Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, тематичесское планирование, результаты изучения программы, конспект одного занятия по курсу. РП составлена на 2017-18 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 42
Приморского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО Методическим объединением протокол от ________________ 201 г. № ____________ __________________ | ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ гимназии № 42 протокол от _____16.05____ 2017 г. № _____4_______ | УТВЕРЖДАЮ Директор гимназии № 42 _______________ Т.В. Хорунжая приказ от ___22.05_______ 2017 г. № ____125 д____ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Праздники России»
для 1 класса
срок реализации программы 1 год
(духовно-нравственное направление)
Разработала: воспитатель ГПД
Ерофеева Т.А.
Санкт-Петербург
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
В многообразном современном мире большое разнообразие культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно воспитать гражданина и патриота.
Осознание и принятие традиций, ценностей, различных граней культурной и духовной жизни происходит с помощью семьи, родственников, друзей, школы, окружающего мира. С малых лет нужно знакомить человека с понятиями «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество». Постепенно взрослея, ребёнок приобретёт устойчивое гражданское самосознание и патриотизм. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить поистине бесценное богатство культуры и творчества. Уходящее корнями в древность, именно они связывают прошлое и будущее.
Общая характеристика программы
Изучение духовного наследия нашего народа — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Во время занятий происходит знакомство с ярким миром, который веками создавала фантазия русского народа, закладываются основы национального характера, такие черты как уважение к своей истории, традициям, любовь к Отчеству, к малой родине, целомудрие, скромность, чувство прекрасного, стремление к гармонии.
Будущее страны зависит от того, каковы его потомки. Чтобы они росли достойными гражданами, любили отчество, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.
Испытания, выпавшие на долю России, были выдержаны с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. От знаний, вложенных в детстве, зависит наше будущее. Для такого воспитания нужен комплексный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического характера.
Основная образовательная цель — обеспечить возможности для получения качественного начального образования. Цель реализуется путем организации внеклассной деятельности с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей. Такая деятельность направлена на развитие у учащихся «умения добывать знания» путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, решению поставленных задач. Также обучающимся следует развивать навык использования мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др). Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных действий.
Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Результаты изучения программы внеурочной деятельности
Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Личностные универсальные учебные действия — ученик осознаёт важность изучаемых в курсе вопросов, стремится расширить круг своих знаний в данной области, самовыражается. Формируются понятия о традициях, ценностях, формах социальной и духовной жизни, гражданское самосознание, патриотизм, уважительное отношение к мнению других, истории и культуре народов России, нравственные ценности, адекватная реакция на окружающий мир.
Регулятивные универсальные учебные действия — ученик совершенствует навык планирования, контроля своей деятельности, а также её оценки.
Коммуникативные универсальные учебные действия - умение сформулировать собственную точку зрения, умение выслушать и услышать другие мнения, работать в группе над поставленной задачей, договариваться, приходить к общему решению, контролировать действия партнёра, оказывать помощь.
Познавательные учебные действия — способность ориентироваться в информационном пространстве и находить ответы на поставленные вопросы, умение донести до окружающих свои мысли устно или письменно, умение анализировать и выделять главное, умение классифицировать различные понятия, устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание данной программы подчиняется следующим принципам:
- личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребенка, создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- соответствие содержания и средств обучения возрасту обучающихся;
- отображение самых ярких объектов культуры для интеграции внеучебной деятельности в основной образовательный процесс.
