Занятие кружка "Юный краевед". Тема" Формы хранения и изучения исторических ценностей"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта занятия.
Содержание занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_kruzhka.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия кружка
Учитель начальных классов: Ушакова Валентина Семёновна, первая квалификационная категория.
Класс: 4 Д
Занятие кружка «Юные краеведы»
Тема: Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов.
Тип занятия: учебная экскурсия.
Общедидактическая цель:
Создать условия для осознания и осмысления новой информации средствами активных форм и методов.
Триединая дидактическая цель занятия:
образовательная:
познакомить детей с формами хранения и изучения исторических ценностей и документов, с людьми, которые занимаются хранением и изучением исторических ценностей и документов в нашем городе; обогатить словарный запас учащихся.
развивающая:
продолжить развивать коммуникативные, информационные умения и навыки, а также развивать логическое мышлении и речь.
воспитательная:
воспитывать у детей чувство уважения к труду хранителей исторических ценностей и документов; гордости за страну, которая сохраняет исторические ценности и документы.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный;
-частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
-фронтальная;
-групповая;
-индивидуальная.
Средства обучения:
-карточки для групповой работы;
-рассказ гостя – работника библиотеки о хранении газет и книг прошлых лет;
-газеты за 1938 год;
-книги середины XX века;
-фото из краеведческого музея г.Кирово-Чепецка(знакомство с частью экспозиции музея);
-мультимедийная презентация «Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов»;
http://www.rusarchives.ru
http://www.ako.kirov.ru/culture/archives/gako.php
http://www.gmvc.ru/opyit-muzejnoj-rabotyi;
Структура и содержание занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент | Приветствует детей. Формулирует задачу занятия. | Приветствуют учителя. Знакомятся с задачей занятия. |
II. Подготовка к проведению экскурсии. | Создаёт условия для формулирования темы и целей занятия. | Формулируют цели к теме занятия. Выдаёт маршрутный лист экскурсии с заданиями. |
III. Проведение учебной экскурсии. Самостоятельная работа №1. Самостоятельная работа №2. Самостоятельная работа №3. Самостоятельная работа №4. Самостоятельная работа №5. | Проводит проверку понимания понятий. Знакомит с формами хранения документов всей страны, Кировской области. Представляет гостя- Осипову В.А., работника центральной городской библиотеки им. Лихачёва . (Она рассказывает о способах хранения и изучения документов в библиотеке). Учитель вместе с гостем предлагает выполнить задание в группах. Учитель знакомит с формами хранения ценностей в краеведческом музее г.Кирово-Чепецка (знакомство с частью экспозиции музея); Учитель даёт задание от Е.Н. Загайновой- главного хранителя фондов Кирово-Чепецкого городского музейно-выставочного центра. | Объясняют понятия: информация, ценности, документы… Знакомятся с формами хранения документов всей страны, Кировской области. Начинают заполнять лист с заданиями. Знакомятся с гостем. Слушают рассказ. Продолжают заполнять лист с заданиями. Рассматривают газеты начала XX века. Знакомятся с содержанием. Кратко рассказывают. Знакомятся с информацией. Продолжают заполнять лист с заданиями. Обсуждают, высказывают свою точку зрения. |
IV. Подведение итогов учебной экскурсии. | Предлагает рассказать о формах хранения и изучения исторических ценностей. Побуждает детей к оценке своей деятельности. | Дают ответы по заполняемым в течение занятия маршрутным листам. Анализируют ход и результат деятельности. |
Формы хранения:
-……………………………………………………………………………………
-……………………………………………………………………………………
-……………………………………………………………………………………
-……………………………………………………………………………………
Изучение исторических ценностей и документов:
-…………………………………………………………………………………..
-…………………………………………………………………………………..
-…………………………………………………………………………………..
Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:
-…………………………………….
-…………………………………….
-…………………………………….
-…………………………………….
…………………………………………………………………………………….
Формы хранения:
-……………………………………………………………………………………
-……………………………………………………………………………………
-……………………………………………………………………………………
-……………………………………………………………………………………
Изучение исторических ценностей и документов:
-…………………………………………………………………………………..
-…………………………………………………………………………………..
-…………………………………………………………………………………..
Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:
-…………………………………….
-…………………………………….
-…………………………………….
-…………………………………….
…………………………………………………………………………………….
Формы хранения:
-……………………………………………………………………………………
-……………………………………………………………………………………
-……………………………………………………………………………………
-……………………………………………………………………………………
Изучение исторических ценностей и документов:
-…………………………………………………………………………………..
