Выявление детей с особыми образовательными потребностями в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога.
учебно-методический материал по логопедии
Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.
Что включает в себя понятие «дети с особыми образовательными потребностями»?
Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, этот термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление таких детей и реализацию их образовательных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anna_aleksandrovna.pptx | 771.75 КБ |
vyyavlenie_detey_s_oop_v_rabote_uchitelya-logopeda_uchitelya-defektologa.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.
выделяются следующие категории детей с особыми образовательными потребностями: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушениями ОДА дети с задержкой психического развития дети с расстройствами аутистического спектра дети с нарушениями интеллекта дети со сложной структурой дефекта дети с тяжелыми нарушениями речи
Группы детей с образовательными потребностями: «Более ранее выявление этих детей, более «качественнее» коррекция».
ГРУППА ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО 1.Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие); Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Основой данной классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р. М. Боскис ). Обучаются в школах (классах) I и II вида. В специальных (коррекционных) общеобразовательных) дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3
ГРУППА ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО 2.Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); Выделяют две основные группы: слепые (незрячие) и слабовидящие. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих детей возникают трудности в игре, учении. При этом развитие высших познавательных процессов протекает нормально; преобладает абстрактное мышление. Звук – основной фактор ориентировки. Обучаются в школах (классах) III и IV вида. 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3
ГРУППА ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО 3. Дети с тяжелыми нарушениями речи. К этой группе относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Дети с нарушениями речи, в частности заикающиеся дети обучаются в школах (классах) V вида. Школы VII вида занимаются коррекцией дислексии у детей. 5.1, 5.2
ГРУППА ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО 4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - неоднородная группа, ведущим нарушением является задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций. Кроме нарушений в моторной и речевой сферах, у детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) выявляются дефекты пространственной ориентировки, всех видов внимания, памяти, восприятия, логического мышления. Обучаются на дому или в обычных классах в зависимости от тяжести заболевания 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
ГРУППА ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО 5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) . Это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Дети с ЗПР обучаются в школах (классах) VII вида 7.1, 7.2
ГРУППА ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО 6. Дети с расстройствами аутистического спектра. Психологические особенности, свойственные детям с аутизмом, проявляются в следующих сферах: поведение, эмоционально-волевая сфера, познавательная сфера, деятельность. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия , задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение. 8.1, 8.2, 8.3, 8.4
ГРУППА ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО 7.Дети с умственной отсталостью Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей. Они могут являться центральным симптомом заболевания ( олигофрения , деменция , ЗПР) либо одним из вторичных ( эпилепсия , шизофрения , эндокринопатии). Обучаются в школах VIII вида. Главная цель – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. Пр.№ 1599, вар.1 Пр.№ 1599, вар.2
ГРУППА ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО 8. Дети со сложной структурой дефекта. К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорнодвигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и т.д. В школах II вида обучаются глухонемые дети. В школах VIII вида могут обучаться дети с РАС. В школах VI вида для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА . 7.Звукопроизношение 9.Воспроизведение слов 8.Фонематические процессы 6.Понимание речи 5.Общая моторика 2. Речевая среда и социальные условия. 1.Речевое развитие 3.Артикуляционный аппарат 4.Мелкая моторика 10.Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания 14.Координация или пространственная ориентировка 11.Словарный запас 12.Грамматический строй 13.Связная речь Что рассматриваем?
1.Эмоциональное реагирование в ситуации обследования 4.Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций 5.Темп работы 3. Обучаемость 2.Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно 6.Работоспособность 7.Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация 8.Моторика 9.Восприятие 11.Внимание 10.Пространственно-временная ориентация 12.Память 13.Мышление 14.Речь ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА Что рассматриваем?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В каждом образовательном учреждении существует такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.
Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Выявление детей с особыми образовательными потребностями в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога.
Подготовил учитель-логопед, дефектолог Семёнова А.А.
2022
СЛАЙДЫ 1 -3
Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.
Что включает в себя понятие «дети с особыми образовательными потребностями»?
Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, этот термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление таких детей и реализацию их образовательных потребностей.
СЛАЙД - 4
Специалисты выделяют следующие категории детей с особыми образовательными потребностями:
- дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с тяжелыми нарушениями речи
- дети с нарушениями ОДА
- дети с задержкой психического развития
- дети с расстройствами аутистического спектра
- дети с нарушениями интеллекта
- дети со сложной структурой дефекта.
