Конспект занятия в лаборатории «Практикум по основам исследовательской деятельности»
опыты и эксперименты (4 класс)
Занятие по теме "Статическое электричество", На занятии учащиеся знакомятся с тем, как оно образуется и проводт интересные опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_osnovam_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №8 г. Лабытнанги ЯНАО
Учитель начальных классов
Конспект занятия в лаборатории «Практикум по основам исследовательской деятельности»
Тема: «Статическое электричество вокруг нас»
Цель: с помощью опытов доказать существование статического электричества.
Задачи:
- провести ряд экспериментов с целью определения существования статического электричества;
- выяснить причины статического электричества;
- определить его проявления в быту, в производстве, в природе;
- узнать, как защитить себя от этого явления.
Ход организованной образовательной деятельности
- Мотивационно-побудительный этап.
- Сегодня мы с вами поговорим о статическом электричестве, узнаем, как оно образуется и проведём интересные опыты.
- Организационно-поисковый этап
Игра «Собери картинку»
- На ваших столах лежат разрезанные картинки. Соберите их и назовите то, что получилось (Электроприборы).
Игра «Что есть, что было».
- Представьте, что мы попали во времена, когда человек еще не знал ничего об электричестве, а значит, и об электроприборах он не знал и не думал. Но тот человек готовил себе пищу, стирал бельё, убирал жилище.
- Посмотрите на картинки, подумайте и назовите, какие современные электроприборы заменили старые вещи. Что это? (Это корыто.) Как думаете, что в нём делали? Какой электрический прибор заменил его сейчас? (Показ слайдов.)
- Стиральная машина - корыто.
- Пылесос - веник.
- Миксер - венчик.
- Утюг - гладильная палка, утюг на углях.
- Швейная машина - игла.
- Электролампа - свеча.
- Магнитофон - гармонь, балалайка. Теперь вы знаете, сколько бытовой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. А как вы думаете, что нужно, чтобы все электроприборы заработали? (Ответы детей.)
А чтобы узнать, что такое статическое электричество, я предлагаю вам послушать исследовательскую работу Сидоренко Макара.
Проведение опытов со статическим электричеством.
- Мы с вами уже много говорили об электричестве. Вы запомнили, что электричество может быть и очень опасно? (Ответы детей.) А как вы думаете? Есть электричество безопасное, с которым можно поиграть? (Ответы детей.)
- Вот и нет! Электричество бывает и неопасное. Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас провести несколько познавательных опытов!
Опыт 1 (с воздушным шариком).
- Что это? (Воздушный шарик.) Как вы думаете, в шарике есть электричество? (Ответы детей.) Я вам сейчас докажу, что в воздушном шарике живёт безопасное электричество. И с ним можно даже поиграть.
Для этого нужно шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Он стал электрическим и поэтому прилип к стене.
Ну что, есть в воздушном шарике электричество? (Ответы детей.)
Опыт 2 (с пластмассовой расчёской).
- Причешите волосы пластмассовой расческой. Волосы электризуются, становятся непослушными.
Вывод: в волосах тоже живёт электричество.
Опыт 3 «Волшебные цветочки».
- Кусочком шерстяной ткани натрите пластмассовую палочку, медленно поднесите к цветку из бумажной салфетки и поднимите. Цветочки тоже поднимутся.
Опыт 4 Электрический спрут.
Из газеты отрежем полоску и нарежем её на 8 полосок-щупалец. Хорошенько погладим спрутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута поднимем и скрутим в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырятся в стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят.
Опыт. Статическое электричество из янтаря.
Древнейший из опытов с электричеством. Когда-то люди еще не знали, что такое электричество или электрон, в нашем сегодняшнем понимании. Однако, они знали слово “электрон”, что в переводе с греческого означает янтарь. Именно на разряде наэлектризованного янтаря древние люди увидели электроны, летящие сквозь воздух. Гораздо позже, когда электрон-частица был открыт, ему дали имя электрона-янтаря в честь того самого, тогда необъяснимого явления.
Попробуем натереть янтарь шерстяным шарфом, он получил заряд. Поднесем его к металлическому предмету и увидим разряд.
Итог.
- Вы молодцы, научились делать предметы волшебными. Теперь вы знаете, что в таких простых предметах, как расчёска, воздушный шарик, салфетка, живёт электричество, но оно какое? (Безопасное.)
Памятка.
- Что делать, чтобы снять статическое электричество
Чтобы избежать негативного воздействия статики, необходимо в первую очередь заземлять все бытовое оборудование.
А если вы заметили, что часто и сильно бьетесь током, то:
- Носите одежду и обувь из натуральных материалов. Ориентируйтесь на лен, хлопок. Чаще стирайте одежду, добавляйте при полоскании кондиционер для белья, обладающий антистатическим действием.
- Обратите внимание на материалы, из которых изготовлены ваши постельное белье.
- При расчесывании волос пользуйтесь деревянными расческами, избегая пластмассовых.
- По необходимости пользуйтесь антистатиками, обрабатывая им не только одежду, но и кресла автомобиля, комнатные ковры.
- При любой возможности ходите босиком по земле, а дома – по квартире – лишний ток уйдет.
- Учитывая, что при сухом воздухе накопление статического электричества увеличивается, пользуйтесь увлажнителями в квартире, чаще проветривайте помещение, делайте влажную уборку. Комнатные цветы помогают улучшить климат в квартире и уменьшить статистическое напряжение.
- Уменьшите время проведения за компьютером, работы с электроприборами.
- Рефлексия
Если вы поняли как образуется статическое электричество, поднимите зеленый круг, сомневаетесь –жёлтый, не понял-красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основы исследовательской деятельности учащихся начальных классов
Презентация знакомит с опытом введения, осуществления исследовательской деятельности....
ТК занятия "Основы исследовательской деятельности"
Технологическая карта к вступительному разделу "Учимся исследовать природу" объединения "Экология и краеведение"...
Программа курса «Основы исследовательской деятельности» (для учащихся 4-х) классов
Цель курса: формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных)....
Курс по внеурочной деятельности Основы исследовательской деятельности 4 класс
Курс внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" изучается в 4 классе. Общая недельчасов нагрузка составляет 1 час. Общее количество часов на изучение курса -...
конспект занятия кружка "Лаборатория открытий" по теме:"Крахмал. Свойства. Определение продуктов, в состав которых входит крахмал"
Конспект содержит полное описание занятия кружка по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление). Занятие предназначено для учащихся 3 классов. Содержит описание опытов, способствующих р...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности"
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию, ...
Конспект занятия. Этическая беседа – практикум «Как просить прощения»
Тема урока«Как просить прощения»Цели урока: 1. Объяснить влияние обиды на отношения.2.Выявить причины непрощения.3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения ...