Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа разработана с целью формирования системы знаний учащихся по краеведению (познанию своего края), знакомство с историей города Челябинска и Челябинской области, знакомство с памятниками истории и культуры края, осознание себя членом малой родины, общества, народа, представителя страны и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_kraeved.doc | 442 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39 г. Челябинска»
Рассмотрено на МО учителей начальных классов. __________О.Н.Тимошенкова «___» августа 2016 г | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ________ А.В.Щукина «____» сентября 2016 г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска» ___________С.В.Урванцева «___» сентября 2016 г |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности для 1-4 классов
«Юный краевед»
Составитель:
Ярушина О.А.
социальный педагог
высшей квалификационной категории
Челябинск, 2016г
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон Российской Федерации № 273 – ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 г. № 40936
- «Об организации образовательной деятельности в начальном общем образовании в 2016/2017 учебном году: Приложение к письму МОиН Челябинской области № 03-02 /5361 от 17.06.2016.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня, БелРИПКППС, 2010г;
- Положение о рабочей программе Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 39 г. Челябинска (приказ № 185 от 01.09.2009)
- «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009г);
Пояснительная записка
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
(Анна Роговин «Хочу сделать сам»)
Наша малая родина… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края все чаще отмечается в настоящее время. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости возникают путем воздействия на человека с самого раннего возраста. Ощущение родного края, земли, на которой он родился, дает начало любви к Родине у ребенка.
Обучающиеся начинают сознавать, что любовь к Родине приходит к человеку не сразу. Вначале идет познание своей малой родины, ее судьбы, ее духовных и материальных сокровищ.
Познание своего края - краеведческая работа несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Краеведческая деятельность ориентирует на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на воспитание гражданственности, любви к окружающему миру, Отечеству, семье. Здесь закладываются основы познавательного интереса и изучение города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать; активно формирует интерес к духовному и культурному наследию предков, помогая уяснить неразрывность, единство истории конкретной семьи, региона с историей страны.
Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Успешность развития обучающихся при знакомстве с родным краем станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные младшему школьному возрасту.
Исходя из этого, была разработана программа «Юный краевед».
Новизна и актуальность программы заключается в углубленном изучении истории основания, достопримечательностей города, его культуры, промышленности, природных богатств и т.д. Таким образом, она направлена на всестороннее изучение воспитанниками под руководством педагога природных, социально - экономических и исторических условий родного края. А также, в объединении биологического, исторического, культурного, психологического и художественного подхода к изучению малой Родины и народной культуры родного края. Программа способствует решению важнейшей задачи образования – воспитанию патриота и гражданина своей страны, вводит растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь.
Содержание рабочей программы учитывает национальные, региональные и этнокультурные особенности, а именно: первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями региона.
Разработанная программа направлена на формирование у детей системы знаний о родном городе; воспитание патриотизма, любви и уважения к родному краю, желание изучать историю его жизни, активного участия в решении проблем и вопросов своего города; воспитание гордости за свой край, уважительного отношения к памятникам города Челябинска.
В основу реализации программы курса внеурочной деятельности «Юный краевед» положены ценностные ориентиры:
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьники тем самым раскрывают свои способности, само выражаются и само реализуются в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности
В основе реализации программы «Юный краевед» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Участники программы: педагог, дети, родители, взрослые, имеющие непосредственное отношение к городу.
Цель программы:
Формирование системы знаний учащихся по краеведению (познанию своего края), знакомство с историей города Челябинска и Челябинской области, знакомство с памятниками истории и культуры края, осознание себя членом малой родины, общества, народа, представителя страны и государства.
