Аналитический отчет тема: Реализация системно-деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности.
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Евгеньевна Голодок

Самоанализ учителя начальных классов за межаттестационный период по теме: Реализация системно деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analit_otchet.docx117.21 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни; готовность к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. В чем теперь заключается роль начальной школы? В соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта обновление школы должно происходить в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности с новым сознанием, с уровнем образования, отвечающим интересам и запросам общества и государства. Одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы привить умения, позволяющие самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.

В связи с эти возникает противоречие с одной стороны, в образовании на всех уровнях провозглашены приоритеты в формировании у детей «умения учиться», а  с другой стороны, реальные психолого-педагогические условия не в полной мере соответствуют принятой идеологии.

Проблема: Как выполнить нормативные требования стандартов, и не потерять интересы ученика?

Исходя из требований времени и с учетом сказанного, я  обозначила цели и задачи своей педагогической деятельности на момент межаттестационного периода.

Тема - «Реализация системно-деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности.

Цель аналитического отчета - проведение самоанализа и оценки результатов собственной педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности – обеспечение формирования способности учащихся к новому способу действия путем использования новых педагогических технологий на уроках и внеурочной деятельности  в реализации системно-деятельностного подхода  у учащихся 1-4 классов.

Задачи:

- обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности;

- овладеть приёмами обновления образовательного процесса с использованием ИКТ;

- создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.

Объект – построение образовательного процесса  в реализации системно-деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности.

Предмет – использование новых педагогических технологий на уроках «открытия» нового знания в реализации системно-деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования. Проанализировав  УМК «Перспектива» в рамках реализации системно-деятельностного подхода я выяснила, что методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход.

В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников

- обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину.

В соответствии с психологическими и возрастными особенностями младших школьников, их различными учебными возможностями в учебниках предметных линий комплекса представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной. А так же упражнения и задания, которые можно использовать во внеурочной деятельности (например: проекты-наблюдения, игры народов России)

Теоретическая часть

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).

  • учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы;
  • учиться делать фокусируется на практическом применении изученного;
  • учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество;
  • учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

Перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться);
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда);
  • научить жить (учение для бытия);
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения.

Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В основу образовательных стандартов второго поколения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.).

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности).

По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность – мотив – задача – средства (решения задачи) –действия – операции.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Актуальность темы очевидна:

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Последовательность его реализации повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально  и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний  учащимися, возможность их самостоятельного  движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного  и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное  усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области по знания.

Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.

Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.

Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.  Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности.

Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-объектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат».

Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения.

Программа УМК  «Перспектива»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

«Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

«Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)

Психолого-педагогическим и теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий УМК «Перспектива» служит системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научных школ Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.

В данном подходе наиболее полно на сегодняшний день раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

Особенность подхода, предложенного А. А. Плешаковым и М. Ю. Новицкой, состоит в гармоничном соединения естественнонаучных сведений и опыта гуманитарных наук.

Ведущей идеей становится объединение мира природы и мира культуры. С этой позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт.

Включение в содержание курса компонентов культуры (норма, ценность, идеал) создает условия для формирования личности ребенка, помогает понять и принять гуманистические ценности общества, определить свое место в мире природы и человеческого бытия.

Опыт работы

Уроки  в рамках деятельностного подхода я провожу по следующей структуре:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Проблемное объяснение нового материала.  

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно-деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

На этапе мотивирования к учебной деятельности я организую осознанное вхождение обучающихся в  пространство учебной деятельности на  уроке.

Я на данном этапе настраиваю детей на  работу, проговаривая  с ними задачу урока  («потренируемся в измерении роста и массы тела», «познакомимся со свойствами воды» и т.п.)

Также высказываю  добрые  пожелания детям, даю моральную поддержку или  предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной  работы на уроке.

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление  детей к  изучению нового материала, воспроизведению учебного  содержания, необходимого и достаточного для  восприятия нового,  указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний.  Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

На этапе проблемного объяснения нового материала  внимание детей обращаю на  отличительное  свойство задания, вызвавшего  затруднение, затем формулируется цель и тема  урока, организую подводящий  диалог, направленный на  построение и  осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью  схем.

 Предлагаю учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового.

В результате обсуждения  подвожу итог.

  На этапе первичного закрепления  мои ученики выполняют тренировочные упражнения и задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой  использую индивидуальную  форму  работы.

Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют   их  в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать.  

Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Следующий этап- включение в  систему  знаний и  повторение. Здесь мои дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным  материалом, и повторяют  содержание, которое потребуется на  следующих  уроках.

При повторении использую игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это способствует  положительному эмоциональному фону,  развитию у  детей интереса к  урокам.

 При подведении итога  урока фиксируем изученное новое  знание и его значимость. Я организую самооценку и взаимооценку учебной  деятельности.  Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Представляю технологическую карту урока в 3 классе «Информационные средства связи» Приложение 1.

А также представляю конспект открытого урока по окружающему миру «Как работает наш организм» Приложение 2.

Практические методы обучения использую для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Практические методы ценны тем, что они позволяют включать детей в активную познавательную деятельность, «открывать» знания через деятельность. Во время их применения использую следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.

