Педагогический совет "Педагогическое проектирование: реальность и перспектива"
проект на тему
Цель педсовета: мотивация деятельности педагогического коллектива по внедрению проектировочной деятельности в образовательное пространство школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
"Педагогическое проектирование: реальность и перспектива"
Цель педсовета: мотивация деятельности педагогического коллектива по внедрению проектировочной деятельности в образовательное пространство школы.
Лена: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Сформировать такую личность может только компетентный учитель.
Маша: Предлагаем Вам поиграть в буквы и слова. Обратите внимание на доску.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”? Слова должны характеризовать современного ученика и учителя. (Слова должны начинаться с букв данного слова).
(Как вариант, на доске мы предлагаем своё понимания понятия «Компетентность»).
к - креативность…
о - организованность…
м - мобильность…
п - планирование…
е -
т - толерантность…
е -
н - новизна…
т - творчество…
н - научность…
о - осведомлённость…
с - сотрудничество…
т - терпимость…
ь
Таким образом, мы составили портрет современного учителя и ученика. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Современная образовательная политика в России характеризуется модернизацией учебного процесса. Не вызывает сомнения, что ведущая роль в этой работе принадлежит учителю. На повестке дня актуальными становятся следующие задачи:
1. Модернизация методической системы обучения;
2. Разработка технологий проектной деятельности.
Обратимся к анализу положения проектной деятельности в образовательной практике нашего педагогического коллектива. Наблюдения и анкетирование показали, что
__________ респондентов знакомы с методом проектов;
__________ респондентов явились авторами или научными руководителями проектов;
__________ респондентов не проявили интереса к проектированию.
Дополнительное анкетирование
Какие педагогические технологии Вы используете в своей деятельности?
Анкета для самооценки готовности учителя к переходу на преподавание по новой технологии.
Оценочная шкала:
0 — не имею представления об этих знаниях и умениях;
1 — имею некоторые представления об этих знаниях и умениях;
2 — имею некоторые знания и умения, однако их недостаточно, чтобы успешно внедрить новую технологию;
3 — имею знания и умения, которых, скорее всего, будет достаточно для успешного внедрения новой технологии;
4 — имею знания и умения, достаточные для успешного внедрения новой технологии.
Перечень профессиональных знаний и умений учителя | Оценка | ||||
Знания: | |||||
проблем, которые могут быть решены с помощью новой технологии |
|
|
|
|
|
результатов, которые могут быть получены после применения новой технологии |
|
|
|
|
|
сущности новой технологии |
|
|
|
|
|
методов и приемов, которые используются учителем при реализации новой технологии |
|
|
|
|
|
методов учебной работы обучающихся |
|
|
|
|
|
методов обучения школьников работе по новой технологии |
|
|
|
|
|
этапов освоения новой технологии учителем и обучающимися |
|
|
|
|
|
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ – ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
шкалирование
Вам предлагается анкета, выстроенная как шкала сложности. Оцените каждую позицию по 10 – балльной шкале от «Совсем не сложно», до «Не возможно».
Выделить время в учебном планировании для выполнения проекта
Выбрать тему из учебного плана для выполнения проекта
Найти учителю самому время для работы с детьми
Ученику найти время для работы над проектом во внеурочное время
Уровень методической подготовки учителя
Умение учителя организовать и провести проектную работу
Достичь образовательных целей, выполняя проект
Привлечь учащихся к работе по проекту
Наличие в школе, дома необходимого оборудования, оснащения
Использовать имеющиеся в школе компьютерные и мультимедийные средства
Использовать в работе сеть Интернет
Привлечь научных руководителей к совместной работе
Получить поддержку у администрации школы и у других учителей
Получить поддержку у родителей
Наличие стойкого желания довести работу до логического завершения
Выделите из всех позиций три наиболее трудных, на Ваш взгляд, фактора и три самых простых для осуществления.
1.Хотите ли вы заниматься проектной деятельностью, и почему?
2. В каких учебных дисциплинах, на ваш взгляд, возможно использование метода проектов?
3.В каких вопросах и методе проектов испытываете сложности:
· Давать оценку проекту и деятельности учащихся;
· Обозначать проблему проектной работы;
Выбирать методы исследования в проекте
· Контролировать процесс работы;
· Выбирать тип проекта и его продукт
· Формулировать цель, задачи, актуальность, определять гипотезу проекта;
· Составлять план работы над проектом
· Рекомендовать пути поиска информации
· Составлять мультимедийную презентацию по правилам
Учитывая требования ФГОС мы обязаны остановиться на основных аспектах педагогического проектирования. В конце ХХ века проектная деятельность стала определяющей стилевой чертой современного мышления, одним из признаков современной культуры.
