Развитие речи
материал (3 класс)

Ооржак Шенне Валерьевна

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности  ФГОС НОО по направлению развития личности «духовно-нравственное».

Программа составлена на основе программы курса «Школа развития речи», составлена автором Т.С.Соколовой победителем конкурса  лучших учителей Р.Ф.

Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

- деятельностно - ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Место учебного предмета в учебном плане: программа рассчитана для работы с учащимися 3 класса. На изучение курса «Школа развития речи» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию изучения курса « Школа развития речи» обучающиеся должны:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи; - составлять планы различных видов.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные:

учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Формы проведения:

  • Занятия по рабочей тетради Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».
  • Ролевые игры.
  • Конкурсы, викторины.
  • Защита проектов.
  • Диагностики

Ожидаемые результаты:

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные.

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные.

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Регулятивные.

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные.

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств;
  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, интерес к изучению курса;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи.

Срок реализации рабочей учебной программы: 1 год.

Календарно – тематическое  планирование

Тема

Кол-во часов

Методы и формы

Тип урока

Дата

план

Дата

факт

Примечание

1.

Слово. Значение слова.

1

Составление предложения из слов;

фронтальная,

групповая

06.09.

2.

Откуда приходят слова.

1

участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

парная

13.09

3.

Многозначные слова.

1

Отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

фронтальная,

парная

20.09

4.

Словари.

1

Работа с различными словарями.

индивдуальная

27.09.

5.

Омонимы.

1

Находить омонимы в тексте,

узнавать точное значение слова, не допуская речевых ошибок

фронтальная,

групповая

04.10.

6.

Омофоны. Омоформы.

1

Различать омофоны и омоформы

фронтальная,

парная

11.10

7.

Синонимы

1

подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

индивдуальная

18.10

8.

Антонимы

1

находить антонимы в пословицах.

индивдуальная

25.10.

9.

Фразеологизмы

1

находить в тексте фразеологизмы;

объяснять значение фразеологизмов;

уместно употреблять крылатые слова в речи.

фронтальная,

групповая

08.11

10.

Пословицы

1

Объяснять и применять пословицы в своей речи.

индивдуальная

15.11

11.

Загадки

1

Узнавать предмет по его краткому описанию; сочинять свои загадки.

парная

22.11

12.

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

Составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

фронтальная,

парная

29.11

13.

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

1

Составлять словосочетания со словами – олицетворениями, делая свою речь выразительной и красивой

фронтальная,

групповая

06.12

14.

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Называть признаки текста;

правильно озаглавливать текст.

индивдуальная

13.12

15.

Опорные слова

1

Выделять в тексте опорные слова для пересказа текста

парная

20.12

16.

«По семенам и всходы» (проверочная работа)

1

Применять приобретённые знания в самостоятельной деятельности.

фронтальная,

парная

27.12

17.

План текста

1

Делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.

фронтальная,

групповая

10.01.

18.

Виды плана

1

индивдуальная

17.01

19.

 Картинный план, цитатный план.

1

Различать картинный план, цитатный план.

парная

24.01

20.

Связь между предложениями в тексте.

1

фронтальная,

парная

31.01

21.

Цепная связь предложений в тексте.

1

Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

фронтальная,

групповая

07.02

22.

Связь между частями текста

1

Находить в тексте части и как они связаны друг с другом

индивдуальная

14.02

23.

Работа с деформированным текстом

1

Устанавливать связь событий и соединять события линией, записывать рассказ.

парная

21.02

24.

Редактирование текста

1

Подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

фронтальная,

парная

28.02.

25.

Типы текста

1

фронтальная,

групповая

07.03

26.

Текст - описание

1

Выбирать из текста словосочетания для описания, по вопросам составлять описание предмета, существа.

индивдуальная

14.03.

27.

Текст – сравнительное описание

1

Сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

парная

21.03

28.

Типы текста. Повествование

1

Составлять текст по опорным словам и по плану.

фронтальная,

групповая

04.04.

29.

Типы текста. Рассуждение

1

парная

11.04.

30.

Текст - рассуждение.

1

Различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

индивдуальная

18.04.

31.

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

1

Отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст.

фронтальная,

групповая

25.04.

32.

Редактирование текста

1

Находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте.

фронтальная,

парная

16.05.

33.

Повторяем.

1

Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

парная

23.05.

34.

В школе развития речи.

1

Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

индивдуальная

30.05.

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....