Курс по внеурочной деятельности Основы исследовательской деятельности 4 класс
элективный курс по окружающему миру (4 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" изучается в 4 классе. Общая недельчасов нагрузка составляет 1 час. Общее количество часов на изучение курса - 34. Для проведения занятий необходимо наличие проекционного оборудования, интерактивной доски, персональных компьютеров с операционной системой Windows XP с установленной программой "Logger Life", датчиков "Vernier".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеурочной деятельности | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО на заседании МО ______ Л.А.Доронина протокол №_____ от « ____» августа 20 16 г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №____ от « ___ » августа 20 16 г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ___________ А.А. Луцкий приказ № _______ от «___ »_августа 20 16 г |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы исследовательской деятельности»
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Для обучающихся 4 классов: 10 — 11 лет
Срок реализации: 2016 — 2017 учебный год
Барашкова Вера Алексеевна
высшая квалификационная категория
г.п. Приобье
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для обучающихся 4 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования по окружающему миру. Программа разработана на основе:
- Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Примерной программы по окружающему миру.
Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы МКОУ «Приобская СОШ» (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся уровня начального общего образования, учитываются межпредметные связи.
Курс внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» изучается в 4 классе. Общая недельная нагрузка составляет 1 час. Общее количество времени на изучение курса 34 часов.
Для проведения занятий необходимо наличие проекционного оборудования, интерактивной доски, персональных компьютеров с операционной системой Windows XP, с установленной программной «Logger Life», датчиков Vernier.
Предлагаемые эксперименты направлены на развитие у младшего школьника опыта общения с природой, умения наблюдать, исследовать явления окружающего мира, описывать и характеризовать факты с помощью простых инструментов сбора данных. Проведение экспериментов позволяет развивать любознательность и интерес к природе и технике, формировать первоначальные практико-ориентированные знания у обучающихся.
Итогом реализации программы курса является публичная презентация творческого проекта обучающегося. Лучшие проекты, с точки зрения их практической значимости, могут быть рекомендованы для представления на школьной научно-практической конференции обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения исследовательской деятельности;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
а) владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера:
- анализ объектов и ситуаций;
- синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; обобщение и сравнение данных;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
б) владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
- целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, итого, что требуется установить;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
в) владение основными универсальными умениями информационного характера:
- постановка и формулирование проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
- структурирование и визуализация информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
г) владение основами взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
- умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
- умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность;
- владение устной и письменной речью;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Учимся работать с датчиком температуры (6 часов) | |
Техника безопасности при проведении экспериментов. Работа с датчиком температуры (Go! Temp). Введение понятий: теплообмен, теплоотдача, теплообразование, термометр, температура, различные шкала термометров (шкала Цельсия, шкала Фаренгейта). | Определение температуры своей руки, воздуха в классе, воды; изучение графиков, которые создает компьютерная программа, составление подробного плана построения графиков в виде буквы M и W. Сравнение полученных данных, анализ графиков. Проведение мини исследований с использованием датчика. |
Учимся работать с датчиком давления газа (4 часа) | |
Техника безопасности при проведении экспериментов. Устройство датчика. Работа с датчиком давления газа. Введение новых понятий: давление газа, атмосферное давление Единицы давления: физическая (нормальная) атмосфера, миллиметр ртутного столба, Паскаль, килоПаскаль и т.д. | Измерение давления газа в закрытой системе. Сбор данных, выведение средних величин. Определение максимального, минимального и среднего значения. Сравнение полученных данных, анализ графиков. Проведение мини исследований с использованием датчика давления. |