Такие практические методы обучения, как лабораторный и практический, очень похожи, но практический отличается от лабораторного тем, что учащиеся применяют на практике те знания, которыми они уже владеют. На первый план выдвигается умение использовать на практике теоретические знания. Например, практическая работа по теме Охрана природы осенью. Задание: Смастерите кормушки, используя памятку, начните подкармливать птиц. Эта практическая работа плавно перешла в проект «Покормите птиц зимой!»

Практический метод способствует углублению знаний и умений, улучшает качество решения задач коррекции и контроля, стимулирует познавательную деятельность. В практическом методе выделяю следующие этапы: сначала знакомлю учащихся с теорией, затем провожу инструктаж, пробу (пример, как делать), выполнение работы, а потом контроль.

Использую в работе наблюдение как научный метод, с помощью которого учащиеся готовятся к проведению наиболее сложных научных исследований - постановке и проведению опытов.

В процессе наблюдения за объектами и процессами природы выявляем их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий.

Приемам наблюдения учу всех учащихся. Младшие школьники наблюдают за предметами и объектами и выделяют в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксируют их изменения, за работой приборов, машин и механизмов и объяснять способы их действий. Например, тема «Зима в неживой природе». Нужно понаблюдать за погодой. Каждый месяц в течение одной недели вести наблюдения за температурой, осадками и др. явлениями природы. Записывать в таблицу рабочей тетради. В конце зимы озвучить результаты и сделать вывод о том, как меняется погода зимой.

Следует различать наблюдения научные и учебные. В научных наблюдениях результат заранее не известен, а в учебных - учащиеся приходят «к открытию» уже известного. Но путь познания в том и другом случае осуществляется по одинаковому «сценарию» с учетом, разумеется, возраста наблюдателей и сложности поставленных задач.

Целью учебного наблюдения - простое накопление каких-либо фактов, всестороннее чувственное восприятие или исследование объекта наблюдения и вскрытие закономерностей.

Для достижения этих целей провожу предварительную работу по подготовке наблюдений.

 Она сводится к следующему:

1. Познакомить учащихся с объектом и целью наблюдения.

2. Разработать и записать в рабочей тетради план наблюдения.

3. Познакомить с ходом и рекомендуемыми приемами наблюдения, правилами фиксирования фактов.

4. Предъявить образы описаний и выводов.

Моделирование – практический метод, подразумевающий создание материальных или идеальных моделей. Идеальные модели – это модели, построенные в мыслях, образах. Яркими примерами такого моделирования могут послужить модели круговорот воды в природе и смена дня и ночи. Модели интересны тем, что позволяют отразить существенные стороны объекта и показать взаимосвязи между объектами. А модель смена дня и ночи детям интересен еще и тем, что они сами являются моделями Земли и Солнца. На уроках математики  из бумаги моделируем объемные геометрические фигуры (куб, конус, цилиндр). На уроках литературного чтения инсценируем  отрывки произведений, выполняем элементы реквизита для инсценировки.

Системно-деятельностный подход означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения.

 Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека.  С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование активных и интерактивных методик;

-участие в проектной деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

- работают с источниками  информации;

-решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Педагогические технологии

Организацию  учебного процесса я строю на основе  системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- ИКТ-технологию;

- игровую технологию;

- технологию организации проектной деятельности;

  Введение  стандартов  второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.

Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом современного общества, ставит передо мной новые задачи:

-овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения;

-ориентироваться в потоке информации;

-уметь находить, перерабатывать и использовать информацию, учить детей пользоваться полученной информацией.

 Для реализации поставленных задач я стремлюсь овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий и применению их в учебном процессе.

   На уроках  часто использую электронные тренажеры, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Я использую тренажеры: Таблица умножения, Техника чтения, а также электронные приложения к учебникам, в которых много упражнений и проверочных работ для закрепления навыков по каждой теме математики, окружающего мира.

Чтобы интерес к обучению не угас свои уроки делаю занимательными и творческими, и в этом мне помогают информационные технологии. Использование информационных технологий позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Использование ИКТ позволяет демонстрировать фотографии (животных, растений, памятников, городов и т.д), иллюстрации, карты, схемы, задания для проверки знаний, видеоматериалы, аудиозаписи и т.д. Компьютер использую на всех этапах урока. Формы  использования в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа. В своей работе я создаю  флипчарты, например на уроках русского языка: В тексте вставьте пропущенные буквы, подчеркните основу предложения и разберите выделенные слова по составу. На уроках окружающего мира флипчарт: составьте цепи питания из данных картинок; предметы природы поместите в лес, а предметы искусства в музей. Во 2 и 3 классах проводила занятия по внеурочной деятельности Занимательная информатика, цель данного курса- развивать логическое мышление и системное мышление, создавать предпосылки для успешного освоения знаний и умений связанных с информатикой, которые формируют  научный информационно-технологический потенциал общества.

Используемые мною информационно-коммуникативные  технологии способствуют развитию интеллекта, творческих способностей учащихся, более качественному усвоению знаний, формированию ключевых компетенций у моих учеников.

Сейчас   одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет.  Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.

