Наименование разделов и тем. | Содержание программного материала | Виды деятельности | Оборудование. | Домашнее задание |
Обследование слуха и речи. | Диагностика слуха и речи. |
| Учебники «Произношение», альбомы для проверки произношения. |
|
Часть I. Раздел 1. Восприятие звуков. |
|
| Учебно-методический комплект «Учусь слушать и говорить». И.В. Королёва. Рабочие тетради № 1, 2,3. |
|
1.Пассивный и активный словарь для описания восприятия звуков. | Слышу, не слышу, я слышу звук, нет, не слышу, да, слышу, похожие, разные, громко, хорошо, тихо, одинаковые, разные, непохожие, короткие, длинные. | Чтение слов, предложений. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Закрепление словаря. |
2.Проверка частотного и динамического диапазона звуков. | Па па-па-па Ша ша-ша-ша Один звук, три звука, нет звука, не слышу. | Слушание, повтор, показ. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Закрепление материала. |
3.Различение и узнавание звуков по громкости. | Громко, тихо, не слышу, хорошо, шёпот. | Слушание, повтор, показ. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Закрепление материала в домашней обстановке. |
4.Различение звуков по длительности звучания.
| Длинный звук, короткий звук. | Слушание, повтор, показ соответствующего изображения, рисование схем. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Закрепление материала. |
5.Различение и узнавание звуков речи низко - средне- и высокочастотного диапазона. | Я слышал звук: а,у, ы, с, ц, ш, м, н. | Слушание, повтор, показ соответствующего изображения. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Р Различение и узнавание звуков бытовых приборов: гудение пылесоса, - холодильник, стиральная машина, свисток чайника,
миксер, микроволновая печь, и т.д. |
6.Различение и узнавание неречевых звуков, пассивного и активного словаря для описания этих звуков. | Ложка звенит. Звяканье. Бумага шуршит. Шуршание. Вы кашляете. Мама кашляет. Кашель. Вы говорите. Мама говорит. Речь. Вы стучите. Мама стучит. Стук. | Чтение слов, показ изображений, повтор. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Различение и узнавание звуков бытовых приборов: телевизор (включение/выключение звука, уменьшение/увеличение громкости, музыка/речь); - радио, и т.д.
|
Раздел 2. Различение слоговой структуры слов и узнавание часто используемых слов. |
|
|
|
|
1. Односложные и трёхсложные слова. | Дом - собака, мяч – тарелка, стул- бабушка, спать – рисовать. | Слушание, повтор, показ изображения, отхлопывание ритма, зарисовка схем ритмов. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Различение и узнавание звуков бытовых приборов: тиканье и бой часов, звонок будильника, - щелчок выключателя света; фен, и т.д.
|
2 .Одно-, двух- и трёхсложные слова. | Дом – тапки - телефон, круг – чашка – тарелка, ключ – мама – горячий. | Повтор, показ изображения, зарисовка схем ритмов, узнавание слов по ритму. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Закрепление материала в домашних условиях. |
Раздел 3. Различение и узнавание предложений по длительности звучания. |
|
|
|
|
1. Часто встречающиеся предложения. | Девочка читает книгу. Привет! У мамы красивая кофта. Говори. Папа приедет домой на машине. Послушай. | Повтор, чтение, показ картинки. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Закрепление материала в домашних условиях. |
Раздел 4. Различение и узнавание фонем. |
|
|
|
|
1. Различение гласных и согласных звуков при парном сравнении. | а – ш, у – с, а – п, у – к, о – ф, и - к, и т.д. | Повтор, показ, запись. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Различение и узнавание бытовых шумов: звонок телефона, звонок и сигналы мобильного телефона, и т.д. |
2. Различение гласных звуков в слогах. | да - ди, ха –хи, тат - тут, сас – сис, и т.д. | Повтор, показ, запись. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Различение и узнавание бытовых шумов: звук открывания двери ключом, звук ручки двери при открывании, звон ключей, |
Раздел 5. Часто используемые вопросы и ответы на них, обращение с просьбой. | - Что ты хочешь делать? - Что ты будешь делать? Я буду… Я не буду… Хочу….не хочу…( кататься, играть, кушать (есть), спать, одеватьсяэ мыться, гулять). Что тебе дать? Дай мне ... Дайте мне… Дайте мне, пожалуйста… (Молоко, суп, апельсин, яблоко, шоколад, чай, хлеб, печенье, торт). | Ответы на вопросы, понимание и выполнение поручений, просьб. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Закрепление материала в домашних условиях.
