ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.
методическая разработка по логопедии

Юрина Галина Николаевна

Индивидуальная рабочая программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кожлеарной имплантации разработана для школьников, обучабщихся в среднем и старшем звене школы слабослышащих детей. Основой для создания программы  послужили  пособия: И.Н.Королёва "Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых". КАРО, .С-Петербург, 2009, И.В.Королёва, учебно-методический комплект, "Учусь слушать и говорить". КАРО, С-Петербург, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ki_dokument_microsoft_office_word.docx104.44 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

       ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

Составитель:

Юрина Галина Николаевна,

учитель -дефектолог

                                                           

с. Озерки

2015 год

2. Пояснительная записка.

       Рабочая  индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для слабослышащих детей.

      Основой для создания рабочей программы послужили следующие методические пособия:  И.В. Королёва  «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых». КАРО, С-Петербург, 2009,  И.В. Королёва. «Учебно-методический комплект «Учусь слушать и говорить». КАРО, С-Петербург, 2014, О.В. Зонтова. «Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации». Методические рекомендации. Санкт-Петербург: НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

При составлении программы учитывались специфические особенности данной категории учащихся: до имплантации у них в основном уже завершился период развития слуховых центров мозга. Поэтому развитие слухового восприятия речи с КИ у них происходит медленно, и возможности развития в значительной степени ограничены.

    Цель слухоречевой реабилитации глухих детей школьного возраста после КИ - формирование и развитие  их слухового восприятия и устной речи до уровня, приближенного к нормальному, что необходимо для их дальнейшего обучения и адаптации в обществе.  Это значит научить ребенка  узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения, насколько это возможно  для ранооглохших  поздноимплантированных детей.  

     При имплантации в подростковом возрасте хорошие результаты в понимании устной речи зависят от:

 -скорости накопления словарного запаса и развития грамматической системы родного языка;

-развития памяти;

 -наличия у ребёнка способности к овладению языком:

-методики коррекционной работы;

- наличия речевой среды:   

     Условия школы-интерната для слабослышащих  недостаточно благоприятны для детей с КИ.  Воспитанники оторваны от ежедневного общения с родителями (опекунами),  вследствие чего лишены естественной речевой среды: близкие не могут принимать активного участия в процессе реабилитации по причине удалённости места жительства семьи от школы-интерната.  

С другой стороны,  в условиях школы - интерната для слабослышащих детей ребёнок после КИ  получает необходимую сурдопедагогическую помощь и поддержку.

 В каникулярное время родители (опекуны) обязаны закреплять в общении с ребёнком изученный  им в школе материал. На них же лежит ответственность за настройки и работоспособность речевого процессора, обеспечение батареями.  

Рабочая программа реализуется на специальных обязательных индивидуальных занятиях,

которые  проводятся ежедневно 6 раз в неделю по 20 минут.

     Коррекционная  работа  строится в соответствии со «Слуховым методом» обучения речи детей с КИ.  Цель «Слухового метода» -  развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.  (И.Н.Королёва «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых». КАРО, С-Петербург,2009.)

Сроки реализации программы зависят от того, как ребёнок будет усваивать материал. На занятиях при выполнении заданий и упражнений  необходимо опираться на навыки, которые уже сформированы у ребенка — чтение, чтение с губ, слухозрительное восприятие речи, поскольку возможности развития восприятия речи на слух у учащихся этой группы ограничены. Если ребенок владеет дактилированием, то оно используется для уточнения буквенного состава слова.

У всех этих детей есть нарушения звукопроизношения и голоса. Поэтому в занятия включается  работа по развитию произносительных навыков, подвижности артикуляционного  аппарата, речевого дыхания, голосового контроля, развитию навыков речевого общения (умение вести диалог, самостоятельно рассказывать о чем то, инициировать беседу с другим человеком).

       Рабочая программа состоит из нескольких частей, которые отражают последовательную поэтапную работу по слухоречевому развитию детей после КИ и имеют  разные цели и задачи.  

       Материал в программе расположен по принципу «от простого к сложному».  Самые простые задания – на обнаружение звук (есть звук или нет?).  Самые сложные задания – на узнавание и понимание предложений и связных текстов.

Весь материал рассчитан для  восприятия на слух.  Детям, испытывающим трудности в слуховом восприятии,  материал предъявляется слухозрительно.

       Ожидаемый результат реализации программы: у детей  с КИ формируется адекватное слухоречевое поведение, позволяющее им активно использовать развивающееся слуховое восприятие для понимания и воспроизведения устной речи, а также для развития собственной речи.


3. Содержание программы

Наименование разделов и тем.

Содержание

 программного материала

Виды деятельности

Оборудование.

Домашнее задание

Обследование слуха и речи.