 Игра - эффективнейшее средство развития интереса к учебному предмету. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.

На уроках используются игры, совершенствующие слуховое восприятие (отгадайте, о какой птице идет речь. Послушайте их голоса).

   В своей работе я  использую компьютерные   развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

  Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент.    

Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др.

  Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время. Большую помощь в этом мне оказывают родители моего класса и администрация школы. И начали мы с того, что был сделан ремонт класса, полностью была установлена современная мебель, автоматизированное рабочее место педагога с интерактивной доской, нетбуками для детей, документ-камера, заменены светильники. В классе есть  жалюзи, имеется много зелени. Очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся музыкальная пауза или  минутный «сон», электронные физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п.

 На уроках русского языка мы также не забываем о здоровье. В начале урока мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду. На уроках окружающего мира говорим о правильном питании школьника. Несколько уроков рисования были посвящены режиму дня в картинках, зимним видам спорта. Мною разработаны сценарии утренников, уроков здоровья, викторин и спортивных мероприятий. Например, была разработана общешкольная игра Вертушка: «В здоровом теле- здоровый дух» приуроченная к Олимпиаде 2014 в г Сочи. Вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов.

Хочется отметить, что реализация системно-деятельностного подхода в полной мере не будет выполнена без применения личностно-ориентированного обучения. Деятельностный подход предполагает постоянное и целесообразное обращение к личности ребенка, его отношение к тем или иным действиям и поступкам, основываясь на личном опыте, его самоопределение. В каждой своей познавательной деятельности ребенок должен видеть себя, понимать для чего он выполняет то или иное действие, формируя универсальные учебные действия.

Часто на уроках провожу групповую работу, которая весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности. Именно здесь формируются необходимые универсальные действия:

  • Познавательные: учащиеся осуществляют поиск необходимой информации, обобщают материал, ориентируются на разнообразные способы решения задач, осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливают причинно-следственные связи;
  • Коммуникативные: учащиеся учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия;
  • Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, в том числе и во внутреннем плане, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта допущенных ошибок;
  • Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Таким образом, в процессе групповой работы у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений между детьми, укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе, сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя, растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют,  учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

На уроках я использую следующие виды групповой работы:

–работа в парах;
–мозговой штурм;
–игра“Продолжи”;
–охота за сокровищами;
–снежный ком;

Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках  включена проектная деятельность.

Поэтому я  начала изучение педагогической технологии – метод проектов.

     Мною была организована работа в 2 классе над проектами  «Зачем картофелю глазки?», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Музей путешествий» и т.д. Вместе с детьми  анализируем полученный    результат. Данный анализ и является оценкой достижения.

Стимулом для дальнейшей деятельности   является  выставка работ, защита проектов на классном часе, родительском собрании с выходом на научно-практическую конференцию школы и муниципалитета.

    Собственные наблюдения показали, что  особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие.

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность тесно связана с учебным процессом: предметные олимпиады, конкурсы, КВН и т.д. Обучая, воспитывать, воспитывая обучать – в этом целостность учебно-воспитательного процесса МАОО Тугулымская СОШ№26, приоритетным направлением которой – активная деятельность самих ребят.

2012г участие в муниципальном  конкурсе Соображалки.  В 2012г заняли 2 место в конкурсе «Как живешь, Земля Тугулымская?  В 2013 г 1 место в НПК защита проекта «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда хранит меня» Вакилева Диана.  В 2013 г заняли 1 место на туристическом слете среди 3-х классов.   Два года подряд мы участники забега Кросс нации 2013 и Кросс нации 2014.

        Путешествие расширяет кругозор. Мы изучаем окружающий мир за пределами Тугулыма. Тюмень: краеведческий музей, Драматический театр, страусиная ферма. Ирбит: музей народного быта, музей мотоциклов Ирбитского мотоциклетного завода «Урал».

Наблюдения показывают, что системно-деятельностный подход в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Результатом является активное участие ребят нашего класса в разнообразной внеурочной деятельности.

Формирование УУД

   Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Работу с младшими школьниками необходимо начинать с тщательного изучения их индивидуальных особенностей, стараясь понять причины отношения к школе и учению. На 1 этапе для определения уровня психического развития учеников 1 класса тестовая педагогическая технология, позволила получить систематическую, достоверную и оперативную информацию, которая помогла: учитывать индивидуально-личностные особенности, объективно оценивать промежуточный и  конечный результаты, определять перспективы наиболее благоприятных условий для развития творческой личности. Показатели уровня психического развития следующие:

Высокий уровень – 4 человека; средний уровень – 7 человек; низкий уровень – 9 человек.

В процессе исследования готовности ребёнка к школе  также были использованы адаптированные методики ведущих психологов: Н.Г. Лускановой «Лесенка», «Оценка уровня школьной мотивации»,  «Карта наблюдений»по методике Степановой Е.Ю., позволяющие дать чёткую характеристику уровня сформированности различных групп УУД (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Количественный анализ результатов мониторинга показал преимущественно средний и низкий уровни сформированности универсальных учебных действий. Данные результаты говорят о слабой готовности  первоклассников к обучению в школе.

