Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми
методическая разработка по теме
Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_usloviya_razvitiya_tvorcheskogo_potenciala_lichnosti.doc | 72.5 КБ |
usloviya_razvitiya_tvorcheskogo_potenciala.ppt | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми
- Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня на нашем заседании мы обсудим некоторые проблемы современной школы.
Федеральный компонент государственного стандарта ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов (2008г.) является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Целью образования становится общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Фундамент, без которого невозможно в дальнейшем сформировать у учащихся умения самоорганизации своей познавательной деятельности, самостоятельного приобретения знаний.
В условиях современного образования наша школа работает по теме: «Формирование устойчивой учебной деятельности и нравственного поведения учащихся в системе личностно – ориентированного обучения». Школьное методическое объединение учителей начальных классов, работает в единой образовательной системе школы по теме «Реализация личностно – ориентированного подхода в образовании младших школьников, как условия развития творческого потенциала личности».
Наша цель - это создание единого образовательного пространства, направленного на разностороннее развитие участников образовательного процесса.
Определены основные задачи:
- формировать базовые компетентности педагогов и учеников:
- Информационная: - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
- Коммуникативная: - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
- Самоорганизация: - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
- Самообразование: - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
- Организовать целенаправленную деятельность творческих групп педагогического коллектива для повышения уровня самообразования и совершенствования педагогического мастерства каждого учителя;
- Создать благоприятные условия для применения в учебно-воспитательном процессе новых педагогических технологий, способствующих получению позитивных результатов участникам образовательного процесса;
Для решения этих задач определились основные направления:
- Давайте, рассмотрим педагогическую ситуацию.
Ситуация
Мишка очень любил свою маму. Больше всего на свете он боялся ее обидеть...
...Как-то в детском саду всех детей попросили пририсовать нитку к шарику. Все, умнички, пририсовали ниточку вниз от шарика, ровненько. А Мишка карандашом зачеркнул шарик.
Воспитательница за рукав вытащила Мишку на середину:
- Полюбуйтесь! Так испортить рисунок! Будешь в углу стоять! Дети захихикали.
А вечером все родители слышали, как воспитательница вычитывала Мишкиной маме, мол, не бережет труд старших, балуется, творит, что хочет... Молча, они пошли домой.
- Ну, зачем ты так? Зачем?
Мишка уткнулся в добрые мамины руки, поднимая на нее глаза, полные слез, прошептал:
- Мамочка! Ведь у меня ветер нитку запутал!
Вопрос. Какую проблему нужно решить участникам этого конфликта: учителю, родителю, воспитателю? Как можно ее решить?
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
Одарённые ученики требуют талантливого учителя.
Доказано, что учителя, работающие с одарёнными учащимися,
- имеют хорошие теоретические познания, умеют обучать профессионально практическим навыкам,
- возбуждать интерес к предметам,
- иметь творческое даже нетрадиционное личное мировоззрение,
- обладать хорошим здоровьем и жизненной стойкостью,
- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний,
- иметь живой и активный характер,
- иметь чувство юмора (но без склонности к сарказму),
- иметь помимо педагогического еще какое-либо образование,
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы,
- иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Следует выделить список профессиональных умений учителя, работающего с одаренными детьми:
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
- умение модифицировать учебные программы;
- умение стимулировать когнитивные способности учащихся;
- умение работать по специальному учебному плану;
- умение консультировать учащихся.
У одарённых учащихся возможны частые проблемы, состояние дискомфорта из-за их неординарности и непохожести на сверстников. Здесь на помощь приходит чётко организованная помощь социально-психологической службы, система тренинговых занятий.
Те, кто одарён аналитически, видят глубину проблемы, понимают её суть. Практически одарённые люди могут легко выходить из сложных ситуаций, возникающих в реальной жизни.
Наши учителя стараются применить основные рекомендации по работе с одаренными детьми:
1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил. Внимание и терпимость со стороны педагогов особенно важны, так как у многих из одарённых детей повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность.
Предложение: Продолжать учителям совершенствовать свое педагогическое мастерство. Посетить курсы по работе с одаренными детьми. Разработать индивидуальные программы для одаренных детей.