Диагностика слуха и речи.

Учебники «Произношение», альбомы для проверки произношения.

Часть I.

Раздел 1.  Восприятие звуков.

Учебно-методический комплект «Учусь слушать и говорить». И.В. Королёва. Рабочие  тетради № 1, 2,3.

1.Пассивный и активный словарь для описания

восприятия звуков.

Слышу,  не слышу,  я слышу звук, нет, не слышу,  да, слышу,  похожие,  разные, громко,  хорошо,  тихо, одинаковые, разные,  непохожие, короткие, длинные.

Чтение слов, предложений.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Закрепление словаря.

2.Проверка частотного и динамического диапазона звуков.

Па                  па-па-па

Ша                ша-ша-ша

Один звук, три звука, нет звука, не слышу.

Слушание, повтор, показ.  

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Закрепление  материала.

3.Различение

и узнавание звуков по громкости.

Громко, тихо, не слышу, хорошо, шёпот.

Слушание, повтор, показ.  

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Закрепление материала в домашней обстановке.

4.Различение

звуков по длительности звучания.

Длинный звук, короткий звук.

Слушание, повтор, показ соответствующего изображения, рисование схем.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Закрепление  материала.

5.Различение  и узнавание звуков  речи низко - средне- и высокочастотного диапазона.

Я слышал звук:  а,у, ы, с, ц, ш, м, н.

Слушание, повтор, показ соответствующего  изображения.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Р         Различение и узнавание звуков бытовых приборов: гудение пылесоса,

  1. холодильник, стиральная машина, свисток чайника,

миксер, микроволновая печь, и т.д.

6.Различение

и узнавание неречевых звуков, пассивного и активного словаря для описания этих звуков.

Ложка звенит. Звяканье.

Бумага шуршит. Шуршание. Вы кашляете.

Мама кашляет. Кашель. Вы говорите.  Мама говорит.  Речь. Вы стучите.

Мама стучит. Стук.

Чтение слов, показ изображений, повтор.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

 Различение и узнавание звуков бытовых приборов: телевизор (включение/выключение звука, уменьшение/увеличение громкости, музыка/речь);

  1. радио, и т.д.

Раздел 2.  Различение слоговой структуры слов и узнавание часто используемых слов.

1. Односложные и трёхсложные слова.

Дом - собака,  мяч – тарелка, стул- бабушка, спать – рисовать.

Слушание, повтор, показ изображения, отхлопывание ритма, зарисовка схем  ритмов.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Различение и узнавание звуков бытовых приборов:

тиканье и бой часов, звонок будильника,

  1. щелчок выключателя света; фен, и т.д.

 2 .Одно-,  двух-  и трёхсложные слова.

Дом – тапки - телефон, круг – чашка – тарелка, ключ – мама – горячий.

Повтор, показ изображения,  зарисовка схем ритмов, узнавание слов по ритму.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Закрепление материала в домашних условиях.

 Раздел 3.  Различение и узнавание

предложений по длительности звучания.

 1. Часто встречающиеся предложения.

Девочка читает книгу. Привет! У мамы красивая кофта. Говори. Папа приедет домой на машине. Послушай.

Повтор, чтение, показ картинки.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Закрепление материала в домашних условиях.

Раздел 4. Различение и узнавание фонем.

1. Различение гласных и согласных звуков при парном сравнении.

а ш,  у с,  а – п,  у – к,

о – ф,  и - к,  и т.д.

Повтор, показ, запись.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Различение и узнавание бытовых шумов: звонок телефона, звонок и сигналы  мобильного телефона, и т.д.

2. Различение гласных звуков в слогах.

да - ди,  ха –хи,  тат - тут,  сас – сис, и т.д.

Повтор, показ, запись.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Различение и узнавание бытовых шумов: звук открывания двери ключом, звук ручки двери при открывании, звон ключей,

Раздел 5. Часто используемые вопросы  и ответы на них, обращение с просьбой.

- Что ты хочешь делать?

- Что ты будешь делать?

Я буду…  Я не буду…

Хочу….не хочу…( кататься, играть, кушать (есть), спать, одеватьсяэ  мыться, гулять).

Что тебе дать? Дай мне ... Дайте мне… Дайте мне, пожалуйста…  (Молоко, суп, апельсин, яблоко, шоколад, чай, хлеб, печенье, торт).

Ответы на вопросы, понимание и выполнение поручений, просьб.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Закрепление материала в домашних условиях.

 Часть II.

Раздел 1.  Развитие пассивного и активного словаря для описания звуков.

1. Слова для описания процесса слушания и звуков.

Что ты слышал?  Какой был звук? Стук, звон, шорох, гудение, стучит, звенит, гудит, шуршит).  Это гудит машина. Это скрипит дверь.