Задачи:
- познакомить с географическим положением, топонимикой, промышленностью, народными промыслами, творчеством, культурными центрами, жителями г. Челябинска, Челябинской области;
- познакомить с главными вехами в истории города, района, области;
- познакомить с наиболее известными деятелями науки, культуры и искусства, героями труда и войны тесно связанными с г. Челябинском и Челябинской областью;
- расширить знания о народной культуре, семьях, тех, кто живет рядом с нами;
- раскрыть значения сохранения памятников истории и культуры города, района, области, формирование уважения к культуре предков;
- формировать личное (оценочное) отношение к явлениям прошлого и настоящего, развивать желание познавать и сохранять семейные, родовые традиции и ценности;
- соблюдать правила поведения в городе (на улице, в школе), учить правилам музейной культуры, формировать навыки здорового образа жизни;
- развивать логическое мышление, воображение, творческие данные в благоприятном психологическом климате детского коллектива.
Методическая особенность программы: структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Большое внимание уделяется внеаудиторным занятиям.
Структура занятий включает в себя составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть
В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, выставки, праздники, исследования, создание проектов.
Форма организации занятий – индивидуально-групповая:
- Беседы (желательно использовать презентацию);
- Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого, музея Боевой славы 63 добровольческой танковой дивизии, музея – заповедника «Ильменский» и др.);
- Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
- Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
- Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
- Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
- Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и основных видов деятельности
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Историческое краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом, в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Челябинской области, контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 135 часов.
33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов.
Продолжительность проведения занятий 35-45 минут. При расширении часов на реализацию рабочей программы объем часов по темам увеличивается и реализуется за счет разнообразия организации практико-ориентированной деятельности младшего школьника.
Занятия по программе осуществляются во второй половине дня.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Для определения уровня усвоения материала проводятся следующие мероприятия:
Выставки рисунков, конкурсы и выставки сочинений, стихов, фотовыставки.
Конкурсы чтецов, певцов.
Создание презентаций.
Итоговые занятия предполагаются проводиться в форме олимпиад, викторин, интеллектуальных игр, исследовательских проектов.
Наблюдение в процессе работы воспитанников.
Источниками информации особенно в исследовательских работах воспитанников могут служить печатные издания, карты, архивы, памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения объектов природы.
Для определения теоретических знаний индивидуальные, групповые задания: карточки-задания, загадки, ребусы, кроссворды, игры «Путешествие по Челябинску», «Путешествие по улицам родного города».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области
В результате обучения в ходе программы «Юный краевед» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты;
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в литературе
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на учебных занятиях и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Сотрудничать с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, ценить мнение собеседника.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
- называть формы поверхности Челябинской области и их особенности;
- перечислять полезные ископаемые родного края и их месторождения;
- связывать особенности географического положения Челябинской области и климата;
- называть основные природные зоны и их особенности;
- понимать влияние рельефа, климата и растительности на формирование почв Челябинской области;
- наблюдать за погодой и описывать ее;
- пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них границы Челябинской области;
- уважительно относиться к народам, живущим на Южном Урале.
- наблюдать за сезонными изменениями на Южном Урале и описывать их;
- называть основные экосистемы Челябинской области и их особенности;
- перечислять особенности споровых растений;
- пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них природные объекты;
- узнавать о жизни южноуральцев из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- распознавать современные герб и флаг Челябинской области, находить на карте города и районы Челябинской области;
- выявлять противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Содержание программы «Юный краевед» и примерное тематическое планирование
1 класс
Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».
| ||
№ раздела | Название раздела | Всего часов |
1. | Моя маленькая родина | 5 часов |
2. | Наш город | 5 часов |
3. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир). | 18 часов |
4. | Люди нашего края | 4 часов |
5. | Итоговое занятие | 1 часов |
Итого | 33 часа |
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут углубляться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой Родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь.
Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Челябинской области, о богатстве растительного и животного мира.
