кружок "Юный краевед"
методическая разработка по теме
Авторская программа дополнительного образования детей по туристско-краеведческой работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок "Юный краевед".doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «МИР ЛАБЫ»
Авторская программа
дополнительного образования детей
по туристско-краеведческой работе
«Юный краевед»
(2-4 класс)
Мусиенко
Наталья Владимировна
г. Лабинск
30.08. 2009 г.
Программа кружка
«Юный краевед»»
Автор программы:
Мусиенко Н.В.
Учитель начальных классов
СШ № 1 г. Лабинска Лабинского района
1. Пояснительная записка
Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
Программа кружка «Юный краевед» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной город, сделать его лучше и живописнее.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы
Основу содержания программы составляет «Обязательный минимум содержания общего образования по КУБАНОВЕДЕНИЮ», а также раздел «Краеведение» программы дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма».
Цель программы:
- Формирование будущих граждан города, знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи.
- Воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей города Лабинска.
Образовательные задачи:
- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Многочисленные практические занятия позволят детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогут воспитать доброе отношение ко всему живому, развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.
Программа адаптирована на возраст детей 7 – 11 лет, органично вливается в курс «Кубановедение», «Окружающий мир», т.к. эти курсы связаны с изучением родного города, края, природы.
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Сроки реализации: 2 года
Возраст детей: 7 – 11 лет
Набор детей: свободный
Состав группы: постоянный
Занятия: групповые
Итоги реализации программы
Выставки работ учащихся, соревнования, исследовательская работа (3 – 4 класс)
К концу обучения в кружке дети должны знать:
- название своего края;
- названия городов, станиц края;
- названия рек, озер края;
- растения и животных края;
- элементы истории города
- проводить простейшие исследования, работать над совместными
проектами, обрабатывать собранные материалы;
- инсценировать различные легенды, сочинять новые легенды, сказки.
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
30-40 мин | 1 раз | 1 занятие | 36 ч |
2. Тематическое планирование
1 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | количество часов | ||
Теоретические учебные занятия | Практические учебные занятия | Экскурсии | |||
1. | Комплектование. Вводная часть. | 1 | 1 | ||
2. | Земля Кубанская | 5 | 4 | 1 | |
3. | Растительный мир | 5 | 2 | 2 | 1 |
4. | Животный мир | 5 | 3 | 1 | 1 |
5. | Родной город | 10 | 5 | 2 | 3 |
6. | Люди нашего города | 10 | 3 | 3 | 4 |
Итого | 36 | 18 | 9 | 9 |
2 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | количество часов | ||
Теоретические учебные занятия | Практические учебные занятия | Выездные (индивид. учебные занятия) | |||
Организационное занятие | 1 | 1 | |||
Путешествие по родному краю | 3 | 2 | 1 | ||
Флора и фауна Кубани | 4 | 3 | 1 | ||
Имена и фамилии кубанцев | 2 | 1 | 1 | ||
История Кубани | 4 | 3 | 1 | ||
История Лабинска | 2 | 1 | 1 | ||
Достопримечательности г. Лабинска | 8 | 4 | 2 | 2 | |
Кубани славные сыны | 2 | 2 | |||
Твои земляки- герои | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Поэты и писатели Кубани | 2 | 2 | |||
Поэты и писатели Лабинска | 2 | 1 | 1 | ||
Работа по исследовательским проектам | 3 | 3 | |||
Всего часов | 36 | 21 | 11 | 4 |
3. Содержание программы
1 год обучения
- Комплектование. Вводная беседа. (1 ч.)
Подготовка помещения. Инструктаж по технике безопасности.
Задачи и содержание работы краеведческого кружка. Организация занятий. Значение работы.
- Земля кубанская. ( 5 ч.)
Положение на карте. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы.
Практическое занятие: зарисовка.
- Растительный мир. (5 ч.)
Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения.
Практическое занятие: зарисовка, игра «Отгадай растение».
Экскурсия в рощу.
- Животный мир. (5ч.)
Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
Практическое занятие: Викторина о животных.
