Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"
календарно-тематическое планирование
1.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, федеральной программой воспитания. Программа внеурочной деятельности связана с Рабочей программой воспитания МАОУ Омутинской СОШ №1.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
-вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
-формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
-поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
-поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-vneurochnoj-deyatelnosti-funkczionalnaya-gramotnost-1-4-kl.docx | 498.07 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, федеральной программой воспитания. Программа внеурочной деятельности связана с Рабочей программой воспитания МАОУ Омутинской СОШ №1.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
-вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
-формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
-поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
-поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Программа включает следующие темы:
1 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, А.Л. Барто, Н. Сладкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг.
Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем. Как мы одеваемся. Особенности живой и неживой природы. Влияние воды на здоровье человека.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
История возникновения цифр. Работа с геометрическим конструктором, конструктором ЛЕГО, выявление закономерностей и классификация предметов. Построение простейших геометрических фигур с помощью линейки. Поиск предметов геометрической формы.
Решение логических и комбинаторных задач.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Защита от подделок.
2 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Обсуждение общей темы «Мои лучшие друзья – это книги!». Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч)
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач. Логика и конструирование. Решение логических и комбинаторых задач. Выявление причинно- следственных связей. Работа над текстом задачи. Поиск информации. Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей. Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды. История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки.
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике Роль правительства в экономике;
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов.
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество товара. Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета.
Бизнес – этикет. История профессий.
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли.
2
. Планируемые результаты освоения курса
Блок «Читательская грамотность»
Класс | Личностные | Метапредменые | ||
Познавательные: | Коммуникативные: | Регулятивные: | ||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; Духовно-нравственное воспитание: осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическоевоспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; | — понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения; — анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию; Работа с информацией: — понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и т. д.); — соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации. | — участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме; — описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов. | - с небольшой помощью учителя оценивать свои успехи/трудности в освоении читательской деятельности |
2 | — анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе; Работа с информацией: — по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги; — анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице; — с помощью учителя на создавать схемы, таблицы для представления информации. | — обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного/прослушанного произведения; — устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста. | — удерживать в памяти последовательность событий прослушанного/прочитанного текста; — планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий. | |
3 | — конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; — исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер). Работа с информацией: — сравнивать информацию словесную (текст), графическую/изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение); | — формулировать вопросы по основным событиям текста; — сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии. | — принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения; — оценивать качество своего восприятия текста на слух; |
4 | — использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей; — характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и др.); | — соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам; — пересказывать текст в соответствии с учебной задачей; — рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях; — оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним; | — понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга; — оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев; |
Блок «Естественно-научная грамотность»:
Класс | Личностные | Метапредменые | Предметные | ||
Познавательные: | Коммуникативые: | Регулятивные: | |||
1 | Гражданско-патриотического воспитания: - становление ценностного отношения к своей Родине — Рос- сии; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; - принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; Эстетического воспитания: - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: - осознание ценности трудовой деятельности в жизни челове-ка и общества. Экологического воспитания: - осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценностинаучного познания: - ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; | - понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы; - соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. | - в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям; | - анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами. | - различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); |
2 | - различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; - читать информацию, представленную в схеме, таблице; - используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; | - ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой. - создавать высказывания рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); | - следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; - контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; | - использовать для ответов на вопросы небольшие тексты, создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; | |
