Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская" для 3 класса
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Вязовкина Людмила Владимировна

       Программа  «Творческая мастерская» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_3_klass.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Весенненская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:                                        Согласовано:                                 Утверждаю:

на заседании ШМО                             с зам. директора по УВР              Директор МБОУ

Протокол №                                          Болгова С.И.                                «Весенненская СОШ»

Руководитель ШМО                           «______»________2014 г.                   Ланг П.И.

От___________2014 г.                                                                            ______________2014 г

Программа внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»

для 3 класса

на 2014-2015 учебный год.

                                                                Составитель: Вязовкина  Людмила Владимировна

учитель начальных классов

с. Весеннее,2014 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа проектной деятельности «Творческая мастерская» составлена  для учащихся  3 класса 

Программа «Творческая мастерская» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 9—10 лет.  На изучение  курса  « Творческая мастерская»  отводится в год 35 часов , 1 час в неделю.

 Цель программы: формирование умений действенно-практического характера, требующих практического применения знаний и умений, полученных на уроках, создание условий, способствующих освоению новых для ребёнка

Задачи:

         развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

         познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.

         обучить основам оформления работ.

         формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

       Программа  «Творческая мастерская» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

 Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная деятельность представляет собой культурную форму деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Каждое занятие   помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта,  знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а также  расширяет кругозор и обогащает их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Задания данного курса носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Результаты, достигнутые учеником в проектной  деятельности,  находят отражение в его портфеле достижений.

Занятие  подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

 3.  Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

 В процессе работы над проектом у учеников формирую большое количество УУД, а именно:

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

 Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, специалиста, родителей), структурирование информации, выделение главного.

Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

 Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приёмы работы:

       игры; опыты;

       работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

       интеллектуальные головоломки;

       практические занятия;

       работа  с компьютером;

       дискуссии, беседы.

Ожидаемые результаты

Ученик  научится: 

1.       видеть проблемы;

2.       ставить вопросы;

3.       выдвигать гипотезы;

4.       классифицировать;

5.       наблюдать;

6.       делать умозаключения и выводы;

7.       структурировать материал;

8.       готовить тексты собственных докладов.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

1.       Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

2.       Целеполагать (ставить и удерживать цели);

3.       Планировать (составлять план своей деятельности);

4.       Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

5.       Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

6.       Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

1) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.            
 2) способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

3) основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Содержание изучаемого курса

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор,систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

            Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

                      Методическое обеспечение программы.

Проекты отличаются друг от друга:

  • результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

  •  числом детей:

 — индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

  •  продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  •  числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
  •  набором и иерархией ролей;
  •  соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
  •  необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей,  учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

                                 

                                         Календарно- тематическое планирование

Тема занятий

Дата проведения

1

Забытые игры.

2

Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

3

Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

4

Постановка по книге о числах.

5

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

6

Создание собственных сказок.

7

Создание собственных сказок.

8

Викторина по произведениям любимых писателей.

9

Способы шифрования текстов.

10

Старинные задачи.

11

Логические игры.

12

Конкурс математических развлечений

13

Создание сборника пословиц и поговорок.

14

Создание сборника пословиц и поговорок.

15

Создание сборника пословиц и поговорок.

16

Создание сборника загадок.

17

Создание сборника загадок.

18

Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).

19

Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).

20

Проект «Что значат наши имена»

21

Грибы своей местности

22

Местные виды насекомых

23

Домашние животные вокруг нас

24

Режим дня младшего школьника

25

В здоровом теле- здоровый дух!

26

Рациональное питание младшего школьника

27

Источники шума вокруг нас.

28

Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.

29

Какие произведения о Великой Отечественной войне вы

читали?

30

В каких из этих произведений рассказывается о детях?

31

Образ Родины в картинах художников.

32

Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона

33-34

Связь между состоянием природы и здоровьем человека

35

Моя родословная

Литература:

1.   Проектная деятельность в начальной школе: Зиновьева Е.Е. , - М.:   2010 г.

2.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010 г.  

3.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 

 4.   Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...