Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной деятельности. Методические рекомендации будут полезны учителям начальной школы, родителям, педагогам дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №15»
Юный краевед
Методические рекомендации
по внеурочной деятельности
младших школьников
Берёзовский
2012
Оглавление
Введение………………………………………………………………...………...3
Глава 1. Программы внеурочной деятельности……………………………….7
1.1. Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» для 1 класса……7
1.2. Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» для 2 класса…20
Глава 2. Учебно-практические материалы для проведения занятий во внеурочной деятельности (викторины «Знаешь ли ты свой край», «Наш край - Кузбасс», «Берёзовский вчера, сегодня, завтра», «Экологический праздник»)………………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………...64
Список литературы……………………………………………………………...65
Приложения……………………………………………………………………...66
- Исследовательская работа «Моя родословная. День моего рождения в истории моей семьи и малой Родины»
- Рабочие тетради по краеведению
- Презентации «Белки и бурундуки», «Лесные жители», «Лесные жители», «Растения тайги», «Растительный мир. Хвойные леса»,
«Тайга».
ВВЕДЕНИЕ
Мой край бесценный! – От того, что мой,
Всем будущим моим и прошлым дорог,
Где в стынь и под зелёною листвой
Стволы твоих берёз, что белый порох.
Огромен надо мною небосвод,
Но всё же, как жилка к сердцу, вьётся стежка
К родному дому, где вечно ждёт
С вечерним чаем мама у окошка.
В. Креков, кузбасский поэт
Наша с вами малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, Земля Кузбасская… Мы здесь родились, живём, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Основа программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, учёными, тружениками промышленности и сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Кузбасса в России и за её пределами. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Кузнецкой, её неповторимой природе, памятникам архитектуры.
Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. В этом главный смысл слов величайшего поэта русской земли А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
Внимательное отношение к тому, что ближе всего, - стержень интереса ко всему остальному. Оно помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Любой объект, явление природы или человек, живущий в обществе и знающий своё дело, могут и должны быть в поле зрения краеведа - и учителя, и ученика.
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Поэтому оценивать нужно не только качество приобретённых знаний, но и умение применять их в действии.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Наиболее распространёнными в школе являются следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая деятельность.
Принципиальное значение в реализации воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности имеет грамотный подбор педагогами форм и содержания деятельности, последовательная ориентация их на воспитательные результаты.
Участники – обучающиеся лицея.
Цель: развитие познавательного интереса к своей малой родине, знать свой край и свою наследственность, гордиться родословной семьи, края и отечества, воспитание чувства патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Кузнецкой.
Задачи:
- развитие умения младшего школьника самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя;
- повысить учебную мотивацию школьников;
- создать комфортную обстановку для учёбы и сохранения психологического здоровья детей;
- разработать серию уроков, способствующих развитию умения самооценки и самоконтроля (этап проговаривания самооценки).
Гипотеза: ученик будет осознавать свои возможности в учении, повысит познавательную самостоятельность, учебную мотивацию, если будет сформирована его самооценка и самоконтроль.
Критерии и показатели эффективности программы «Юный краевед»
Критерии | Показатели | Диагностический инструментарий |
Качество обученности школьников |
| Анкетирование |
Самосовершенствование личности |
| Наблюдение, Анкетирование, Наблюдение, Анкетирование |
Компетентность | Подготовить разработки занятий с последующей публикацией |
Приращение этих результатов происходит в такой последовательности:
- приобретение школьником социального знания (первый уровень результатов);
- переживание обучащимися ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов);
- приобретение им опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).
В пособии представлена программа и практические материалы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 15» Направление внеурочной деятельности «Духовно-нравственное»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Юный краевед» для обучающихся 1 классов
Обсуждено на заседании
методического объединения
протокол №____
от ______________
Утверждено педагогическим
советом
Протокол №____
от ______________
Директор___________
Составитель:
Гребенюкова Лидия
Егоровна
учитель начальных
классов
Берёзовский
2011
Составитель: Гребенюкова Лидия Егоровна
учитель начальных классов
МОУ «Лицей № 15»
Рецензент: Жебровская Марина Анатольевна
заместитель директора по ВР
МОУ «Лицей № 15»
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» представлена в духовно-нравственном направлении. Программа реализуется во внеурочной деятельности. Основными формами занятий являются беседы, экологиче ские праздники, викторины, КВНы, заседания клуба, экскурсии, походы.
