Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода - эффективное средство развития и социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями.
статья по логопедии

В статье рассматриваются вопросы использования гендерного подхода обучения и воспитания детей  в логопедической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipkina_n.a._doklad_20.08.2020.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода -  эффективное средство  развития и  социализации младших школьников  с особыми образовательными потребностями.

                                                                 Сипкина Н.А.

                              учитель-логопед МБОУ «АСОШ №49», г. Абаза

                                  Никакие новые педагогические технологии

                                          не способны формировать личность ребёнка

                          средствами «бесполой» педагогики,

                      поскольку нормальная личность

                       формируется на базе конкретной

                 половой принадлежности.

Н.Н. Куинджи

  Идея инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии является закономерной в развитии системы, как общего, так и специального образования. Процесс демократизации и гуманизации образования в современной школе предусматривает необходимость создания для каждого ребёнка равных прав и возможностей для получения знаний, развития его индивидуальных возможностей и способностей. Внедрение инклюзивного образования и воспитания, позволяет создать для детей с особыми образовательными потребностями равные с их нормально развивающимися сверстниками возможности для наиболее успешной социализации. Следовательно, у данной категории детей появляется возможность взаимодействовать со своими здоровыми сверстниками, учиться строить взаимоотношения с окружающей социальной средой. В последнее время всё больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Модернизация школьного обучения, переход к личностно ориентированной модели взаимодействия заставляют педагогов учитывать образовательные потребности личности воспитанников. Поскольку личность является категорией половой принадлежности, то настоящие приоритеты в образовании открывают перспективы возрождения и развития на современном уровне дифференцированного подхода к организации обучения и воспитания детей разного пола.                                                                           Далее предлагается информация из области гендерной психологии, которая будет интересна педагогам и родителям, а также поможет им лучше ориентироваться в вопросах воспитания и обучения мальчиков и девочек.

  Девочки рождаются более зрелыми детьми на 3 - 4 недели, чем мальчики. Мальчики на 2 – 3 месяца позже начинают ходить, на 4 – 6 месяцев позже говорить. К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно 2 лет. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако асимметрия мозга у мальчиков развивается раньше, чем у девочек. Общепринято считать возрастом школьной готовности 6 – 7 летний возраст, независимо от половой принадлежности. В это время процесс школьного обучения никак не учитывает уже достаточно выраженный половой деформизм и психофизиологическую индивидуальность. К сожалению, нет специальной программы обучения для девочек или мальчиков. В пособиях для педагогов написано «дети такого – то возраста». При одной и той же школьной методике обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки обычно после начала урока быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. И ориентируются по девочкам. Мальчики врабатываются долго и на учителя смотрят редко. Когда мальчики достигнут пика работоспособности, девочки начинают уставать. Учитель начинает снимать нагрузку, урок входит в другую фазу. Ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают. Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). У мальчиков медленнее созревает   левое полушарие, а у девочек – правое.  Латерализация церебральной патологии у новорожденных мальчиков чаще представлена в правом полушарии, а у  девочек – в левом. Девочки научаются говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Среди детей, оказывающихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек.      

Рекомендации учителям по обучению и воспитанию детей с учётом особенностей их половых различий.

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.                                                                Не забывайте, что мальчики и девочки по–разному видят, слышат, осязают, по–разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по–разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире.                                                                                 Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует «подтолкнуть» ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.                                                                                    С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетипичных заданий. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.                                            

Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность и нам взрослым нужно постараться понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, раскрывая и развивая их задатки и способности. Учёт гендерных особенностей детей даёт педагогу возможность быть ориентированным на каждого ученика, помогает оптимально и творчески решать поставленные коррекционно-развивающие задачи, улучшить эмоциональный фон занятий, способствовать успешной социализации детей.  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание на основе гендерного подхода

В материале к родительскому собранию говорится о том, что нужно учитывать родителям, воспитывающим детей разного пола, ведь девочка - не мальчик, а мальчик - не девочка....

Здоровьесберегающие технологии в системе надомного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

в презентации представлены материалы по коррекции двигательных нарушений, различные виды массажа (сегментарно-рефлекторный логопедический, массаж профессора Ауглина),артикуляционная и пальчиковая гимн...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образ...

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями....

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями...

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и н...

Многообразие педагогических подходов при обучении детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС

В данной статье предлагаются рекомендации по проведению диагностики и  созданию специальных условий обучения детей с особыми образовательными потребностями....