Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)
рабочая программа (1 класс) на тему

Ерофеева Татьяна Аркадьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, тематичесское планирование, результаты изучения программы, конспект одного занятия по курсу. РП  составлена на 2017-18 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП112.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 42

Приморского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

протокол

от ________________ 201     г.

№ ____________

__________________

ПРИНЯТО

Педагогическим советом ГБОУ

гимназии № 42

протокол

от _____16.05____ 2017    г.

№ _____4_______

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии № 42

_______________ Т.В. Хорунжая

приказ

от ___22.05_______ 2017    г.

№ ____125 д____

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Праздники России»

 для 1 класса

срок реализации программы 1 год

(духовно-нравственное направление)

Разработала: воспитатель ГПД

                                                                                                Ерофеева Т.А.

Санкт-Петербург

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

        Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

        В многообразном современном мире большое разнообразие культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно воспитать гражданина и патриота.

        Осознание и принятие традиций, ценностей, различных граней культурной и духовной жизни происходит с помощью семьи, родственников, друзей, школы, окружающего мира. С малых лет нужно знакомить человека с понятиями «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество». Постепенно взрослея, ребёнок приобретёт устойчивое гражданское самосознание и патриотизм. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

        Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить поистине бесценное богатство культуры и творчества. Уходящее корнями в древность, именно они связывают прошлое и будущее.

Общая характеристика программы

        Изучение духовного наследия нашего народа — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Во время занятий происходит знакомство с ярким миром, который веками создавала фантазия русского народа, закладываются основы национального характера, такие черты как уважение к своей истории, традициям, любовь к Отчеству, к малой родине, целомудрие, скромность, чувство прекрасного, стремление к гармонии.

        Будущее страны зависит от того, каковы его потомки. Чтобы они росли достойными гражданами, любили отчество, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.

        Испытания, выпавшие на долю России, были выдержаны с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. От знаний, вложенных в детстве, зависит наше будущее. Для такого воспитания нужен комплексный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического характера.

        Основная образовательная цель — обеспечить возможности для получения качественного начального образования. Цель реализуется путем организации внеклассной деятельности с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей. Такая деятельность направлена на развитие у учащихся «умения добывать знания» путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, решению поставленных задач. Также обучающимся следует развивать навык использования мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др). Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных действий.

        Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Результаты изучения программы внеурочной деятельности

        Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

        Личностные универсальные учебные действия — ученик осознаёт важность изучаемых в курсе вопросов, стремится расширить круг своих знаний в данной области, самовыражается. Формируются понятия о традициях, ценностях, формах социальной и духовной жизни, гражданское самосознание, патриотизм, уважительное отношение к мнению других, истории и культуре народов России, нравственные ценности, адекватная реакция на окружающий мир.

        Регулятивные универсальные учебные действия — ученик совершенствует навык планирования, контроля своей деятельности, а также её оценки.

        Коммуникативные универсальные учебные действия -  умение сформулировать собственную точку зрения, умение выслушать и услышать другие мнения, работать в группе над поставленной задачей, договариваться, приходить к общему решению, контролировать действия партнёра, оказывать помощь.

        Познавательные учебные действия — способность ориентироваться в информационном пространстве и находить ответы на поставленные вопросы, умение донести до окружающих свои мысли устно или письменно, умение анализировать и выделять главное, умение классифицировать различные понятия, устанавливать причинно-следственные связи.

        Содержание данной программы подчиняется следующим принципам:

  • личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребенка, создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
  • соответствие содержания и средств обучения возрасту обучающихся;
  • отображение самых ярких объектов культуры для интеграции внеучебной деятельности в основной образовательный процесс.

Тематическое планирование

1 класс, 34 часа

№ занятия

Тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Какие  бывают праздники?

1

04.09.17

2.

Государственные праздники .Традиции празднования.

1

11.09.17

3

Русские народные праздники. Три Спаса.

1

18.09.17

       4.

Семейные праздники. Именины.

1

25.09.17

5.

. Игры и забавы детей. Горелки. Жмурки. Прятки.

1

02.10.17

6.

