История развития педагогического проектирования
презентация к уроку
1. Историческое развитие педагогического проектирования с позиции
этапного подхода.
2. Развитие педагогического проектирования с античности до
20-х годов XX века (первый период).
3. Педагогическое проектирование в 20-е–50-е годы XX века
(второй период).
4. Педагогическое проектирование во второй половине XX века
(третий период).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_razvitiya_pedagogicheskogo_proektirovaniya.pptx | 273.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: 1. Историческое развитие педагогического проектирования с позиции этапного подхода. 2. Развитие педагогического проектирования с античности до 20-х годов XX века (первый период). 3. Педагогическое проектирование в 20-е–50-е годы XX века (второй период). 4. Педагогическое проектирование во второй половине XX века (третий период).
Историческое развитие педагогического проектирования с позиции этапного подхода . В настоящее время педагогическое проектирование приобрело массовый характер, что связано, в первую очередь, с поисками новых возможностей повышения эффективности образовательного процесса. Действенность работы педагога все больше зависит от его умения строить свою деятельность на строгой научной основе, планировать не только сам образовательный процесс, но и его результаты, условия, механизмы управления развитием воспитанника и т.д. Сегодня именно проектирование предоставляет наиболее эффективные средства решения этих задач, позволяя детально представить будущие изменения, оценить ожидаемый эффект, последствия и значение предпринимаемых действий. Это вызывает повышенный интерес теоретиков и практиков педагогики к исследованию феномена «педагогическое проектирование», его места и роли в человеческой деятельности вообще и деятельности педагога в частности.
Итак, исходя из вышеизложенного, мы выделяем в истории развития проектировочной области три периода: в первый — с античности до 20-х годов XX века — проектирование превратилось в самостоятельный вид деятельности, сложилась идеология проектирования, начали разрабатываться его методы; во второй — с 20-х до 50-х годов XX века — проектирование стало предметом специальных научных исследований; в третий — с 50-х годов по настоящее время — проектирование перестает быть сугубо технической областью знания и распространяется на социальные науки, в том числе и педагогику. Охарактеризуем подробнее указанные периоды.
Развитие педагогического проектирования с античности до 20-х годов XX века (первый период). Начальный период развития проектирования называют проектирующим счетоводством. Практически с началом сознательной деятельности человек так или иначе занимался проектированием в том смысле, что заранее представлял себе образ будущего изделия и механизмы его изготовления, пытался усовершенствовать технологический процесс. Элементы проектирования можно найти в любой ремесленной деятельности человека, а также в кустарных промыслах.
Идеи планирования перспективных изменений и процессов их реализации нашли отражение в целом ряде проектов, созданных в XVII–XVIII веках. Среди них «Проект воспитания г-на де СентМари », созданный Ж.-Ж. Руссо; «Проект об устройстве школ» В.Ф. Одоевского; Проект «Регламента московских гимназий» М.В. Ломоносова; проект И.И. Бецкого под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и др. Они были призваны формировать безупречно воспитанных людей (Ж.-Ж. Руссо); новую породу «добрых граждан» (И.И. Бецкой); навести ученика на ту дорогу, по которой он от бессознательных понятий может постепенно дойти до сознательных (В.Ф. Одоевский) и т.д.
Подводя итоги первого периода, подчеркнем, что к его завершению проектирование претерпело значительные изменения: от мысленных представлений ремесленника о будущем изделии до самостоятельной сферы деятельности, основанной на научных данных. В это время педагогика, заимствуя терминологию и общую сущность традиционного проектирования, создает единичные проекты, главной целью которых выступает предвидение перспектив развития педагогического объекта. Однако в основе педагогических проектов пока отсутствует методологическая база и общие концептуальные положения. Отмеченные моменты позволяют выделить сложившиеся к началу XX века социально-исторические предпосылки дальнейшего развития теории и практики проектирования.