Учимся работать с датчиком расстояния (7 часа) | |
Техника безопасности при проведении экспериментов. Знакомство с датчиком расстояния Работа с понятиями: движение, скорость, простые гармонические колебания, период колебания, измерение, линейные графики, кривая, наклон, эхолокация, энергия, потенциальная и кинетическая энергия, Измерение расстояния до различных предметов Определение времени движения, скорости движения | Измерение расстояния с помощью датчика Go! Motiom Построение графиков из прямых в форме букв M, N, W по алгоритму Анализ графиков движения, гармонического колебания Сравнение, сопоставление, оценка полученных результатов |
Учимся работать с датчиком силы (4 часа) | |
Техника безопасности при проведении экспериментов. Знакомство с датчиком силы Работа с понятиями: сила, сила трения, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения, рычаг, наклонная плоскость, простые механизмы | Измерение силы с помощью датчика Go! Link Анализ полученных данных Чтение графиков |
Учимся работать с датчиком света (5 часа) | |
Техника безопасности при проведении экспериментов. Знакомство с датчиком света Работа с понятиями: свет, освещенность, световой поток, строение Солнечной системы, отражательная способность | Измерение уровня освещенности с помощью датчика Go! Link Построение графиков из прямых в форме букв M, N, W по алгоритму Наблюдение освещенности зимой и летом Анализ полученных данных Сравнение, сопоставление, оценка полученных результатов |
Учимся работать с датчиком магнитного поля (4 часа) | |
Техника безопасности при проведении экспериментов Знакомство с датчиком магнитного поля Работа с понятиями: северный и южный полюс, магнит, электромагнит, Единица измерения магнитного поля Тл (тесла), | Измерение магнитного поля с помощью датчика Go! Link Анализ полученных данных Чтение графиков Сравнение, сопоставление, оценка полученных результатов |
Учимся работать с датчиком напряжения (4 часа) | |
Техника безопасности при проведении экспериментов. Знакомство с датчиком напряжения Работа с понятиями: источники постоянного тока, батарейки | Измерение напряжения с помощью датчика Go! Link Анализ полученных данных |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||
1. Учимся работать с датчиком температуры | 6 | 0,5 | 5,5 |
2. Учимся работать с датчиком давления газа | 4 | 0,5 | 3,5 |
3. Учимся работать с датчиком расстояния | 7 | 1 | 6 |
4. Учимся работать с датчиком силы | 4 | 0,5 | 3,5 |
5. Учимся работать с датчиком света | 5 | 0,5 | 4,5 |
6.Учимся работать с датчиком магнитного поля | 4 | 0,5 | 3,5 |
7. Учимся работать с датчиком напряжения | 4 | 0,5 | 3,5 |
Итого | 34 | 4 | 30 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
- Самкова В.А. Окружающий мир с AFSTM начальная школа, методические рекомендации для учителя, Москва, 2012.
- Мур Х.М., Картер Д., Андерсен Б., Виндл Т. Начинаем изучать! Основы естественных наук, ПКГ «Развитие образовательных систем», Москва, 2012.
Литература для обучающихся
1. Мур Х.М., Картер Д., Андерсен Б., Виндл Т. Начинаем изучать! Основы естественных наук, ПКГ «Развитие образовательных систем», Москва, 2012.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ№ | Дата занятия по плану | Дата занятия по факту | Тема занятия |
Учимся работать с датчиком температуры | |||
Почему в варежках тепло? | |||
Варежки-мешочки | |||
Секрет подошвы | |||
Взаимодействие пищевой соды и уксуса | |||
Холодная как лед | |||
Учимся работать с датчиком давления газа | |||
Жми! | |||
Под давлением | |||
Пузырьки в хлебе | |||
Учимся пользоваться датчиком расстояния | |||
Электронные эмоции | |||
Летучая мышь и наука | |||
Пружина в действии | |||
Почему прыгает мяч? | |||
Энергия приводит в движение | |||
Какой груз катится под горку быстрее? | |||
Учимся пользоваться датчиком силы | |||
Поднимаем груз | |||
Определяем силу трения подошвы | |||
Наклонная плоскость облегчает подъем груза | |||
Учимся пользоваться датчиком света | |||
Как Солнце освещает другие планеты Солнечной системы? | |||
Как солнце светит летом и зимой | |||
Ткань для защиты от солнца | |||
Отражательная способность поверхности | |||
Учимся пользоваться датчиком магнитного поля | |||
Определяем полюса у магнита | |||
Изготавливаем магниты | |||
Электромагниты | |||
Учимся пользоваться датчиком напряжения | |||
Все ли батарейки одинаковые? | |||
Батарейки в ряд | |||
Разряжаем батарейки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс
Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности"
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию, ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"
Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельностив начальной школе. Урочные часы за счёт времени части учебного плана, формируемой участниками образовательного процес...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности"
Для составления программы использовала ссылки на основные положения закона об образовании, государственного образовательного стандарта, основной программы начального общего образован...