кружок "Юный краевед"
методическая разработка по теме

Авторская программа дополнительного образования детей по туристско-краеведческой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon кружок "Юный краевед".doc93 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ   МУНИЦИПАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
 
 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «МИР ЛАБЫ»

Авторская программа

дополнительного образования детей

по туристско-краеведческой работе

«Юный краевед»

(2-4 класс)

                                                                     Мусиенко

                                                         Наталья Владимировна

                                                                                г. Лабинск

                                                                                30.08. 2009 г.

Программа кружка

 «Юный краевед»»

                                         Автор программы:

                                        Мусиенко Н.В.

                                        Учитель начальных классов

                                        СШ № 1 г. Лабинска Лабинского района

                                       

1. Пояснительная записка

Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.

        Программа  кружка  «Юный краевед» направлена   воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать  развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения  к  живущим рядом. Собирая  сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют  историю малой родины  для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной город, сделать его лучше и живописнее.

Кроме того, краеведческий материал,  как  более  близкий  и  знакомый,

усиливает конкретность  и  наглядность  восприятия  учащимися  исторического процесса  и  оказывает  воспитывающее  воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс  не только  расширяет знания учащихся  о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он  помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы

 Основу содержания программы составляет «Обязательный минимум содержания общего образования по КУБАНОВЕДЕНИЮ», а также раздел «Краеведение» программы дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма».

Цель программы:

  1. Формирование будущих граждан города, знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи.
  2. Воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей города Лабинска.

Образовательные задачи:

  1. знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
  2. ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;
  3. овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

  1. развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  2. воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  3. воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда.

Развивающие задачи:

  1. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  2. стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.

Многочисленные практические занятия позволят детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогут воспитать доброе отношение ко всему живому, развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.

Программа адаптирована на возраст детей 7 – 11 лет, органично вливается в курс «Кубановедение», «Окружающий мир», т.к. эти курсы связаны с изучением родного города, края, природы.

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

    1) теоретические  (беседы,  лекции,  доклады,  викторины,

       самостоятельная работа).

    2) практические (экскурсии, встречи,  практикумы  в  библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Сроки реализации:                     2 года

Возраст детей:                             7 – 11 лет

Набор детей:                                свободный

Состав группы:                            постоянный

Занятия:                                        групповые

Итоги реализации программы

Выставки работ учащихся, соревнования, исследовательская работа (3 – 4 класс)

К концу обучения в кружке дети должны знать:

- название своего края;

- названия городов, станиц края;

- названия рек, озер края;

- растения и животных края;

- элементы истории города

- проводить простейшие исследования, работать над совместными

проектами, обрабатывать собранные материалы;

- инсценировать различные легенды, сочинять новые легенды, сказки.

 

Продолжительность занятия

Периодичность в  неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

30-40 мин

1 раз

1 занятие

36 ч

2. Тематическое планирование

1 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов

количество

часов

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные занятия

Экскурсии

1.

Комплектование.

Вводная часть.

1

1

2.

Земля Кубанская

5

4

1

3.

Растительный мир

5

2

2

1

4.

Животный мир

5

3

1

1

5.

Родной город

10

5

2

3

6.

Люди нашего города

10

3

3

           4

Итого

36

18

9

9

2 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов

количество

часов

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные занятия

Выездные

(индивид. учебные занятия)

Организационное занятие

1

1

Путешествие по родному краю

3

2

1

Флора и фауна Кубани

4

3

1

Имена и фамилии кубанцев

2

1

1

История Кубани

4

3

1

История Лабинска

2

1

1

Достопримечательности г. Лабинска

8

4

2

2

Кубани славные сыны

2

2

Твои земляки- герои

3

1

1

1

Поэты и писатели Кубани

2

2

Поэты и писатели Лабинска

2

1

1

Работа по исследовательским проектам

3

3

Всего часов

36

21

11

4

                 

3. Содержание программы

1 год обучения

  1. Комплектование. Вводная беседа. (1 ч.)

Подготовка помещения. Инструктаж по технике безопасности.

Задачи и содержание работы краеведческого кружка. Организация занятий. Значение работы.

  1. Земля кубанская. ( 5 ч.)

Положение на карте. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы.

Практическое занятие: зарисовка.

  1. Растительный мир. (5 ч.)

Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения.

Практическое занятие: зарисовка, игра «Отгадай растение».