|
Часть II. |
|
|
|
|
Раздел 1. Развитие пассивного и активного словаря для описания звуков. |
|
|
|
|
1. Слова для описания процесса слушания и звуков. | Что ты слышал? Какой был звук? Стук, звон, шорох, гудение, стучит, звенит, гудит, шуршит). Это гудит машина. Это скрипит дверь. | Слушание, повтор, чтение слов, показ соответствующих изображений. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерная презентация «Неречевые звуки». | Различение и узнавание бытовых шумов. Кухонные предметы: - звякание ложки в чашке, звон посуды при мытье, грохот крышки кастрюли, стук ножа о доску (при резании);
- шипение масла на сковороде, и т.д.
|
2. Слова для описания звуков, которые издаёт человек. | Крик, кричать, кричит, речь, разговор, голос, говорить, говорит, смех, смеяться, смеётся, и т.д. | Чтение слов, показ соответствующих изображений. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерная программа «Домашний логопед». | Закрепление материала в домашних условиях.
|
3. Слова для описания характеристик звуков. | Громко, тихо, близко, далеко. Я услышал кашель. Там кашляет бабушка. Я слышу чихание. Кто-то чихает. Мы слышим хлопки. Ребята хлопают в ладоши. Вы говорите тихо. Мне громко. Эти звуки одинаковые, и т.д. | Чтение слов, показ соответствующих изображений, повтор. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерная программа «Звуки окружающего мира». | Различение и узнавание бытовых шумов. Кухонные предметы: - звук высыпаемой в банку крупы,
шипение газированной воды, звук при пользовании теркой, звук трения мочалки о сковороду при мытье, и т.д. |
Раздел 2. Восприятие звуков окружающего мира. |
|
|
|
|
1. Обнаружение неречевых звуков. | Звук есть. Я слышу звук. Звука нет. Я не слышу звука. Стук в дверь, звук шагов, звон ложки в чашке, и т.д.
| Прослушивание, подбор картинок. Показ соответствующих изображений, зарисовка. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерные программы «Домашний логопед», «Звуки окружающего мира». | Различение и узнавание бытовых шумов. Вода: звук при наливании в кастрюлю; звук при наливании в чашку; короткий и сильный звук при падении крупного предмета в воду. |
2. Различение и узнавание звуков окружающего мира. | Шуршит бумага, щёлкает ручка, звенит ложка, стук — стучит, грохот — гремит, и т.д.
| Прослушивание, подбор картинок. Показ соответствующих изображений, зарисовка. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерные программы «Домашний логопед», «Звуки окружающего мира». | Различение и узнавание бытовых шумов. Кухонные предметы, еда: шуршание фантика конфеты, шоколадки, пакетика чая, бумажной или целлофановой упаковки, и т.д. |
3. Различение звуков, издаваемых человеком. | Плач, кашель, поцелуй, крик, стон, смех, сморканье, чиханье, плачет, кашляет, смеётся, кричит, и т.д. | Прослушивание, показ соответствующих изображений, | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерная программа «Звуки окружающего мира». | Различение и узнавание бытовых шумов. шорох страниц при перелистывании книги, выдвигание ящиков из шкафа/стола, и т.д.
