Развитие вестибулярного аппарата у детей после кохлеарной имплантации на уроках адаптивной физической культуры.
статья по физкультуре
Развитие вестибулярного аппарата у детей после кохлеарной имплантации на уроках адаптивной физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_verner_t.v.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Что такое вестибулярный аппарат
Вестибулярный аппарат — орган равновесия, позволяющий определять положение и перемещение тела в пространстве. Вестибулярный аппарат расположен в полости внутреннего уха. Он состоит из двух перепончатых мешочков — круглого и овального — и трех полукружных каналов. Мешочки заполнены эндолимфой и выстланы изнутри чувствительными рецепторными клетками. Рецепторы расположены на возвышениях — макулах. Ворсинками рецепторные клетки пронизывают желеобразную мембрану.
Мембрана содержит кристаллики карбоната натрия — отолиты. Возбуждение рецепторов органа равновесия происходит вследствие скольжения отолитовой мембраны по волоскам и их сгибания. Отолитовый прибор сигнализирует главным образом о положении головы, а также об ускорении или замедлении прямолинейного движения. Своей тяжестью отолиты раздражают оказавшиеся под ними рецепторы, сигналы которых указывают направление сил гравитации.
Полукружные каналы представляют собой изогнутые полукругом трубки, открытые обоими концами в овальный мешочек и расположенные в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. На одном из своих концов каждый полукружный канал образует вздутие — ампулу. В ампуле находится рецепторный орган. Каналы расположены таким образом, что любое движение головы находит точное отражение в сигналах от полукружных каналов. Сигналы рецепторов полукружных каналов сообщают главным образом о движениях головы в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Вестибулярные центры тесно связаны с мозжечком и гипоталамусом. Поэтому при укачивании у человека теряется координация движений, возникает тошнота.
Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов
Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживаются в тесном анатомическом единстве их ориентации: как известно, периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находится периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве.
8-я пара черепно-мозговых нервов, осуществляя передачу возбуждения от кортиева органа (улитка), содержит не только слуховые волокна, но и вестибулярную ветвь.
Наблюдается единство и общий принцип работы вестибулярной и слуховой систем: превращение механических колебаний в нервный импульс путем воздействия эндолимфы при перемещении на нервные окончания клеток слухового нерва, расположенных в лабиринте.
Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия. Встречались отдельные случаи высокой устойчивости вестибулярного аппарата при резко сниженной слуховой активности, и наоборот, при сравнительно хорошей сохранности слухового анализатора – резко сниженная вестибулярного аппарата.
У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке. Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше поражен вестибулярный анализатор, при двустороннем поражении. Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическим упражнения), в связи с чем ее реактивность значительно понижается. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие.
Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей
Все исследователи отмечают, что при нарушении слуха имеется возможность с помощью сохраненных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движений комплексно или избирательно воздействовать на те или иные функции. Улучшение двигательных способностей детей с КИ под влиянием физических упражнений свидетельствует о компенсаторных возможностях двигательного анализатора.
В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии детей с КИ выступают так же сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух. Успех коррекционно-педагогической деятельности во многом определяется состоянием сохранных функций и умением их использования.
В комплексе анализаторов, активно участвующих в сенсорной основе физической деятельности, ведущее значение принадлежит двигательной системе, осуществляющей регуляцию выполнения произвольного двигательного акта.
Развитие вестибулярного аппарата у детей после КИ на уроках физической культуры.
Анализ научных исследований, педагогические наблюдения и проведенные обследования физического состояния детей с КИ выявили значительное отставание в показателях скоростно-силовых качеств и различных проявлениях координационных способностей.
Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить детей после кохлеарной имплантации правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни. Целенаправленное использование упражнений скоростно-силовой направленности создает благоприятные предпосылки как для повышения уровня развития физических качеств, так и для коррекции базовых координационных способностей.
Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы — игровой и соревновательный — включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий. Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений. Ниже представлены средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений, коррекции равновесия и вестибулярной функции у школьников с КИ.
Средства коррекции функции равновесия
Упражнения с изменением площади опоры (ширина уменьшается от 25 см до прямой линии):
1) ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы);
2) ходьба по кругу (в обоих направлениях);
3) ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы;
4) стоя на одной ноге, другая прямая вперед (в сторону, назад, согнуть);
5) ходьба по дощечкам («кочкам»);
6) ходьба на лыжах по ковру;
7) ходьба на коньках по ковру;
8) езда на велосипеде (самокате).
Упражнения на узкой площади опоры (приподнятой на высоту от 10—15 см до 40 см):
1) ходьба по узкой опоре с разнообразными заданиями;
2) ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре;
3) балансировка на набивном мяче.
Действия с мячом (диаметр от 24 см до 3 см):
1) «Школа мяча»;
2) элементы игры в баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис.
Средства коррекции вестибулярной функции
Упражнения на раздражение полукружных каналов (вращения с постепенным увеличением амплитуды, движения):
1) движения глаз;
2) наклоны и повороты головы в разных плоскостях;
3) повороты головы при наклоненном туловище;
4) повороты на 90°, 180°, 360° (то же с прыжком);
5) кувырки вперед, назад;
6) вращение вокруг шеста, держась за него руками;
7) кружение в парах с резкой остановкой (в обе стороны);
8) прыжки на батуте.
Упражнения на раздражение отолитового аппарата (начало и конец прямолинейного движения):
1) изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках и других упражнениях;
2) резкая остановка при выполнении упражнений;
3) остановка с изменением направления движения;
4) прыжки со скакалкой с изменением темпа.
Упражнения, выполняемые с закрытыми глазами:
1) ходьба (спиной вперед, приставными шагами правым, левым боком);
2) кувырки;
3) кружение;
4) наклоны и повороты головы;
5) стойка на носках, на одной ноге (то же на повышенной опоре).