Слушание,  повтор, чтение слов, показ соответствующих изображений.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерная презентация «Неречевые звуки».

Различение и узнавание бытовых шумов.

 Кухонные предметы:

  1. звякание ложки в чашке, звон посуды при мытье, грохот крышки кастрюли, стук ножа о доску (при резании);
  2. шипение масла на сковороде, и т.д.

2. Слова для описания звуков, которые издаёт человек.

Крик, кричать, кричит, речь, разговор, голос, говорить, говорит, смех, смеяться, смеётся, и т.д.

Чтение слов, показ соответствующих изображений.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерная программа  «Домашний логопед».

Закрепление материала в домашних условиях.

3. Слова для описания характеристик звуков.

Громко, тихо, близко, далеко. Я услышал кашель. Там кашляет бабушка. Я слышу чихание. Кто-то чихает. Мы слышим хлопки. Ребята хлопают в ладоши. Вы говорите тихо. Мне громко. Эти звуки одинаковые, и т.д.

Чтение слов, показ соответствующих изображений, повтор.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерная программа  «Звуки окружающего мира».

Различение и узнавание бытовых шумов.

Кухонные предметы:

  1. звук высыпаемой в банку крупы,

шипение газированной воды,

звук при пользовании теркой,

звук трения мочалки о сковороду при мытье, и т.д.

Раздел 2. Восприятие звуков окружающего мира.

1. Обнаружение  неречевых звуков.

Звук есть. Я слышу звук. Звука нет. Я не слышу звука. Стук в дверь, звук шагов, звон ложки в чашке, и т.д.

Прослушивание, подбор картинок. Показ  соответствующих изображений, зарисовка.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерные программы  

«Домашний логопед», «Звуки окружающего мира».

Различение и узнавание бытовых шумов.

Вода:

звук при наливании в кастрюлю;

звук при наливании в чашку;

короткий и сильный звук при падении крупного предмета в воду.

2. Различение и узнавание звуков окружающего мира.

Шуршит бумага,  щёлкает ручка, звенит ложка, стук — стучит, грохот — гремит, и т.д.

Прослушивание, подбор картинок. Показ соответствующих изображений, зарисовка.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерные программы  

«Домашний логопед», «Звуки окружающего мира».

Различение и узнавание бытовых шумов.

Кухонные предметы, еда:

шуршание фантика конфеты, шоколадки, пакетика чая, бумажной или целлофановой упаковки, и т.д.

3. Различение звуков, издаваемых человеком.

Плач, кашель, поцелуй, крик, стон, смех, сморканье, чиханье, плачет, кашляет, смеётся, кричит, и т.д.

Прослушивание, показ соответствующих изображений,

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», компьютерная программа  «Звуки окружающего мира».

Различение и узнавание бытовых шумов.

шорох страниц при перелистывании книги,

выдвигание ящиков из шкафа/стола, и т.д.

4. Различение отдельных характеристик звуков.  

Громкий – тихий, громко – тихо, Этот звук тише. Этот звук громче. Первый звук тише- громче. Я слышу громкий звук (тихий), сначала громкий, а потом тихий звук. Этот звук короче. — Этот звук длиннее. Один звук,, два, три, четыре звука, много звуков, Я слышал один звук. Я слышал два (три, четыре) звука. Я слышал низкий — высокий звук.

Выполнение поручений, показ схемы, изображения.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Различение и узнавание звуков окружающего мира.

Животные, птицы:

Лай, рычание, стук лап/когтей по полу, мяуканье/мурлыканье/урчание/фырканье (кошка);

мяуканье (котёнок);

крик (попугай);

пение (канарейка), и т.д.

5. Различение  и узнавание звучания музыкальных инструментов.

Барабан, гармонь, гитара, бубен, пианино.

Показ соответствующего изображения, зарисовка.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», звучащие игрушки, компьютерная программа «В мире звуков».

 Различение  и узнавание звучания музыкальных инструментов:

Музыкальные инструменты, звучащие игрушки.

6. Определение  источника звуков в пространстве

Справа - слева,    близко — далеко,  впереди — сзади.

Прослушивание, выполнение соответствующих действий, показ направления звука.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», звучащие игрушки.

Различение и узнавание звуков окружающего мира:

Мотоцикл (едет, заводят двигатель), самолёт (летит, взлетает),

вертолёт (летит, взлетает),

удар машин при аварии, и т.д.

Часть III.

Раздел 1. Различение слоговой  структуры  слова

и узнавание  слова с опорой на его ритмическую структуру.

Различение и узнавание звуков окружающего мира.

Хозяйственно-ремонтные работы:  стук молотка,  визг пилы,

скрежет дрели, шаркание метлы при подметании, и т.д.