Указанные аспекты привели в дальнейшем к изменению статуса проектирования в практическом опыте человечества и универсализации проектирования, а последний — к обогащению не Балабанов П.И. Философско-методологические основания проектирования: Дис . … д-ра филос. наук. – Томск, 1992. – С. 161. 13 только проектирования, но и науки в целом, которая стала развиваться под влиянием проектировочной отрасли.
Педагогическое проектирование в 20-е–50-е годы XX века (второй период). Этот период характеризуется превращением проектирования в самостоятельную область человеческой деятельности, началом его научного исследования и признанием необходимости учета социальных факторов в техническом проектировании. Следует подчеркнуть, что реализация последнего требования осуществлялась крайне нерегулярно, что в конечном итоге зачастую приносило серьезные убытки экономике. Поэтому обязательное проектирование социальных аспектов (тогда оно называлось социальным планированием), таких, как создание условий труда и повседневной жизни людей, планирование гражданского строительства и т.д., остро нуждалось в специальных исследованиях.
Педагогическое проектирование во второй половине XX века (третий период). В это время появляются первые методологические работы, посвященные научному анализу процесса проектирования. Общие основы теории проектирования были заложены в работах М. Азимова, Г.С. Альтшуллера , Дж.К . Джонса, Я. Дитриха, П. Хилла и других авторов. С этого момента проектирование строится на системных идеях и осознается как нелинейный процесс со сложной внутренней структурой. Кроме того, изменяются мировоззренческие ориентации проектирования: начинают проектироваться не только отдельные объекты, но и сложные системы и процессы.
Широкое распространение педагогического проектирования в современных условиях определяется теми задачами, решение которых оно может обеспечить. Как отмечает Е.Н. Мельникова* , развитие теории управления и системного подхода к концу XX века во многом определили образ современного проектирования, которое базируется на следующих положениях: во-первых, любая деятельность рассматривается с точки зрения соотношения приложенных усилий (затрат) к полученному результату; во-вторых, любая деятельность должна быть управляема; в-третьих, любое проектирование основывается на системном подходе, где в качестве системы выступают и объект, и процесс проектирования. Эти аспекты, а также интеграционные процессы, позволившие осуществлять международное сотрудничество в области образования, привели к возникновению целого ряда крупных проектов.
Подводя итоги, отметим, что в настоящее время педагогическое сообщество стоит на пороге нового периода в развитии представлений о педагогическом проектировании. Ученые приходят к осознанию того факта, что в первую очередь необходима целостная теория проектирования, построенная на основе достижений современной науки и дающая исследователю эффективный практический аппарат, включающий закономерности педагогического проектирования, его принципы, особенности, характеристики, признаки и т.д.
Список литературы: Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. – Новосибирск: Наука, 1990. – 200 с. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с. 3. Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. – М., 1974. 4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 539 с. 5. История среднего профессионального образования в России / Авт. коллектив под рук. В.М. Жураковского . – М.: НМЦ СПО, 2000. – 704 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое проектирование в деятельности педагогических и руководящих работников образования
Учебные проекты, которые развивают творчество, мышление, изобретательские способности учеников не нуждаются в масштабном и помпезном исполнении, скорее, они требуют тишины и сосредоточенности.Побольше...
Педагогическое проектирование как форма самообразования учителя.
Статья в журнал "Сибирский учитель"...
Стратегии педагогического проектирования
Методические рекомендации по организации педагогического проектирования...
Презентация к выступлению по теме: "Стратегии педагогического проектирования"
Презентация сопровождает выступление по теме:"Стратегии педагогического проектирования"...
Педагогический совет "Педагогическое проектирование: реальность и перспектива"
Цель педсовета: мотивация деятельности педагогического коллектива по внедрению проектировочной деятельности в образовательное пространство школы....
Краткая история психолого-педагогического изучения детей с отклонением в развитии
Презентация содержит информацию истории поэтапного развития психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии...
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Научный семинар "Школа художников" выступлениеСОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация: В ста...