Внеурочная деятельность "Я-гражданин России"
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Программа «Я – гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности младшего школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания младших школьников.
Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир, литература, изобразительное искусство и художественный труд, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Я — гражданин России» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Задачи:
- дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
- дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России;
- способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
- дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;
- дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
- формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Место курса в учебном плане
Программа курса рассчитана на 1 год, 34 занятия: 1 занятие в неделю
Планируемые результаты изучения курса
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- волевая саморегуляция;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела и темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
Введение. Что узнаем? | 1 | 03.09. | ||
Знакомство с символами страны (герб, гимн, флаг) | 1 | 10.09. | ||
Народы России | 1 | 17.09. | ||
Одежда и быт народов России | 1 | 24.09. | ||
Русские сувениры | 1 | 01.10. | ||
Изображение матрёшки | 1 | 08.10. | ||
Изображение матрёшки | 1 | 15.10. | ||
Мой любимый город. Беседа | 1 | 22.10. | ||
Родной край в древности. Экскурсия в музей | 1 | 29.10. | ||
История родного края | 1 | 12.11. | ||
Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) | 1 | 19.11. | ||
Экскурсия в природу | 1 | 26.11. | ||
Наш город. Конкурс визиток | 1 | 03.12. | ||
О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков | 1 | 10.12. | ||
Достопримечательности нашего города | 1 | 17.12 | ||
Я и семья. На что имею право | 1 | 24.12. | ||
Я и семья. Мои обязанности | 1 | 14.01. | ||
Мы и наши права. Урок-игра | 1 | 21.01. | ||
Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры | 1 | 28.01. | ||
Что такое родословная? | 1 | 04.02. | ||
Моя родословная | 1 | 11.02. | ||
Мир дому моему | 1 | 18.02. | ||
Экскурсия в природу | 1 | 25.02. | ||
Экология нашего города. Беседа. | 1 | 04.03.. | ||
Красная книга России. | 1 | 11.03. | ||
Красная книга Смоленской области | 1 | 18.03. | ||
Известные люди нашего края | 1 | 01.04. | ||
Поэты и писатели нашего города. | 1 | 08.08. | ||
Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. | 1 | 15.04. | ||
След Великой Отечественной войны в жизни страны и родного края. | 1 | 22.04. | ||
Герои ВОВ– наши земляки. | 1 | 29.04. | ||
Открытка ветерану. | 1 | 06.05. | ||
Десант чистоты и порядка. | 1 | 13.05. | ||
Знай и люби свой край. Викторина. | 1 | 20.05. |
Используемая литература
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2006.
- Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
- Досуг в школе. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных и средних классов. – Мытищи
- Педагогическое творчество. Газета.– Мытищи
- Педсовет. Газета. – Мытищи
- Школьные игры и конкурсы. Газета. – Мытищи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Патриоты России 1-3 классы
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."
В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....
Внеурочное занятие "Символика России"
На даном занятии формируются понятия "символ", "герб", "флаг", "гимн", развиваются исследовательские навыки. Обучающиеся знакомятся с символами Волгоградской области, историей хутора, в котором живут....
Занятие по внеурочной деятельности "Символы России"
Разработка занятия по внеурочной деятельности с описанием УУД...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, т...
Внеурочное мероприятие "Герои России"
Конспект внеурочного мероприятие, которое можно провести в рамках внеурочной работы по ОРКСЭ....
Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...