Педагогическое проектирование – феномен, который возник как результат синтеза педагогической науки и инновационной педагогической практики.
Педагогическое проектирование – это изменение исходного состояния, связанное с затратами времени и средств.
Оля: теория
В своей работе метод проектов должен использовать каждый учитель.
Сенчило П.П, Овчарова Е.О., Кускова О.А., Соколова М.А защищают педагогический проект по разным областям (выступление участника 5 мин)
В заключение мастер-класса для получения обратной связи участникам выдается раздаточный материал.
Задание по группам. Необходимо соотнести цель и задачи исследования (1 группа), методы исследования (2 группа) и продукты исследования(3 группа):
Цель и задачи Продукт Методы | |
Выяснить, объяснить, определить, систематизировать, создать, нарисовать, описать, продемонстрировать, подготовить, иллюстрировать, изучить, разработать, выставка, газета, игра, костюм, макет, серия, иллюстраций, инсценировка, дидактический материал, словарь, мультимедийная презентация, сценарий, наблюдение, сравнение, измерение, лингвистический эксперимент, анализ – синтез, аналогия.
Решение педагогического совета:
Считать проектную деятельность основным методом личностно-ориентированного обучения.
Какова роль каждого из нас:
научить детей учиться;
сформировать ключевые компетенции;
каждый из нас должен владеть современными педагогическими технологиями;
научить детей брать на себя ответственность в принятии решений;
совершенствование самого учителя.
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно
Предварительный просмотр:
Я расскажу о проектах, которые охватывают предметы окружающего мира, природоведения, биологии. Работы рассчитаны на учащихся начальных классов, среднего и старшего звена.
Цель работы над проектом для учителя - приобщение учащихся к самостоятельной деятельности по решению различных жизненных проблем.
Первый проект под названием «Животные, вымершие по вине человека.»
Проблема: ни мы, ни наше ближайшее окружение не знают (или очень мало знают) о животных, вымерших по вине человека.
Цель проекта: Создание продукта по теме «Животные, вымершие по вине человека», привлекающего местное сообщество к экологической проблеме нашей планеты.
«Делу - время»
Актуальность:многие часто говорят «успею» и откладывают выполнение дел на потом; многие отвлекаются при выполнении работы на посторонние дела; многие смотрят телевизор и играют в компьютер ежедневно, тратя на это лучшее время. А в результате: затягивание выполнения работы до позднего времени или вообще несделанные уроки, усталость, раздражительность и недовольство.
Объект исследования:времяпровождение
Предмет исследования: времяпровождение школьников
Проблема: неумение управлять своим временем
Гипотеза:предположили, что существуют способы, которые помогут школьнику больше успевать и не терять свободное время.
Цель: организация и распределение свободного времени школьника
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Научиться использовать способыуправления временем.
- Проанализировать количество потерянного времени с помощью хронометража
- Проанализировать количество потерянного времени с помощью календарика-пинарика
Методы исследования:
- Изучение литературы
- Наблюдение
- Опрос
- Эксперимент
- Анализ
Работая над данной темой, дети должны прийти к выводу, что многие из них страдают от собственной неорганизованности, однако, этот недостаток из тех, который поддаётся устранению.
Гипотеза подтвердится, что существуют способы управления временем, которые помогают школьнику больше успевать и не терять свободное время.
По литературному чтению могут быть темами
"Берёза - символ России»
Как появился Незнайка
И «Богатыри прошлого и настоящего» на этом проекте я остановлюсь подробнее
Слово «богатырь» значит богатый или произошло от слова «бог»? Кто же тогда такие богатыри? Люди сильные телом или люди сильные духом? А в наше время можно ли кого-то назвать богатырем
Цель: узнать, кто такие богатыри прошлого и кого считают богатырями сейчас?
Задачи: узнать происхождение слова «богатырь»; познакомиться с произведениями литературы и искусства о русских богатырях; узнать, кого называют богатырями в наше время.
Объект: богатыри – мужественные, отважные воины.
Гипотеза: Я предположил, что словом богатырь» можно назвать не только древних воинов, но и людей современных.
