Развитие творческого потенциала одаренных и высокомотивированных обучающихся.
статья
Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_odarennyh_i_vysokomotivirovannyh_obuchayushchihsya.rar | 1008.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала одаренных и высокомотивированных обучающихся.
Слайд 1. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.
Слайд 2.Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие.
Однако на практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Необходимо создать условия этим ученикам для достижения высоких показателей в изучении предмета. В этом и заключается главное противоречие. При работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости.Педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.
Необходимо обратить особое внимание на состояние данной проблемы в теории, на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одарёнными детьми . Но, прежде, хотелось бы сказать о том, что понимают под системой. Это прежде всего целевые (цели), содержательные (содержание материала, отражённое в учебных планах, программах, учебниках и других нормативных документах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии).
Слайд 3. "Одаренный ребенок"— это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению , более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества.
Согласно Дж. Рензули, одарённость детей есть стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативности (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу). Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей.
Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное— это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую.
Я выделила для себя наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально одаренными учениками.
Слайд 4. • Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
• Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
• Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
• Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые
• им пока еще "недоступны", и в решении некоторых из них добиваются успеха.
В нашей школе создана эффективная система работы с одаренными и высокомотивированными детьми. Основная идея данной работы состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся. Во 2 «Г» классе работа ведется по шестиуровням.
Слайд 5.
1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100% учащихся.
Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. На своих уроках не только закладываю базовые знания по предметам, но и создаю условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся во внеурочное время. Задействовано 100% учащихся.
Работа ведется по 5 направлениям Спортивно-оздоровительное – Секция «Чемпионик»,Общеинтеллектуальное – Кружок «Математический калейдоскоп»,Общекультурное -Театральная студия «Маленький артист»,Духовно – нравственное –Факультатив «Школа вежливости», Социальное-«Творческая мастерская добрых дел».
3. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках проектной деятельности.
Задействовано до 90% учащихся.
В рамках внеурочной деятельности и в урочное время дети создают краткосрочные проекты «Моя семья», «Герб моей семьи», «Лекарственные растения Бердюжского района» и другие.
4. Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Задействовано до 10% учащихся.
Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником. Организуя индивидуальную работу с учащимися, учитель зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату.
5Участие в играх, конкурсах и олимпиадах различного уровня. Приняли участие в более 35 конкурсах ,олимпиадах, викторинах и тд
Международный математический конкурс – олимпиада «Кенгуру»
Школьные олимпиады
Международная Олимпиада ГЛОБУС
международный интеллектуальный конкурс "Классики"»
Международный конкурс - игра "Русский медвежонок -языкознание для всех"
Международный конкурс "Лисенок"
Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований . Задействовано более 70% учащихся.
6. Работа на онлайн–платформе Учи.ру. Задействовано 85% учащихся.
Учи.ру — это образовательная онлайн–платформа, где ученики со всей России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Для учеников 1 - 4 классов на платформе доступны соответствующие ФГОС курсы по математике, окружающему миру, русскому и английскому языкам, а также курс обучения программированию.
Особенностью онлайн–платформы подход: каждый учащийся выполняет задания в комфортном темпе, с необходимым именно ему количеством повторений и подсказок.
Платформа анализирует действия каждого ученика и на основе данных подбирает персональные задания, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию.На любом уровне работа ведетсяисключительно основываясь на интересе, желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.
Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.
Слайд 7.Предлагаемая система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.
Слайд 8. Обязательно должно быть поощрениеодаренных и высокомотивированных обучающихся.
В заключение своей работы хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя, но и школы в целом.
В средней общеобразовательной школе села Бердюжье создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе.
За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися были сделаны следующие выводы:
• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми
Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...
Педагогическая мастерская "Развитие творческого потенциала обучающихся"
Для проведения педагогической мастерской использована форма проведения - мастер-класс. Цель проведения мастер-класса: показать роль занятий во внеурочной деятельности в развитии творческого потенциала...
Развитие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций,...
Роль учителя в развитии творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсном движении
Выступление на педагогическом совете по теме "Роль учителя в развитии творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсном движении....
Внеурочная деятельность как эффективное средство развития творческого потенциала и ценностных ориентиров обучающихся.
Новые подходы к содержанию и организации образования младших школьников в соответствии с ФГО НОО. Развитие творческого потенциала и ценностных ориентиров...
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов «Всё возможно!» На 2021-2025 уч. год
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов была разработана на основе программы психологического развития младших школьников ...