Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода
на уроке окружающего мира в начальной школе»
Дагужиевой Светланы Каплановны
учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 им. Первого Президента Республики Адыгея Джаримова А.А.
Мы все помним притчу о том, как пришел мудрец к бедному и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения, на мой взгляд, и есть тот инструмент, который помогает научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь." Так гласит китайской мудрость.
порождается знание.
Слайд 1
- Я хочу представить небольшой эпизод урока – окружающий мир
Подводящий диалог. Слайд 2
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(Показ человечка)
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
Выдвижение проблемы
- А нужны они ему? (Конечно)
- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее «Наши помощники – органы чувств» Слайд 3
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока: Слайд 4
Познакомиться с ……(органами чувств) Узнать…. (для чего они нужны) |
Слайд 5
Познакомиться с органами чувств Узнать для чего они нужны |
- Что бы вы хотели изменить в этом человечке?
(Сделать так, чтобы у него были органы чувств)
- Я предлагаю сегодня работать в группах.
Выберите листочек (лепесток цветка) По цвету формируются 5 групп
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.
- Лидеры подойдите ко мне за заданиями.
(капитаны получают задания)
Глаза | Задание для 1 группы: раскрасьте лепестки цветочка желтым цветом, серединку красным цветом, листья зеленым цветом |
Уши | Задание для 2 группы: с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки. |
Рот | Задание для 3 группы: определить, что за вещество, белого цвета находиться в пакетиках |
Руки | Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в коробочке |
Нос | Задание для 5 группы: определить по запаху, что находится в стаканчиках |
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану (дан на листе с заданием):
Слайд 6
План: У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помог (помогли)… … нам нужны……. Научное название…можно посмотреть в учебнике.) |
ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 ГРУППЫ.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли ГЛАЗА. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – ОРГАН ЗРЕНИЯ
Слайд 7
Глаз – орган зрения |
- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С их помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту звездного неба.
(группы рисуются глаза человечку)
ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 ГРУППЫ.
Чтобы выполнить его нам помогли УШИ.
Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – ОРГАН СЛУХА.
Слайд 8
Ухо – орган слуха |
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? (Приклеить уши)
ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 ГРУППЫ.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог ЯЗЫК.
Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название - ОРГАН ВКУСА.
Слайд 9
Язык – орган вкуса |
- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)
- Молодцы. С задание справились верно.
- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелых фруктов.
(дети приклеивают язык человечку)
ВЫСТУПЛЕНИЕ 4 ГРУППЫ.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли РУКИ.
Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме…
Научное название - …. ОРГАН ОСЯЗАНИЯ.
Слайд 10
Рука – орган осязания |
- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)
- Верно, справились с заданием.
- Поможем нашему герою ощутить мягкость лесных мхов. (нарисуем ему руки)
ВЫСТУПЛЕНИЕ 5 ГРУППЫ.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог НОС.
Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- ОРГАН ОБОНЯНИЯ
Слайд 11
Нос – орган обоняния |
- Что вам помогло определить содержимое стаканчиков? (нос)
- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
- Помогите нашему герою почувствовать запах полевых цветов.. (нарисуйте ему нос)
Слайд 12
Органы чувств |
Обобщающая беседа.
- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями (беседа по вопросам)
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Сколько у человека органов чувств?
- На какой вопрос вы должны мне ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
(дети рассматривают получившегося человечка)
Конечно же, после проделанной работы проводится рефлексия.
- Сейчас каждый из вас должен оценить свою работу на уроке
- Кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.
Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.
Свое выступление мне хочется закончить словами :
Слайд 13
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь." Так гласит китайской мудрость.
Задание для I группы:
Игра «Соберите светофор». К макету светофора приклеить кружочки красного, желтого и зеленого цветов
Выступление:
- У нашей группы было задание …
- Чтобы выполнить его нам помогли ____________
- ________________ нам нужны, чтобы … .
- Научное название – это орган _________________
Задание для II группы:
С закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Выступление:
- У нашей группы было задание … .
- Чтобы выполнить его нам помогли ____________ .
- ________________ нам нужны, чтобы … .
- Научное название – это орган _________________ .
Задание для III группа
С закрытыми глазами определить, что за вещество, белого цвета находится в пакетиках.
Выступление:
- У нашей группы было задание … .
- Чтобы выполнить его нам помог ____________ .
- ________________ нам нужны, чтобы … .
- Научное название – это орган _________________
Задание для IV группы
С закрытыми глазами определить на ощупь, что находится в коробочке
Выступление:
- У нашей группы было задание … .
- Чтобы выполнить его нам помогли ____________ .
- ________________ нам нужны, чтобы … .
- Научное название – это орган _________________
Задание для V группы
- С закрытыми глазами, Определить по запаху, что находится в пакетиках.
Выступление:
- У нашей группы было задание … .
- Чтобы выполнить его нам помог ____________ .
- ________________ нам нужны, чтобы … .
- Научное название – это орган _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы
В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...
Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...
Сообщение на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода через УМК «Перспективная начальная школа»»
В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня...
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
Выступление на МО учителей начальной школы...
Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »
Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....
Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...