Программа будет полезна учителям начальной школы, родителям, педа гогам дополнительного образования.
Содержание
- Пояснительная записка...............................................................................10
- Планируемые результаты...........................................................................11
- Тематический план......................................................................................13
- Содержание программы..............................................................................14
- Перечень ключевых слов............................................................................16
- Список литературы.....................................................................................17
- Контрольные материалы.............................................................................18
Пояснительная записка
Курс по краеведению рассчитан для обучающихся 1-х классов и предусматривает изучение материала в течение года в количестве 33 часов.
Одной из главных задач начальной школы и особенно первых лет обучения считается знакомство с окружающим миром.
Основа этой учебной программы – краеведение. Именно краеведение раз вивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами, рудоискателями, учёными, тружениками сельского хозяйства - всеми, кто создавал и создаёт славу Кузбасса в России и за её пределами. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Кузнецкой, её не повторимой природе, памятникам архитектуры.
Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков.
Именно в начальной школе ребята готовы учиться и активно задают вопросы, что свидетельствует о стремлении построить свои картины мира. Дать целостную картину мира для того, чтобы понимать, что и почему происходит в нём, предполагать, что с ним может произойти, как вести себя в нём – главная задача курса «Юный краевед».
Программа представлена в военно-патриотическом направлении. Программа реализуется во внеурочное время.
Основные формы занятий: беседы, викторины, КВНы, экологические праздники.
Основные виды деятельности:
экскурсии, исследовательские группы, кружки, заседание клуба, выставки, секции рационализаторов, создание конструкторских бюро.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
1 уровень (приобретение школьником социальных зна ний, понимание социальных знаний, понимание социаль ной реальности к повседневной жизни – оптимальная форма этической беседы)
2 уровень (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом – осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов)
3 уровень (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп в систему сменных должно стей)
Система контроля для оценки планируемых результатов строится с учётом необходимости:
- определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зо ны ближайшего развития ребёнка;
- выделения основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педаго гов, обучающихся.
Знания и умения обучающихся:
- формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
- участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями, узнают о профессиях своих родителей;
- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
Качества личности, развивающиеся у обучаемых:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построе ния российского гражданского общества на основе принципов толерантно сти.
Универсальные учебные действия:
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я», как члена семьи, представителя народа, гражда нина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с миро вой и отечественной культурой.
Тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов | Контроль | ||
всего | теория | практика | |||
I | Мой дом, мой двор | 3 | 3 | - | |
II | Город, в котором я живу | 7 | 6 | 1 | Викторина |
III | Наш край родной | 14 | 13 | 1 | КВН |
IV | Экологические проблемы Кузбасса и на шей местности | 5 | 5 | Экологи ческий праздник | |
V | Народы, традиции, быт и культура Куз басса | 4 | 3 | 1 | Заключи тельные занятия |
Итого | 33 | 30 | 3 |
Содержание программы
Вопросы изучения родного края в рамках данной программы всегда актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю в котором живёшь.
Программа имеет пять целенаправленных разделов:
I Раздел. «Мой дом, мой двор» (3 часа)
(«Я и моя семья», «Мой дом», «Улица, на которой я живу», «Наша школа».)
Направлен на знакомство со своей родословной, на развитие чувства гордости, заботы, любви к своим близким, к своему двору, друзьям.
II Раздел. «Город, в котором я живу» (7 часов)
(«Экскурсия по городу», «История возникновения нашего города», «Почётные жители нашего города», «Экскурсия в краеведческий музей», «Традиции нашего города», «Достопримечательности нашего города», Викторина: «Знаешь ли ты свой город?».)
Знакомит с историей нашего города, его достопримечательностями, традициями.