-…………………………………………………………………………………..
-…………………………………………………………………………………..
Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:
-…………………………………….
-…………………………………….
-……………………………………
Тема: Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов.
Ход занятия
- Оргмомент.
-Посмотрите и вспомните, где мы с вами уже бывали?
-Что видели?
-Как эти поездки мы называем?
-Сегодня предлагаю отправиться тоже на экскурсию. Постараемся побывать в нескольких местах.
2.Подготовка к проведению экскурсии.
-Тема занятия «Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов».
- Вашим группам выдаётся маршрутный лист. Вам в ходе всего занятия нужно будет заполнять этот лист.
3.Проведение учебной экскурсии.
1)-Ребята, я вас просила посмотреть в толковом словаре значение некоторых слов: «информация», «ценности», «исторические ценности», «документ», «архив», «библиотека», « музей».
-Расскажите, как понимаете их значение.
2)-Предлагаю побывать в архиве всей нашей страны.
-Что мы можем узнать? увидеть? …
- Это архивы Кировской области.
-Какую информацию мы можем найти на сайте?...
-Зачем нам нужна эта информация?
3) К нам в гости пришёл гость-Осипова Валерия Анатольевна.
(Рассказ и показ работником центральной городской библиотеки им.Лихачёва о способах хранения и изучения документов).
4) Осипова В.А. предлагает рассмотреть газеты и книги начала XX века и выполнить задания:
-К какому времени относятся издания?
-Коротко рассказать содержание прочитанного.
5)-Где ещё хранятся исторические ценности и документы?
-В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.
- Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»
-(Варианты ответов:одежда, домашняя утварь, машины,музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.)
-На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:
художественные,
исторические,
естественнонаучные,
технические,
литературные,
мемориальные,
краеведческие.
-Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.
-Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:
любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,
уникальное создание природы,
предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,
прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).
-Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.
-В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.
-Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.
-Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она.
-Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.
-Почему вещи попадают в музей?
Причины:
Красота
- родная, русская,
- чужая, иноземная.
Память
- о важном событии,
- о великом или ужасном человеке,
- об обычаях, образе жизни
- русских,
- иноземных.
Мастерство (технический прогресс)
- русское,
- иноземное.
Древность.
Диковинка, редкость (раритет).
Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).
Часть коллекции.
Вещь, воскресшая под рукой реставратора.
-Какие музеи есть в нашем городе?
В краеведческом музее Кирово-Чепецка есть главный хранитель исторических ценностей и документов. Это Загайнова Елена Николаевна.
Она разрешила сфотографировать и показать вам.
- Елена Николаевна просила выполнить задания в группе.
4. Подведение итогов учебной экскурсии.
Допишите маршрутные листы и давайте проверим, что у вас получилось.
Изучение исторических ценностей и документов:
-библиотекари;
-работники музея.
Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:
-библиотека;
-музей;
-архив.
Рефлексия.
- Наше путешествие подходит к концу.
-Что понравилось?
-Что заинтересовало?
-К чему хотелось бы вернуться?
-Где побывать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение исторической пропедевтики
Введение школьников в мир истории осуществляется на близком ученикам материале – истории отечества, родного края. Школьники погружаются в мир истории Отечества через представления об образ...
Презентация к занятию "Действие с информацией. Хранение информации".
Планируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;метапредметные – пони...
Проектная деятельность по изучению исторического наследия Владимирской области
Выступление на районном "Круглом столе" учителей, реализующих курс ОРКСЭ...
Сохранение исторических ценностей русского народа при реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в начальных классах
Выступление на семинаре...
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Для подрастающего поколения важную роль играет изучение исторических памятников архитектуры родного края.Познакомившись с идеями Дьюи, Киллпатрика, Шацкого, Полат, я решила шире применять в повседневн...
Презентация к докладу: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Для подрастающего поколения важную роль играет изучение исторических памятников архитектуры родного края.Познакомившись с идеями Дьюи, Киллпатрика, Шацкого, Полат, я решила шире применять в повседневн...
Возможности медиапространства образовательного учреждения как инструмент формирования патриотизма школьников, сохранения культурно-нравственных и исторических ценностей
1. Актуальность проблемы патриотического воспитания, 3 аспекта в работе.2. Роль "Разговоров о важном".3. Объекты социально-культурного назначения Санкт-Петербурга.4. Колпино - город воинской...