл

3

Всероссийский интеллектуальный конкурс «ВИК»

Российский

3-место

Дерябина Виктория

3

2-место

Писачкин Артем

3

1,2,3-место

7. Возможность тиражирования

 

       В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия. Я стараюсь идти в ногу со временем, строить педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требования и запросам образовательной среды и запросам моих учеников.

В заключение

       Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь..

       Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство.     Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

8.Список использованной литературы.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.

Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе
выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 56-60.

Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н. Мы и окружающий мир, 1 - 4 класс.

А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение, 2012.

Степановская В. М. Воспитание творчеством.//Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 60-62.

Приложение

 

  Примеры  творческих заданий для детей.

 1..

 Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло. 



Второй вариант этого типа заданий:

Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

 

Следующий тип заданий:

 "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

 

Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
 

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Хлынцевой Елизаветы Васильевны.Педагогическая проблема, над которой я работаю - это «Системно - деятельностный подх...