Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Ярушина Ольга Алексеевна

Программа разработана с целью формирования  системы знаний учащихся по краеведению (познанию своего края), знакомство с историей города Челябинска и Челябинской области, знакомство с памятниками истории и культуры края, осознание себя членом малой родины, общества, народа, представителя страны и государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_kraeved.doc442 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39 г. Челябинска»

Рассмотрено  на МО учителей начальных классов.

__________О.Н.Тимошенкова

«___» августа 2016 г

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________ А.В.Щукина

«____» сентября 2016 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»

___________С.В.Урванцева

«___» сентября 2016 г

                                           

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности для 1-4 классов
«Юный краевед»

                       Составитель:

Ярушина О.А.

социальный педагог

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2016г


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон Российской Федерации № 273 – ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении

изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 г. № 40936

  • «Об организации образовательной деятельности в начальном общем образовании в 2016/2017 учебном году: Приложение к письму МОиН Челябинской области № 03-02 /5361 от 17.06.2016.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня, БелРИПКППС, 2010г;
  • Положение о рабочей программе Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 39 г. Челябинска (приказ № 185 от 01.09.2009)
  • «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009г);

Пояснительная записка

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

                                                                                  (Анна Роговин «Хочу сделать сам»)

Наша малая родина… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.

Возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края все чаще отмечается в настоящее время. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости возникают путем воздействия на человека с самого раннего возраста. Ощущение родного края, земли, на которой он родился, дает начало любви к Родине у ребенка.

Обучающиеся начинают сознавать, что любовь к Родине приходит к человеку не сразу. Вначале идет познание своей малой родины, ее судьбы, ее духовных и материальных сокровищ.

Познание своего края - краеведческая работа несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Краеведческая деятельность ориентирует на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на воспитание гражданственности,  любви к окружающему миру, Отечеству, семье. Здесь закладываются основы познавательного интереса и изучение города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать; активно формирует интерес к духовному и культурному наследию предков, помогая уяснить неразрывность, единство истории конкретной семьи, региона с историей страны.

Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» –  является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Успешность развития обучающихся при знакомстве с родным краем станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные младшему школьному возрасту.

Исходя из этого, была разработана программа «Юный краевед».

Новизна и актуальность программы заключается в углубленном изучении истории основания, достопримечательностей города, его культуры, промышленности, природных богатств и т.д. Таким образом, она направлена на всестороннее изучение воспитанниками под руководством педагога природных, социально - экономических и исторических условий родного края. А также, в объединении биологического, исторического, культурного,  психологического и художественного подхода к   изучению малой Родины и народной культуры родного края. Программа способствует решению важнейшей задачи образования – воспитанию патриота и гражданина своей страны, вводит растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь.

Содержание рабочей программы учитывает национальные, региональные и этнокультурные особенности, а именно: первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями региона.

Разработанная программа направлена на формирование у детей системы знаний о родном городе;  воспитание патриотизма, любви и уважения к родному краю, желание изучать историю его жизни, активного участия в решении проблем и вопросов своего города; воспитание гордости за свой край, уважительного отношения к памятникам города Челябинска.

В основу реализации программы курса внеурочной деятельности «Юный краевед» положены ценностные ориентиры:

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьники тем самым раскрывают свои способности, само выражаются и само реализуются в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности

В основе реализации программы  «Юный краевед» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Участники программы: педагог, дети, родители, взрослые, имеющие непосредственное отношение к городу.

Цель программы:

Формирование  системы знаний учащихся по краеведению (познанию своего края), знакомство с историей города Челябинска и Челябинской области, знакомство с памятниками истории и культуры края, осознание себя членом малой родины, общества, народа, представителя страны и государства.