1. Односложные и трёхсложные слова

Зонт - воротник, стул – подметать, дверь – бутерброд, и т.д.

Прослушивание, повтор, показ.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов».

Различение и узнавание звуков окружающего мира.

Животные, птицы:

чириканье (воробей),

карканье (ворона),

воркование (голубь), и т.д.

2. Односложные и двухсложные слова.

Спать – мама,  ключ – бежит, дым – кошка,  дверь – ручка, и т.д.

Прослушивание, повтор слов, запись.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», бумага, ручка.

Различение и узнавание звуков окружающего мира:

Животные, птицы:

крик (петух), крик (чайка),

кудахтание (курица),

блеяние (овца, коза), и т.д.

3. Двухсложные и трёхсложные слова

Ноги – тарелка,  дядя – бабушка, ложка -  лимоны,  думай – рубашка, и т.д.

Прослушивание, повтор слов, запись.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», бумага, ручка.

Различение и узнавание бытовых шумов.

Вода:

сильная/слабая струя из крана в раковине,

капает из крана в раковине,

сильная/слабая струя из крана в ванне,

спускаемая в унитазе,

4. Одно -,  двух-  и трёхсложные слова

Пить – свитер – девочка, круг – чашка – тарелка, круг – думай – рубашка, и т.д.

Прослушивание, повтор слов, определение количества слогов в слове.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», бумага, ручка.

Различение и узнавание бытовых шумов.

шуршание бумаги, полиэтилена,

звук рвущейся бумаги,

звук режущих ножниц,

шорох страниц при перелистывании книги, и т.д.

Часть IV.

Раздел 1. Различение положения ударного слога.

1. Двухсложные слова.

Руки – вода, ложка – лицо,  мальчик – болит, и т.д.

Прослушивание, повтор, отхлопывание ритма, зарисовка схематического изображения.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», бумага, карандаш.

Различение и узнавание звуков окружающего мира.

движущаяся машина,

тормозящая машина,

клаксон машины,

закрывание двери машины,

звуки сигнализации, и т.д.

2. Трёхсложные слова.

Девочка – ботинки – телефон,

Бабушка – собака -  самолёт, яблоко - тарелка- голова, и т.д.

Прослушивание, повтор,  отхлопывание ритма, зарисовка, определение ударного слога. схематического изображения.

Рабочая тетрадь № 1 «Первые шаги в мир звуков и слов», бумага, карандаш.

Различение и узнавание звуков окружающего мира.

Животные, птицы:

Лай, рычание, мяуканье (кошка). мяуканье (котёнок);

писк (мышь), и т.д.

Часть  V.  

Узнавание и различение  слов  в слитной речи.

Учебно-методический комплект «Учусь слушать и говорить». И.В. Королёва. Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

1. Предложения из 2 слов.

Девочка сидит. Бабушка идёт. Дядя лежит. Тётя идёт.

Показ в таблице, повтор предложения.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Различение и узнавание музыкальных игрушек:

музыкальные игрушки,

игрушки-пищалки,

удар мяча об пол или об стену,

звук колес игрушечной машинки, звук юлы, говорящие куклы.

2.  Предложения из 3слов.

Два дяди идут. Три зайца стоят. Чистый белый шкаф. Большой синий квадрат, и т.д.

Показ в таблице, повтор предложения.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Различение и узнавание звуков окружающего мира.

мычание (корова),

цоканье копыт (лошадь),

ржание/фыркание (лошадь), и т.д.

3.  Предложения из 4 слов.

Мама режет белые булки. Папа ловит большую рыбу. Девочки решают трудные примеры. Художник прячет шесть кошек, и т.д.

Показ в таблице, повтор предложения.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Узнавание голосов близких людей.

4. Предложения из 5 слов.

Пять поваров варят чистые лимоны. Шесть докторов пишут чистые тарелки. Восемь девочек жарят мокрые газеты, и т.д.

Показ в таблице, повтор предложения.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Различение голосов близких людей.

Часть VI.  

Узнавание семантически связанных слов и предложений.

1.  Слова по теме «Школа».

Класс, школа, ученик, ученики.

Стол, доска, аппарат, учительница, и т.д.

Прослушивание, чтение слов, повтор.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке.

2.  Предложения по теме «Школа».

Послушай и повтори. Повтори. Сколько тебе лет? Одиннадцать. В каком классе ты учишься? В пятом. Я не запомнил. Мне интересно учиться. Возьми ручку и напиши предложение.

Прослушивание, чтение предложений, повтор.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке.

3.  Слова по теме «Магазин».

Магазин, продавец, покупатель, касса, деньги, купить, рубль, деньги, чек, продукты, мороженое, мясо, пакет, и т.д.

Прослушивание, чтение слов, повтор.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Понимание разговора продавца с покупателем.