Экскурсия в рощу.

  1. Животный мир. (5ч.)

Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Практическое занятие: Викторина о животных.

Экскурсия в ЭБЦ.

  1. Родной город. (10 ч.)

От станицы к городу. Родная школа. Знаменитые выпускники школы. Библиотеки. Музеи. Предприятия.

 Практические занятия: Твой город прошлого (зарисовка), игра-праздник, посвященная родному городу.

Экскурсии в библиотеку, городской музей, экскурсия на МЭЗ.

  1. Люди нашего города. (10 ч.)

Профессии родителей. Знаменитые жители Лабинска. Герои – земляки.

Практические занятия: Конкурс сочинений «Моя семья», «Кем я стану», утренник «Все профессии важны».

Экскурсии в городской музей, на консервный завод, на хлебозавод.

2 год обучения

  1. Организационное занятие. (1 ч.)

Задачи и содержание работы кружка. Организация занятий.

  1. Путешествие по родному краю. (3 ч.)

Кубань на карте России. Моря. Реки. Озера. Полезные ископаемые.

Практическое занятие: зарисовка.

  1. Флора и фауна Кубани. (4 ч.)

Степи. Лесостепи. Горы.

Практическое занятие: изготовление макета одной из природных зон.

  1. Имена и фамилии кубанцев. ( 2 ч.)

Возникновение и значение имен и фамилий кубанцев.

Практическое занятие: конкурс сочинений «Что значит мое имя».

  1. История Кубани. (4 ч.)

Земля кубанская. Лента времени. Поселения кубанцев-казаков. Одежда в разные времена.

Практическое занятие: Изготовление модели одежды казака и казачки.

  1. История Лабинска. (2 ч.)

Станица Лабинская- город Лабинск. Улицы Лабинска.

Экскурсия по улице Красной.

  1. Достопримечательности г. Лабинска. (8 ч.)

Символы Лабинска. Памятники. Культурные центры. Транспорт.

Практические занятия: Игра «Знай сигналы светофора», конкурс рисунков «Твой памятник герою».

  1. Кубани славные сыны (3 ч.)

В.О.В. на Кубани. Герои Войны. Партизанское движение. Дети-герои.

  1. Твои земляки- герои (3 ч.)

Лабинск в годы В.О.В. Их именами названы улицы. Их именами названы школы.

Практическое занятие: Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.

Посещение памятников героям.

  1.  Поэты и писатели Кубани (2 ч.)

В. Бардадым. В. Неподоба, К. Обойщиков.

  1. Поэты и писатели Лабинска (2 ч.)

А. Киричек. Л. Мирошникова, А. Мезенцев.

Практическое занятие: Составление стихов о Лабинске.

  1.  Работа по исследовательским проектам (3 ч.)

Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.

 

4. Методическое обеспечение

        При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических  бесед по темам из разных разделов программы.  Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально  изучают все вопросы краеведения.

   Необходимо  также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

     Целесообразно  наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно  записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д.   Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

    При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

     Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов,  мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.

    Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

   При прохождении многих тем можно использовать  игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

         Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются  эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.

5. Литература

  1. Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению
  2. Программы для дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма»
  3. Р.Д. Болдырев, М.И. Ковальский «Наш край»
  4. Л. Гринь «Природа родного края»
  5. И.И. Степанов «Краснодарский край»
  6. И.П. Лотышев «Путешествия по родному краю»
  7. Н.В. Ходырева «Казачий семейный альбом»
  8. М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани»
  9. Г.Т. Чучмай «Лабинск»
  10. Г.И. Плотников «Животный мир Краснодарского края»
  11. С.Койдан «Лесной жемчуг»
  12.  М.Ф. Харакоз «Лекарственные растения Краснодарского края»
  13.  «Красная книга Краснодарского края» составитель Н. Нагалевский
  14.  А Костенков, К. Обойщиков, И. Савченко «Кубани славные сыны»
  15. Боржов В. Занимательное краеведение.
  16.  Стихи кубанских поэтов К.Обойщикова, В.Бардадым, В. Неподоба

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Авторская программа "Школа юного краеведа"

Воспитание у детей чувтсва любви и уважения к родному краю, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой Родине....

Игра "Юные краеведы", 4 класс.

На уроках кубановедения можно провести познавательную игру на знание истории, географии и народных традиций Краснодарского края....

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...