Мониторинг сформированности УУД первоклассников на сентябрь 2011 г.

Таким образом, с младшим школьникам необходимо проводить определенную работу, которая поможет им развить свои творческие способности  и учебную мотивацию и сформировать УУД.

Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Мониторинг уровня сформированнсти УУД я осуществляю посредством использования разных методик диагностики, а также путем проведения комплексных контрольных работ.

В этой связи все программы УМК «Перспектива» ориентированы на планируемые результаты начального общего образования и являются инструментом для их достижения.

Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс.  

Влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату.

   О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильность  высоких учебных достижений учащихся. Ее можно отследить по диаграмме качества знаний за последние три года.

Мониторинг сформированности УУД четвероклассников  на декабрь  2014г.в Приложениях  4-7

Проведенный мониторинг ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым. Такой переход от анализа результатов к анализу действий позволяет обеспечить креативно-поисковый режим деятельности: свободу творчества, профессиональный рост педагога, личные успехи, продуктивную деятельность.

Личные достижения

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Реализуя системно – деятельностный подход я пришла к следующим результатам  учебной деятельности: успеваемость по предмету окружающий мир за межаттестационный период стабильно высокая 100%, уровень качества знаний по предмету в 2012-2013 учебном году составил 55%, в 2013-2014 г составил 88%. Успеваемость по основным предметам в 2012-2013, 2013-2014 учебном году составила 100%, уровень качества знаний 75% и 87%.

Класс является активным участником школьной жизни: 2012-2013 г принимали активное участие в общешкольной игре-путешествии Поезд Памяти «Дорогами УДТК»,посвященной 70-летию народного подвига по формированию  Уральского добровольческого танкового корпуса в годы ВОВ, конкурсы. Учащиеся принимали активное участие в школьных предметных олимпиадах. В 2014г в муниципальной олимпиаде по окружающему миру Щелкунов Миша стал призером. В 2013г принимали участие в районном конкурсе «Соображалки», в муниципальном конкурсе СЮТУР «Как живешь, земля Тугулымская?» заняли 2 место. Ежегодно активное участие учащиеся принимают в школьных конкурсах: Радуга талантов, Осенний букет, в конкурсе  чтецов два года подряд становились призерами (Диана Вакилева, Миша Щелкунов). Активно участвовали в спортивных мероприятиях таких как Кросс Нации 2013, Кросс Нации 2014. В туристическом слете 2013г – 1 место среди третьих классов. В научно-практической конференции 1 место Вакилевой Д. за проект «Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня». Также принимали участие в и в областных конкурсах: «Моя семья» (сочинения Хайдуков К., Щелкунов М.), конкурс авторских стихов «Мой край родной, мой край любимый» - Шихалева Д. получила грамоту за участие. Мои учащиеся регулярно участвуют в дистанционной олимпиаде ЭМУ. Есть публикации  учащихся в газете «Знамя труда»: Юля спирихина- «Как я сходила в поход», Миша Щелкунов «Поездка в Ирбит». Ежегодно принимаем участие в благотворительных акциях 10000 добрых дел (подарки детскому саду Мишутка, концерты в дом престарелых.

Также принимаем участие и в областных и Российских конкурсах. Конкурс Свердловской области «Мой край родной, мой край любимый» Стихотворение собственного сочинения  Шихалева Диана «Мой родимый край» (Грамота за участие) Всероссийский конкурс «Моя семья»  сочинения Хайдуков Кирилл (Приложение 6), Щелкунов  Миша.

В течение межаттестационного периода принимала активное участие в работе детских научно-практических конференций в качестве эксперта. Принимала участие в РМО учителей начальных классов с докладом «Формирование УУД и их место в образовательной программе». Регулярно составляю олимпиады для младших школьников на школьный уровень. Составляла комплексную контрольную работу для РМО учителей начальных классов. В 2012г разработала Коррекционную программу для основной образовательной программы МАОО Тугулымская СОШ№26. В 2013 г участвовала в заочной НПК Москва АНОД ПО «Методист» по теме «Современные образовательные технологии обеспечивающие достижения образовательных результатов ФГОС НОО». Была организатором общероссийской олимпиады Эрудит-марафон ЭМУ. С 2013г являюсь руководителем ШМО учителей начальных классов. С 2014г секретарем РМО учителей начальных классов.

Сообщаю о себе следующие сведения: образование среднее-специальное в 1999году закончила Тюменский педагогический колледж№1. Общий трудовой стаж 29 лет, в данной должности 21 год, в данном образовательной организации 3,5 года.

Имею следующие награды:

2010г Грамота УО за многолетний добросовестный труд и значительный вклад в систему образования Приказ № 06-К от 10.03.2010

2013 Грамота школьному организатору проекта «Эрудит-марафон ЭМУ» учащихся 2012-2013 уч.г.