4.  Предложения по теме «Магазин».

Нам нужно купить сыр и сметану. Сколько это стоит? Магазин откроется в десять часов. Сто рублей. Я не знаю, сколько стоит колбаса, и т.д.

Прослушивание, чтение предложений, повтор.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Понимание разговора продавца с покупателем.

5.  Слова по теме «Летние каникулы».

Лето, дом, сад, лес, отдыхать, загорать, ночь, река, яблоко, арбуз, дыня,  трава, рыба, комар, палатка, и т.д.

Прослушивание, чтение слов, повтор.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Участие в диалоге  дома с близкими.

6.  Предложения по теме «Летние каникулы».

Начались летние каникулы. Поеду на дачу. Мы поедем отдыхать на море. Мне жарко. Мы ходили в лес за ягодами. Птицы поют, и т.д.

Прослушивание, чтение предложений, повтор.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Поддержание диалога с близкими людьми.

7.  Слова по теме «Спорт».

Мяч, коньки, лыжи, кроссовки, заниматься, тренировка, физкультура, бежать,  и т.д.

Прослушивание, чтение слов, повтор.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке.

8.  Предложения по теме «Спорт».

Я люблю заниматься спортом. Лови мяч. Физкультура — это мой любимый урок! Прыгай, и т.д.

Прослушивание, чтение предложений, повтор.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

9.  Предложения по теме «Разговор по телефону».

Ты меня хорошо слышишь? Алло, слушаю. Сколько у тебя сегодня уроков? Шесть уроков. Подожди меня, я скоро приду. Пока.

Прослушивание, чтение предложений, повтор.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Понимание разговора окружающих людей  в домашней обстановке.

10.  Диалог «Разговор по телефону».

Алло, ...(имя ребёнка). Алло. Слушаю. Это мама. Здравствуй, мама. Ты меня хорошо слышишь? Да. Что ты делаешь? Я делаю уроки. Ты пообедал (пообедала)? Да, обедал (обедала). Пока. Пока.

Прослушивание, чтение диалога, повтор.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Часть VII.

Восприятие  на слух и понимание предложений и текста.

1.Тема «Школа».

1.Текст: «Приключение после школы».

2.Текст: «Кто виноват, или как я опоздал в школу».

3.Текст: «Не везёт».

4.Текст: «Лучший рисунок».  

Прослушивание, повтор, ответы на вопросы.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Понимание вопросов окружающих людей о школе.

2. Тема «Магазин».

1.Текст: «Поход в магазин».

2.Текст: «Чудесный сон».

3.Текст: «Вкусные блинчики».  

Прослушивание, повтор, ответы на вопросы.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Понимание и выполнение поручений.

3. Тема «Выходной день,

1. Текст: «В театре».

2. Текст: «Выходной день в зоопарке».

Прослушивание, повтор, ответы на вопросы.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

4.Тема: «Каникулы, праздники».

1.Текст: «Новый год».

2.Текст: «Летние каникулы».

Прослушивание, повтор, ответы на вопросы.

Рабочая тетрадь № 2 «Слушаю и говорю предложениями».

Понимание разговора близких людей.

Часть VIII.

Звуки и буквы.

Учебно-методический комплект «Учусь слушать и говорить». И.В. Королёва. Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Раздел 1. Различение гласных звуков.

1.  по признаку гласный — согласный

а – ш,  у - с,  а – ч, у - т,  а - к, о - ц, э-в и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание звуков окружающего мира.

движущаяся машина,

тормозящая машина,

клаксон машины,

закрывание двери машины,

звуки сигнализации, и т.д.

2. по признаку йотированный гласный — согласный

ё –ц,  я – ч,  ю – т,  е – т,  е-ц и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

3. гласные звуки [а], [и] в слогах

ва – ви, ба - би, та - ти, па – пи, бап – бип, дат – дит, гат – гит, нан – нин, лал – лил, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание бытовых шумов: звонок в дверь,

звонок домофона,

стук в дверь, скрип двери, и т.д.

4. гласные звуки [а], [у] в слогах

ба – бу, за – зу, га - гу,  ца – цу, шаш – шуш, чач – чуч, хах – хух, сас – сус, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

5. гласные звуки [а], [и] и [у] в слогах

за - зи – зу,  фа - фи – фу, зас - зис – зус, тат - тит – тут, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание бытовых шумов:  звук при передвигании стула,

скрип пола,

лифт (движение, открывание двери), звон стекла при разбивании.