3 | - проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; | - на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки; - приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; | - планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); - выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. | - использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; - безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. | |
4 | - конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; - определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. - использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы; | - описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.; - составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); | - контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости - ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; | - описывать на основе предложенного плана изученные объекты, - проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы; - группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; - использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); |
Блок «Математическая грамотность»:
Класс | Личностные | Метапредменые | Предметные | ||
Познавательные: | Коммуникативные: | Регулятивные: | |||
1 | —осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; —осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; —применятьматематику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; —работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; | - понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; —читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме. | - описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в пространстве. - строить предложения относительно заданного набора объектов. | - принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; - проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия. | —различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы; —сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); —распределять объекты на две группы по заданному основанию |
2 | - извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы; —устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач; —дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными. | - записывать, читать число, числовое выражение; приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия. —конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все». | - следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин, геометрических фигур; организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом; —проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия; | —представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур); —сравнивать группы объектов (находить общее, различное); —подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ; —составлять (дополнять) текстовую задачу; —проверять правильность вычислений. | |
3 | - моделировать предложенную практическую ситуацию; —устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи. | - использовать математическую символику для составления числовых выражений; —выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией; | формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами; — выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения. | - составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму; — сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное); —выбирать верное решение математической задачи. | |
4 | - конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством; — классифицировать объекты по 1—2 выбранным признакам. —составлять модель математической задачи, проверять её соответствие условиям задачи; | - описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии; —составлять инструкцию, записывать рассуждение; —инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении. | - контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения; | - извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира в предметах повседневной жизни; —использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях; |
Блок «Финансовая грамотность»:
Класс | Личностные | Метапредменые | Предметные | ||
Познавательные: | Коммуникативные: | Регулятивные: | |||
1 | - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; | - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов; | - слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | - проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; | – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – проведение элементарных финансовых расчётов |
2 | - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий. | - учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений; | - составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации | – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. | |
3 | использоватьзнаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач; | - осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме; | - оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; | – представление о семейных расходах и доходах; – представление о способах экономии семейного бюджета. | |
4 | - сопоставления величины доходов и расходов, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям; | - излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений; | - преобразовыватьпрактическую финансовую задачу в познавательную | - приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Стартовый уровень
№п/п | Тема занятия | часы | ЭОР |
Модуль «Основы читательской грамотности» | |||
Вводное занятие. Как хорошо уметь читать. Путешествие в школьную библиотеку. Практическое занятие. Как обернуть книгу. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Стихи А.Л. Барто. Читательский дневник. В. Драгунский. Заколдованная буква. | 2 | ||
Загадки обо всем на свете. Проект. Книжка-малышка для самых маленьких. | 1 | ||
Времена года. Н. Сладков. Почему год круглый? В. Даль Старик- годовик. | 1 | ||
Рассказы о животных. В. Бианки. Листопаднички. Приспособился. | 1 | ||
Стихотворения о детях. С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете» | 1 | ||
Разговор про вежливость. | 1 | ||
Рисунки по прочитанным книгам. Оформление выставки. | 1 | ||
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | |||
Природа. Мир, в котором мы живём. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Условия, в которых мы живём. | 1 | ||
Кто и как живёт рядом с нами. | 2 | ||
Мой дом. Моя семья. | 1 | ||
Мой класс. | 1 | ||
Наша одежда и обувь. | 1 | ||
Вода и здоровье человека. | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | |||
Математика – это интересно. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | ||
Путешествие точки. | 1 | ||
Игры с кубиками Никитина. | 1 | ||
Волшебная линейка. | 1 | ||
ЛЕГО – конструкторы. | 1 | ||
Задачки – смекалки. | 1 | ||
Геометрические фигуры. | 1 | ||