Учебно-тематический план
I год обучения
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Дата | Корректиров-ка | Тема занятия | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
Моя маленькая родина (5ч) | ||||||
1. | 1. | Моя школа – мой дом | 1 | |||
2. | 2. | Из истории школы. Традиции школы | 1 | |||
3. | 3. | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. | 1 | |||
4. | 4. | Достопримечательности нашей улице. За что люблю, что бы изменил | 1 | |||
5. | 5. | Мой район | 1 | |||
Наш город (5ч) | ||||||
6. | 1. | Где мы живем (Россия, город Челябинск) Имя моего города | 1 | |||
7. | 2. | Символы нашего города | 1 | |||
8. | 3. | Культурно – просветительные учреждения нашего города | 1 | |||
9. | 4. | Профессии города. Где работают родители | 1 | |||
10. | 5. | Конкурс рисунков «Наш город» | 1 | |||
Наша область (18 ч) | ||||||
11. | 1. | Географическое положение Челябинской области. Наша область на карте России | 1 | |||
12. | 2. | История возникновения Челябинской области | 1 | |||
13. | 3. | Символика Челябинской области | 1 | |||
14. | 4. | Коренные жители нашей области | 1 | |||
15. | 5. | Богатства нашей земли. | 1 | |||
16. | 6. | Традиционные ремесла моего края | 1 | |||
17. | 7. | Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений | 1 | |||
18. | 8. | Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека | 1 | |||
19. | 9. | Животный мир. Животный мир Челябинской области. Разнообразие животного мира | 1 | |||
20. | 10 | Животный мир. Животный мир Челябинской области. Охрана и значение животного мира | 1 | |||
21. | 11 | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера | 1 | |||
22. | 12 | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов | 1 | |||
23. | 13 | Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области | 1 | |||
24. | 14 | Полезные ископаемые. Уголь – черное золото Копейска. | 1 | |||
25. | 15 | Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Челябинской области. | 1 | |||
26. | 16 | Сельское хозяйство. Что растет на полях нашей области. | 1 | |||
27. | 17 | Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. | 1 | |||
28. | 18 | Викторина «Почемучек» | 1 | |||
Люди нашего края (4ч) | ||||||
29. | 1. | Копейск - шахтерский край. Труд людей нашего края | 1 | |||
30. | 2. | Люди, прославившие Челябинск. (Герои – земляки) | 1 | |||
31. | 3 | Экскурсии на предприятия города | 1 | |||
32. | 4. | Профессии и предприятия, на которых работают наши родители | 1 | |||
Резервные занятия (1ч) | ||||||
33. | 1. | Мы хотим Вам рассказать… | 1 | |||
Итого: | 17 | 16 |
Ожидаемые результаты 1 класс:
Личностные результаты обучающихся 1класса
(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
У обучающегося будут сформированы:
– осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
- владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям;
– мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
– этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей;
– самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уважения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Метапредметные результаты
(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
Обучающийся научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.
Формировать умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные универсальные учебные действия
Формировать умение строить сообщения в устной и письменной форме.
Осваивать методы познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций
Формировать умения использовать знаково-символические средства для решения задач.
Уметь проектировать, в том числе учебно-исследовательской, деятельности
Формировать умения планировать учебный проект по заданию и под руководством учителя.
Чтение. Работа с текстом
Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования
Использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ.
Обучающийся получит возможность научиться:
Регулятивные универсальные учебные действия
Формировать умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.
Формировать умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Формировать умения учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи.
Формировать умения в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий.
Формировать умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.
Формировать умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.
Формировать умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Формировать умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.
Познавательные универсальные учебные действия
Формировать умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя.
Формировать основы смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов.
Осваивать методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций
Формировать умения владеть рядом общих приемов решения задач;
Формировать умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков;
Формировать умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие;
Формировать умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии под руководствам учителя;
Формировать умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;
Формировать умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.
Формировать умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.
Формировать умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.
Формировать умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации.
Формировать умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.
Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.
Чтение. Работа с текстом
Уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины.
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
Определять тему и главную мысль текста.
Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.
Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.
Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.
Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).
Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
Формировать начальный уровень культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Работать с несколькими источниками информации.
Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.
Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.
Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.
Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Осознанно строить речевое высказывание, в соответствии с задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах.
Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования
Организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию.
Набирать небольшие тексты на родном языке.
Набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов.
Сканировать рисунки и тексты.
Подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования
Использовать сменные носители (флэш-карты)
Описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ
Собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей
Редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей.
Пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора.
Следовать основным правилам оформления текста.
Использовать полуавтоматический орфографический контроль.
Использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида.
Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.
Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
Заполнять учебные базы данных.
II год обучения
Программа второго класса содержит три раздела: «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 8 часов |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 18часов |
3. | Люди нашего края | 5часов |
4. | Итоговое занятие | 3часа |
Итого | 34 часа |
Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Челябинской области и ее столице. Дети продолжают знакомиться с символикой области, города, с этапами становления города Челябинска, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром области. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашей области.
Учебно-тематический план
II год обучения
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Дата | Корректировка | Тема занятия | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
Наш город (8ч) | ||||||
1. | 1. | Челябинск - столица Южного Урала. | 1 | |||
2. | 2. | Из истории образования города | 1 | |||
3. | 3. | Главные исторические и культурные памятники | 1 | |||
4. | 4. | Достопримечательности нашего города | 1 | |||
5. | 5. | Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу | 1 | |||
6. | 6. | Знакомство с районами города. Район, в котором я живу | 1 | |||
7. | 7. | Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей) | 1 | |||
8. | 8. | Игра – викторина | 1 | |||
Наша область (18ч) | ||||||
9. | 1. | Географическое положение Челябинской области. Наша область на карте мира. Символика области (флаг, гимн, герб) | 1 | |||
10. | 2. | Челябинская Земля в древности | 1 | |||
11. | 3. | История создания и исследования Земли Челябинской (проектная деятельность) | 1 | |||
12. | 4. | Народы Челябинска. Национальный состав Челябинской области | 1 | |||
13. | 5. | Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества | 1 | |||
14. | 6. | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | |||
15. | 7. | Города Челябинской области. История возникновения городов | 1 | |||
16. | 8. | Водные ресурсы. Реки Челябинской области на карте России и Челябинской области. | 1 | |||
17. | 9. | Водные ресурсы. Реки Челябинской области. Откуда берут начало и где заканчиваются | 1 | |||
18. | 10. | Водные ресурсы. Озера Челябинской области. Флора и фауна | 1 | |||
19. | 11. | Рельеф. Уникальность гор Челябинской области | 1 | |||
20. | 12. | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги | 1 | |||
21. | 13. | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу» | 1 | |||
22. | 14. | Животный мир. Животный мир Челябинской области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. | 1 | |||
23. | 15. | Животный мир. Насекомые нашей области. Охрана и значение животного мира | 1 | |||
24. | 16. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||
25. | 17. | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны | 1 | |||
26. | 18. | Игра «Цветик - семицветик» | 1 | |||
Люди нашего края (5ч) | ||||||
27. | 1. | Демидов – первооткрыватель Земли Уральской | 1 | |||
28. | 2. | Герои – уральцы в годы Великой Отечественной войны | 1 | |||
29. | 3. | Шахтерский труд | 1 | |||
30. | 4. | Поэты, писатели Урала (участие обучающихся в классной конференции) | 1 | |||
31. | 5. | Художники нашего края | 1 | |||
Резервные занятия (3ч) | ||||||
32. | 1. | Игра – викторина «Это было интересно» | 1 | |||
33. | 2. | «Город будущего». Организация исследовательской работы | 1 | |||
34 | 3. | Выставки и защита проекта «Город будущего» (пригласить родителей, учителей школы) | 1 | |||
Итого: | 16 | 18 |
Ожидаемые результаты 2 класс:
Личностные результаты обучающихся 2 класса
(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
У обучающегося будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;
- уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
- осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
- владения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уважения к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Метапредметные результаты
(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
Обучающийся 2 класса научится:
Регулятивные универсальные учебные действия
- Формировать умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.
- Формировать умения учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи.
- Формировать умения в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий.
- Формировать умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- Формировать умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя.
- Формировать умения владеть рядом общих приемов решения задач;
- Формировать умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Формировать умения учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя.