Методы исследования:
- изучение произведений литературы и искусства;
- работа с Интернет ресурсами;
- анкетирование работа со словарями.
Вывод: Выполняя работу, мы составили три образа богатыря. Как мы видим, в них много сходства. Слово богатырь пришло в наш язык из древности, но и в наше время находятся примеры доблести, чести, отваги. Любовь к Родине, к своему народу, все это объединяет героев древности и наших современников. И наравне с былинными героями мы видим примеры выдающихся людей нашего времени. Это великие полководцы, спортсмены, даже президента страны кто-то из моих одноклассников представил защитником нашей родины.
Обучающиеся придут к выводу , что слово богатырь является не древним понятием. Человека, любящего свою Родину, гордого тем, что он живет в России, человека с добрым сердцем и чистой душой и в наше время можно назвать богатырем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВВЕДЕНИЕ « Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь» ( китайская пословица) Проект от лат. “projektus” – выброшенный вперед; намерение, которое будет осуществлено в будущем. МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при которой учащийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) ПРОБЛЕМА Исследовательская, поисковая пр. деятельность Оформление результатов Защита проекта Прогнозирование новых проблем
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ постановка цели; выявление проблемы, формулировка задач; обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов; самообразование при помощи учителя; продумывание хода деятельности, распределение обязанностей; исследование, решение отдельных задач, компоновка; обобщение результатов, выводы; анализ успехов и ошибок, коррекция.
Виды проектов: исследовательский (имитация научного исследования): реферат, доклад, научная статья; реферативно-описательный; социально значимый, прикладной; творческий (газета, альманах, радиопрограмма); театрально-игровой(сценарий спектакля, интеллектуальной игры); методический(описание методического опыта) –подготовка педсовета, стендового доклада; предметно-ориентированный.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ По доминирующему методу или виду деятельности исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. 2. По признаку предметно- содержательной области монопроекты, межпредметные проекты. 3. По характеру контактов внутренние или региональные, международные. 4. По количеству участников индивидуальные, парные, групповые 5. По продолжительности краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. 6. По результатам видеофильм; доклад, альбом, сборник, каталог; макет, схема, план-карта; выставка; и др.
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПОСОБСТВУЕТ повышению личной уверенности учащихся ; отработке умения искать пути решения проблемы; развитию механизма критического мышления ; формированию у учащихся исследовательских умений; развитию коммуникабельности и умения сотрудничать.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ включение в процесс обучения и воспитания учащихся; наличие реальной проблемы, значимость результата деятельности; осмысленность и активность работы учащихся; умение самостоятельно и творчески действовать; правильное оформление конечного результата работы.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ помогает ученикам в поиске нужных источников информации; сам является источником; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом; координирует весь процесс; поощряет учеников .
С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТОВ МОЖНО ОБУЧИТЬ выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить пути их решения; работать с информацией; находить необходимый источник; применять полученную информацию для решения поставленных задач.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 1 шаг – определение темы. 2 шаг – разбивка темы на более мелкие подтемы. 3 шаг – формирование инициативных групп. 4 шаг – сбор информации. 5 шаг – переработка информации и обсуждение. 6 шаг – систематизация и подготовка презентации, формулирование общих выводов по теме. 7 шаг – подготовка творческих отчётов, презентация. 8 шаг – вывод и рецензирование.
Он дает возможность интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, интересным, эффективным. Использование метода проектов в обучении позволяет актуализировать важнейшие речевые умения( говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей и типов речи в процессе информационно-смысловой переработки текста. ЗАКЛЮЧЕНИЕ При помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы": «Проектирование урока с применением технологии деятельностного подхода»
Деятельностныйметод обученияОсновной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельностиОсновная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая диагностика и коррекция психологических особенностей ребенка, сформированности учебных навыков, специфики взаимодействия со сверстниками и взрослыми"
В материале представлено выступление на педагогическом совете...
Сообщение на педагогическом совете «Педагогические формы как способ организации воспитательного мероприятия»
Воспитательный процесс как неотъемлемая часть всего учебного процесса в целом. В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, ин...
Педагогический совет "Педагогические приемы как средство мотивации школьников к обучению"
Представление новых современных приемов педагогического воздействия на обучающихся для формирования устойчивой мотивации к учебной деятельности....
Педагогический совет «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»
Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания....
Педагогический совет «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»
Цель: систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания....