Развитие речи
материал (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО по направлению развития личности «духовно-нравственное».
Программа составлена на основе программы курса «Школа развития речи», составлена автором Т.С.Соколовой победителем конкурса лучших учителей Р.Ф.
Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно - ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Место учебного предмета в учебном плане: программа рассчитана для работы с учащимися 3 класса. На изучение курса «Школа развития речи» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию изучения курса « Школа развития речи» обучающиеся должны:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи; - составлять планы различных видов.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные:
учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Формы проведения:
- Занятия по рабочей тетради Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».
- Ролевые игры.
- Конкурсы, викторины.
- Защита проектов.
- Диагностики
Ожидаемые результаты:
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные.
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные.
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Регулятивные.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные.
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, интерес к изучению курса;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи.
Срок реализации рабочей учебной программы: 1 год.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Методы и формы | Тип урока | Дата план | Дата факт | Примечание |
1. | Слово. Значение слова. | 1 | Составление предложения из слов; | фронтальная, групповая | 06.09. | ||
2. | Откуда приходят слова. | 1 | участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. | парная | 13.09 | ||
3. | Многозначные слова. | 1 | Отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. | фронтальная, парная | 20.09 | ||
4. | Словари. | 1 | Работа с различными словарями. | индивдуальная | 27.09. | ||
5. | Омонимы. | 1 | Находить омонимы в тексте, узнавать точное значение слова, не допуская речевых ошибок | фронтальная, групповая | 04.10. | ||
6. | Омофоны. Омоформы. | 1 | Различать омофоны и омоформы | фронтальная, парная | 11.10 | ||
7. | Синонимы | 1 | подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. | индивдуальная | 18.10 | ||
8. | Антонимы | 1 | находить антонимы в пословицах. | индивдуальная | 25.10. | ||
9. | Фразеологизмы | 1 | находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; уместно употреблять крылатые слова в речи. | фронтальная, групповая | 08.11 | ||
10. | Пословицы | 1 | Объяснять и применять пословицы в своей речи. | индивдуальная | 15.11 | ||
11. | Загадки | 1 | Узнавать предмет по его краткому описанию; сочинять свои загадки. | парная | 22.11 | ||
12. | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | Составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой. | фронтальная, парная | 29.11 | ||
13. | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | Составлять словосочетания со словами – олицетворениями, делая свою речь выразительной и красивой | фронтальная, групповая | 06.12 | ||
14. | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | Называть признаки текста; правильно озаглавливать текст. | индивдуальная | 13.12 | ||
15. | Опорные слова | 1 | Выделять в тексте опорные слова для пересказа текста | парная | 20.12 | ||
16. | «По семенам и всходы» (проверочная работа) | 1 | Применять приобретённые знания в самостоятельной деятельности. | фронтальная, парная | 27.12 | ||
17. | План текста | 1 | Делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. | фронтальная, групповая | 10.01. | ||
18. | Виды плана | 1 | индивдуальная | 17.01 | |||
19. | Картинный план, цитатный план. | 1 | Различать картинный план, цитатный план. | парная | 24.01 | ||
20. | Связь между предложениями в тексте. | 1 | фронтальная, парная | 31.01 | |||
21. | Цепная связь предложений в тексте. | 1 | Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. | фронтальная, групповая | 07.02 | ||
22. | Связь между частями текста | 1 | Находить в тексте части и как они связаны друг с другом | индивдуальная | 14.02 | ||
23. | Работа с деформированным текстом | 1 | Устанавливать связь событий и соединять события линией, записывать рассказ. | парная | 21.02 | ||
24. | Редактирование текста | 1 | Подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. | фронтальная, парная | 28.02. | ||
25. | Типы текста | 1 | фронтальная, групповая | 07.03 | |||
26. | Текст - описание | 1 | Выбирать из текста словосочетания для описания, по вопросам составлять описание предмета, существа. | индивдуальная | 14.03. | ||
27. | Текст – сравнительное описание | 1 | Сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. | парная | 21.03 | ||
28. | Типы текста. Повествование | 1 | Составлять текст по опорным словам и по плану. | фронтальная, групповая | 04.04. | ||
29. | Типы текста. Рассуждение | 1 | парная | 11.04. | |||
30. | Текст - рассуждение. | 1 | Различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? | индивдуальная | 18.04. | ||
31. | Сочинение на тему: «Мой выходной день» | 1 | Отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст. | фронтальная, групповая | 25.04. | ||
32. | Редактирование текста | 1 | Находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте. | фронтальная, парная | 16.05. | ||
33. | Повторяем. | 1 | Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. | парная | 23.05. | ||
34. | В школе развития речи. | 1 | Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. | индивдуальная | 30.05. | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....