Задачи:

- познакомить с географическим положением, топонимикой, промышленностью, народными промыслами, творчеством, культурными центрами, жителями г. Челябинска, Челябинской области;

-  познакомить с главными вехами в истории города, района, области;

- познакомить с наиболее известными деятелями науки, культуры и искусства, героями труда и войны тесно связанными с г. Челябинском и Челябинской областью;

- расширить знания о народной культуре, семьях, тех, кто живет рядом с нами;

- раскрыть значения сохранения памятников истории и культуры города, района, области, формирование уважения к культуре предков;

- формировать личное (оценочное) отношение к явлениям прошлого и настоящего, развивать желание познавать и сохранять семейные, родовые традиции и ценности;

- соблюдать правила поведения в городе (на улице, в школе), учить правилам музейной культуры, формировать навыки здорового образа жизни;

- развивать логическое мышление, воображение,   творческие данные в благоприятном психологическом климате детского коллектива.

        Методическая особенность программы: структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Большое внимание уделяется внеаудиторным занятиям.

Структура занятий включает в себя  составные части:    

1. Теоретическую часть;

2. Практическую часть

В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, выставки, праздники,  исследования, создание проектов.

Форма организации занятий – индивидуально-групповая:

  • Беседы (желательно использовать презентацию);
  • Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании  дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого, музея Боевой славы 63 добровольческой танковой дивизии, музея – заповедника «Ильменский» и др.);
  • Встречи с людьми,  прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции  (участие  обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и основных видов деятельности

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Историческое краеведение»  во внеурочной деятельности могут быть разнообразными.  Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом, в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме,  готовить сообщения, использовать при работе над  историческим материалом атлас России, карту Челябинской области, контурные карты.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Режим занятий:

Программа рассчитана на 135 часов.

33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов.

Продолжительность проведения занятий 35-45 минут. При расширении часов на реализацию рабочей  программы объем часов по темам увеличивается и реализуется за счет разнообразия организации практико-ориентированной деятельности младшего школьника.

Занятия  по программе осуществляются  во второй половине дня.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

Для определения уровня усвоения материала проводятся следующие мероприятия:

Выставки рисунков, конкурсы и выставки сочинений, стихов, фотовыставки.

Конкурсы чтецов, певцов.

Создание презентаций.

Итоговые занятия предполагаются проводиться  в форме олимпиад, викторин, интеллектуальных игр, исследовательских проектов.

Наблюдение в процессе работы воспитанников.

        Источниками информации особенно в исследовательских работах воспитанников могут служить печатные издания, карты, архивы, памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения объектов природы.

        Для определения теоретических знаний индивидуальные, групповые задания: карточки-задания, загадки, ребусы, кроссворды, игры «Путешествие по Челябинску», «Путешествие по улицам родного города».

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области

В результате обучения в ходе  программы «Юный краевед» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты;

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в литературе
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на учебных занятиях и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  •  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
  •  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  •  Сотрудничать  с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  •  Учиться уважительно относиться к позиции другого, ценить мнение собеседника.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

  •  называть формы поверхности Челябинской области и их особенности;
  •  перечислять полезные ископаемые родного края и их месторождения;
  •  связывать особенности географического положения Челябинской области и климата;
  •  называть основные природные зоны и их особенности;
  •  понимать влияние рельефа, климата и растительности на формирование почв Челябинской области;
  •  наблюдать за погодой и описывать ее;
  •  пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них границы Челябинской области;
  •  уважительно относиться к народам, живущим на Южном Урале.
  •  наблюдать за сезонными изменениями на Южном Урале и описывать их;
  •  называть основные экосистемы Челябинской области и их особенности;
  •  перечислять особенности споровых растений;
  •  пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них природные объекты;
  •  узнавать о жизни южноуральцев из исторического текста, карты и делать выводы;
  •  отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  •  распознавать современные герб и флаг Челябинской области, находить на карте города и районы Челябинской области;
  •  выявлять противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
  •  доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Содержание программы «Юный краевед» и примерное тематическое планирование

1 класс

Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».      

 

№ раздела

Название раздела

Всего часов

  1.