Прошла курсы повышения квалификации:

- 2010г ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» курсы «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» - 72 часа

- 2011г ГБОУ ДПО «ИРО» курсы «Содержание и технологии реализации ФГОС НОО» - 72 часа

- 2012г УРГПУ ИППД семинар «Современные подходы к обучению младших школьников по УМК «Перспектива» - 16 часов

- 2012г ГБОУ ДПО «ИРО» курсы «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» - 72 часа

- 2012 ГБОУ ДПО «ИРО» курсы «Подготовка организаторов единого государственного экзамена» - 72 часа

- 2014г ГАОУ ДПО «ИРО» семинар «Подготовка организаторов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена. Модуль №1 для организаторов в ППЭ, ассистентов для участников ЕГЭ,ОГЭ,ОВЗ» - 20 часов

Выводы

Итак, деятельностный   подход   на своих уроках я осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование активных и интерактивных методик;

-участие в проектной деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

- работают с источниками  информации;

-решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих.

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

   Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования.

Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс.  

Влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату.

   О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильность  высоких учебных достижений учащихся.

В перспективе я планирую:

  • продолжить работу по изучению и использованию образовательных технологий деятельностного типа;
  • продолжить работу по теме самообразования;
  • активизировать работу по обобщению и распространению педагогического опыта.

Основной из главных задач является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Китайская мудрость гласит: “Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»

Список использованных источников

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика М.: 2009 - №4. – С.18-22.
  2. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. - М.: Московская академия развития образования, 1996. - 546 с.
  3. Зинченко, А.П. Игровая педагогика / А. П. Зинченко. – Тольятти: 2000. -184 с.
  4. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим  / Е.О. Иванова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
  5. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования: сборник статей. - Красноярск, 2004. - 112с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С. Полат. - М.: 2000.
  7. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М.: 2006.
  8. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников / В.П. Сухов . -СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  9. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели / А.В. Хуторской. -М.: Школьные технологии, 1998. - № 4.
  10.  Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе / А.В. Хуторской // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. - 2010. - №6 с. 2-11.
  11.  Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

Приложение 1

Тема урока: «Средства информации и связи».

Предмет: окружающий мир, 3 класс, УМК «Перспектива».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цель: формировать учебные действия при ознакомлении с историей развития средств информации и связи.

Задачи: ​

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование личности ученика, мотивации к познанию «нового»;

- воспитание  толерантности к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявление  готовности к их обсуждению.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) (познавательные УУД);

формирование умения выстраивать речевые высказывания, умение вступать в коллективное учебное сотрудничество (коммуникативные УУД);

- умение оценивать свои действия в учебной деятельности (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- усвоение понятий «средства информации и связи»;

- формирование представления о способах передачи информации в старину и в современном мире.

 

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник: «Окружающий мир», 3 класс, часть 1. - М.: Просвещение, 2013г;

компьютер, проектор, мультимедийная презентация;

карандаши, фломастеры, листы А4, карточки для работы в паре, цветные полоски (стикеры).

 

Технологическая карта урока

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мобилизующее начало урока.

Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Цель для ученика: формирование самооценки готовности  к уроку

- Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья.

-Самоорганизация, оценивают свою готовность и  настрой на работу.

Личностные:

- самоопределение.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

Цель для учителя:

создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («я хочу»), определить тему урока и сформулировать цель.

Цель для учащихся: суметь  проанализировать ситуацию и определить тему урока и сформулировать цель.

Слайд 1​

- Представьте себе, что наша школьная семья, а это может быть, ваша группа попала в далёкий, совершенно незнакомый для вас остров. Что вы будете делать?

- Определите, как вы сообщите родителям? Можно это выразить в рисунке, а можно записать на листе, а потом расскажите о своей версии.

- Высказывают своё мнение и делают вывод, что надо держаться вместе и сообщить родителям.

- Работают в группе, находят способ,  с помощью которого смогут сообщить  родителям, рисуют рисунок. Представители каждой группы защищают свою версию, прикрепляют свой рисунок с помощь магнита на доске.

Познавательные:

- умение самостоятельно формулировать

познавательную

задачу, уметь анализировать.

Личностные:

- ценить и принимать базовые ценности: «друг», «семья».

Регулятивные:

- умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне.

 

- А как ещё можно сообщить?

 

- Пересмотрите ещё раз рисунки на доске, перечитайте записи, которые у нас получились и попробуйте всё это назвать общим свойством, что это?

- Высказывают своё мнение, дописывают.

- В коммуникативном взаимодействии выходят на тему урока и формулируют цель.

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Познавательные:

- умение анализировать, обобщать.

III. Операционно-исполнительный этап.

Цель для учителя: регулировать учебную деятельность учащихся для решения поставленных задач, направленных для достижения цели урока.

 

 

 

Цель для учащихся:

решить все поставленные коллективом  задачи, направленные для достижения цели урока.

1.Группировка средств информации и связи.

- Разделите все средства информации и связи, которые вы назвали на две группы.

- Высказывают своё мнение и приходят к выводу, средства информации и связи можно разделить на 2 группы: старинные и современные.

Познавательные:

- осуществление анализа с выделением существенных признаков.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог.

- О каких средствах вам интересно узнать?

- А где можем узнать?

- Высказывают своё мнение, о каких средствах информации и связи им интересно узнать. В ходе обсуждения приходят к выводу, что интересно узнать о старинных, т. к. о современных знают больше.

 

- В учебнике.

Предметные:

- формирование понятий «средства связи и средства информации».