|
4. Различение отдельных характеристик звуков. | Громкий – тихий, громко – тихо, Этот звук тише. Этот звук громче. Первый звук тише- громче. Я слышу громкий звук (тихий), сначала громкий, а потом тихий звук. Этот звук короче. — Этот звук длиннее. Один звук,, два, три, четыре звука, много звуков, Я слышал один звук. Я слышал два (три, четыре) звука. Я слышал низкий — высокий звук. | Выполнение поручений, показ схемы, изображения. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Различение и узнавание звуков окружающего мира. Животные, птицы: Лай, рычание, стук лап/когтей по полу, мяуканье/мурлыканье/урчание/фырканье (кошка); мяуканье (котёнок); крик (попугай); пение (канарейка), и т.д. |
5. Различение и узнавание звучания музыкальных инструментов. | Барабан, гармонь, гитара, бубен, пианино. | Показ соответствующего изображения, зарисовка. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», звучащие игрушки, компьютерная программа «В мире звуков». | Различение и узнавание звучания музыкальных инструментов: Музыкальные инструменты, звучащие игрушки.
|
6. Определение источника звуков в пространстве | Справа - слева, близко — далеко, впереди — сзади.
| Прослушивание, выполнение соответствующих действий, показ направления звука. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», звучащие игрушки. | Различение и узнавание звуков окружающего мира: Мотоцикл (едет, заводят двигатель), самолёт (летит, взлетает), вертолёт (летит, взлетает), удар машин при аварии, и т.д. |
Часть III. |
|
|
|
|
Раздел 1. Различение слоговой структуры слова и узнавание слова с опорой на его ритмическую структуру. |
|
|
| Различение и узнавание звуков окружающего мира. Хозяйственно-ремонтные работы: стук молотка, визг пилы, скрежет дрели, шаркание метлы при подметании, и т.д. |
1. Односложные и трёхсложные слова | Зонт - воротник, стул – подметать, дверь – бутерброд, и т.д. | Прослушивание, повтор, показ. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов». | Различение и узнавание звуков окружающего мира. Животные, птицы: чириканье (воробей), карканье (ворона), воркование (голубь), и т.д.
|
2. Односложные и двухсложные слова. | Спать – мама, ключ – бежит, дым – кошка, дверь – ручка, и т.д. | Прослушивание, повтор слов, запись. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», бумага, ручка. | Различение и узнавание звуков окружающего мира: Животные, птицы: крик (петух), крик (чайка), кудахтание (курица), блеяние (овца, коза), и т.д. |
3. Двухсложные и трёхсложные слова | Ноги – тарелка, дядя – бабушка, ложка - лимоны, думай – рубашка, и т.д. | Прослушивание, повтор слов, запись. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», бумага, ручка. | Различение и узнавание бытовых шумов. Вода: сильная/слабая струя из крана в раковине, капает из крана в раковине, сильная/слабая струя из крана в ванне, спускаемая в унитазе,
|
4. Одно -, двух- и трёхсложные слова | Пить – свитер – девочка, круг – чашка – тарелка, круг – думай – рубашка, и т.д. | Прослушивание, повтор слов, определение количества слогов в слове. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», бумага, ручка. | Различение и узнавание бытовых шумов. шуршание бумаги, полиэтилена, звук рвущейся бумаги, звук режущих ножниц, шорох страниц при перелистывании книги, и т.д.
|
Часть IV. |
|
|
|
|
Раздел 1. Различение положения ударного слога. |
|
|
|
|
1. Двухсложные слова. | Руки – вода, ложка – лицо, мальчик – болит, и т.д. | Прослушивание, повтор, отхлопывание ритма, зарисовка схематического изображения. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», бумага, карандаш. | Различение и узнавание звуков окружающего мира. движущаяся машина, тормозящая машина, клаксон машины, закрывание двери машины, звуки сигнализации, и т.д.
|
2. Трёхсложные слова. | Девочка – ботинки – телефон, Бабушка – собака - самолёт, яблоко - тарелка- голова, и т.д. | Прослушивание, повтор, отхлопывание ритма, зарисовка, определение ударного слога. схематического изображения. | Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», бумага, карандаш. | Различение и узнавание звуков окружающего мира. Животные, птицы: Лай, рычание, мяуканье (кошка). мяуканье (котёнок); писк (мышь), и т.д.