Моя маленькая родина

5 часов

  2.

Наш город

5 часов

  3.

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир).

18 часов

  4.

Люди нашего края

4 часов

  5.

Итоговое занятие

1 часов

                                                                              Итого

33 часа

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут углубляться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой Родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь.

Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа  предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Челябинской области, о богатстве растительного и животного мира.

Учебно-тематический план

I год обучения

№ занятия в учебном  году

№ урока в теме

Дата

Корректиров-ка

Тема занятия

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Моя маленькая родина (5ч)

1.

1.

Моя школа – мой дом

1

2.

2.

Из истории школы. Традиции школы

1

3.

3.

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

1

4.

4.

Достопримечательности нашей улице. За что люблю, что бы изменил

1

5.

5.

Мой район

1

Наш город (5ч)

6.

1.

Где мы живем (Россия, город Челябинск) Имя моего города

1

7.

2.

Символы нашего города

1

8.

3.

Культурно – просветительные учреждения нашего города

1

9.

4.

Профессии города. Где работают родители

1

10.

5.

Конкурс рисунков «Наш город»

1

Наша область (18 ч)

11.

1.

Географическое положение Челябинской области. Наша область на карте России

1

12.

2.

История возникновения Челябинской области

1

13.

3.

Символика Челябинской области

1

14.

4.

Коренные жители нашей области

1

15.

5.

Богатства нашей земли.

1

16.

6.

Традиционные ремесла моего края

1

17.

7.

Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений

1

18.

8.

Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека

1

19.

9.

Животный мир. Животный мир Челябинской области. Разнообразие животного мира

1

20.

10

Животный мир. Животный мир Челябинской области. Охрана и значение животного мира

1

21.

11

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера

1

22.

12

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов

1

23.

13

Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области

1

24.

14

Полезные ископаемые. Уголь  – черное золото Копейска.

1

25.

15

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Челябинской области.

1

26.

16

Сельское хозяйство. Что растет на полях нашей области.

1

27.

17

Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.

1

28.

18

Викторина «Почемучек»

1

Люди нашего края (4ч)

29.

1.

Копейск -  шахтерский край. Труд людей нашего  края

1

30.

2.

Люди, прославившие Челябинск. (Герои – земляки)

1

31.

3

Экскурсии на предприятия города

1

32.

4.

Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

1

Резервные занятия (1ч)

33.

1.

 Мы хотим Вам рассказать…

1

Итого:

17

16

Ожидаемые результаты 1 класс:

Личностные результаты обучающихся 1класса  

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

У обучающегося будут сформированы:

–    осознанность своей этнической и национальной принадлежности;

  • владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и  

      развивающемся мире;

    -    принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям;

–   мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

–   этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,  

     понимание и сопереживание чувствам других людей;

–   самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

     информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

     социальной справедливости и свободе;

  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • уважения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Метапредметные результаты

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

Обучающийся научится:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.

Формировать умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные универсальные учебные действия

Формировать  умение строить сообщения в устной и письменной форме.

Осваивать методы познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций

Формировать умения использовать знаково-символические средства для решения задач.

Уметь проектировать, в том числе учебно-исследовательской, деятельности

Формировать умения планировать учебный проект по заданию и под руководством учителя.

Чтение. Работа с текстом

Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

Использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ.

Обучающийся получит возможность научиться:

Регулятивные универсальные учебные действия

        Формировать умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.

Формировать умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Формировать умения учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи.

Формировать умения в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий.

Формировать умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

Формировать умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.

Формировать умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Формировать умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Познавательные универсальные учебные действия

Формировать умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя.

Формировать основы смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов.

Осваивать методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций

Формировать  умения владеть рядом общих приемов решения задач;

Формировать  умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков;

Формировать  умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие;

Формировать умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии под руководствам учителя;

Формировать умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;

Формировать  умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.