Экскурсия в ЭБЦ.
- Родной город. (10 ч.)
От станицы к городу. Родная школа. Знаменитые выпускники школы. Библиотеки. Музеи. Предприятия.
Практические занятия: Твой город прошлого (зарисовка), игра-праздник, посвященная родному городу.
Экскурсии в библиотеку, городской музей, экскурсия на МЭЗ.
- Люди нашего города. (10 ч.)
Профессии родителей. Знаменитые жители Лабинска. Герои – земляки.
Практические занятия: Конкурс сочинений «Моя семья», «Кем я стану», утренник «Все профессии важны».
Экскурсии в городской музей, на консервный завод, на хлебозавод.
2 год обучения
- Организационное занятие. (1 ч.)
Задачи и содержание работы кружка. Организация занятий.
- Путешествие по родному краю. (3 ч.)
Кубань на карте России. Моря. Реки. Озера. Полезные ископаемые.
Практическое занятие: зарисовка.
- Флора и фауна Кубани. (4 ч.)
Степи. Лесостепи. Горы.
Практическое занятие: изготовление макета одной из природных зон.
- Имена и фамилии кубанцев. ( 2 ч.)
Возникновение и значение имен и фамилий кубанцев.
Практическое занятие: конкурс сочинений «Что значит мое имя».
- История Кубани. (4 ч.)
Земля кубанская. Лента времени. Поселения кубанцев-казаков. Одежда в разные времена.
Практическое занятие: Изготовление модели одежды казака и казачки.
- История Лабинска. (2 ч.)
Станица Лабинская- город Лабинск. Улицы Лабинска.
Экскурсия по улице Красной.
- Достопримечательности г. Лабинска. (8 ч.)
Символы Лабинска. Памятники. Культурные центры. Транспорт.
Практические занятия: Игра «Знай сигналы светофора», конкурс рисунков «Твой памятник герою».
- Кубани славные сыны (3 ч.)
В.О.В. на Кубани. Герои Войны. Партизанское движение. Дети-герои.
- Твои земляки- герои (3 ч.)
Лабинск в годы В.О.В. Их именами названы улицы. Их именами названы школы.
Практическое занятие: Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.
Посещение памятников героям.
- Поэты и писатели Кубани (2 ч.)
В. Бардадым. В. Неподоба, К. Обойщиков.
- Поэты и писатели Лабинска (2 ч.)
А. Киричек. Л. Мирошникова, А. Мезенцев.
Практическое занятие: Составление стихов о Лабинске.
- Работа по исследовательским проектам (3 ч.)
Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.
4. Методическое обеспечение
При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально изучают все вопросы краеведения.
Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.
Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.
При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.
Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.
Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.
При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.
Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.
5. Литература
- Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению
- Программы для дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма»
- Р.Д. Болдырев, М.И. Ковальский «Наш край»
- Л. Гринь «Природа родного края»
- И.И. Степанов «Краснодарский край»
- И.П. Лотышев «Путешествия по родному краю»
- Н.В. Ходырева «Казачий семейный альбом»
- М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани»
- Г.Т. Чучмай «Лабинск»
- Г.И. Плотников «Животный мир Краснодарского края»
- С.Койдан «Лесной жемчуг»
- М.Ф. Харакоз «Лекарственные растения Краснодарского края»
- «Красная книга Краснодарского края» составитель Н. Нагалевский
- А Костенков, К. Обойщиков, И. Савченко «Кубани славные сыны»
- Боржов В. Занимательное краеведение.
- Стихи кубанских поэтов К.Обойщикова, В.Бардадым, В. Неподоба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Авторская программа "Школа юного краеведа"
Воспитание у детей чувтсва любви и уважения к родному краю, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой Родине....
Игра "Юные краеведы", 4 класс.
На уроках кубановедения можно провести познавательную игру на знание истории, географии и народных традиций Краснодарского края....
Занятие кружка "Юный краевед". Тема" Формы хранения и изучения исторических ценностей"
Технологическая карта занятия. Содержание занятия....
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...