Решение задач развития функции равновесия и коррекции вестибулярных нарушений целесообразно решать в одном занятии, отведя каждой из них приблизительно равное время — по 15 мин.
Примерный комплекс упражнений для коррекции и развития равновесия
№ п/п | Содержание | Кол-во подходов | Кол-во повторений | |
4-5 лет | 6-7 лет | |||
1. | Стойка на носках, руки внизу | 3 | 10с | 15 с |
2. | Стойка на правой (левой) ноге, руки внизу | 4 | 10 с | 15 с |
3. | Ходьба с мешочком на голове, по дорожке шириной 15-25 см | 3 | 2—3 м | 3—5 м |
4. | Ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы, лежащей на полу | 3 | 2 м | 3 м |
5. | Ходьба по наклонной доске вверх и вниз | 3 | 3—4 м | до 5 м |
6. | Прыжки на двух ногах по наклонной доске вверх | 3 | 2-3 м | 3 м |
7. | Бег вверх-вниз по наклонной доске или гимнастической скамейке | 3 | 3—4 м | 4—5 м |
8. | Ходьба по лестнице из разновысоких кубиков | 3 | 8-10 раз | 10-12 раз |
9. | Балансировка на набивных мячах (3 кг) | 3-5 | 10-15 с | до 30 с |
10. | Ходьба по канату (на полу) вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны | 1-2 | 2-3 м | 4—5 м |
Хорошо освоенные и безопасные упражнения (ходьба, стойки) сначала выполняются с открытыми глазами, затем с закрытыми (от 2 до 8—10 шагов). Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью.
Комплекс упражнений на коррекцию вестибулярных нарушений и устойчивость к вестибулярным раздражителям требует предварительного разучивания техники. Весь комплекс рассчитан на 15 мин и используется в начале основной части занятия.
Примерный комплекс упражнений для коррекции вестибулярной функции.
№ п/п | Содержание | Кол-во подходов | Кол-во повторений в | |
|
| 4-5 лет | 6-7 лет | |
1. | Ходьба и бег с остановками по сигналу |
| 1,5—2 мин | 2 мин |
2. | «Челночный» бег | 3-5 | 8 м | 10 м |
3. | Подскоки с остановкой по сигналу |
| 1,5—2 мин | 2 мин |
4. | Подскоки вперед с остановкой и движением в противоположную сторону |
| 1,5—2 мин | 2 мин |
Ь. | Кувырки вперед с открытыми глазами | 3 | 4 | 5 |
6. | Кувырки вперед с закрытыми глазами | 3 | 4 | 5 |
7. | Кувырки с последующей ходьбой по линии | 3 | 4 | 5 |
8. | Кувырки с последующей ходьбой боком, спиной вперед по гимнастическому бревну, линии | 2 | 4 | 5 |
У. | Перекат со спины на живот «бревнышко», глаза открыты | 2 | 4—5 м | 5—6 м |
10. | То же, глаза закрыты | 2 | 4—5 м | 5—6 м |
11. | «Бревнышко» с последующей ходьбой по линии (бревну, гимнастической скамейке) | 2 | 4—5 м | 5—6 м |
12. | Прыжки со скакалкой с изменением темпа | 3 | 10-15 с | 15-30 с |
Упражнения выполняются во всех трех плоскостях, преимущественно в движении. Упражнения с отклонением головы во фронтальной плоскости: боковые наклоны головы, повороты головы при наклоне туловища воздействуют на фронтальные каналы вестибулярного аппарата. Раздражение горизонтальных полукружных каналов вызывается вращением туловища, поворотами на 180°, 360° как на месте прыжком, так и во время ходьбы и бега. На отолитовый аппарат воздействие оказывает начало и конец прямолинейного движения, ускорение и замедление движений. Наиболее остро реагирует вестибулярный анализатор на комбинированные движения в разных направлениях, используемые в комплексе упражнений. Для усиления воздействия на вестибулярную систему на занятиях выполняются разученные упражнения с закрытыми глазами, активизируя тем самым другие компенсаторные механизмы восприятия. Эти упражнения представляют для детей с КИ большую сложность. Упражнения в метании на точность с мячами разного диаметра, веса и материала являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора, так как приходится запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения, сохранять устойчивость, т. е. включать в работу различные сенсорные системы.
При проведении физкультурно-оздоровительных занятий необходимо соблюдать ряд методических требований:
1) подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;
2) специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;
3) упражнения с изменением положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
4) упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;
5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;
6) в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.
При проведении физкультурно-оздоровительных занятий необходимо способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.
Одним из видов этой работы является составление коллективных акробатических упражнений, которые дети с удовольствием демонстрируют на школьных праздниках.
Дети учатся доверять друг другу, общаться друг с другом, а также синхронно выполнять танцевальные и акробатические элементы, что, на самом деле, является очень сложным моментом выступления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)
В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после кохлеарной имплантации (КИ)....
урок адаптивной физической культуры в начальных классах
в конспекте урока представлен комплекс физических упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия...
Педагогический проект. Применение системно- деятельностного подхода в моделировании учебных занятий по чтению для детей после кохлеарной имплантации.
Методика работы в коррекционной начальной школе за последнее десятилетие претерпела серьёзные качественные изменения и вышла за общепринятые модел...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.
Индивидуальная рабочая программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кожлеарной имплантации разработана для школьников, обучабщихся в среднем и старшем звене школы слабослышащих детей. Осново...
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматривается опыт организации психологического сопровождения детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации на базе государственного бюджетного образовательного учреждения ...
Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...
"МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП"
Методика развития мелкой моторики на уроках Адаптивной физической культуры для детей с ДЦП...