Дополнительная образовательная программа зимней смены «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
рабочая программа

Батяева Алла Сергеевна

Программа ДОЛ "Творческая мастерская" краткосрочная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tvorcheskaya_masterskaya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа зимней смены

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Направление деятельности – декоративно-прикладное

Срок реализации – 12 дней

Возраст детей – 6,5-15лет

Составитель: Батяева Алла Сергеевна

Руководитель кружка «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Пояснительная записка

 

Направленность программы является художественно-творческой, предполагает первоначальный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации краткосрочной.

Актуальность программы 

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной  мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности  в конкретных образах.  Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству, понимания прекрасного.  

Основная цель программы: 

Приобщение через декоративно прикладное и изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в единстве следующих задач: 

•        Обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий, основам технологического процесса при изготовлении  аппликаций, и плоских, комбинированных и объемных игрушек из ткани.

•        Развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к действительности;  способствовать развитию у ребенка:

        Мелкой моторики пальцев рук,

        Сенсорного восприятия  

        Глазомера;

        Логического мышления;

        Воображения;

        Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)

•        Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.

•        Приносить удовлетворение от выполненной работы.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы             6,5-15 лет. Обучающиеся этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства. Группы могут комплектоваться по возрасту или быть разновозрастными.

Принцип построения программы: 

         На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.  

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.  

Основу разработанной программы обучения воспитанников декоративно- прикладному  творчеству составляют следующие положения:                                                                   

   - способностью к творчеству обладает каждый ребенок;

   - различия в их деятельности, эффективность, темпы, закрепления, динамика их  изменений, особенно связи с другими личностными компонентами предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому процессу;

   -  творческие качества поддаются воспитанию, существует механизм, обеспечивающий преемственность развития этих способностей в различных видах деятельности;

   -сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою значимость в дальнейшем, выступая основанием их развития во всем многообразии социальных сфер деятельности.  

Формы занятий 

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.  

Методы и приёмы обучения

        Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка:

 объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;

репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

 частично – поисковый: самостоятельный  поиск выполнения решений для изготовления изделия;

исследовательский: творческая  деятельность детей по решению выполнения работы.

        Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.

Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям уделяется повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками,  поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает учащимся.

 

         Организационно-методическое обеспечение программы

         Программа «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» рассчитана на 12 дней.  

Нормативная нагрузка 42 часа:

6 часов в день работы с детьми; 1 час методического времени (подготовка раздаточного и демонстрационного материала, уборка кабинета между занятиями, оформление готовых работ, ведение журнала учета).

Режим занятий 6дней в неделю. Условие набора в группу: свободное.  Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 6,5 до 15 лет.

         Учебно-тематический план.

п/п

Тема занятия

Всего часов

Теоретических

часов

Практических

часов

1

Елочная игрушка

6

1

5

2

Новогодняя елочка.

6

1

5

3

Символ Нового года «Свинка»

6

1

5

4

Гофрировочки

6

1

5

5

Пластилинография «Зимняя сказка»

6

1

5

6

Снеговичок.

6

1

5

7

Подсвечник.

6

1

5

8.

Рождественский венок.

6

1

5

9.

Пластилинография «В зимнем лесу»

6

1

5

10.

Карнавальные маски.

6

1

5

11.

Игрушка из перчатки.

6

1

5

12.

Диско-шар.

6

1

5

Ожидаемые результаты освоения программы: 

В ходе реализации данной программы ожидается:

•         приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

•        Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

•        Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

     Материально-техническое обеспечение реализации программы

  • Пластилин  
  • Цветная бумага
  • Цветной картон
  • Бросовый материал (диски, сухие веточки, шишки и пр.)
  • Ткань
  • Клей ПВА
  • Ножницы  
  • Акриловые краски
  • Цветная гуашь
  • Мягкие кисти  

         

           

                                             Список использованной литературы

            1. Перевертова И. Как сделать оригинальный подарок. Журнал Собственник. Выпуск № 28 от

                 09.08.2007г., № 29 от 23.08.2007 г., г. Москва;

2. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. Изд. ИД «Федоров», г. Москва, 2008 г.;

3. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Изд.ИД «Федоров», г. Москва, 2008 г.;

4.         Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.

5.         Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение.

6. Астахов А.И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

7. Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: учебное пособие. М.,1985.

8. Ерденкова Н.В. Свой дом украшаю я сама. Санкт- Петеербург. Лейла Диамат, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».

Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Дополнительная образовательная программа "Чудесная мастерская" для младшего школьного возраста

Автор Конышева Н.М.Срок реализации 3 года.Пояснительная записка.Задачи (обучающие, развивающие,. воспитывающие). Содержание курса.Календарно - тематическое планирование....

Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская" для 3 класса

Программа  «Творческая мастерская» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подход...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».

Содержание программы построено на выполнении  художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...

Аттестация обучающихся творческого объединения "Криничка" по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Аттестация обучающихся творческого объединения "Криничка"  по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 2016-2017 уч годАттестация обучающихся творческ...