6. гласные звуки [а], [и] и [у] в словах

бант-тир-руль, шар - блин- шум, дай – свист – зуб, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

7. гласные звуки [а], [о] в слогах

ба – бо, за - зо, га - го, ца - цо, мам – мом, нан – нон, лал – лол, pap – pop, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

8. гласные звуки [и], [о] в слогах

фи –фо, ки – ко, ти – то, пи - по, хих – xox, сис – сос, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

9. гласные звуки [у], [о] в слогах

ду - до,  жу – жо, ву – во, шуш - шош, чуч – чоч, хух – хох, сус – сос, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

10. гласные звуки [у], [и] и [о] в слогах

бу - би – бо,  му - ми – мо,  кук - кик – кок,  дут - дит – дот, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

11. гласные звуки [а], [и], [у] и [о] в слогах

ва — ви — ву — во, ча – чи - чу-чо,  ща - щи - щу – що,  ха — хи — ху — xо, фаф – фиф-фуф- фоф, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание звуков бытовых приборов: гудение пылесоса,

холодильник, стиральная машина, свисток чайника,

миксер, микроволновая печь, и т.д

12.. гласные звуки [а], [и], [у] и [о] в словах

Бант – пить – руль – дом,  дай –рис - стул – кот,  паста – мир –душ - дождь, и т.д.

13. гласные звуки [а], [э] в слогах

ба – бэ, за - зэ, га – гэ, ца - цэ,  бап – бэп, дат – дэт, гат – гэт, цац – цэц, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

14. гласные звуки [и], [ы] в слогах

би – бы, зи – зы, ги – гы, фиф — фыф,  кик – кык. тит – тыт,

пип – пып, и т.д.

Повтор, показ в таблице, запись.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

15. гласные звуки [э], [ы] в слогах

бэ– бы, зэ -зы, гэ– гы, цэ -цы,  бэп – бып,  дэт – дыт, гэт – гыт, цэц – цыц, и т.д

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

16. гласные звуки [а], [э] и [ы] в слогах

па – пэ - пы, та – тэ - ты, кА - кэ –кы,  мам – мэм – мым, бап – бэп - бып,  лал – лэл  - лыл,  и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание звуков бытовых приборов:

тиканье и бой часов, звонок будильника,

  1. щелчок выключателя света; фен, и т.д.

17. гласные звуки [а], [э], [у] и [о] в слогах

за — зэ — зу — зо,  фа — фэ — фу — фо,  зас - зэс - зус – зос,  дат - дэт - дут – дот,  и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

18. тестирование и опознавание гласных в слогах

ку  ка  кю  ко  ке  кя  кё  ки

су  са  со  сы  си  се  сё  сю

уп  ап  оп  оп  ип ып

     мам  мюм  мом  мэм  мим  мем  мям  мём  мым, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание бытовых шумов: звук открывания двери ключом, звук ручки двери при открывании, звон ключей, и т.д.

Раздел 2. Различение  согласные звуков.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

1. акустические признаки взрывных и щелевых согласных.

ба - са, га-фа, аба – аса, ада-аха, угу – ушу. эгэ – эфэ, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

2. акустические признаки взрывных и аффрикативных согласных.

ба- ца, аба – аца, га – ща, ага – аща, да-ча, ада – ача, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке.

3. акустические признаки сонорных и несонорных согласных.

на - за, ана – аза, мо - во, уму уву,  ла – за, ра – ба,  ана – ада, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

4. акустические признаки звонких и глухих согласных.

ва – фа, ви - фи, ву - фу, да – та, ди –ти,

ду - ту,ажа – аша, уду – уту,  и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

5. акустические признаки твёрдых и мягких согласных.

су - сю, со – сё.  сэ -се, фа — фя, фи -фу, апа - япя, экэ – еке, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке.

6. акустические признаки губных, переднеязычных и заднеязычных согласных.

ба - да, ба – га, га -да, па -та, ка - та, бя дя, и т.д.

Повтор,  показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

7. наличие и отсутствие звонких взрывных согласных в словах.

Гол – бык –дом,  грязь - больно –душ, горячо - банка- далеко,  и т.д.

Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове;

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

 Понимание и выполнение поручений в домашнем быту.

8. различение

правильного и неправильного произнесения звонких взрывных согласных в словах.

Голова – болова  – долова,  грязный – брязный – дрязный, и т.д.

Показ в таблице

правильного или неправильного произношения слова;  Повтор услышанного слова, в том числе и неправильно произнесённого.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Закрепление материала в общении с близкими людьми.

9.  обнаружение

наличия и отсутствия глухих взрывных согласных в словах

Подожди – тапки – крем, пустой- трава –клубника, печенье – стол – пакет, и т.д.

Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове;

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание звуков окружающего мира.

Животные, птицы:

Лай, рычание, мяуканье (кошка),  мяуканье (котёнок);

10. различение

Правильного  и неправильного произнесения глухих взрывных согласных в словах.