Формировать умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.

Формировать умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.

Формировать умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации.

Формировать умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.

Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.

Чтение. Работа с текстом

Уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины.

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Определять тему и главную мысль текста.

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.

Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.

Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).

Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.

Формировать начальный уровень культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Работать с несколькими источниками информации.

Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.

Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.

Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Осознанно строить речевое высказывание, в соответствии с задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах.

Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

Организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию.

Набирать небольшие тексты на родном языке.

Набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов.

Сканировать рисунки и тексты.

Подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования

Использовать сменные носители (флэш-карты)

Описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ

Собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей

Редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей.

Пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора.

Следовать основным правилам оформления текста.

Использовать полуавтоматический орфографический контроль.

Использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида.

Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.

Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.

Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).

Заполнять учебные базы данных.

II год обучения

Программа второго класса содержит три  раздела: «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».

Название раздела

 Всего часов

1.

Наш город

8 часов

2.

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

18часов

3.

Люди нашего края

5часов

4.

Итоговое занятие

3часа

                                                                             Итого

34 часа

Программа  второго года обучения  имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Челябинской области и ее столице.  Дети продолжают знакомиться с символикой области, города, с этапами становления города Челябинска, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром области. Во втором классе более углубленно изучается  рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы  нашей области.

Учебно-тематический план

II год обучения

№ занятия в учебном  году

№ урока в теме

Дата

Корректировка

Тема занятия

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Наш город (8ч)

1.

1.

Челябинск - столица Южного Урала.

1

2.

2.

Из истории образования города

1

3.

3.

Главные исторические и культурные памятники

1

4.

4.

Достопримечательности нашего города

1

5.

5.

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу

1

6.

6.

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу

1

7.

7.

Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей)

1

8.

8.

Игра – викторина

1

Наша область (18ч)

9.

1.

Географическое положение Челябинской области. Наша область на карте мира. Символика области (флаг, гимн, герб)

1

10.

2.

Челябинская Земля в древности

1

11.

3.

История создания и исследования Земли Челябинской (проектная деятельность)

1

12.

4.

Народы Челябинска. Национальный состав Челябинской области

1

13.

5.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

1

14.

6.

Экскурсия в краеведческий музей

1

15.

7.

Города Челябинской области. История возникновения городов

1

16.

8.

Водные ресурсы. Реки Челябинской области на карте России и Челябинской области.

1

17.

9.

Водные ресурсы. Реки Челябинской области. Откуда берут начало и где заканчиваются

1

18.

10.

Водные ресурсы. Озера Челябинской области. Флора и фауна

1

19.

11.

Рельеф. Уникальность гор Челябинской области

1

20.

12.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги

1

21.

13.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу»

1

22.

14.

Животный мир. Животный мир Челябинской области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

1

23.

15.

Животный мир. Насекомые нашей области. Охрана и значение животного мира

1

24.

16.

Экскурсия в краеведческий музей.

1

25.

17.

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны

1

26.

18.

Игра «Цветик - семицветик»

1

Люди нашего края (5ч)

27.

1.

Демидов – первооткрыватель Земли Уральской

1

28.

2.

Герои – уральцы в годы Великой Отечественной войны

1

29.

3.

Шахтерский труд

1

30.

4.

Поэты, писатели Урала (участие обучающихся в классной конференции)

1

31.

5.

Художники нашего края

1

Резервные занятия (3ч)

32.

1.

Игра – викторина «Это было интересно»

1

33.

2.

«Город будущего». Организация исследовательской работы

1

34

3.

Выставки и защита проекта  «Город будущего» (пригласить  родителей, учителей школы)

1

Итого:

16

18

Ожидаемые результаты 2 класс:

Личностные результаты обучающихся 2 класса

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

У обучающегося  будут сформированы:

  • основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;
  • уважительное отношение  к собственной семье, ее членам, традициям;
  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
  • владения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

–  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе  представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • уважения к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Метапредметные результаты

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

Обучающийся 2 класса научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Формировать умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.
  • Формировать умения учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи.
  •  Формировать умения в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий.
  • Формировать умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • Формировать умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя.
  • Формировать умения владеть рядом общих приемов решения задач;
  • Формировать умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формировать умения учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя.