Требования к педагогу работающему с одаренными детьми:
- Прохождение специальных курсов по работе с одаренными детьми
- Высокий уровень преподавания предмета,
- Позитивное отношение учителя к одаренному ребенку
- Учебные программы, составленные с учетом особенностей одаренных детей.
- Смена парадигмы: «Недостаток психологических знаний у учителя приводит к предубеждению, что одаренный ребенок не нуждается в помощи: «Талант сам пробьется», на педагога, который систематически занимается самообразованием по психологии одаренных детей и стремиться им всячески помочь.
- Использование диагностических методик
- Какой Вы учитель? Продолжите, пожалуйста предложения:
- Для меня любой ученик – это…
- Одаренные дети – это…
- В работе с одаренными детьми я знаю…
- Могу поделиться с коллегами…
-Таким образом, сегодня на заседании мы выяснили, что ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НЕОБХОДИМО:
- Создание среды для развития одаренных детей;
- Взаимосвязанная система работы с одаренными детьми в школе, дополнительных образовательных учреждениях;
- Взаимодействие образовательных учреждений с семьей, где растет одаренный ребенок;
- Учет психо-физических особенностей одаренного ребенка;
- Программы обучения и развития одаренных детей.
- Интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы
- Специально обученный педагогический персонал.
Долг Учителя – дать каждому ребенку счастье начинать жизнь от Великого и Чистого источника – Знаний. Наше методическое объединение состоит из учителей, преданных своей профессии, школе, детству. Мы верим в товарищей по работе, в искренность отношений, в то, что «Ничто на Земле не проходит бесследно». Мы видим, что функция образования – приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, воспитание творческой, ищущей личности, мотивация к исследовательской деятельности, а не накачка ее информацией, – вот ключи успешности ребенка. И если, учитель нашел себя в жизни, если он реализовался и для него школа – больше, чем работа, - то роль и место такого учителя в формировании современного Российского общества – неоценимы.
- Дорогие коллеги, спасибо вам за плодотворную работу на нашем заседании. В заключении я вам подарю стихотворение.
Я вас люблю, коллеги и друзья,
Вы составляете основу жизни.
С рождения детей до нашей тризны
Пройти весь путь без вас уже нельзя.
Мы вместе столько лет, и дело в том,
Что каждый остается сердцем молод,
Что каждого встречает общий дом,
Который назван просто – наша школа!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный компонент государственного стандарта ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, «….образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера….»
Ключевые компетенции Ценностно- смысловые Личностного совершенствования Учебно- познавательные Общекультурные Информационные Социально-трудовые Коммуникативные отбор необходимой информации умение сохранять при помощи реальных объектов и информационных технологий способы общения с людьми навыки работы в группе толерантность презентирование себя и своей работы целеполагание планирование анализ рефлексия самооценка
Тема школы: формирование устойчивой учебной деятельности и нравственного поведения учащихся в системе личностно – ориентированного обучения. Тема школьного методического объединения учителей начальных классов: реализация личностно – ориентированного подхода в образовании младших школьников, как условие развития творческого потенциала личности.
Создать благоприятные условия для применения новых педагогических технологий, позволяющих получить позитивные результаты участникам образовательного процесса создание единого образовательного пространства, направленного на разностороннее развитие участников образовательного процесс а стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: : формировать базовые компетентности педагогов и учеников: информационную, коммуникативную, самоорганизацию, самообразование. Способствовать не только стабильному уровню знаний, умений и навыков, но и развитию ярких творческих способностей и индивидуальности каждого ученика, повышению профессионального уровня педагогов. Цель ШМО: 2 3 1
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Вопросы для обсуждения: Признаки одаренного ребенка; Типы одаренных детей; Проблемы одаренных детей; Формы и методы работы с одаренными детьми; Воспитание одаренного ребенка в семье; Профессиональные качества педагога для работы с одаренными детьми и их родителями
Масса вопросов по отношению к новому. Любознательность ребенка. Высокая познавательная, исследовательская активность. Стремление обнаружения нового в обычном. Быстрое развитие речи и мышления. Быстрота и точность выполнения умственных операций. Ранняя увлеченность музыкой, рисованием, чтением, счетом. Раннее стремление к творчеству.
Есть качества развивающей личности, которые наиболее характеризуют одаренного ребенка: 1 .Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. 2. Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход. 3. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы. 4. В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей - темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей .
Есть качества развивающей личности, которые наиболее характеризуют одаренного ребенка: 5. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. 6. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного. 7. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
1) дети с ускоренным умственным развитием, опережающие на несколько лет физический возраст . Для них характерна поразительная умственная активность, ненасытность познавательной потребности;; 2) дети с ранней умственной специализацией - у них при обычном общем уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какой-нибудь отдельной области науки или техники, в которой они значительно превосходят своих сверстников по успешности обучения, тогда как другие разделы школьной программы могут вызывать у них затруднения 3 ) дети с отдельными незаурядными способностями. Для них готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора особенно значима. Лейтес Н. С. выделил три категории детей: .
Типы одаренности Интеллектуальный тип «Академический» тип Художественный тип Креативный тип Лидерский тип
Типы одаренности - интеллектуальный Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим - нет. Как организовать им их личностное пространство?
Типы одаренности - «академический» Особенности их познавательной сферы-мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела. Как бы вы организовали их личное пространство?
Типы одаренности - художественный Проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Что бы вы сделали, если в вашем классе были такие дети?
Типы одаренности - креативный Нестандартное мышление, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. У них собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам. Что вы делаете с этой категорией детей?
Типы одаренности - лидерский Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. А как с этой категорией Вы поступите?
Нарушения поведения и трудности социальной адаптации одаренных детей 1. Неприязнь к школе прежде всего из-за несоответствия учебного плана способностям ребенка. 2. Предпочтение сложных игр и безразличие к тем, которыми увлекаются их сверстники, может приводить одаренных детей к изоляции 3. Одаренные дети склонны отвергать стандартные требования и тем самым не склонны к конформизму. 4. Погружение в философские проблемы в гораздо большей степени, чем это характерно для среднего ребенка. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 6. Стремление к совершенству, внутренняя потребность совершенства, которая проявляется весьма рано.
Нарушения поведения и трудности социальной адаптации одаренных детей 7.Ощущение неудовлетворенности, критическое отношение к собственным достижениям, следствием чего может быть ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. 8. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные нереалистические цели: отсюда - переживания по поводу невозможности их достижения. Но, с другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. 9. Сверхчувствительность. 10.Потребность во внимании взрослых часто приводит одаренных детей к монополизации, что вызывает раздражение других детей. 11. Недостаточная терпимость по отношению к детям, стоящим ниже в интеллектуальном развитии.
Это качество формируется уже в раннем детстве, в начальной школе, благодаря тому, что педагог не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, Целеустремленность а задает вопросы: «Зачем мы это будем делать?», «Для чего?», "Для кого?" и т.п.
— это качество ведь тоже не сразу развивается. Работоспособность Причем есть ряд характеристик, от которых зависит работоспособность, которые могут быть сформированы только у младших школьников.
- если эти качества не развиваются на этапе начальной школы, вряд ли их удастся развить позже. Усидчивость, старательность, аккуратность, стремление доводить начатое до конца Почему? Причем труднее всего учителям начальных классов развить стремление доводить начатое до конца.
Потому что у детей этого возраста предметно-образный характер мышления, а планирование, прогнозирование требует развитого логического мышления. Этот тип мышления развивается позже, и научиться составлять план деятельности, ответа могут учащиеся к окончанию начальной школы, а еще успешнее в 5, 6 классе. Не умеют планировать деятельность!
Планирование Из-за того, что задача обучить планированию ставилась несвоевременно, наши старшеклассники, как правило, сначала пишут сочинение, а потом составляют его план. В результате теряют интерес к этому виду деятельности.
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за 2006 – 2009г.г. Результаты контрольных работ по итогам 2008, 2009 г.г., проводимых МО и Н РХ по русскому языку и по математике, показали высокий уровень обученности: Успеваемость – 95% - 100% Качество знаний – 62% - 92% В классах нормы отмечается стабильная успеваемость –100%, динамика качества знаний –12%.