Чтение. Работа с текстом
- Уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины.
- Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.
- Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.
- Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования
- Организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
- Вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию.
- Набирать небольшие тексты на родном языке.
- Подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования
- Использовать сменные носители (флэш-карты)
- Описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ
- Собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей
Обучающийся получит возможность научиться:
Регулятивные универсальные учебные действия
- Формировать умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную.
- Формировать умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.
- Формировать умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Формировать умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.
- Формировать умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.
- Формировать умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации.
- Формировать умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.
- Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.
Познавательные универсальные учебные действия
- Формировать основы смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов.
- Формировать умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков;
- Формировать умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие;
- Формировать умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии подруководствам учителя;
- Формировать умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;
- Формировать умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.
- Формировать умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Формировать умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя.
Чтение. Работа с текстом
- Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Определять тему и главную мысль текста.
- Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.
- Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.
- Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.
- Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
- Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
- Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).
- Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
- Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
- Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
- Формировать начальный уровень культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
- Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
- Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
- Работать с несколькими источниками информации.
- Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
- Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
- Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
- Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.
- Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
- Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
- Формировать умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
- Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
- На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
- Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
- Сопоставлять различные точки зрения.
- Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
- В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования
- Набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов.
- Сканировать рисунки и тексты.
- Редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей.
- Пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора.
- Следовать основным правилам оформления текста.
- Использовать полуавтоматический орфографический контроль.
- Использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида.
- Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.
- Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
- Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
- Заполнять учебные базы данных.
3 год обучения
Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 7 часов |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 14 часов |
3. | Путешествие вглубь веков. | 6 часов |
4. | Люди нашего края | 6часов |
5. | Итоговые занятия | 1часа |
Итого | 34 часа |
Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.
Учебно-тематический план
III год обучения
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Дата | Корректировка | Тема занятия | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
Наш город (7ч) | ||||||
1 | 1. | Появление города Копейска. | 1 | |||
2 | 2. | Истории названий улиц и площадей города | 1 | |||
3 | 3. | Храмы и церкви нашего города | 1 | |||
4 | 4. | Экскурсия. Храмы и церкви нашего города | 1 | |||
5 | 5. | Храмы и церкви нашего города. Экскурсия. | 1 | |||
6 | 6. | Брейн - ринг «Мой город» | 1 | |||
7 | 7. | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города» | 1 | |||
Наша область (8ч) | ||||||
8 | 1. | Уральская Земля в древности | 1 | |||
9 | 2. | История создания и исследования Земли Уральской. | 1 | |||
10 | 3. | Рельеф. Знакомство с рельефом Челябинской области | 1 | |||
11 | 4. | Рельеф. Особенности рельефа | 1 | |||
12 | 5. | Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Урала | 1 | |||
13 | 6. | Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Угольная, химическая, металлургическая пищевая промышленность | 1 | |||
14 | 7. | Полезные ископаемые. Вклад области в хозяйство страны. Крупные шахтерские предприятия нашей области. Значения для области и страны | 1 | |||
15 | 8. | Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области | 1 | |||
16 | 9. | Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов | 1 | |||
17 | 10. | Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений тайги и лесов | 1 | |||
18 | 11. | Растительность. Мир растений лесостепи | 1 | |||
19 | 12. | Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области | 1 | |||
20 | 13. | Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны | 1 | |||
21 | 14. | Самое интересное о природе Челябинской области | 1 | |||
Путешествие вглубь веков (6ч) | ||||||
22 | 1. | Палеонтологические находки на территории Челябинской области | 1 | |||
23 | 2. | Рисунки в пещерах, на скалах | 1 | |||
24 | 3. | Экскурсия в музей-заповедник «Ильменский» | 1 | |||
25 | 4. | Коренные жители - кочевые племена. | 1 | |||
26 | 5. | Жилища народов, проживающих на территории края | 1 | |||
27 | 6. | Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Урала. | 1 | |||
Люди нашего края (6ч) | ||||||
28 | 1. | Демидовы - первые исследователи земли Уральской. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие | 1 | |||
29 | 2. | Уральцы в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу) | 1 | |||
30 | 3. | Экскурсия в музей Боевой славы | 1 | |||
31 | 4. | Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции) | 1 | |||
32 | 5. | Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции) | 1 | |||
33 | 6. | Почетные граждане нашего края. | 1 | |||
Резервное занятие (1ч) | ||||||
34 | 1. | Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Уральской" | 1 | |||
Итого: | 18 | 16 |
Ожидаемые результаты 3 класс:
Личностные результаты обучающихся 3класса
(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
У обучающегося будут сформированы:
- осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
- целостность, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорны.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты
(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
Обучающийся 3 класса научится:
Регулятивные универсальные учебные действия
Формировать умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Формировать умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.
