Юный краевед
рабочая программа (2 класс)
Туристско-краеведческое направление дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_yunyy_kraeved_2019.docx | 65.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1» Г. СОВЕТСКА
Рассмотрена на педагогическом совете « » августа 201_ г. Протокол № __ от «__» августа 201_ г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Гимназия №1» г. Советска ______________Е.А. Кобзева |
Туристско-краеведческое направление
дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед»
Школы дополнительного образования
«ОКНО» («Образование, культура, наука – обществу»)
для обучающихся 8– 11 лет
Срок реализации программы: 2019 - 2022 год
Разработчик:
Маркова Эльвира Григорьевна,
учитель начальных классов
г. Советск
2019 г.
Пояснительная записка.
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» имеет туристско - краеведческую направленность и предназначена для реализации на базе МАОУ «Гимназия №1» г. Советск.
Актуальность программы базируется на анализе социальной проблемы воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включена проектная деятельность с использованием компьютерных технологий.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
- Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
- Благодаря обучению по программе у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
- Школьники учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
Отличительной особенностью программы является то, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества. Но развитие личности - процесс длительный. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная воспитательная работа по формированию детской личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей. Конкретность, динамичность, эмоциональность — вот условия активного восприятия и усвоения исторического материала.
Значимость использования краеведческого материала обусловлена еще и тем, что знания младшего школьника в процессе обучения формируются не только путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений, но и путем непосредственного восприятия памятников истории и культуры родного края, с помощью экскурсии, через реальные предметы, найденные на чердаке.
Сочетание методических подходов, практических занятий, спортивно-оздоровительных методик являются педагогически целесообразными.
Цель программы - формирование у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков.
Задачи программы:
Обучающие:
- Способствовать овладению начальных туристских и краеведческих навыков.
- Обучить навыкам ориентирования на местности.
- Научить правилам поведения во время экскурсии.
Развивающие:
- Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
- Развитие интереса к родному краю, эмоциональных качеств у детей средствами экскурсионной деятельности.
Воспитательные:
- Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.
Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
Данная программа предназначена к реализации для учащихся в возрасте 8-11 лет и опирается на местный краеведческий и исторический материал.
Программа рассчитана на 3 года обучения по 102 часа в год.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Юный краевед»: чтение и анализ краеведческих материалов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 45 минут.
Планируемые результаты освоения программы:
Образовательные:
- расширение кругозора и повышение уровня краеведческих знаний учащихся;
- привитие учащимся начальных туристских знаний, умений и навыков;
Личностные:
- укрепление психического и физического здоровья учащихся;
- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к окружающему миру;
- обеспечение социальной адаптации учащихся;
- привитие навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
- формирование познавательного интереса учащихся;
- выработка навыков поисково - исследовательской работы.
Регулятивные УУД У обучающихся сформированы действия:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- планировать свои действия на отдельных этапах музееведческой работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха;
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; -
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении текста экскурсии.
Коммуникативные УУД У обучающихся сформированы действия:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, управлять поведением партнера;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, восхищение).
Обучающиеся будут знать:
- основные термины, применяемые в музейном деле;
- историю музейного дела;
- основы музееведческой деятельности.
Обучающие научатся:
- методике проведения поисково-собирательской работы;
- методике проведения научно-исследовательской работы; - методике подготовки и проведения экскурсий.
Учебно-тематический план 2 класс.