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

2. Добывание новых знаний.

- Прочитайте в учебнике о старинных  средствах информации и связи и составьте справку о прочитанных средствах.

- Работа в паре. Работают над статьёй стр.40-41 и составляют справку о старинных средствах информации и связи.  (Справку составляют по таблице)

Познавательные:

- осуществление поиска нужного материала.

Коммуникативные:

- умение вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.

3. Первичное закрепление.

Презентация. Пролистывает -слайды с изображением старинных средств информации и связи.

- Назовите, какие старинные средства информации и связи изображены.

- Просматривают слайды и по изображению называют  старинные средства информации и связи.

Познавательные:

-знакомство со старинными средствами информации и связи распознавание их на фотографии, рисунке.

Коммуникативные:

- осознанно и произвольно

строить речевое высказывание.

4. Динамическая пауза.

- Даёт установку на здоровый образ жизни и  на здоровьесбережение.

- Какое старинное средство информации и связи вы можете изобразить?

- Выполняют движения, следят за правильностью выполнения движений.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.(дети изображают костёр)

Дружно сделали прыжок,

Над головкою - хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идём по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Личностные:

- соблюдают основные моральные нормы поведения.

5. Работа по карточке

- Прочитайте внимательно и выполните  задание.

- Выясняет, кто из детей умеет пользоваться всеми средствами информации и связи.

-А где мы об этом можем узнать, научиться?

- Работа в паре по карточкам.  Ученики отмечают,

какими средствами информации и связи умеют пользоваться, а какими

не умеют. Обсуждают задания в паре,

а отвечает каждый за себя, в отдельном столбике.

- Поднимают руки, отвечают. Делают вывод, что дети не умеют отправлять письма и телеграммы.

 

-  Высказывают свои версии и приходят к мнению, что  узнать, как отправлять письма и телеграммы мы сможем на почте. Дети предложили организовать  экскурсию на почту.

- Некоторые дети проявили творчество и дополнили таблицу средства информации и связи

Познавательные:

самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

- умение договариваться,

приходить к общему решению.

Регулятивные:

- умение оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (таблицей) материалом при сотрудничестве с  одноклассниками.

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

6. Знакомство со средствами массовой информации.

-Читает загадки:

а). Что за чудо, что за ящик?

Сам певец, и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

б). По волне, волне

Плывёт музыка ко мне.

в). Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

- Записывает на доске отгадки.

- Что это? Как это можно назвать?

- А где мы можем узнать об истории развития средств массовой информации?

- Отгадывают загадки, доказывают свои версии:

Телевизор.

 Радио.

 Газета.

- Предлагают свои версии и приходят к мнению, что это средства массовой информации.

- Высказывают свои версии: в журналах, энциклопедиях, в интернете.

Познавательные:

- анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог.

Регулятивные:

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

7. Выход в интернет.

- Набирает в поисковой строке: «Средства массовой информации»

- Рассказывают, как находить информацию.

- делают вывод, что можно узнать о первом телефоне, о телеграфе, газете.

Личностные:

- проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи.

Познавательные:

- выполнение действий по алгоритму.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

 

Цель для учителя: проанализировать работу на уроке, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу.

Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

1. Информация о домашнем задании.

- Стр.40-43;

- подготовить сообщение о изобретении телеграфа, телефона, появлении газеты ( задание по желанию и по выбору).

2. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель мы ставили?

- Достигли цели?

- К какому выводу пришли?

- Над чем еще надо поработать?

- Подумайте, как вы оцените свою работу на уроке?

- Для оценки нам помогут стикеры зеленого и жёлтого цвета.

- Если вы довольны своей работой на уроке и сможете рассказать родителям о том, что нового вы узнали о древних и современных средствах информации и связи - прикрепляете в круге на доске стикер зелёного цвета.

- Если вы не очень довольны своей работой и без учебника не сможете рассказать родителям  о древних и современных средствах информации и связи - прикрепляете в круге на доске стикер жёлтого цвета.

- Слушают, записывают задание в дневник.

 

- Отвечают, высказывают своё мнение, оценивают свою работу с помощью рефлексивного экрана.

- Делают вывод, что цели достигли: узнали, что относится к средствам информации и связи, познакомились с их историей развития, но над данной темой надо ещё поработать, узнать об истории развития средств массовой информации,  организовать экскурсию на почту.

- Дают оценку своей работе. (Прикрепляют цветные стикеры на доске)

- Выслушиваем детей, которые прикрепляют стикеры жёлтого цвета.

 

- Высказывают своё мнение, делают вывод, что знания, полученные на уроке, нужны в повседневной жизни.

Регулятивные:

-умение адекватно воспринимать оценку учителя или товарища;

-умение анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

 

Личностные:

-умение ориентироваться  на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

 

Познавательные:

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

 

 

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

Приложение 2

Тема "Как работает наш организм".

Цель: углубить знания учащихся об организме человека.

Задачи:

Учебная: продолжить изучение строения тела человека и сосредоточить внимание на работе систем органов человека, научиться проверять состояние работы своего организма на примере измерения пульса.