Чтение. Работа с текстом

  • Уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины.
  • Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.
  • Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.
  • Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

  • Организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
  • Вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию.
  • Набирать небольшие тексты на родном языке.
  • Подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования
  • Использовать сменные носители (флэш-карты)
  • Описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ
  • Собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей

Обучающийся получит возможность научиться:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Формировать умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Формировать умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.
  • Формировать умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Формировать умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.
  • Формировать умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.
  • Формировать умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации.
  • Формировать умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.
  • Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.

Познавательные универсальные учебные действия

  • Формировать основы смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов.
  • Формировать умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Формировать умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие;
  • Формировать умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии подруководствам учителя;
  • Формировать умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;
  • Формировать  умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.
  • Формировать умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формировать умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя.

Чтение. Работа с текстом

  • Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
  • Определять тему и главную мысль текста.
  • Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.
  • Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.
  • Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.
  • Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
  • Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
  • Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).
  • Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
  • Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
  • Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
  • Формировать начальный уровень культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
  • Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
  • Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
  • Работать с несколькими источниками информации.
  • Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
  • Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
  • Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
  • Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.
  • Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  • Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
  • Формировать умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
  • Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
  • На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
  • Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
  • Сопоставлять различные точки зрения.
  • Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
  • В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

  • Набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов.
  • Сканировать рисунки и тексты.
  • Редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей.
  • Пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора.
  • Следовать основным правилам оформления текста.
  • Использовать полуавтоматический орфографический контроль.
  • Использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида.
  • Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.
  • Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
  • Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
  • Заполнять учебные базы данных.

3 год обучения

Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».

Название раздела

 Всего часов

1.

Наш город

7 часов

2.

 Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

14 часов

3.

Путешествие вглубь веков.

6 часов

4.

Люди нашего края

6часов

5.

Итоговые занятия

1часа

Итого

34 часа

Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории  нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.

Учебно-тематический план

III год обучения

№  занятия в учебном  году

№ урока в теме

Дата

Корректировка

Тема занятия

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Наш город (7ч)

1

1.

Появление города Копейска.

1

2

2.

Истории названий улиц и площадей города

1

3

3.

Храмы и церкви нашего города

1

4

4.

Экскурсия. Храмы и церкви нашего города

1

5

5.

Храмы и церкви нашего города.  Экскурсия.

1

6

6.

Брейн - ринг «Мой город»

1

7

7.

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»

1

Наша область (8ч)

8

1.

Уральская Земля в древности

1

9

2.

История создания и исследования Земли Уральской.

1

10

3.

Рельеф. Знакомство с рельефом  Челябинской  области

1

11

4.

Рельеф. Особенности рельефа

1

12

5.

Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Урала

1

13

6.

Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Угольная, химическая, металлургическая пищевая промышленность

1

14

7.

Полезные ископаемые. Вклад области в хозяйство страны. Крупные шахтерские предприятия  нашей области. Значения для области и страны

1

15

8.

Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области

1

16

9.

Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов

1

17

10.

Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений тайги и лесов

1

18

11.

Растительность. Мир растений лесостепи

1

19

12.

Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области

1

20

13.

Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны

1

21

14.

Самое интересное о природе Челябинской области

1

Путешествие вглубь веков (6ч)

22

1.

Палеонтологические находки на территории  Челябинской области

1

23

2.

Рисунки в пещерах, на скалах

1

24

3.

Экскурсия в музей-заповедник «Ильменский»

1

25

4.

Коренные жители - кочевые племена.

1

26

5.

Жилища народов, проживающих на территории края

1

27

6.

Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Урала.