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая | Практическая | |||
часть занятия | часть занятия | |||
/форма | /форма | |||
организации | организации | |||
деятельности | деятельности | |||
1 | Туристско-краеведческая деятельность учащихся | 3 | Определение понятий туризм и краеведение. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Ее роль в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе. | |
2 | Основы безопасности и правила поведения туристов - краеведов | 7 | Правила поведения юных туристов на экскурсиях, туристских прогулках и походах. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Основы безопасности в природной среде. Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Основные законы и правила поведения юных туристов. Права и обязанности юных туристов, их соблюдение в процессе занятий, традиции туристов. Взаимопомощь в туристской группе. Общественно полезная работа туристов -краеведов. | Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения во время занятий и на природе, выработки навыков наблюдательности. Спортивная подготовка. |
3 | Общая характеристика края: история, география, природа | 27 | Знакомство с картой Калининградской области. Территория и географическое расположение края. История края, района, своего населенного пункта; памятные исторические места. Особенности природы края: климат, растительность, животный мир, полезные ископаемые. Туристские возможности края и района. | Определение границ края и района на карте, просмотр фото, видео материалов, обзорная экскурсия. Экскурсия по городу, в музей города. |
4 | Культурные и народные традиции | 18 | Родословие. Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники. Население края. | Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Составление древа рода. Народные игры наших предков и правила их проведения, игры на местности. Изучение культурных достопримечательностей Калининградской обл. и своего города. |
5 | Природа и экология | 18 | Природные сообщества. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Национальный парк «Куршская коса». Экология и охрана природы. Правила поведения на природе. Охрана природы на туристской прогулке, при организации привалов и туристских стоянок. Природоохранная деятельность туристов. | Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) в своем микрорайоне (населенном пункте). Экологические игры. Посадка зеленых насаждений. Очистка лесов, родников. Охрана памятников природы. Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц. |
6 | Сбор краеведческих материалов | 27 | Краеведческая работа - один из видов общественно-полезной деятельности. Ведение краеведческой работы в походе. Методы сбора краеведческого материала: наблюдение, фотографирование, ведение дневника и путевых записей, описание экскурсионных объектов. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Проведение наблюдений за климатом, погодой, сезонными изменениями в природе в своей местности. | Организация наблюдений во время туристских прогулок, экскурсий и походов., ведения календаря наблюдений. Метеорологические наблюдения, изучение народных примет и местных признаков погоды. Зоологические наблюдения: наблюдение за обитателями леса, поля, рек и водоемов в разные времена года. Наблюдение и исследование растительного мира своей местности, сезонных изменений в природе. Фотографирование и ведение дневника наблюдений. Посещение Калининградского областного историко-художественного музея, памятников истории и культуры своей местности, памятников природы и мест, интересных своеобразным проявлением природы. Составление описаний экскурсионных объектов. Встречи со старожилами-краеведами, с ветеранами и интересными людьми. Оформление туристко - краеведческой газеты. Подготовка, организация и выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.) по ходу экскурсии или туристской прогулки. |
7 | Подведение итогов | 3 | Викторина по пройденному материалу |
Учебно-тематический план 3 класс.
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая | Практическая | |||
часть занятия | часть занятия | |||
/форма | /форма | |||
организации | организации | |||
деятельности | деятельности | |||
1 | Туристско-краеведческая деятельность учащихся. | 1 | Вспоминаем изученное в прошлом году. Польза туристических маршрутов. | |
2 | Основные правила поведения туристов – краеведов. Техника безопасности. | 7 | Правила поведения юных туристов на экскурсиях. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе. Туристическое снаряжение. | Прогулка в парк с целью закрепления знаний о правилах поведения во время занятий и на природе, выработки навыков наблюдательности. |
3 | Общая характеристика края: история, география, природа. Сбор краеведческих материалов | 17 | Знакомство с картой Калининградской области, понятием «полезные ископаемые», расположением их на карте. Трудовые ресурсы калининградской области. Земледелие и животноводство области. Проведение наблюдений за климатом, погодой, сезонными изменениями в природе в своей местности. Наблюдение и забота о птицах. | Знакомство с близлежащими городами Неманом, Славском. Ведение дневника наблюдения за птицами. Отчет по наблюдениям за сезонными изменениями в городском парке. Экскурсия на молочную фабрику. Забота о птицах в зимний период. |
4 | Изучение и охрана памятников истории и культуры. | 8 | Памятники и памятные места города. Праздник Великой победы. Знакомство с культурно-просветительной работой в городе. | Экскурсия по памятным местам города. Торжественное возложение цветов к празднику 9 мая. Доклады учеников о ветеранах (семейный архив). |
5 | Подведение итогов | 1 | Викторина по пройденному материалу |
Учебно-тематический план 4 класс.