Тематическое планирование
1 класс, 34 часа
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Какие бывают праздники? | 1 | 04.09.17 |
2. | Государственные праздники .Традиции празднования. | 1 | 11.09.17 |
3 | Русские народные праздники. Три Спаса. | 1 | 18.09.17 |
4. | Семейные праздники. Именины. | 1 | 25.09.17 |
5. | . Игры и забавы детей. Горелки. Жмурки. Прятки. | 1 | 02.10.17 |
6. | Игры и забавы детей. Традиции | 1 | 09.10.17 |
7. | Песни для детей. Колыбельные. Потешки ..Пестушки | 1 | 16.10.17 |
8. | Загадки, пословицы, поговорки – народная мудрость.Сочиняем загадку. Творческая работа | 1 | 23.10.17 |
9 | Загадки, пословицы, поговорки – народная мудрость.Викторина. Тематические загадки | 1 | 13.11.17 |
10 | .Зимние забавы. Катание с гор, коньки, лыжи.Зимний городок. Снежная баба. | 1 | 20.11. |
11 | .Канун Нового года. Традиции празднования .Современный Новогодний праздник. Украшение жилища к празднику. | 1 | 27.11 |
12 | .Рождество Христово. Ёлка – символ «райского дерева» | 1 | 04.12 |
13 | Святки. Колядование. Гадание. Ряженые. Просмотр Х/ф «Ночь перед Рождеством» | 1 | 11.12. |
14 | Старинный русский быт. Жилище: крестьянская изба и боярские хоромы. | 1 | 18.12. |
15 | Старинный русский быт. . Красный угол. элементы избы. Печка. | 1 | ,25.12. |
16 | Крещение Господне. Освещение воды. Народные приметы о погоде. | 1 | 15.01янв |
17 | .Праздники и памятные даты в истории города. К Дню снятия блокады. Путешествие в историю. | 1 | 22.01. |
18-19 | Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан. Роль вышивки. Особое значение пояса. Головные уборы женщин и девушек Одежда бояр. Летники, шубы – одежда боярынь и барышень. | 2 | 29.01 |
20. | День святого Валентина. Поделки из бумаги. | 1 | 12.02. |
21 | Государственный праздник 23 февраля - День защитника Отечества. Конкурс . | 1 | 19.02 |
22 | Новые праздники. Всемирный день неторопливости. | 1 | 26.02. |
23 | 8 Марта – Международный женский день. История празднования | 1 | 05.03 |
24 | Традиционная русская кухня Хлеб - главный продукт питания. Пословицы и поговорки о хлебе | 1 | 12.03. |
25 | Масленица – весенний праздник проводов зимы. Картины русских художников, посвящённые Масленице | 1 | 19.03 |
26 | Быт крестьянской и городской семьи. | 1 | 02.04 |
27 | История праздника « День космонавтики.» | 1 | 09.04. |
28 | 8 Марта – Международный женский день. История празднования. | 1 | 16.04. |
29 | Прощёное воскресение и Чистый понедельник. Великий пост.Традиции празднования. | 1 | 23.04. |
30 | .День Космонавтики. История праздника. Рисунки на тему «Космос». | 1 | 30.04. |
31 | Пасха – главный христианский празднк. Традиции празднования. Крашение яиц, изготовление куличей.. Крестный ход. Поделки из бумаги. | 2 | 07.05. |
32 | Христианский праздник святой Троицы. Летние христианские праздники. День Петра и Павла 12 июля. Ильин день – 2 августа. Три Спаса | 1 | 14.05. |
33 | Заключительное занятие. Обобщение материала по курсу. Викторина.. | 1 | 21.05. |
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности
"Праздники, традиции и ремесла народов России"
в 1 классе
Воспитатель: Ерофеева Т.А.
Тема: "Зимушка-зима. Новый год."
Цель: познакомится с новогодними стихотворениями; изготовить маску для новогоднего карнавала.
Задачи:
образовательная: разучивание новогодних стихов; знакомство с пословицами и поговорками о праздниках; изготовление масок для новогоднего карнавала.
развивающая: развивать ассоциативное мышление, координацию движений, умение работать с бумагой.
воспитательная: воспитывать духовную культуру, любовь к культурным праздникам, создать детям радостное настроение.
Оборудование: репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво", новогодняя музыка, портрет Петра I, заготовки масок, краски, цветные карандаши, фломастеры, бусины, пуговицы, мишура.
Ход занятия:
I. Подготовительный этап.
Дети разбиты на группы по 6 человек.
1. Приветствие
Перед началом занятия дети становятся в круг.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Тихонько проходим на свои места и присаживаемся.