1

Люди нашего края (6ч)

28

1.

Демидовы - первые исследователи земли Уральской. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие

1

29

2.

Уральцы  в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)

1

30

3.

Экскурсия в музей  Боевой славы

1

31

4.

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции)

1

32

5.

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции)

1

33

6.

Почетные граждане нашего края.

1

Резервное занятие (1ч)

34

1.

Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Уральской"

1

Итого:

18

16

Ожидаемые результаты 3 класс:

Личностные результаты обучающихся 3класса  

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

У обучающегося  будут сформированы:

  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
  • целостность, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорны.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Метапредметные результаты

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

Обучающийся 3 класса научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

Формировать умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Формировать умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.

Формировать умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Формировать основ смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов.

Формировать умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков;

Формировать умения проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности

Формировать умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации.

Формировать умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.

Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Формировать умения формулировать вопросы партнеру по общению.

Формировать способности учитывать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра и социально-приемлемые способы поведения в общении и деятельности.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

Набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов.

Сканировать рисунки и тексты.

Редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей.

Пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора.

Следовать основным правилам оформления текста.

Использовать полуавтоматический орфографический контроль.

Использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида.

Обучающийся получит возможность научиться:

Регулятивные универсальные учебные действия

        Формировать умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Формировать умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие;

Познавательные универсальные учебные действия

Формировать умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии под руководствам учителя;

Формировать умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;

Формировать умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.

Формировать умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.

Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Формировать умения строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов.

Формировать умения формулировать собственное мнение.

Формировать умения в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) и диалогической формы коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Чтение. Работа с текстом

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).

Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.

Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.

Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.

Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).

Заполнять учебные базы данных.

Создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их.

4 год обучения

Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды Урала», «Люди нашего края».

Название раздела

 Всего часов

1.

Наш город

7 часов

2.

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

14 часов

3.

Мифы и легенды Урала

6 часов

4.

Люди нашего края

5 часов

5

Итоговое занятие

 2часа

Итого

34 часа

Некоторые темы  внеурочных занятий четвертого года  обучения повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится  новый раздел  «Мифы и легенды Урала». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и  памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Учебно-тематический план

IV  год обучения

№  занятия в учебном  году

№ урока в теме

Дата

Корректировка

Тема занятия

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Наш город (7ч)

1

1.

Этапы становления города Челябинск. -  Челябинская область.

1

2

2.

Путешествие в средневековый город

1

3

3.

Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города

1

4

4.

Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города.

1

5

5.

Фонтаны в нашем городе

1

6

6.

Улицы,  названные в честь великих людей и великих событий

1

7

7.

Памятные места нашего города.

1

Наша область (14ч)

8

1.

Границы  Челябинской  области. Причины ее образования

1

9

2.

 Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами.

1

10

3.

Население  Челябинской  области. Народности Урала

1

11

4.

Посещение музея «Краеведческий»

1

12

5.

Уральская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Уральской

1

13

6.

История заселения и освоения Земли Уральской. Памятники древности

1

14

7.

Экскурсия в музей Экологии и Этнографии (Южно-Уральский  Государственный  Университет)

1

15

8.

Рельеф. Чем наши горные  системы и равнинные  территории отличаются друг от друга

1

16

9.

Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области

1

17

10.

Водные ресурсы. Типы питания рек.  Определение типа питания рек нашего края

1

18

11.

Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга

1

19

12.

Растительность. Растительный мир. Охрана  и  восстановление  лесов  и растительности. Роль  заповедников  и  ботанических  садов

1

20

13.

Животный мир. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные

1

21

14.

Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира Урала.

1

Мифы и легенды Урала (6ч)

22

1.

Хозяйка Медной горы: вымысел или реальность?

1

23

2.

Как легенды о Хозяйке Медной горы сказались на развитии культуры в нашем регионе

1

24

3.

Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь Хозяйку Медной горы?»)