Таким образом, можно выделить следующие проявления особенностей детей с ограниченными возможностями, требующие учета при включении ребенка в деятельность в рамках освоения им образовательной программы и разработки содержания занятий с ним в образовательной организации:
- ограниченные возможности восприятия ребенком информации по аудио или визуальным каналам;
- затруднения, связанные с отклонениями развития опорно-двигательного аппарата, ограничивающие двигательную активность ребенка;
- замедленный темп протекания мыслительных процессов, что накладывает отпечаток на скорость принятия решений и реализации самостоятельных действий;
- сложности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, вследствие особенностей восприятия окружающей действительности;
- неразвитость коммуникативных навыков, обусловленная недостаточной сформированностью речевых навыков или ограниченным кругом общения у детей, не посещающих массовую школу или дошкольные образовательные организации;
- сформированная неправильным отношением установка на недоверие к окружающим, боязнь быть не понятым вследствие осознания себя не похожим не других (особенно явно проявляется у подростков).
Подразделяют:
- врожденные нарушения, вызванные вредным воздействием на плод генетических факторов, интоксикаций, инфекций, травм, нарушением питания, гормональным расстройствами, резусной несовместимостью групп крови матери и ребенка, влияние медицинских препаратов, алкоголя наркотических и ядовитых веществ;
- приобретенные нарушения обусловлены, в основном, различными вредными воздействиями на организм ребенка при рождении и в последующие периоды развития (механические повреждения плода, тяжелые роды, родовая асфиксия, кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания и т.п.).
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями осуществляется с учетом особенностей их развития, использованием специфических мероприятий и организационных форм учебной работы в зависимости от характера расстройства. Они имеют, как и все остальные дети, определенные права, среди которых и право на получение качественного образования. Эти дети имеют юридическое право учиться в массовых общеобразовательных школах. Для этого и разработаны адаптированные образовательные программы, имеющие несколько вариантов. Наша с вами задача изучить, или хотя бы ознакомится с ними. Ведь качественная и грамотная организация коррекционно-развивающего обучения приведет к реальным достижениям и более высокому уровню в развитии ребенка. Давайте более подробно рассмотрим группы детей с особыми образовательными потребностями.
СЛАЙДЫ 4 – 12
В наших образовательных организациях мы можем встретить ребенка из любой этой категории, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем. И еще раз хочу обратить ваше внимание - боле ранее выявление этих детей, более «качественнее» коррекция. Специалист образовательной организации начинает свою работу с обследования такого ребенка.
Обследование ребенка должно быть комплексным, то есть включающим как педагогическое заключение, так и медицинский диагноз. Одно из центральных мест в системе комплексного обследования детей занимает оценка речевого развития ребенка.
Речь почти всегда является показателем того или иного нарушения в общей картине нервно – психического состояния ребенка. Логопед обследует речь ребенка, его характерологические особенности, моторику.
Схема обследования никогда не бывает самодостаточной, конечной. Никакой схемой нельзя предусмотреть всех вопросов, которые могут возникнуть при обследовании ребенка.
Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о ребенке будет недостаточным для его описания.
СЛАЙД 13
Хочу обратить ваше внимание на категорию детей, которая на сегодняшний момент более многочисленная и чаще встречается в общеобразовательных школах. Это дети с тяжелыми нарушениями речи. Как правил, на них мало обращают внимание, а если звукопроизношение не нарушено, вообще даже не вычленяют из общей массы. Хотя дети с дисграфией, дислексией должны обучатся по адаптированным программам и результаты их работы оцениваются другими критериями. Как специалисту работающему с такой категорией детей заметно, что педагоги не всегда обращают внимание на трудности в учебном процессе, которые возникают у такого ребёнка и не оказывают помощи. Это не потому, что они не хотят что-то делать, а элементарно им не хватает знаний по специфике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Было бы неплохо отправлять учителей на курсы повышения квалификации по работе с такими детьми, по профилактике и коррекции их речевых нарушений.
СЛАЙД 14
При оценке состояния ребенка и уровня его развития должны учитываться все особенности не только речевого развития, но и развития интеллектуального, эмоционального, особенности формирования социальных навыков, соматическое состояние, социальное окружение и т.д..Такое обследование проводится такими специалистами как педагог – психолог, учитель – дефектолог.
СЛАЙД 15
Заключение.
В общем, ребенок с особыми потребностями в образовании – это всё ещё новое для современного общества понятие.
Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.
Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.
СЛАЙД 16
Ведь дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми.
Литература.
1.Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.
2.Власова Т.А. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.,1973.
3.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.М.,1995.
4.Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия /Под ред. В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.2002.
5.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М ,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный подход к детям с особыми образовательными потребностями.
Одним из самых актуальных направлений педагогики на современном этапе, как в России, так и ...
Рекомендацию учителю, обучающему детей с особыми образовательными потребностями
Всё больше детей которым требуется повыешшное внимание педагога и исключительное мастерство. Коррекционные классы открываются всё чаще и педагоги обязаны быть компитентными при работе с детьми с особы...
Организация работы с семьями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями
Формы и методы работы с родителями детей-инвалидов....
Организация работы ППк по сопровождению образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями
Школьный психолого-педагогический консилиум (ППк).Общая организация работы....
Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому
Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....
Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации
Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....
Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".
Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...