Развивающая:  создавать условия для формирования умения работать с информацией, способствовать развитию кругозора.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Формирование УУД в ходе урока:

Личностные УУД:  Понимать важность знания работы внутренних органов  для здоровья каждого человека.

Регулятивные УУД:    Осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для подготовки творческих работ.  Предъявлять на оценку свои достижения.

Познавательные УУД:  Работа с информацией – сообщения о системах органов. Используя информацию вписывать в таблицу данные. Обобщение систем органов. Из проблемных вопросов выделять причины и следствия для поиска ответа. Предоставление информации в виде сообщения с помощью ИКТ.

Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы, заданные на уточнение и понимание. Отстаивание своей точки зрения, аргументирование её. Умение приходить к общему решению в совместной работе. Умение презентовать свои достижения приемом монологической речи о системах организма.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник: «Окружающий мир», 3 класс, часть 2. - М.: Просвещение, 2013г;

рабочая тетрадь: «Окружающий мир», 3 класс, часть 2

компьютер, проектор, мультимедийная презентация;

Оборудование: Конфетка для каждого ученика, губка, часы песочные –

1 минута, жетоны (за ответы)

Ход урока.

1.Целеполагание

        - Встаньте друг к другу лицом, возьмитесь за руки, улыбнитесь, зарядитесь доброй энергией и в путь!

2. Аналитический этап

Учитель: - Уже в глубокой древности люди знали, где у человека находятся внутренние органы, потому что племена, воюя между собой, поедали своих врагов и приносили человеческие жертвы. Вероятно, с тех времен знание о значении внутренних органов сохранилось в памяти народной в легендах, мифах, пословицах. Но затем религия стала запрещать вмешательство в тело человека, даже в мертвое, и многие сведения  позабылись, а потребности медицины в лечении людей требовали знания анатомии, т.е. науки о строении тела человека. Поэтому врачи начали вскрывать трупы тайком, по ночам.

1 слайд (Рембрандт «Урок анатомии»)

Учитель:- Постепенно были накоплены знания о расположении органов внутри тела человека и их роли в жизнедеятельности организма.

- Сформулируйте тему урока. ( ответы детей)

2 слайд  Тема урока «Как работает наш организм»

- Поставьте вопросы на которые мы сегодня должны ответить.

( ответы детей: Как работают системы органов человека: -опорно-двигательная, - пищеварительная, - дыхательная, - кровеносная.

Какие функции выполняют системы органов? Как проверить  состояние своего организма?)

3 слайд  Задачи урока

- Все органы здорового человека действуют в организме согласованно, и сейчас нам расскажут о работе систем органов.

4слайд Опорно-двигательная система  (рассказывает Миша)

- Под кожей человека находятся кости и мышцы.  Кости составляют скелет человека и  состоит он  из двухсот с небольшим отдельных костей, и почти все они соединяются в одно целое с помощью суставов, связок и других соединений. Значение скелета очень велико: он является опорой тела,  определяет его размеры, форму и совместно с мышцами образуют полости, в которых располагаются внутренние органы, а так же защищает многие органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг.

Мышцы, или мускулы предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы прикрепляются к костям. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение кости. Это происходит по команде мозга.

Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему.

- Спасибо.

 Проблемный вопрос                       3 слайд   (космонавты)

Учитель:  - Почему космонавты, проведшие достаточно долгое время на космическом корабле, с большим трудом выходят из спускаемого аппарата и затем проходят период адаптации к земным условиям?  (В космическом корабле, достаточно долго находясь на орбите, космонавты живут в состоянии невесомости. За это время у них из костей вымывается кальций и слабеют мышцы, поэтому вернувшись на землю, они могут передвигаться с большим трудом, т.к. их скелет отвык выдерживать вес, и мышцы детренировались)

ВЫВОД:  - Что нового узнали о работе опорно-двигательного аппарата?

- Какие функции организма выполняет опорно-двигательный аппарат?

5 слайд      Пищеварительная система (рассказывает Полина)

- Пищеварительная система -  это  система органов, предназначенных для переработки и извлечения из пищи питательных веществ, всасывания их в кровь и выведения из организма непереваренных остатков.

(Возьмите конфетку в рот и проследите её путь в начале  пищеварительной системы)

Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережевываем ее зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где ее переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там заканчивается ее переваривание. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения,- желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.

- Спасибо.

6  слайд (питание)                        Проблемный вопрос:

Учитель: - Существует такой афоризм: «Мы состоим из того, что едим». Какой вывод о питании человека можно сделать?

(Для того, чтобы организм мог существовать, его клеткам необходимо правильное сбалансированное питание, обеспечивающее нормальную работу всех органов. Человеку в течение дня необходимо получать определенное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Если каких-то компонентов не хватает или наоборот излишек, то начинаются «поломки» : истощение или ожирение, авитаминоз или аллергия, выпадение волос и т.д. Без пищи человек может прожить не более месяца, без воды – три дня.)

ВЫВОД:  - Что нового узнали о работе пищеварительной системы?

- Какие функции организма выполняет пищеварительная система?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

(Надя) В понедельник я купался, а во вторник рисовал.

В среду долго умывался, а в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье – целый день я отдыхал.