|
Часть V. Узнавание и различение слов в слитной речи. |
|
| Учебно-методический комплект «Учусь слушать и говорить». И.В. Королёва. Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». |
|
1. Предложения из 2 слов. | Девочка сидит. Бабушка идёт. Дядя лежит. Тётя идёт. | Показ в таблице, повтор предложения. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Различение и узнавание музыкальных игрушек: музыкальные игрушки, игрушки-пищалки, удар мяча об пол или об стену, звук колес игрушечной машинки, звук юлы, говорящие куклы. |
2. Предложения из 3слов. | Два дяди идут. Три зайца стоят. Чистый белый шкаф. Большой синий квадрат, и т.д. | Показ в таблице, повтор предложения. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Различение и узнавание звуков окружающего мира. мычание (корова), цоканье копыт (лошадь), ржание/фыркание (лошадь), и т.д.
|
3. Предложения из 4 слов. | Мама режет белые булки. Папа ловит большую рыбу. Девочки решают трудные примеры. Художник прячет шесть кошек, и т.д. | Показ в таблице, повтор предложения. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Узнавание голосов близких людей. |
4. Предложения из 5 слов. | Пять поваров варят чистые лимоны. Шесть докторов пишут чистые тарелки. Восемь девочек жарят мокрые газеты, и т.д. | Показ в таблице, повтор предложения. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Различение голосов близких людей. |
Часть VI. Узнавание семантически связанных слов и предложений. |
|
|
|
|
1. Слова по теме «Школа». | Класс, школа, ученик, ученики. Стол, доска, аппарат, учительница, и т.д. | Прослушивание, чтение слов, повтор. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке. |
2. Предложения по теме «Школа». | Послушай и повтори. Повтори. Сколько тебе лет? Одиннадцать. В каком классе ты учишься? В пятом. Я не запомнил. Мне интересно учиться. Возьми ручку и напиши предложение. | Прослушивание, чтение предложений, повтор. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке. |
3. Слова по теме «Магазин». | Магазин, продавец, покупатель, касса, деньги, купить, рубль, деньги, чек, продукты, мороженое, мясо, пакет, и т.д. | Прослушивание, чтение слов, повтор. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Понимание разговора продавца с покупателем. |
4. Предложения по теме «Магазин». | Нам нужно купить сыр и сметану. Сколько это стоит? Магазин откроется в десять часов. Сто рублей. Я не знаю, сколько стоит колбаса, и т.д. | Прослушивание, чтение предложений, повтор. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Понимание разговора продавца с покупателем. |
5. Слова по теме «Летние каникулы». | Лето, дом, сад, лес, отдыхать, загорать, ночь, река, яблоко, арбуз, дыня, трава, рыба, комар, палатка, и т.д. | Прослушивание, чтение слов, повтор. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Участие в диалоге дома с близкими. |
6. Предложения по теме «Летние каникулы». | Начались летние каникулы. Поеду на дачу. Мы поедем отдыхать на море. Мне жарко. Мы ходили в лес за ягодами. Птицы поют, и т.д. | Прослушивание, чтение предложений, повтор. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Поддержание диалога с близкими людьми. |
7. Слова по теме «Спорт». | Мяч, коньки, лыжи, кроссовки, заниматься, тренировка, физкультура, бежать, и т.д. | Прослушивание, чтение слов, повтор. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке. |
8. Предложения по теме «Спорт». | Я люблю заниматься спортом. Лови мяч. Физкультура — это мой любимый урок! Прыгай, и т.д. | Прослушивание, чтение предложений, повтор. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». |
|
9. Предложения по теме «Разговор по телефону». | Ты меня хорошо слышишь? Алло, слушаю. Сколько у тебя сегодня уроков? Шесть уроков. Подожди меня, я скоро приду. Пока. | Прослушивание, чтение предложений, повтор. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке. |
10. Диалог «Разговор по телефону». | Алло, ...(имя ребёнка). Алло. Слушаю. Это мама. Здравствуй, мама. Ты меня хорошо слышишь? Да. Что ты делаешь? Я делаю уроки. Ты пообедал (пообедала)? Да, обедал (обедала). Пока. Пока. | Прослушивание, чтение диалога, повтор. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». |
|
Часть VII. Восприятие на слух и понимание предложений и текста. |
|
|
|
|
1.Тема «Школа». | 1.Текст: «Приключение после школы». 2.Текст: «Кто виноват, или как я опоздал в школу». 3.Текст: «Не везёт». 4.Текст: «Лучший рисунок». | Прослушивание, повтор, ответы на вопросы. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Понимание вопросов окружающих людей о школе. |
2. Тема «Магазин».
