Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ОВЗ
методическая разработка

Вакилова Ляйсан Муллагалиевна

Особые образовательные потребности школьников с ограниченными возможностями здоровья Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ОВЗ

Особые образовательные потребности школьников с ограниченными возможностями здоровья Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012).

 Школьники с ограниченными возможностями здоровья различны по нарушениям развития. В соответствии с новым Законом об образовании выделяются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, в том числе дети с кохлеарной имплантацией), с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. Нарушения у этих детей с проявляются в разной степени: легкой, умеренной, тяжелой.

Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловливают их особые образовательные потребности. Это новый параметр при диагностическом обследовании, существенным образом влияющий на выбор варианта обучения детей с нарушениями развития (Чиркина Г.В., 2012). Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок в процессе обучения (Лубовский В.И., 2011). Выделяются общие особые образовательные потребности, выявляемые у всех детей с ограниченными возможностями здоровья, и специфические, проявляющиеся у разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. К общим особым образовательным потребностям детей с ОВЗ относятся: коррекционные программы образования, введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников; специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; большая степень ин 2 - дивидуализации обучения, чем для нормально развивающихся детей; особая образовательная среда (временная, пространственная) и др. Специфические особые образовательные потребности выявляются у разных категорий детей с ОВЗ. Например:  у детей с нарушением слуха имеется потребность в специальной знаково-языковой системе общения, в технических звукоусиливающих средствах и др.; y дети с нарушением зрения испытывают необходимость в специальной системе для письма, чтения (рельефно-точечная система Брайля), в тифлотехнических и оптических средствах и т.д.; y дети с нарушением речи имеют потребность в специфических методах формирования речевого общения, произношения звуков, речевого слуха, письма, чтения и др.; y детям с детским церебральным параличом необходимы специальные технические средства для перемещения; приспособления к компьютерной технике, спортивному инвентарю; индивидуальная программа образования и т. д.; y у детей с нарушением интеллекта другие особые потребности: в сокращении объема учебного материала, пошаговой инструкции и помощи, специальной отработке учебного поведения и др.; y дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в постепенном введении в ситуацию обучения специальных методов формирования коммуникации с учителем, детьми, в дозированном введении в жизнь новизны и др. Особые образовательные потребности не являются едиными и постоянными, они проявляются в разной мере при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности; определяют возмож-ные условия обучения (в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальном учреждении, дистанционно и т. д.)

Общими правилами коррекционной работы являются:

- Индивидуальный подход к каждому ученику.

-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Учителю необходимо:

  • следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
  • поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно .

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся.

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио -визуальными техническими средствами обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»

Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей п...

Технологическая карта урока русского языка с учетом присутствия в классе младшего школьника с особыми образовательными потребностями

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. ФИО (полностью)Хрулева Галина Сергеевна Место работыМБОУ Крюковская СОШ ДолжностьУчитель начальных к...

Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода - эффективное средство развития и социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями.

В статье рассматриваются вопросы использования гендерного подхода обучения и воспитания детей  в логопедической практике....

Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации

Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....

Выявление детей с особыми образовательными потребностями в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога.

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.Что включает в с...

Организация образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями

laquo;Организация образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями»1. На основе работы опишите свой опыт организации сопровождения ребенка с ограниченными возмо...