Палец – талец - калец, плохой – тлохой – клохой, тарелка – парелка – карелка, и т.д

Повтор услышанного слова, в том числе и неправильно произнесённого.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Понимание разговора окружающих людей в домашней обстановке.

11.  различение

щелевые и аффрикативные согласные в слогах.

са- ша, са-ха, са-фа. ша-фа. фа-ха, аса – аша, аса –аха, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

12. обнаружение

13. наличия и отсутствия щелевых согласных в словах.

Стол – хруст – форма,  стакан, хорошо, флаг,  светлый – хвалить – фазан, и т.д.

Повтор, показ в таблице,  определение наличия заданной фонемы в услышанном слове;

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Закрепление материала дома.

14. обнаружение

наличия и отсутствия щелевых и аффрикативных согласных в словах.

Цветок – человек – щи,  цыплёнок – чемодан – щётка,  царь – чудо – щенок, и т.д.

Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове;

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Закрепление материала дома.

15. различение

правильного и неправильного произнесения щелевых и аффрикативных согласных в словах.

Стакан – цтакан – чтакан, светлый – цветлый – чветлый,  цветок – светок – чветок.и т.д.

Повтор, показ в таблице, повтор услышанного слова, в том числе и неправильно произнесённого.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

16. различение

правильного и неправильного произнесения щелевых согласных в словах.

Ложка – лозка – ловка,  злой – жлой,  влой,  завтра – жавтра - вавтра, и т.д.

Повтор, показ в таблице, повтор услышанного слова, в том числе и неправильно произнесённого.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Закрепление материала дома.

17. различение

сонорных согласные в слогах

ра-ла, ру-лу, ри-ли, ма-ла, мо-ло,на-па, мо-но, ара – ала, ама-ана, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание звуков бытовых приборов:

  1. магнитофон,
  2. вентилятор, кондиционер (гудение, шум), и т.д.

компьютер (шум работающего компьютера, щелчки клавиатуры, шум принтера).

18. обнаружение

наличия  и отсутствия сонорных согласных в словах

Сама - ложка – нос – рука,  бумага – белый – ученик – верёвка,  крем – взяли – день- ушёл, и т.д

Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове;

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

19.  различение

правильного и неправильного произнесения сонорных согласных в словах.

Мех – нех- лех – рех,  сумка – сулка – сунка – сурка, потом – потол – потон –потор, и т.д.

Повтор, показ в таблице, повтор услышанного слова, в том числе и неправильно произнесённого.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание бытовых шумов.

Кухонные предметы:

  1. звук высыпаемой в банку крупы,

шипение газированной воды,

звук при пользовании теркой,

звук трения мочалки о сковороду при мытье, и т.д.

20.  различение

трудно дифференцируемых согласных в слогах.

на-га, ва –га, ва – да, за –ра, ра –ва, за- ра,ню-вю, рю – зю, и т.д.

Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове;

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

21.  обнаружение

наличия  и отсутствия согласных [в], [г], [н] и [р] в словах.

Везде – голос –резкий,  квартира- грязное – уронил – нарисовал, и т.д.

Повтор, показ в таблице, определение наличия заданной фонемы в услышанном слове; показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание звуков бытовых приборов: телевизор (включение/выключение звука, уменьшение/увеличение громкости, музыка/речь);

  1. радио, магнитофон;
  2. вентилятор, кондиционер (гудение, шум), и т.д.

22. тестирование  и

опознавание согласных в слогах.

ба па да та га ка ва фа за са жа ша на ща ха ца ма ла на, и т.д.

Повтор, показ в таблице.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

23.  усвоение орфоэпических правил.

Его, моего, пирог, рассказ, дождь, завтра, мягкий, варежки, молоко, шоколад, сегодня, и т.д.

Повтор, показ в таблице, запись, нотирование текста.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Различение и узнавание звуков бытовых приборов: компьютер (шум работающего компьютера, щелчки клавиатуры, шум принтера).

IX.  Различение высоты голоса, интонации,  логического ударения.

1. различение высоты звуков.

Высокий голос, нормальный голос.

У девочки высокий голос. У мамы нормальный голос.

Показ соответствующего изображения в таблице, игра с фигурками людей.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки», фигурки людей.

Различение и узнавание голосов близких людей.

2.  различение повествовательной  и вопросительной интонации предложения.

Вопросительная,  повествовательная интонация.

Это новая куртка. Это новая куртка? Можно сходить в лес. Можно сходить в лес? Она пришла. Она пришла?

Показ соответствующей записи в таблице, повтор с той интонацией, которую услышал.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Узнавание и различение голосов близких людей.

3. определение положения логического ударения в предложении.

Ученик пишет? – Ученик.

Ученик пишет? – Пишет.

Мама покупает продукты? – Мама. Мама покупает продукты? -  Покупает (и т.д).

