Краткая история психолого-педагогического изучения детей с отклонением в развитии
консультация
Презентация содержит информацию истории поэтапного развития психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Е.В.Герье , В.П.Кащенко , М. П. Постовская , Н.П.Постовский , Г. И. Россолимо , О.Б.Фельцман , Н.В.Чехов и др .) - сбор анкетных данных о детях - изучение педагогических характеристик, условий домашнего воспитания - врачебное обследование детей XX в. 1908—1910 гг. открытие первых вспомогательных школ и вспомогательных классов
Первый период (XIX в) - Эдуард Сеген (1812-1880 гг.)
Н еобходимость наблюдения за детьми указывали многие исследователи , занимавшиеся проблемами умственной отсталости ( В.П.Кащенко , О.Б.Фельцман , Г.Я.Трошин и др .) «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей»
Второй этап развития - М. Монтессори, Г.И. Россолимо)
Первый Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике (26 — 31 декабря 1910 г., Петербург) и Первый Всероссийскый съезд по вопросам народного образования (13 декабря 1913 г. —3 января 1914 г., Петербург)
Отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных циклах, но главным образом — установить ближайшие возможности детей. Третий этап связан с именем Л. С. Выготского (1896-1934)
Л.С.Выготский предложил схему педологического исследования детей Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка^ воспитательного учреждения. История развития ребенка. Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса). Прогноз (предсказание характера детского развития). Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.
В начале 80-х годов проводились оригинальные исследования московских психологов по проблемам психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом (Никольская, 1980; Лебединский, 1985; Лебединская с соавторами, 1988 и другие). Внедряются в практику комплексные коррекционные программы по ней- ропсихологической коррекции (Ю. В. Микадзе , Н. К. Корсакова, 1994; Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина , 1997), - программы по формированию пространственных представлений у детей (Н. Я. Семаго, 2000.М. М. Семаго, 2000), коррекционные психолого-педагогические программы для образовательных учреждений. Появилось значительное число работ по проблемам психологической коррекции детей и подростков с эмоциональными нарушениями (А. И. Захаров, 1982; А. С. Спиваковская , 1988; В. В. Гарбузов, 1990), а также вопросам семейной психологической коррекции (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1992 и др.). Программы психологической помощи детям с детским церебральным параличом. (Абрамович- Лехтман , 1962; Ипполитова , 1967; Семенова, Мастюкова , Смуглин , 1972; Мастюкова , 1973; Симонова, 1981; Мамайчук , 1976 и др.) Четвертый этап развития теории и практики психологической коррекции в нашей стране связан с интенсивным формированием практической психологии , который начался со второй половины 60-х годов .
70-е гг. XX в., на основе положений Л.С. Выготского был разработан чрезвычайно важный метод исследования детей с отклонениями в развитии — «обучающий эксперимент» (А.Я.Иванова)
Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития Характеристика педагогического компонента ППД
Важно установить запас представлений об окружающем , сформированность качеств , необходимых для учебной работы ( произвольность психической деятельности , волевые усилия , планирование и самоконтроль , наличие мотивации , интереса и др .). Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития Педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе.
Методы непосредственная беседа с ребенком и с родителями - воспитателями о нем - анализ работ ( рисунков , поделок , тетрадей и др .) - специально организованное педагогическое обследование - педагогическое наблюдение
Психолого-педагогическая характеристика — документ, отражающий поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности внимания детей с отклонениями в развитии
Исследования особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Факты приведенные в работе показывают что дейст...
Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.
Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ). В коррекционной школе работа по развитию связн...
Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии.
В соответствии с новыми образовательными стандартами школы позиционируют себя, как адаптивные. Модное слово инклюзия-«включение» становится все более актуальным, и это справедливо, так как,...
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии
Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфиче...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии».
В работе рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз...
«Психолого-педагогическая поддержка одарённых детей как условие развития современного образовательного пространства»
ВведениеТеоретические основы понятия одаренностиПонятие одаренностиВиды одаренностиФакторы, влияющие на развитие одаренностиОсобенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе2.1. Пр...
Технологии обучения чтению детей с отклонениями в развитии
Развитие навыкавыразительного чтения у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ- это прежде всего практическое владение некоторыми средствами интонации. К ним относятся логические уда...