| 1.Текст: «Поход в магазин». 2.Текст: «Чудесный сон». 3.Текст: «Вкусные блинчики». | Прослушивание, повтор, ответы на вопросы. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Понимание и выполнение поручений. |
3. Тема «Выходной день,
| 1. Текст: «В театре». 2. Текст: «Выходной день в зоопарке». | Прослушивание, повтор, ответы на вопросы. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». |
|
4.Тема: «Каникулы, праздники». | 1.Текст: «Новый год». 2.Текст: «Летние каникулы».
| Прослушивание, повтор, ответы на вопросы. | Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями». | Понимание разговора близких людей. |
Часть VIII. Звуки и буквы. |
|
| Учебно-методический комплект «Учусь слушать и говорить». И.В. Королёва. Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
Раздел 1. Различение гласных звуков. |
|
|
|
|
1. по признаку гласный — согласный | а – ш, у - с, а – ч, у - т, а - к, о - ц, э-в и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание звуков окружающего мира. движущаяся машина, тормозящая машина, клаксон машины, закрывание двери машины, звуки сигнализации, и т.д. |
2. по признаку йотированный гласный — согласный | ё –ц, я – ч, ю – т, е – т, е-ц и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
3. гласные звуки [а], [и] в слогах | ва – ви, ба - би, та - ти, па – пи, бап – бип, дат – дит, гат – гит, нан – нин, лал – лил, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание бытовых шумов: звонок в дверь, звонок домофона, стук в дверь, скрип двери, и т.д. |
4. гласные звуки [а], [у] в слогах | ба – бу, за – зу, га - гу, ца – цу, шаш – шуш, чач – чуч, хах – хух, сас – сус, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
5. гласные звуки [а], [и] и [у] в слогах | за - зи – зу, фа - фи – фу, зас - зис – зус, тат - тит – тут, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание бытовых шумов: звук при передвигании стула, скрип пола, лифт (движение, открывание двери), звон стекла при разбивании. |
6. гласные звуки [а], [и] и [у] в словах | бант-тир-руль, шар - блин- шум, дай – свист – зуб, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
7. гласные звуки [а], [о] в слогах | ба – бо, за - зо, га - го, ца - цо, мам – мом, нан – нон, лал – лол, pap – pop, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
8. гласные звуки [и], [о] в слогах | фи –фо, ки – ко, ти – то, пи - по, хих – xox, сис – сос, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
9. гласные звуки [у], [о] в слогах | ду - до, жу – жо, ву – во, шуш - шош, чуч – чоч, хух – хох, сус – сос, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
10. гласные звуки [у], [и] и [о] в слогах | бу - би – бо, му - ми – мо, кук - кик – кок, дут - дит – дот, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
11. гласные звуки [а], [и], [у] и [о] в слогах | ва — ви — ву — во, ча – чи - чу-чо, ща - щи - щу – що, ха — хи — ху — xо, фаф – фиф-фуф- фоф, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание звуков бытовых приборов: гудение пылесоса, холодильник, стиральная машина, свисток чайника, миксер, микроволновая печь, и т.д |
12.. гласные звуки [а], [и], [у] и [о] в словах | Бант – пить – руль – дом, дай –рис - стул – кот, паста – мир –душ - дождь, и т.д. |
|
|
|
13. гласные звуки [а], [э] в слогах | ба – бэ, за - зэ, га – гэ, ца - цэ, бап – бэп, дат – дэт, гат – гэт, цац – цэц, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
14. гласные звуки [и], [ы] в слогах | би – бы, зи – зы, ги – гы, фиф — фыф, кик – кык. тит – тыт, пип – пып, и т.д. | Повтор, показ в таблице, запись. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
15. гласные звуки [э], [ы] в слогах | бэ– бы, зэ -зы, гэ– гы, цэ -цы, бэп – бып, дэт – дыт, гэт – гыт, цэц – цыц, и т.д | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
16. гласные звуки [а], [э] и [ы] в слогах | па – пэ - пы, та – тэ - ты, кА - кэ –кы, мам – мэм – мым, бап – бэп - бып, лал – лэл - лыл, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание звуков бытовых приборов: тиканье и бой часов, звонок будильника, - щелчок выключателя света; фен, и т.д.