Модуль «Основы финансовой грамотности» | |||
Что такое деньги и откуда они взялись. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Рассмотрим деньги поближе. | 1 | ||
Какие деньги были раньше в России. | 2 | ||
Защита от подделок. | 2 | ||
Откуда деньги в семье. На что тратятся деньги. | 1 | ||
Промежуточная аттестация | 1 | ||
Итого | 33 часа |
2 класс
№п/п | Тема занятия | часы | ЭОР |
Модуль «Основы читательской грамотности» | |||
Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем» | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Рассказы о «зверюшках» Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок». Рассказ «Две мышки» | 1 | ||
Творческая работа №1. Мини-рассказ «Пропущенные буквы» | 1 | ||
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина | 1 | ||
Чтение текстов по выбору учащегося | 1 | ||
Сходство и различие текстов разных предметов. | 1 | ||
Творческих проектов «Мои лучшие друзья – это книги!» | 3 | ||
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | |||
Что такое экология? | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Воздух и здоровье человека. | 1 | ||
Зачем нужно беречь наши леса? | 1 | ||
Как мы бережём природу. | 1 | ||
Солнце, Луна, звёзды – источник света. | 1 | ||
Солнце, Луна, звёзды – источник света. | 1 | ||
Бытовые приборы в квартире. Правила пользования. | 1 | ||
Проект «Природа в опасности!» | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | |||
Удивительный мир чисел. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Удивительный мир чисел. | 1 | ||
Решение логических задач. | 1 | ||
Решение логических задач. | 1 | ||
Решение комбинаторных задач. | 1 | ||
Решение комбинаторных задач. | 1 | ||
Магические квадраты. | 1 | ||
Числовые головоломки. | 1 | ||
Математический калейдоскоп. | 1 | ||
Модуль «Основы финансовой грамотности» | |||
Потребности человека. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Значение труда в удовлетворении потребностей. | 1 | ||
Когда и где возникла торговля. Какие бывают товары. | 1 | ||
Как и где производятся товары. | 1 | ||
Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. | 1 | ||
Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. | 1 | ||
Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Банки и их функции. | 1 | ||
Промежуточная аттестация | 1 | ||
Итого: | 34 часа |
3 класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | ЭОР |
Модуль «Основы читательской грамотности» | |||
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | 1 | ||
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 2 | ||
Типы текстов: текст описание. | 3 | ||
Работа со сплошным текстом. | 2 | ||
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | |||
Мир вокруг. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Экология и мы. | 1 | ||
Осень в лесу. | 1 | ||
Живая природа и Неживая природа. | 2 | ||
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. | 1 | ||
Погода. Климат. | 1 | ||
Растения рядом. Культурные растения. | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | |||
Математическая карусель. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Игра в магазин. | 1 | ||
Секреты задач. | 1 | ||
Числовые головоломки. | 1 | ||
Удивительная снежинка. | 1 | ||
Геометрия вокруг нас. | 1 | ||
Плоские и кривые поверхности. | 1 | ||
Тайны окружности. | 1 | ||
Путешествие жука по геометрическим фигурам. | 1 | ||
Модуль «Основы финансовой грамотности» | |||
Что такое экономическое развитие. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. | 1 | ||
Роль правительства в экономике. | 1 | ||
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. | 1 | ||
История вкладов. Функции сберегательной книжки. | 1 | ||
Что такое «налоги». Виды налогов. | 1 | ||
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. | 1 | ||
Промежуточная аттестация | 1 | ||
Итого: | 34 часа |
4 класс
№п/п | Тема занятия | ЭОР | |
Модуль «Основы читательской грамотности» | |||
Определение основной темы и главной мысли в произведении. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Определение авторской позиции в художественном тексте. | 1 | ||
Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | 2 | ||
Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение | 1 | ||
Учебный текст как источник информации. | 1 | ||
Составление плана на основе исходного текста. | 1 | ||
Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | ||
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | |||
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Воздух и его свойства. | 1 | ||
Углекислый газ в природе и его значение | 1 | ||
Вода. Уникальность воды. | 1 | ||
Почвы и их свойства. | 1 | ||
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 | ||
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | |||
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | ||
Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | ||
Задачи на взвешивание. | 1 | ||
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | ||
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | ||
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 2 | ||
Проведение рубежной аттестации. | 1 | ||
Модуль «Основы финансовой грамотности» | |||
Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. | 1 | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa https://media.prosv.ru/fg/ | |
Как разумно делать покупки. | 1 | ||
Кто такие мошенники. | 1 | ||
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество товара. | 1 | ||
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. | 1 | ||
Правила делового этикета. Бизнес – этикет. | 1 | ||
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. | 1 | ||
Промежуточная аттестация | 1 | ||
Итого: | 34 часа |
Рекомендуемая литература, интернет ресурсы:
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://fg.resh.edu.ru/
https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa
https://media.prosv.ru/fg/
Формы организации занятий:
- Индивидуальные работы
- Групповые работы
- Проектную деятельность
- Исследовательскую деятельность
- Деловые игры
- Социальные практики
Виды деятельности
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно — ценностное общение
- Досугово — развлекательная деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность
В конце каждого года обучения предусмотрена промежуточная аттестация в форме выполнения практико-ориентированных заданий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс
Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся учиться"
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа «Финансовая грамотность» курса внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности изучается в 4 класс 34 часа.Программа разработана в соответствии с требования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность для 3-4 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления ориентирована на учащихся 4 к...