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая | Практическая | |||
часть занятия | часть занятия | |||
/форма | /форма | |||
организации | организации | |||
деятельности | деятельности | |||
1 | Туристско-краеведческая деятельность учащихся. | 1 | Вспоминаем изученное в прошлом году. Польза туристических маршрутов. | |
2 | История нашей области. | 7 | Древние поселения. Племена Пруссов. Завоевания Пруссов рыцарями. Семилетняя война. Сражение при Гросс-Егерсдорфе. Вступление в Кёнигсберг. Русско-французская война 1807г. Сражение при Прейсиш-Элау и Фридландом. Восточно-Прусская операция. Герои Восточно-Прусской операции. | Экскурсия в городской музей. Возложение цветов к братской могиле. |
3 | Наш край. Природа и экология. | 7 | Крупнейшие реки, озера области. Балтийское море. Меры по охране окружающей среды. Лекарственные растения нашей области. | Экскурсия на Куршскую косу, в Музей мирового океана. Уборка территории. Творческое задание «Сохраним нашу планету». Забота о птицах зимой. |
4 | Организация туристического путешествия | 12 | Работа с путеводителем. Составление маршрута путешественника. Азимут. Глазомерная съемка. Обеспечение безопасности туриста. Транспортные схемы. | Зимние игры. Ориентировка на местности. Изготовление схемы маршрута. Измерения длин подручными средствами. Работа с компасом. |
5 | Экология | 3 | Меры по охране окружающей среды. Лекарственные растения края. | Уборка природной территории. Выполнение творческого задания на тему «Сохраним нашу планету». |
5 | Подведение итогов | 1 | Викторина по пройденному материалу |
Календарный учебный график
2класс
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | Беседа | 1 | Что такое туризм и краеведение? | Класс | |
2 | Беседа | 1 | Правила безопасности при туризме. | Класс | |
3 | Экскурсия | 1 | Экскурсия в парк. Закрепляем правила безопасности. | Городской парк | |
4 | Беседа Практическое занятие | 3 | Методы сбора краеведческого материала. Учимся вести календарь наблюдений. Составлять фотоотчёты. | Класс Детский парк | |
5 | Лекция, беседа | 1 | Где расположена наша область? Карта родного края. | Класс | |
6 | Лекция, беседа | 1 | История родного края | Класс | |
7 | Лекция, беседа | 1 | История родного города | Класс | |
8 | Беседа, виртуальная прогулка | 1 | Топонимика нашего края. | Класс | |
9 | Экскурсия | 1 | Экскурсия по историческим местам города. | Город | |
10 | Экскурсия | 1 | Экскурсия в городской музей | Музей | |
11 | Экскурсия | 1 | Экскурсия в детскую библиотеку | Библиотека | |
12 | Доклад | 1 | Растительный и животный мир нашего края. | Класс | |
13 | Беседа | 1 | Население нашей области. | Класс | |
14 | Практическое занятие | 1 | Семейное древо | Класс | |
15 | Доклад | 1 | Моя семья и семейные традиции | Класс | |
16 | Беседа | 1 | Новый год в Кёнигсберге | Класс | |
17 | Практическое занятие | 2 | Накорми птиц зимой | Класс Детский парк | |
18 | Спортивное мероприятие | 1 | Зимние игры | Городской парк | |
19 | Беседа | 1 | Что такое экология? | Класс | |
20 | Беседа | 1 | Экология родного края | Класс | |
21 | Доклад | 1 | Экологические особенности нашей области. Особо охраняемые зоны. | Класс | |
22 | Беседа, видио-урок | 1 | Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел. | Класс | |
23 | Экскурсия Практическое занятие | 1 | Наш зелёный дом. Наведем порядок. | Городской парк | |
24 | Беседы | 1 | Богатство нашего края – янтарь. | Класс | |
25 | Экскурсия | 1 | Тайны янтаря. | Музей янтаря | |
26 | Исследовательская работа | 1 | Сезонные изменения. Отчёт по дневнику наблюдений | Класс | |
27 | Исследовательская работа | 1 | Наблюдение за птицами | Городской парк | |
28 | Практическое занятие | 1 | Оформление туристко - краеведческой газеты | Класс | |
29 | Доклад | 1 | «Я помню! Я горжусь!» Подготовка ко дню победы | Класс. | |
30 | Экскурсия | 1 | Экскурсия в Калининградский историк-художественный музей | Калининградский историко-художественный музей | |
31 | Викторина | 1 | Итоговая викторина «Знайка» | Класс |
3 класс
