Удовлетворение образовательных потребностей детей с кохлеарной имплантацией как необходимое условие повышения эффективности их обучения и развития
статья
Дети с кохлеарной имплантацией представляют собой особую группу лиц с нарушенным слухом. Это дети, которые после операции и настройки программ звукового процессора приобретают принципиально иные слуховые возможности для дальнейшего слухоречевого и языкового развития. Но отсутствие необходимых условий по оказанию комплексной индивидуально направленной помощи может привести к неудачной попытке «включения» имплантированного ребенка в среду слышащих сверстников. Так же, может привести негативным последствиям для развития и жизни в социуме.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация, жизненная компетенция, эффективность занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кохлеарная имплантация, жизненная компетенция, эффективность занятий. | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Удовлетворение образовательных потребностей детей с кохлеарной имплантацией как необходимое условие повышения эффективности их обучения и развития
Петунина И.Н.
БОУ ЧОШ с ОВЗ№3 г.Чебоксары, Lutikq@mail.ru
Аннотация.
Дети с кохлеарной имплантацией представляют собой особую группу лиц с нарушенным слухом. Это дети, которые после операции и настройки программ звукового процессора приобретают принципиально иные слуховые возможности для дальнейшего слухоречевого и языкового развития. Но отсутствие необходимых условий по оказанию комплексной индивидуально направленной помощи может привести к неудачной попытке «включения» имплантированного ребенка в среду слышащих сверстников. Так же, может привести негативным последствиям для развития и жизни в социуме.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация, жизненная компетенция, эффективность занятий.
Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике. Дети с кохлеарной имплантацией представляют собой особую группу лиц с нарушенным слухом, которые после операции и настройки программ звукового процессора приобретают принципиально иные слуховые возможности для дальнейшего слухоречевого и языкового развития. Однако отсутствие необходимых условий по оказанию комплексной индивидуально направленной помощи может привести к неудачной попытке «включения» имплантированного ребенка в среду слышащих сверстников и долговременным негативным последствиям для развития и жизни [2].
Слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников. [3]. Такой вариант предполагает в большей степени формирование у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого и неречевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов. Важное значение имеет неречевое поведение слабослышащих, потому что оно дает окружающим 55% информации, тогда как значение слов дает только 7% информации, а интонация - 38%.
Для формирования коммуникативной компетенции с кохлеарной имплантацией у детей необходимо создать слухоречевую среду при пользовании детьми звукоусиливающей аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты, беспроводную аппаратуру. Например, на радиопринципе, стационарной аппаратуре коллективного и индивидуального пользования, при необходимости с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами. Также необходимо включить специальные предметы коррекционно-развивающего направления, особо структурировать содержание обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию словесной речи, формированию жизненной компетенции, а также применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения. Для лучшего усвоения учебного материала, в зависимости от степени реабилитации слухоречевого развития ребенка, возможно применение специальных мероприятий по повышению уровня адаптированности ребенка с кохлеарным имплантированием к процессу обучения.
Можно сформулировать следующие общие рекомендации для повышения эффективности занятий:
1) оптимальная расстановка учебных мест на равном расстоянии от педагога в один ряд на достаточном расстоянии друг от друга;
2) при групповых видах обучения ученики размещаются таким образом чтобы иметь возможность видеть лица всех общающихся;
3) применение «опережающего обучения » по основным предметам школьной программы;
4) использование опорных конспектов или тематических карт-подсказок по основным предметам;
5) привлечение зрительное и слуховое внимание учеников до объяснения нового материала;
6) использование замедленного темпа речи на начальных этапах обучения, в дальнейшем использование различных темпов речи;
7) на начальных этапах усвоения материала использование при объяснении нового материала одновременную запись на доске;
8) для уменьшения «эффекта рассеивания» внимания ограничение передвижения по помещению во время урока;
9) при устной подаче учебного материала дробное чередование заданий;
10) исключение возможности объяснения нового материала параллельно с просмотром видеофильмов или прослушиванием аудиозаписей ;
11) использование наглядных методов обучения в сочетании с голосовой формой подачи информации;
Кохлеарная имплантация восстанавливает слух практически полностью. У ребенка быстро развивается слуховая чувствительность,постепенно формируются навыки произнесения любого речевого материала по подражанию. Однако адекватное слуховое восприятие обращенной речи не всегда обеспечивает правильное понимание информацииучеником. Поэтому в процессе обучения следует постоянно использовать задания на выяснение понимания услышанного (прочитанного).
Вовлечение семьи в образовательный коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием и залогом успешности проводимых реабилитационных мероприятий. Образовательные учреждения, в которых отлажен механизм поддержки родителей, владеют одним из основных секретов инклюзивной практики [3].
Сегодня необходимо продолжить поиск новых эффективных путей инклюзии глухих имплантированных детей, обучение которых необходимо начинать в дошкольных учреждениях, где ответственность за воспитание и обучение несут специалисты, владеющие профессиональными знаниями в области работы с детьми с кохлеарной имплантацией и применяющие персонифицированный подход в соответствии со специфическими потребностями ребенка. Повсеместное внедрение методики аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни, гигантский технический прогресс в области слухопротезирования (цифровые слуховые аппараты, кохлеарные импланты), создание оптимальных социальных и психолого-педагогических условий значительно повышают возможности инклюзии детей с нарушениями слуха, позволяя развить их индивидуально-личностный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598).
2. Назарова Н.М. Образование человека с особыми образовательными потребностями: социальный заказ и системные риски //Педагогический вестник.- №11 (542-543) 1-30 ноября.- 2012.- С. 12-13.
3. Шматко Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н.Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 6. – С. 16-25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В статье представлены практические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР)....
Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)
В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после кохлеарной имплантации (КИ)....
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра.
Презентация на МО....
Педагогический проект. Применение системно- деятельностного подхода в моделировании учебных занятий по чтению для детей после кохлеарной имплантации.
Методика работы в коррекционной начальной школе за последнее десятилетие претерпела серьёзные качественные изменения и вышла за общепринятые модел...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.
Индивидуальная рабочая программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кожлеарной имплантации разработана для школьников, обучабщихся в среднем и старшем звене школы слабослышащих детей. Осново...
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматривается опыт организации психологического сопровождения детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации на базе государственного бюджетного образовательного учреждения ...
Развитие вестибулярного аппарата у детей после кохлеарной имплантации на уроках адаптивной физической культуры.
Развитие вестибулярного аппарата у детей после кохлеарной имплантации на уроках адаптивной физической культуры....