2. Загадки "Времена года"
Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, слушайте внимательно.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)
- О каком времени года идет речь?
- Что происходит с природой весной?
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ... (Лето)
- Что вы больше всего любите делать летом?
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
- Какой праздник у нас празднуется с первым днем осени?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
- Какое сейчас время года?
- Что происходит зимой в природе?
II Конструирующий этап
1. Беседа
Послушайте внимательно стихотворение и скажите о чем оно?
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
Почему зиму называют царицей?
Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?
На какой тройке прилетела зима?
Что за скакуны в этой тройке?
Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.
Какой зимний месяц сейчас?
Наша русская зима, словно сказочное царство. Посмотрите на картинку и послушайте, как пишут о красоте зимнего леса русские поэты.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)
Как красиво говорят поэты о природе, о зиме.
А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.) Молодцы!
А в нашей с вами жизни, в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников.
Физминутка А теперь немного отдохнем.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать,
Надо ручками похлопать.
Руки вверх, Руки вниз.
На носочки, подтянись.
Ручки ставим на бочок.
На носочках: Скок! Скок! Скок!
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились.
Работа в группах.
Сегодня, я принесла вам чудесный конвертики, в которых лежат пазлы. Ваша задача достать пазлы и составить из них картинку.
Работа по теме занятия.
Ребята, что же у вас получилось на картинках. Праздник Новый год!
А как вы думаете о каком празднике мы будем сегодня разговаривать на занятии?
Послушаете загадку, а ответ скажите мне хором:
Вся в огнях большая елка,
Вверх летят петарды звонко.
Снег на улице идет.
Наступает... (Новый год)
Какая тема нашего занятия?
Тема: Зимушка-зима. Новый год.
Что вы знаете про праздник Новый год? (Ответы детей.)
Рассказ учителя об истории празднования Нового года.
Празднование Нового года имеет долгую и интересную историю. Наши предки, славяне, Новый год праздновали 1 марта - с наступлением тепла и началом полевых работ. Позже начало года на Руси было официально перенесено на 1 сентября. А 314 лет назад россиянам пришлось отмечать Новый год дважды: 1 сентября и 1 января. Именно указом царя Петра I Новый год стали отмечаться 1 января и вот уже 314 лет мы празднуем Новый год 1 января.
Знаете ли вы, что в Новый год принято устраивать праздничные баллы и карнавалы.
- А кто знает, что такое карнавал? (Карнава́л — праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями)
- Какая одежда нужна для карнавала? (Главной характерной чертой праздничного карнавала были и остаются маски и костюмы, меняющие образ человека до неузнаваемости.)
2. Создание карнавальных масок
Отворачиваюсь и быстро надеваю карнавальную маску.
Ребята, а я уже приготовилась к встрече Нового года, а вы хотите попасть на карнавал?
Для вас я приготовила разные карнавальные маски. (Открываю яркую коробочку и предлагаю детям выбрать любую маску и примерить).
Посмотрите друг на друга, вам нравятся ваши маски? Что-то не так? Может быть чего-то не хватает? (дети отмечают, что маски не яркие, не нарядные, не праздничные и т. д.).
– Что же делать? (надо украсить маски).
– А чем можно украсить маски, чтобы они стали праздничными, веселыми? (дети предлагают способы: раскрасить, нарисовать узоры, оформить аппликацией, украсить бусинами, пуговицами, мишурой и т. д. )
– Перед Новым годом происходят разные чудеса. А сегодня и мы с вами будем волшебниками: превратим чистые силуэты масок в праздничные и нарядные.
Дети начинают работать в группах. На столах лежат материалы, дети выбирают то, что подходит им для работы.
Звучит новогодняя музыка, дети самостоятельно оформляют, украшают маски, при необходимости я даю советы детям, испытывающим затруднения, поощряю за фантазию.
III Итоговый этап
Когда дети закончили свою работу, предлагаю одеть маски и рассказать, что использовали при работе, рассмотреть друг друга.
Ну вот, чудо свершилось! Молодцы! Теперь мы готовы идти на карнавал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»
Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»
Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...