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | Беседа | 1 | Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия | Класс | |
2 | Беседа | 1 | Правила безопасности при туризме. | Класс | |
3 | Беседа Практическое занятие | 1 | Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь в походе. | Класс | |
4 | Экскурсия | 1 | Городской парк осенью | Городской парк | |
5 | Лекция, беседа | 1 | Физико-географическая характеристика Калининградской области . Географическое положение, рельеф, полезные ископаемые Калининградской области. | Класс | |
6 | Доклад | 1 | Что я знаю о городах области? | Класс | |
7 | Экскурсия | 2 | Экскурсия по близлежащим городам Неман, Славск | Неман, Славск | |
8 | Лекция | 1 | Население Калининградской области. Трудовые ресурсы, распределение трудящихся по отраслям народного хозяйства. | Класс | |
9 | Беседа | 1 | Все профессии важны, все профессии нужны. (приглашенные родители рассказывают о своих профессиях) | Класс | |
10 | Презентация | 1 | Кем я хочу стать | Класс | |
11 | Лекция | 1 | Сельское хозяйство Калининградской обл. | Класс | |
12 | Доклад | 1 | Земледелие и животноводство области | Класс | |
13 | Экскурсия | 1 | Молочная фабрика Залесский фермер | Полесский район | |
14 | Практическое занятие | 1 | Накорми птиц зимой | Класс Детский парк | |
15 | Экскурсия | 1 | Городской парк зимой | Городской парк | |
16 | Спортивное мероприятие | 1 | Зимние игры | Городской парк | |
17 | Лекция | 1 | Культурно-просветительная работа. Творческие организации города. | Класс | |
18 | Экскурсия | 1 | Художественная галерея | ДХШ | |
19 | Экскурсия | 1 | Театр «Новогодняя елка» | Тильзит Театр | |
20 | Практическое занятие | 1 | «Искусство принадлежит народу» | Класс | |
21 | Лекция | 1 | Климат Калининградской области. Климатообразующие факторы | Класс | |
22 | Беседа. Практическое занятие | 1 | Анализ календаря наблюдения за погодой. Составление прогнозов погоды | Класс | |
23 | Спортивное мероприятие. | 1 | Утренняя гимнастика, занятие спортом. Маршевая подготовка. Движение в походе, строй, темп, обязанности ведущего и замыкающего | Спортивный зал | |
24 | Лекция | 1 | Туристическое снаряжение | Класс | |
25 | Практическое занятие | 1 | Составление списка снаряжения для 1,2-дневного похода. | Класс | |
26 | Экскурсия | 1 | Городской парк весной | Городской парк | |
27 | Практическое занятие. Доклад | 1 | Сезонные явления природы. Такой разный Городской парк | Класс | |
28 | Исследовательская работа | 1 | Наблюдение за птицами | Санаторский лес | |
29 | Лекция | 1 | Памятники и памятные места города | Класс | |
30 | Экскурсия | 1 | Памятники и памятные места города | Город Советск | |
31 | Экскурсия | 1 | Возложение цветов к памятнику неизвестного солдата | Город Советск | |
32 | Доклад | 1 | «Праздник со слезами на глазах». Доклад учеников о ветеранах ВОВ из их семьи | Класс. | |
33 | Викторина | 1 | Что я узнал за год | Класс |
4 класс
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | Беседа | 1 | Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия | Класс | |
2 | Лекция | 1 | Нащ край. Древнее поселение человека на территории Калининградской области. Племена Пруссов. Битва при Грюнвальде. Последствия завоевания пруссов рыцарями. | Класс | |
3 | Лекция Практическое занятие | 3 | Семилетняя война. Сражение при Гросс-Егерсдорфе. Вступление в Кёнигсберг. Русско-французская война 1807г. Сражение при Прейсиш-Элау и Фридландом. Памятные места и памятники данного периода на территории области. | Класс | |
4 | Лекция | 1 | Восточно-Прусская операция советских войск 1944-1945гг. | Класс | |
5 | Экскурсия | 1 | Экскурсия в городской музей . | Городской музей | |
6 | Лекция, беседа | 1 | Районные центры Калининградской области, которые носят имена героев Восточно-Прусской операции. | Класс | |
7 | Лекция, беседа | 1 | Особенности родного края | Класс | |
8 | Лекция, виртуальная прогулка | 1 | Крупнейшие реки области | Класс | |
9 | Доклад | 1 | Характеристики крупнейших озер области | Класс | |
10 | Доклад-презентация | 1 | Балтийское море | Класс | |
11 | Экскурсия | 1 | Балтийское море | Куршская коса | |