Формировать умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
Формировать основ смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов.
Формировать умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков;
Формировать умения проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности
Формировать умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации.
Формировать умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.
Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формировать умения формулировать вопросы партнеру по общению.
Формировать способности учитывать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра и социально-приемлемые способы поведения в общении и деятельности.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования
Набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов.
Сканировать рисунки и тексты.
Редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей.
Пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора.
Следовать основным правилам оформления текста.
Использовать полуавтоматический орфографический контроль.
Использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида.
Обучающийся получит возможность научиться:
Регулятивные универсальные учебные действия
Формировать умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.
Формировать умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие;
Познавательные универсальные учебные действия
Формировать умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии под руководствам учителя;
Формировать умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;
Формировать умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.
Формировать умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.
Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формировать умения строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов.
Формировать умения формулировать собственное мнение.
Формировать умения в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) и диалогической формы коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Чтение. Работа с текстом
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).
Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.
Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования
Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.
Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
Заполнять учебные базы данных.
Создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их.
4 год обучения
Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды Урала», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 7 часов |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 14 часов |
3. | Мифы и легенды Урала | 6 часов |
4. | Люди нашего края | 5 часов |
5 | Итоговое занятие | 2часа |
Итого | 34 часа |
Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды Урала». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Учебно-тематический план
IV год обучения
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Дата | Корректировка | Тема занятия | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
Наш город (7ч) | ||||||
1 | 1. | Этапы становления города Челябинск. - Челябинская область. | 1 | |||
2 | 2. | Путешествие в средневековый город | 1 | |||
3 | 3. | Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города | 1 | |||
4 | 4. | Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города. | 1 | |||
5 | 5. | Фонтаны в нашем городе | 1 | |||
6 | 6. | Улицы, названные в честь великих людей и великих событий | 1 | |||
7 | 7. | Памятные места нашего города. | 1 | |||
Наша область (14ч) | ||||||
8 | 1. | Границы Челябинской области. Причины ее образования | 1 | |||
9 | 2. | Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами. | 1 | |||
10 | 3. | Население Челябинской области. Народности Урала | 1 | |||
11 | 4. | Посещение музея «Краеведческий» | 1 | |||
12 | 5. | Уральская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Уральской | 1 | |||
13 | 6. | История заселения и освоения Земли Уральской. Памятники древности | 1 | |||
14 | 7. | Экскурсия в музей Экологии и Этнографии (Южно-Уральский Государственный Университет) | 1 | |||
15 | 8. | Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга | 1 | |||
16 | 9. | Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области | 1 | |||
17 | 10. | Водные ресурсы. Типы питания рек. Определение типа питания рек нашего края | 1 | |||
18 | 11. | Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга | 1 | |||
19 | 12. | Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов | 1 | |||
20 | 13. | Животный мир. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные | 1 | |||
21 | 14. | Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира Урала. | 1 | |||
Мифы и легенды Урала (6ч) | ||||||
22 | 1. | Хозяйка Медной горы: вымысел или реальность? | 1 | |||
23 | 2. | Как легенды о Хозяйке Медной горы сказались на развитии культуры в нашем регионе | 1 | |||
24 | 3. | Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь Хозяйку Медной горы?») | 1 | |||
25 | 4. | Легенды нашего края: НЛО в Аширово, река Белая, Тайга – соприкосновение двух миров. | 1 | |||
26 | 5. | «Уральские писаницы» - древние наскальные рисунки. | 1 | |||
27 | 6. | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | |||
Люди нашего края (5ч) | ||||||
28 | 1. | Знакомство с поэтами и писателями Урала и их произведениями. Произведения для детей: Ася Горская, Лев Рахлис, Николай Шилов и др. Издания Союза писателей Урала (выступление обучающихся на уроке) | 1 | |||
29 | 2. | Заслуженные и известные артисты Челябинской области | 1 | |||
30 | 3. | Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника. | 1 | |||
31 | 4. | Экскурсия в музей искусств | 1 | |||
32 | 5. | Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции) | 1 | |||