1

25

4.

Легенды  нашего края: НЛО в Аширово, река Белая, Тайга – соприкосновение двух миров.

1

26

5.

«Уральские писаницы» - древние наскальные рисунки.

1

27

6.

Экскурсия в краеведческий музей

1

Люди нашего края (5ч)

28

1.

Знакомство с поэтами и писателями Урала и их произведениями. Произведения для детей: Ася Горская, Лев Рахлис, Николай Шилов  и др. Издания Союза писателей Урала (выступление обучающихся на уроке)

1

29

2.

Заслуженные  и известные артисты  Челябинской  области

1

30

3.

Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника.

1

31

4.

Экскурсия в музей искусств

1

32

5.

Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др.  Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции)

1

Резервные занятия (2ч)

33

1.

Научно – практическая конференция «Урал – мой край родной»

1

34

2.

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором»

1

Итого:

15

19

Ожидаемые результаты 4 класс:

Личностные результаты обучающихся 4 класса

 (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

У выпускника будут сформированы:

  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
  • целостность, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

–    самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в  

     информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,  

     социальной справедливости и свободе;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Выпускник получит возможность для формирования:

  •  внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного  в  преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения  задач;
  • адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Метапредметные результаты обучающихся 4 класса

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

В 4 классе выпускник научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

        Формировать умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Познавательные универсальные учебные действия

Формировать умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;

Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Формировать умения строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов.

Чтение. Работа с текстом

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Определять тему и главную мысль текста.

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.

Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.

Формировать начальный уровень культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.

Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Сопоставлять различные точки зрения.

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.

Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.

Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).

Создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста.

Создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.

Составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).

Определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий.

Выпускник получит возможность научиться:

Познавательные универсальные учебные действия

Формировать умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Формировать  умения формулировать собственное мнение.

Формировать умения в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) и диалогической формы коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Чтение. Работа с текстом

Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.

Работать с несколькими источниками информации.

Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

Заполнять учебные базы данных.

Создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера.

Строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения.

Перечень ключевых слов

Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения

Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.

Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);

  Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.

История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих  прошлое .

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.

Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.

Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.

Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.

Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.

Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Процесс – последовательная смена состояний в развитии.

Разрез - открытая горная разработка.

Район - административно-территориальная единица большого города.

Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.

Улус – у некоторых народов Сибири: селение.

Факт -  имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.

Шахта - горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого место добычи его.

Юрта – у некоторых кочевых народов Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами.

Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.  

Литература

  1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
  2. “Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39, 2002
  3. Воспитание толерантности ко всем "иным", "другим" по культуре, расе, языку, религии (на основании распространения опыта) http://school1439.narod.ru/Doklad08/3.htm
  4. Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
  5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
  6. Материалы сайта http://www.tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
  7. Материалы сайта фестиваля педагогический идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/ София Привалихина "Мой Томск" (Томск, изд-во Томского университета, 2000)
  8. Моисеев А.П. Память Челябинских улиц. -Челябинск: Южно-уральское

книжное издательство, 1988

  1. Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5 , с.36.
  2. Савельева С. А. Эмоции и чувства – мои враги и друзья. Справочник классного руководителя. №10/2008
  3. Скрипов А.С. Челябинск.  ХХ век.
  4. Соловьев А.Л. Навыки жизни. М.,  2000.- 341 с.
  5. Челябинск. История моего города: Учеб.для учащихся общеобразоват.шк., гимназий, лицеев.-Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999.-320.
  6. Уральские писаницы: Нейва Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П. «Банк культурной информации» 2000 г.
  7. Материалы по изобразительной деятельности Древнего населения Урала.  

      «Институт истории и археологии» 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Программа внеурочной деятельности "Краеведы"

Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»

Рабочая  программа внеурочной деятельности  «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов  ( 2 часа в неделю)...

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед" рассчитана на внеурочную деятельность с 1 по 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...