7 слайд       Дыхательная  система (рассказывает Юля)

- Дыхательная система – это органы, обеспечивающие поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа. Всю жизнь человек дышит, т.е. вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух поступает в легкие. Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких: правое и левое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой «сделаны» лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей,  они могут сжиматься и расправляться. 

- Спасибо.

           8  слайд (альпинисты)                         Проблемный вопрос:

Учитель:  - Почему в горах на большой высоте кружится голова? Почему от этого состояния спасают кислородные аппараты?  (Кислород – достаточно тяжелый газ, поэтому на большой высоте его не хватает.  В результате у альпинистов начинаются нарушения в работе мозга: головокружение, одышка, нарушение зрения, галлюцинации. Поэтому на самые высокие вершины поднимаются в кислородных аппаратах во избежание несчастных случаев.)

ВЫВОД:  - Что нового узнали о работе дыхательной  системы?

- Какие функции организма выполняет дыхательная система?

9слайд Кровеносная   система (рассказывает Вероника)

- Кровеносная система – это система трубок и полостей, по которым совершается кровообращение. Кровь снабжает ткани организма кислородом, питательными веществами. Кровь может выполнять свои разнообразные функции, только находясь в постоянном  движении. Кровь движется по сосудам благодаря работе сердца.  Сердце - это мотор, который постоянно работает. Оно подобно насосу подает кровь ко всем органам. Обогащение крови кислородом происходит в легких, а насыщение питательными веществами – в органах пищеварения. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать. Кровеносная система человека замкнутая.

- Спасибо.

10 слайд   Кровообращение      

Учитель: - Артерии, т.е. сосуды, несущие из лёгких кислород по всему организму, закрашивают на схемах красным цветом, а вены, несущие из всех органов в лёгкие кровь, содержащие углекислый газ, закрашиваются синим цветом.

3. Тренировочные упражнения

Учитель:-  О работе сердца можно судить по пульсу. Каждый удар пульса соответствует удару сердца. Мы научимся измерять пульс в ходе практической работы. Откройте рабочую тетрадь стр.   32     упр.   1,2

11  слайд (Измерение пульса)

- Найдите у себя пульс. По моей команде начинайте считать удары пульса. Когда скажу через 1 минуту СТОП, количество ударов записываете в тетрадь в таблицу.

- Что будем делать дальше? (приседаем 5 раз )

- Повторяем подсчет пульса и записываем данные в тетрадь.

- Какой вывод можно сделать по измерению пульса? (ответы детей)

     12 слайд (ранение в сердце)      Проблемный вопрос:                                                        

Учитель:- Почему ранение в сердце чаще всего смертельно для человека? (Сердце является насосом, перекачивающим кровь по всему организму. Кровь разносит питательные вещества по артериям и клеткам организма и уносит по венам продукты распада и вредные вещества. Если в результате ранения сердце остановится, то прекращается обмен веществ и организм умрет.)

ВЫВОД:  - Что нового узнали о работе кровеносной  системы?

- Какие функции организма выполняет кровеносная система?

4. ВЫВОДЫ УРОКА:

13 слайд Задачи урока

-  Ответили ли мы на вопросы которые поставили в начале урока?

- Для чего нужно знать строение человека?

- Как связана между собой работа различных систем организма человека?

5. Оценивание учащихся (кто, сколько получил жетонов?)

14 слайд   Д\З

6. Домашнее задание:

 стр.52-55 прочитать, сделать сообщение о выделительной системе со стр. 128 или из других источников информации

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Сочинение ученика 3г класса

МКОУ Тугулымская СОШ №26

Хайдукова Кирилла

Моя семья

        Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге, радости от совместных действий. Здесь мы можем услышать о себе то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, но здесь нас никогда не разлюбят. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных. Без семьи человек не может жить. Для меня семья – это место, куда я всегда буду с нетерпением возвращаться. Мои родные и близкие всегда меня ждут и любят. Моя семья – это моя опора. Моя семья – это моя крепость.

        Я живу в самой обыкновенной российской семье. Таких семей миллионы, но моя семья самая лучшая. Почему? У меня самый замечательный папа. Он мастер по дереву. Сейчас он занимается изготовлением рейки. Эта рейка пойдёт на завод. Из неё будут делать детские качели. Мой папа трудолюбивый, поэтому всегда находит полезное занятие.  Моя мама лучше всех мам на свете! Она добрая и красивая. Мама самый верный друг на свете. Мы любим с ней разговаривать и мечтать.  Мама многое умеет. Её золотые руки способны сделать все, что угодно. Мама прекрасно и вкусно готовит. Благодаря ей в доме уют и порядок. Моя мама приятный собеседник. Ещё у меня есть две бабушки и два деда. Но живут они далеко от нас. Они ветераны труда. Ещё у нас есть кошка и собака. Моя семья дружная и любящая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

       Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Педагогический проект на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода в процессе изучения русского языка"

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Вежливые слова"....

Сообщение на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода через УМК «Перспективная начальная школа»»

     В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня...

Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".

презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....

Сообщение на м/о воспитателей на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода на самоподготовке и во внеурочной деятельности в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью»

Ведущим методом в моей работе является деятельностный подход. Дети на самоподготовке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия...

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...