III Раздел. «Наш край родной» (14 часов)
(«Кемеровская область на карте Родины», «Климатические усло вия нашего края», «Осень пришла», «Растения и животные осенью», «Труд людей», «Идёт зима», «Животные и растения зимой», «Народные приметы», «Растения и животные весной», «Летний календарь природы», «Что даёт область стране», «Памятники природы Кузбасса».)
Ребята знакомятся с природой родного края, его поверхностью и полезными ископаемыми, реками, почвой, растительностью и животным миром.
IV Раздел. «Экологические проблемы Кузбасса и нашей местности» (5 ча сов)
(«Забота о чистой воде и воздухе», «Охрана животного мира», «Береги растения Кузбасса», «Умей отдыхать и беречь природу», «Эколо гический праздник».)
Содержит идею природоохранного воспитания.
V Раздел. «Народы, традиции, быт и культура Кузбасса» (4 часа)
(«Коренные народы области», «Народные традиции коренных жителей», «Народные промыслы».)
Знакомит с народными промыслами, традициями, культурой коренных народов области.
Программа «Юный краевед» предусматривает как теоретические, так и практические и экскурсионные занятия, которые будут проводиться 1 раз в неделю.
Программа составлена на основе опыта работы, государственной программы курса второго поколения, окружающего мира с учётом психологи ческих особенностей детей младшего школьного возраста, требований го сударственных образовательных стандартов.
Перечень ключевых слов
Водоём.
Возникновение.
Достопримечательность.
Заказник.
Заповедник.
Климат. Климатические условия.
Коренные жители.
Краеведческий музей.
Месторождения.
Народные промыслы.
Национальный парк.
Недра земли.
Памятники архитектуры.
Почётные жители.
Промышленность.
Рельеф.
Ремесло.
Родословная.
Сельское хозяйство.
Телеуты.
Товары народного потребления.
Томская писаница.
Традиция.
Шестаковские болота.
Шорцы.
Экология.
Список литературы для учителя
1. Баранник, А.П. Природа - наш дом (Текст)/ Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1984.-84с.
2. Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области (Текст)/ Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-96с.
3. Зыков, И.В. Календарь природы (Атлас)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1972г.-27с.
4. Крылов, Г.В. Зелёная аптека Кузбасса (Текст)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-127с.
5. Наши города. Портрет родного края (Текст)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1990г.-145с.
6. Матырёв, А.А. Наш родной край (Текст)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1977г.-140с.
Список литературы для обучающихся
1. Зыков, И.В. Календарь природы (Атлас)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во. 1972г.-27с.
2. Атлас для школьников. Кемеровская область (Атлас)/Красноярск: издательство «Просвещение», 2003г.-26с.
Контрольные материалы
Викторина о нашем городе
1. Самое распространённое полезное ископаемое, добываемое в на шем городе?
(Уголь)
2. Как называют предприятия, которые добывают уголь?
(Шахта, разрез)
3. Возле какой реки расположены детские оздоровительные лагеря?
(р. Барзас)
4. Какая река протекает по территории города?
(р. Шурап)
5. Где находится бассейн?
(п. Октябрьский)
6. Как он называется?
(«Дельфин»)
7. Самый суровый месяц?
(Январь)
8. Самый жаркий месяц?
(Июль)
9. Самые крупные звери нашей тайги?
(Медведь, лось)
10. Ранняя весенняя витаминная зелень?
(Колба)
11. Каких грибов больше всего можно собрать в тайге?
(Опят)
12. Цветок занесённый в Красную книгу России?
(Кандык)
13. Какое дерево «дрожит»?
(Осина)
14. Какой первый весенний цветок мы называем «подснежником»?
(Ветренница)
15. Какое дерево нашей тайги мы называем «жемчужиной»?
(Кедр)
16. Главная улица города?
(пр. Ленина)
17. На какой улице расположен наш лицей?
(пр. Ленина)
18. Какая улица в центральном микрорайоне самая маленькая?
(ул. Строителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Методические рекомендации «Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »
Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекоме...
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности младших школьников
Подробные рекомендации по организации младших школьников внеурочной деятельности...