|
17. гласные звуки [а], [э], [у] и [о] в слогах | за — зэ — зу — зо, фа — фэ — фу — фо, зас - зэс - зус – зос, дат - дэт - дут – дот, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
18. тестирование и опознавание гласных в слогах | ку ка кю ко ке кя кё ки су са со сы си се сё сю уп ап оп оп ип ып мам мюм мом мэм мим мем мям мём мым, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание бытовых шумов: звук открывания двери ключом, звук ручки двери при открывании, звон ключей, и т.д. |
Раздел 2. Различение согласные звуков. |
|
| Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
1. акустические признаки взрывных и щелевых согласных. | ба - са, га-фа, аба – аса, ада-аха, угу – ушу. эгэ – эфэ, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
2. акустические признаки взрывных и аффрикативных согласных. | ба- ца, аба – аца, га – ща, ага – аща, да-ча, ада – ача, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке. |
3. акустические признаки сонорных и несонорных согласных. | на - за, ана – аза, мо - во, уму – уву, ла – за, ра – ба, ана – ада, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
4. акустические признаки звонких и глухих согласных. | ва – фа, ви - фи, ву - фу, да – та, ди –ти, ду - ту,ажа – аша, уду – уту, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
5. акустические признаки твёрдых и мягких согласных. | су - сю, со – сё. сэ -се, фа — фя, фи -фу, апа - япя, экэ – еке, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке. |
6. акустические признаки губных, переднеязычных и заднеязычных согласных. | ба - да, ба – га, га -да, па -та, ка - та, бя – дя, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
7. наличие и отсутствие звонких взрывных согласных в словах. | Гол – бык –дом, грязь - больно –душ, горячо - банка- далеко, и т.д. | Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове; | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Понимание и выполнение поручений в домашнем быту. |
8. различение правильного и неправильного произнесения звонких взрывных согласных в словах. | Голова – болова – долова, грязный – брязный – дрязный, и т.д. | Показ в таблице правильного или неправильного произношения слова; Повтор услышанного слова, в том числе и неправильно произнесённого. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Закрепление материала в общении с близкими людьми. |
9. обнаружение наличия и отсутствия глухих взрывных согласных в словах | Подожди – тапки – крем, пустой- трава –клубника, печенье – стол – пакет, и т.д. | Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове;
| Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание звуков окружающего мира. Животные, птицы: Лай, рычание, мяуканье (кошка), мяуканье (котёнок);
|
10. различение Правильного и неправильного произнесения глухих взрывных согласных в словах. | Палец – талец - калец, плохой – тлохой – клохой, тарелка – парелка – карелка, и т.д | Повтор услышанного слова, в том числе и неправильно произнесённого.
| Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».
| Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке. |
11. различение щелевые и аффрикативные согласные в слогах. | са- ша, са-ха, са-фа. ша-фа. фа-ха, аса – аша, аса –аха, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
12. обнаружение 13. наличия и отсутствия щелевых согласных в словах. | Стол – хруст – форма, стакан, хорошо, флаг, светлый – хвалить – фазан, и т.д. | Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове; | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Закрепление материала дома. |
14. обнаружение наличия и отсутствия щелевых и аффрикативных согласных в словах. | Цветок – человек – щи, цыплёнок – чемодан – щётка, царь – чудо – щенок, и т.д. | Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове; | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Закрепление материала дома. |
15. различение правильного и неправильного произнесения щелевых и аффрикативных согласных в словах. | Стакан – цтакан – чтакан, светлый – цветлый – чветлый, цветок – светок – чветок.и т.д. | Повтор, показ в таблице, повтор услышанного слова, в том числе и неправильно произнесённого. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
16. различение правильного и неправильного произнесения щелевых согласных в словах. | Ложка – лозка – ловка, злой – жлой, влой, завтра – жавтра - вавтра, и т.д. | Повтор, показ в таблице, повтор услышанного слова, в том числе и неправильно произнесённого.
| Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Закрепление материала дома. |
17. различение сонорных согласные в слогах | ра-ла, ру-лу, ри-ли, ма-ла, мо-ло,на-па, мо-но, ара – ала, ама-ана, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание звуков бытовых приборов: - магнитофон,
- вентилятор, кондиционер (гудение, шум), и т.д.
компьютер (шум работающего компьютера, щелчки клавиатуры, шум принтера). |
18. обнаружение наличия и отсутствия сонорных согласных в словах | Сама - ложка – нос – рука, бумага – белый – ученик – верёвка, крем – взяли – день- ушёл, и т.д | Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове; | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
19. различение правильного и неправильного произнесения сонорных согласных в словах. | Мех – нех- лех – рех, сумка – сулка – сунка – сурка, потом – потол – потон –потор, и т.д. | Повтор, показ в таблице, повтор услышанного слова, в том числе и неправильно произнесённого.
| Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание бытовых шумов. Кухонные предметы: - звук высыпаемой в банку крупы,
шипение газированной воды, звук при пользовании теркой, звук трения мочалки о сковороду при мытье, и т.д. |
20. различение трудно дифференцируемых согласных в слогах. | на-га, ва –га, ва – да, за –ра, ра –ва, за- ра,ню-вю, рю – зю, и т.д. | Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове; | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
21. обнаружение наличия и отсутствия согласных [в], [г], [н] и [р] в словах. | Везде – голос –резкий, квартира- грязное – уронил – нарисовал, и т.д. | Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове; показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание звуков бытовых приборов: телевизор (включение/выключение звука, уменьшение/увеличение громкости, музыка/речь); - радио, магнитофон;
- вентилятор, кондиционер (гудение, шум), и т.д.
|
22. тестирование и опознавание согласных в слогах. | ба па да та га ка ва фа за са жа ша на ща ха ца ма ла на, и т.д. | Повтор, показ в таблице. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». |
|
23. усвоение орфоэпических правил. | Его, моего, пирог, рассказ, дождь, завтра, мягкий, варежки, молоко, шоколад, сегодня, и т.д. | Повтор, показ в таблице, запись, нотирование текста. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Различение и узнавание звуков бытовых приборов: компьютер (шум работающего компьютера, щелчки клавиатуры, шум принтера). |
IX. Различение высоты голоса, интонации, логического ударения. |
|
|
|
|
1. различение высоты звуков. | Высокий голос, нормальный голос. У девочки высокий голос. У мамы нормальный голос. | Показ соответствующего изображения в таблице, игра с фигурками людей. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки», фигурки людей. | Различение и узнавание голосов близких людей. |
2. различение повествовательной и вопросительной интонации предложения. | Вопросительная, повествовательная интонация. Это новая куртка. Это новая куртка? Можно сходить в лес. Можно сходить в лес? Она пришла. Она пришла? | Показ соответствующей записи в таблице, повтор с той интонацией, которую услышал. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Узнавание и различение голосов близких людей. |
3. определение положения логического ударения в предложении. | Ученик пишет? – Ученик. Ученик пишет? – Пишет. Мама покупает продукты? – Мама. Мама покупает продукты? - Покупает (и т.д).
| Показ соответствующей записи в таблице, повтор, отвечает на вопрос взрослого определённым словом из таблицы. | Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки». | Участие в диалоге. |