Показ соответствующей записи в таблице, повтор, отвечает на вопрос взрослого определённым словом из таблицы.

Рабочая тетрадь № 3 «Буквы или звуки».

Участие в диалоге.

4. Основные требования к умениям учащихся по развитию слухового восприятия:

Учащиеся с кохлеарным имплантом (КИ) должны научиться:

-      обнаружению и узнаванию речевых и неречевых (бытовых и других) звуков;

  • выделению в звуковых сигналах основных акустических признаков (громкость, длительность и др.) и различение звуковых сигналов по этим признакам;
  • управлению голосом и контролем голоса с помощью слуха;
  • различению слоговой структуры слов, длины предложений;
  • узнаванию часто используемых слов и предложений;
  • накапливать слуховые образы отдельных бытовых звуков, слов, фонем;
  • обнаруживать, узнавать, опознавать, имитировать различные неречевые, прежде всего, бытовые звуки, а также звуки, издаваемые человеком;
  • выделять в звуковых сигналах основные акустические признаки (громкость, длительность, высота и др.), различать звуки по этим признакам, имитировать голосом звуки с разными признаками;
  • определению источника звука;
  • накоплению. пассивного и активного словаря для описания звуков, их классификации, описывать звуки.
  • различать длительность звучания слова;
  • различать количество слогов в слове (основное назначение);
  • воспроизводить (с помощью движений) слоговой рисунок слова при восприятии на слух (основное назначение);
  • узнавать слова при закрытом выборе с опорой и без опоры на слоговую структуру;
  • произносить слова с опорой на чтение, воспроизводить при восприятии на слух;
  • опознавать слова при открытом выборе (дополнительная возможность).
  • узнавать слова при закрытом выборе с опорой и без опоры на ритмическую структуру;
  • опознавать слова при открытом выборе;
  • произносить слова с опорой на чтение и воспроизводить их при восприятии на слух.
  • узнавать слова в слитной речи при закрытом выборе;
  • опознавать слова в слитной речи при открытом выборе.
  • различать предложения при парном сравнении;
  • - узнавать предложения при закрытом выборе из 3 и более;

    - узнавать предложения при открытом выборе.

  • узнавать на слух слова в потоке слитной речи, произносимой в разном темпе с разными характеристиками голоса (громкость, высота) и в разных акустических условиях;
  • понимать  смысл предложений и текста;
  • догадываться о значении слова из контекста предложения;  
  • определять главные слова в предложениях и в тексте при его восприятии на слух.
  • различать гласный и согласный звуки;
  • различать гласные при парном сравнении в слогах;
  • узнавать гласные в слогах и словах;
  • различать при парном сравнении высоту голоса;
  • различать и воспроизводить повествовательную и вопросительную интонацию предложений, а также понимать значение этих типов интонации;
  • узнавать и воспроизводить положение логического (смыслового) ударения в предложениях, состоящих из 2 и 3-х слов, а также понимать значение смыслового ударения в предложении.

5. Контроль уровня обученности

Способы и формы проверки результатов:

  Тестирование.

  Диагностика слуха и речи учащихся.

6. Методические и учебные  пособия по РСВ:

1.Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. Москва, «Просвещение», 1990 г.

     2. О.В. Зонтова. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации. Методические рекомендации.  Санкт-Петербург: НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

3. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. КАРО, Санкт-Петербург, 2009 г.

4. Кузьмичёва Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатком слуха.  Москва, «Просвещение», 1986 г.

5.Назарова Л.И. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Москва, ВЛАДОС, 2001 г.

6. Королёва И.В. «Учебно-методический комплект «Учусь слушать и говорить». КАРО, С-Петербург, 2014г.

8. Оборудование:

1.  Компьютер.

2. Магнитофон.

9.Лист внесения изменений

№ п/п

Дата внесения изменений

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение.

Подпись сотрудника, внёсшего изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация интеграции дошкольников с кохлеарной имплантацией в среду здоровых сверстников в рамках группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательной школы.

В статье представлен опыт интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду  в МБОУ "СОШ № 7" г Рубцовска...

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)

В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после  кохлеарной имплантации (КИ)....

Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации

Статья рассказывает об использование интерактивной доски при проведение индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной до...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. 4 класс для учащихся после кохлеарной имплантации.

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.  Занятие проведено для обучающей после кохлеарной имплантации....

Родительское собрание на тему: Особенности реабилитации глухих детей с кохлеарным имплантом по сравнению с детьми со слуховыми аппаратами

При реабилитации маленьких детей с КИ подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей с качественными слуховыми аппаратами. Однако есть ряд особенностей....

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребёнка после ки (кохлеарной имплантации)

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребёнка после ки (кохлеарной имплантации)...