Игры и забавы детей. Традиции

1

09.10.17

7.

Песни для детей. Колыбельные. Потешки ..Пестушки

1

16.10.17

8.

Загадки, пословицы, поговорки – народная мудрость.Сочиняем загадку. Творческая работа

1

23.10.17

9

 Загадки, пословицы, поговорки – народная мудрость.Викторина. Тематические загадки

1

13.11.17

10

.Зимние забавы. Катание с гор, коньки, лыжи.Зимний городок. Снежная баба.

1

20.11.

11

.Канун Нового года. Традиции празднования .Современный Новогодний праздник. Украшение жилища к празднику.

1

27.11

12

.Рождество Христово. Ёлка – символ «райского дерева»

1

04.12

13

Святки. Колядование. Гадание. Ряженые. Просмотр Х/ф «Ночь перед Рождеством»

1

11.12.

14

 Старинный русский быт.   Жилище: крестьянская изба и боярские хоромы.

1

18.12.

15

Старинный русский быт. . Красный угол. элементы избы. Печка.

1

,25.12.

16

Крещение Господне. Освещение воды. Народные приметы о погоде.

1

15.01янв

17

.Праздники и памятные даты в истории города. К Дню снятия блокады. Путешествие в историю.

1

22.01.

18-19

Функциональный характер одежды в старину.  Рубашка, сарафан. Роль вышивки. Особое значение пояса. Головные уборы женщин и девушек Одежда бояр. Летники, шубы – одежда боярынь и барышень.

2

29.01

20.

День святого Валентина. Поделки из бумаги.

1

12.02.

21

Государственный праздник 23 февраля - День защитника  Отечества. Конкурс .

1

19.02

22

Новые праздники. Всемирный день неторопливости.

1

26.02.

23

8 Марта – Международный женский день. История празднования

1

05.03

24

Традиционная русская кухня Хлеб -  главный продукт питания. Пословицы и поговорки о хлебе

1

12.03.

25

Масленица – весенний праздник проводов зимы. Картины русских художников, посвящённые Масленице

1

19.03

26

Быт крестьянской и городской семьи.

1

02.04

27

История праздника « День космонавтики.»

1

09.04.

28

8 Марта – Международный женский день. История празднования.

1

16.04.

29

Прощёное воскресение и Чистый понедельник. Великий пост.Традиции празднования.

1

23.04.

30

.День Космонавтики. История праздника. Рисунки на тему «Космос».

1

30.04.

31

Пасха – главный христианский празднк. Традиции празднования. Крашение яиц, изготовление куличей.. Крестный ход. Поделки из бумаги.

2

07.05.

32

Христианский праздник святой Троицы. Летние христианские праздники. День Петра и Павла 12 июля. Ильин день – 2 августа. Три Спаса

1

14.05.

33

Заключительное занятие. Обобщение материала по курсу. Викторина..

1

21.05.

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности

"Праздники, традиции и ремесла народов России"

в 1 классе

Воспитатель: Ерофеева Т.А.

                        

Тема: "Зимушка-зима. Новый год."

Цель: познакомится с новогодними  стихотворениями;  изготовить маску  для новогоднего карнавала.

Задачи:

образовательная: разучивание новогодних стихов; знакомство с пословицами и поговорками о праздниках; изготовление масок для новогоднего карнавала.

развивающая: развивать ассоциативное мышление, координацию движений, умение работать с бумагой.

воспитательная: воспитывать духовную культуру,  любовь к культурным праздникам, создать  детям радостное настроение. 

Оборудование: репродукция картины  Юона "Русская зима. Лигачёво", новогодняя музыка, портрет Петра I, заготовки масок, краски, цветные карандаши, фломастеры, бусины, пуговицы, мишура.


Ход занятия:

I. Подготовительный этап.

Дети разбиты на группы по 6 человек.

1. Приветствие

Перед началом занятия дети становятся в круг.

Собрались все дети в круг. 
Я – твой друг, и ты – мой друг. 
Вместе за руки возьмемся 
И друг другу улыбнемся. 

Тихонько проходим на свои места и присаживаемся.