12 | Лекция | 1 | Транспорт и связь нашей области | Класс | |
13 | Экскурсия | 1 | Музей мирового океана | Музей мирового океана Калининград | |
14 | Практическое занятие | 1 | Умение работать с путеводителями, справочниками и другой литературой при составлении маршрута путешествия | Класс | |
15 | Лекция. Практическое занятие. | 1 | План подготовки к путешествию. Выбор и разработка маршрута похода или путешествия. | Класс | |
16 | Практическое занятие | 2 | Накорми птиц зимой | Класс Детский парк | |
17 | Спортивное мероприятие | 1 | Зимние игры. | Городской парк | |
18 | Практическое занятие | 1 | Оформление газеты «Новый год-семейный праздник» | Класс | |
19 | Экскурсия | 1 | Театральное представление «Новогодняя елка» | Калининградский драматический театр | |
20 | Лекция | 1 | Азимут истинный и магнитный. Значение умения ориентироваться для туристов, приемы ориентирования на маршруте, движение по картам, по азимуту. Глазомерная маршрутная съемка. | Класс | |
21 | Экскурсия | 1 | Применение на практике знаний полученных на предыдущем занятии | Санаторский лес | |
22 | Практическое занятие | 1 | Изготовление схемы пройденного маршрута с использованием топографических знаков. | Класс | |
23 | Лекция Практическое занятие | 1 | Определение расстояний: шагами, по времени движения, по большому пальцу руки, с помощью спички | Класс | |
24 | Экскурсия. Практическое занятие | 1 | Работа с компасом на местности. Глазомерная съемка участка местности | Детский парк | |
25 | Беседа | 1 | Обеспечение безопасности туриста | Класс | |
26 | Лекция | 1 | Меры по охране окружающей среды Калининградской области. Лекарственные растения нашей области. | Класс | |
27 | Экскурсия Практическое занятие | 1 | Экскурсия на природу. Уборка территории | Санаторский лес | |
28 | Практическое занятие | 1 | Творческое задание на тему «Сохраним нашу планету» | Класс | |
29 | Беседа | 1 | Великая Отечественная Война | Класс. | |
30 | Экскурсия | 1 | Возложение цветов | Братская могила | |
31 | Викторина | 1 | Соревнование краеведов | Класс |
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: доклады, плакаты, поделки, отчёт, газета
Средства контроля: творческие задания, соревнования, викторина.
Организационно-педагогические условия реализации программы модуля
Техническое оснащение занятий: термометр, барометр, компас, фотоаппарат, карта России, карта Калининградской обл., карта г. Советска, компьютер, проектор, музеи и исторические объекты Калининградской области.
Список литературы:
1. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. – Калининград, 1989.
2. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы Калининград: «Янтарный сказ», 2006
3. Галицкий КН. В боях за Восточную Пруссию. Москва: «Наука», 1970
4. Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград, 1991.
5. Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград: РГУ 2003
6. Кенигсберг- Калининград. Энциклопедический справочник. –
Колганова Э.М. и Строкин В.П. Страницы памяти. Калининград: книжное издательство. 1985
7. П. П. Кучерявый. География Калининградской области. – Калининград, 1989.
8. Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской области. Калининград: «Янтарный сказ», 2008
9. Фёдоров Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990.
10. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006.
11. Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
кружок "Юный краевед"
Авторская программа дополнительного образования детей по туристско-краеведческой работе...
Авторская программа "Школа юного краеведа"
Воспитание у детей чувтсва любви и уважения к родному краю, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой Родине....
Игра "Юные краеведы", 4 класс.
На уроках кубановедения можно провести познавательную игру на знание истории, географии и народных традиций Краснодарского края....
Занятие кружка "Юный краевед". Тема" Формы хранения и изучения исторических ценностей"
Технологическая карта занятия. Содержание занятия....
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...