Резервные занятия (2ч) | ||||||
33 | 1. | Научно – практическая конференция «Урал – мой край родной» | 1 | |||
34 | 2. | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором» | 1 | |||
Итого: | 15 | 19 |
Ожидаемые результаты 4 класс:
Личностные результаты обучающихся 4 класса
(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
У выпускника будут сформированы:
- осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
- целостность, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Метапредметные результаты обучающихся 4 класса
(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
В 4 классе выпускник научится:
Регулятивные универсальные учебные действия
Формировать умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.
Познавательные универсальные учебные действия
Формировать умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;
Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формировать умения строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов.
Чтение. Работа с текстом
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
Определять тему и главную мысль текста.
Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.
Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.
Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
Формировать начальный уровень культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.
Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Сопоставлять различные точки зрения.
Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования
Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.
Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
Создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста.
Создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.
Составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).
Определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий.
Выпускник получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Формировать умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формировать умения формулировать собственное мнение.
Формировать умения в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) и диалогической формы коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Чтение. Работа с текстом
Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.
Работать с несколькими источниками информации.
Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования
Заполнять учебные базы данных.
Создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера.
Строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения.
Перечень ключевых слов
Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения
Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.
Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.
Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);
Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.
История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих прошлое .
Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.
Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры.
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.
Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.
Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.
Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.
Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Процесс – последовательная смена состояний в развитии.
Разрез - открытая горная разработка.
Район - административно-территориальная единица большого города.
Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.
Улус – у некоторых народов Сибири: селение.
Факт - имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.
Шахта - горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого место добычи его.
Юрта – у некоторых кочевых народов Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами.
Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.
Литература
- Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
- “Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39, 2002
- Воспитание толерантности ко всем "иным", "другим" по культуре, расе, языку, религии (на основании распространения опыта) http://school1439.narod.ru/Doklad08/3.htm
- Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
- Материалы сайта http://www.tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
- Материалы сайта фестиваля педагогический идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/ София Привалихина "Мой Томск" (Томск, изд-во Томского университета, 2000)
- Моисеев А.П. Память Челябинских улиц. -Челябинск: Южно-уральское
книжное издательство, 1988
- Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5 , с.36.
- Савельева С. А. Эмоции и чувства – мои враги и друзья. Справочник классного руководителя. №10/2008
- Скрипов А.С. Челябинск. ХХ век.
- Соловьев А.Л. Навыки жизни. М., 2000.- 341 с.
- Челябинск. История моего города: Учеб.для учащихся общеобразоват.шк., гимназий, лицеев.-Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999.-320.
- Уральские писаницы: Нейва Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П. «Банк культурной информации» 2000 г.
- Материалы по изобразительной деятельности Древнего населения Урала.
«Институт истории и археологии» 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Программа внеурочной деятельности "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов ( 2 часа в неделю)...
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа кружка "Юный краевед" рассчитана на внеурочную деятельность с 1 по 4 класс...
Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Юный краевед,,
кружковая работа...
Внеурочная деятельность. Программа "Юный турист краевед". Как добыть воду на туристской прогулке.
Конспект занятия по внеурочной деятельности. 1 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...