2. Загадки  "Времена года" 

Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, слушайте внимательно.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт. (Весна)

- О каком времени года идет речь?

- Что происходит с природой весной?

Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться ... (Лето)

Что вы больше всего любите делать летом?

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

- Какой праздник у нас празднуется с первым днем осени?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

- Какое сейчас время года?

- Что происходит зимой в природе?

II Конструирующий этап

1. Беседа

Послушайте внимательно стихотворение и скажите о чем оно?

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?

Почему зиму называют царицей?

Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?

На какой тройке прилетела зима?

Что за скакуны в этой тройке?

Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.

Какой зимний месяц сейчас?

Наша русская зима, словно сказочное царство. Посмотрите на картинку  и послушайте, как пишут о красоте зимнего леса русские поэты.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

Как красиво говорят поэты о природе, о зиме.

А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.) Молодцы!

А в нашей с вами жизни, в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. 

Физминутка  А теперь немного отдохнем.

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать,

Надо ручками похлопать.

Руки вверх, Руки вниз.

На носочки, подтянись.

Ручки ставим на бочок.

На носочках: Скок! Скок! Скок!

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились.

Работа в группах.

Сегодня, я принесла вам чудесный конвертики, в которых лежат   пазлы. Ваша задача достать пазлы и составить из них картинку.

Работа по теме занятия.

Ребята, что же у вас получилось на картинках. Праздник Новый год!

А как вы думаете о каком празднике мы будем сегодня разговаривать на занятии?

Послушаете загадку, а ответ скажите мне хором:

Вся в огнях большая елка,

Вверх летят петарды звонко.

Снег на улице идет.

Наступает... (Новый год)

Какая тема нашего занятия?

Тема: Зимушка-зима. Новый год.

Что вы знаете про праздник Новый год? (Ответы детей.)

Рассказ учителя об истории празднования Нового года.

Празднование Нового года имеет долгую и интересную историю. Наши предки, славяне, Новый год праздновали 1 марта - с наступлением тепла и началом полевых работ. Позже начало года на Руси было официально перенесено на 1 сентября. А 314 лет назад россиянам пришлось отмечать Новый год дважды: 1 сентября и 1 января. Именно указом царя Петра I Новый год стали отмечаться 1 января и вот уже 314 лет мы празднуем Новый год 1 января.

Знаете ли вы, что в Новый год принято устраивать праздничные баллы и карнавалы.

- А кто знает, что такое карнавал? (Карнава́л — праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями)

- Какая одежда нужна для карнавала? (Главной характерной чертой праздничного карнавала были и остаются маски и костюмы, меняющие образ человека до неузнаваемости.)

2. Создание карнавальных масок

Отворачиваюсь и быстро надеваю карнавальную маску.

Ребята, а я уже приготовилась к встрече Нового года, а вы хотите попасть на карнавал?

Для вас я приготовила разные карнавальные маски. (Открываю яркую коробочку и предлагаю детям выбрать любую маску и примерить).

Посмотрите друг на друга, вам нравятся ваши маски? Что-то не так? Может быть чего-то не хватает? (дети отмечают, что маски не яркие, не нарядные, не праздничные и т. д.).

– Что же делать? (надо украсить маски).

– А чем можно украсить маски, чтобы они стали праздничными, веселыми? (дети предлагают способы: раскрасить, нарисовать узоры, оформить аппликацией, украсить бусинами, пуговицами, мишурой и т. д. )

– Перед Новым годом происходят разные чудеса. А сегодня и мы с вами будем волшебниками: превратим чистые силуэты масок в праздничные и нарядные.

Дети начинают работать в группах. На столах лежат материалы, дети выбирают то, что подходит им для работы.

Звучит новогодняя музыка, дети самостоятельно оформляют, украшают маски, при необходимости я даю советы детям, испытывающим затруднения, поощряю за фантазию. 

III Итоговый этап

Когда дети закончили свою работу, предлагаю одеть маски и рассказать, что использовали при работе, рассмотреть друг друга.

Ну вот, чудо свершилось! Молодцы! Теперь мы готовы идти на карнавал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...