Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ОВЗ
методическая разработка
Особые образовательные потребности школьников с ограниченными возможностями здоровья Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._vyyavlenie_osobyh_obrazovatelnyh_potrebnostey_u_shkolnikov_s_ovz.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ОВЗ
Особые образовательные потребности школьников с ограниченными возможностями здоровья Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012).
Школьники с ограниченными возможностями здоровья различны по нарушениям развития. В соответствии с новым Законом об образовании выделяются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, в том числе дети с кохлеарной имплантацией), с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. Нарушения у этих детей с проявляются в разной степени: легкой, умеренной, тяжелой.
Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловливают их особые образовательные потребности. Это новый параметр при диагностическом обследовании, существенным образом влияющий на выбор варианта обучения детей с нарушениями развития (Чиркина Г.В., 2012). Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок в процессе обучения (Лубовский В.И., 2011). Выделяются общие особые образовательные потребности, выявляемые у всех детей с ограниченными возможностями здоровья, и специфические, проявляющиеся у разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. К общим особым образовательным потребностям детей с ОВЗ относятся: коррекционные программы образования, введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников; специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; большая степень ин 2 - дивидуализации обучения, чем для нормально развивающихся детей; особая образовательная среда (временная, пространственная) и др. Специфические особые образовательные потребности выявляются у разных категорий детей с ОВЗ. Например: у детей с нарушением слуха имеется потребность в специальной знаково-языковой системе общения, в технических звукоусиливающих средствах и др.; y дети с нарушением зрения испытывают необходимость в специальной системе для письма, чтения (рельефно-точечная система Брайля), в тифлотехнических и оптических средствах и т.д.; y дети с нарушением речи имеют потребность в специфических методах формирования речевого общения, произношения звуков, речевого слуха, письма, чтения и др.; y детям с детским церебральным параличом необходимы специальные технические средства для перемещения; приспособления к компьютерной технике, спортивному инвентарю; индивидуальная программа образования и т. д.; y у детей с нарушением интеллекта другие особые потребности: в сокращении объема учебного материала, пошаговой инструкции и помощи, специальной отработке учебного поведения и др.; y дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в постепенном введении в ситуацию обучения специальных методов формирования коммуникации с учителем, детьми, в дозированном введении в жизнь новизны и др. Особые образовательные потребности не являются едиными и постоянными, они проявляются в разной мере при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности; определяют возмож-ные условия обучения (в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальном учреждении, дистанционно и т. д.)
Общими правилами коррекционной работы являются:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учителю необходимо:
- следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
- поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно .
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио -визуальными техническими средствами обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы ППк по сопровождению образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями
Школьный психолого-педагогический консилиум (ППк).Общая организация работы....
Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей п...
Технологическая карта урока русского языка с учетом присутствия в классе младшего школьника с особыми образовательными потребностями
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. ФИО (полностью)Хрулева Галина Сергеевна Место работыМБОУ Крюковская СОШ ДолжностьУчитель начальных к...
Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода - эффективное средство развития и социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями.
В статье рассматриваются вопросы использования гендерного подхода обучения и воспитания детей в логопедической практике....
Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации
Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....
Выявление детей с особыми образовательными потребностями в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога.
Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.Что включает в с...
Организация образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями
laquo;Организация образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями»1. На основе работы опишите свой опыт организации сопровождения ребенка с ограниченными возмо...