2 системы подготовки детей на начальной ступени образования Развивающая – 27 % Традиционная 50% Задача на 2010 – 2012 гг. – подготовка учителей начальных классов для работы по программам развивающего обучения: 2 системы подготовки детей на начальной ступени образования Традиционная 73% Развивающая – 50 %
Муниципальный Федеральный Международный Республиканский Издание в печати Педагогический опыт – крупицы творчества
Призовые места в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях
Конкурсы, акции, фестивали…
Практическая работа Деловая игра «Квадро» На отдельном листочке напишите восемь интеллектуальных игр, которые будут способствовать развитию одаренных детей.
Обязательно много общайтесь с ребенком. Просите ребенка что-то объяснить своему младшему брату, сестре или же другу. Не погашайте природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Никогда не говорите ребенку, что он неспособный. Воспитывайте в ребенке настойчивость, усидчивость, трудолюбие и силу воли. Не подавляйте взрывы фантазии, если они не вредят окружению. Не подгоняйте ребенка под какие-либо стандарты и, прежде всего, традиционно связанные с полом. Не расстраивайтесь, особенно в младших классах, умеренными успехами в науках. Не расслабляйтесь, если ваш ребенок высоко одарен от рождения. Не тормозите, а всячески поощряйте скорейшее включение ребенка в общественную жизнь: кружки, секции. Не переусердствуйте. Не стоит отнимать у ребенка детство, слишком заботясь о его образовании. Как воспитать вундеркинда
Требования к педагогу работающему с одаренными детьми Прохождение специальных курсов по работе с одаренными детьми Высокий уровень преподавания предмета, Позитивное отношение учителя к одаренному ребенку Учебные программы, составленные с учетом особенностей одаренных детей. Смена парадигмы: «Недостаток психологических знаний у учителя приводит к предубеждению, что одаренный ребенок не нуждается в помощи: «Талант сам пробьется», на педагога, который систематически занимается самообразованием по психологии одаренных детей и стремиться им всячески помочь. Использование диагностических методик
Учителя! Они как свет в пути! Какое ж нужно огненное сердце иметь в груди, чтоб людям свет нести, Чтоб след его вовек не мог стереться
Система работы с одаренными детьми Психолог, логопед социальный педагог, Учитель начальных классов Завуч, руководитель ШМО Мониторинг развития Интеллек туальные игры , конкурсы Педагогические чтения Индивидуальная работа Олимпиады, научно-практические конференции Педагогические конкурсы Конкурс «Ученик года» «Фабрика звезд» Методические совещания Консультации родителей
Остались проблемы: одаренные дети чаще всего становятся изгоями в классе, а затем не могут адаптироваться в обществе, в то же время, многие потенциальные троечники успешно устраиваются в жизни? условия образования мальчиков отличается от условий образования девочек? Как в воспитательных программах предусмотреть гендерное воспитание? правильно составлять индивидуальные программы для одаренных детей?
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НЕОБХОДИМО: Создание среды для развития одаренных детей; Взаимосвязанная система работы с одаренными детьми в школе, дополнительных образовательных учреждениях; Взаимодействие образовательных учреждений с семьей, где растет одаренный ребенок; Учет психо-физических особенностей одаренного ребенка; Программы обучения и развития одаренных детей . Интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы Специально обученный педагогический персонал . Таким образом,
Любовь воспитывается любовью, Доброта воспитывается добротой, Знание воспитывается знанием, Честность воспитывается честностью, Сострадание воспитывается состраданием, Взаимность воспитывается взаимностью, Духовность воспитывается духовностью, Дружба воспитывается дружбой, Преданность воспитывается преданностью, Сердечность воспитывается сердечностью, Культура воспитывается культурой, Жизнь воспитывается жизнью. Ш.А.Амонашвили «Баллада о воспитании»
Желаю всем удачи, добра и света!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника
В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...
Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"
Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от пробл...
проект Реализация программы «Развитие творческого потенциала личности» с элементами «Гимнастики мозга».
: Занятия по развитию творческого потенциала личности самостоятельно разработаны.В результате инновационных преобразований были соединены две программы: развитие творческого потенциала личности ...
Конструирование как развитие творческого потенциала личности
Программа по конструированию с использованием педагогических технологий...
Доклад к педсовету по теме: "Развитие творческого потенциала личности учителя"
Доклад к педсовету по теме: "Мотивация творческого потенциала педагога"...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Материал предназначен для учителей-логопедов начальной школы....
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов...