Стратегии педагогического проектирования
консультация на тему

Барсукова Анна Ивановна

Методические рекомендации по организации педагогического проектирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_pedagogicheskogo_proektirovaniya.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегии педагогического проектирования

Рассмотрим понятия.

Стратегии.

 В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести  к достижению стоящих перед ней целей. 

Педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Педагогическое проектирование предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

Педагогическое проектирование с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Технологичность придает педагогическому проектированию другое качество, другую сущность - мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и другими, а не методикой передачи информации. Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое проектирование. Даже имея средние способности, преподаватель может стать педагогом мастером.

Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:

1) целесообразности (по направленности);

2) творчества (по содержанию деятельности);

3) технологичности (по уровню педтехники);

4) оптимальности (по выбору эффективных средств);

5) продуктивности (по результату).

Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его педагогического проектирования.с

е Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность, итогом которой является проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образовательного процесса, которые достигаются при реализации проекта.

Объектами педагогического проектирования могут являться педагогическая система, содержание образования, образовательный процесс, педагогические технологии и средства, образовательная система учебного заведения, района, города, личность учащегося, система управления, педагогические инновации и др. Следовательно, информационно-образовательная среда как педагогическая система выступает объектом педагогического проектирования.

Зачастую обучение в традиционной школе предстает как изложение истины всезнающим учителем. А познание и открытие этих истин требует введения в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся.

     Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

     Многие известные педагоги так или иначе касались проблем педагогического проектирования и технологии.

     А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования. Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику наказания», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления»  Продуманность действий, их последовательность, терпение, сориентированность  на воспитанника до сих пор поражает в его педагогической системе. Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.

В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.). Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).

Проектирование как вид деятельности включает:

  • Проблематизацию
  • Целеполагание
  • Планирование действий
  • Выполнение действий по плану
  • Подготовку и проведение презентации результатов
  • Рефлексию

Таким образом алгоритмом педагогического проектирования будет:

Так 1. Выявление противоречия в профессиональной педагогической деятельности и обозначение актуальности;

2.Этап проблематизации, определения объекта и предмета проектирования;

3.Этап конкретизации: общее представление того, что необходимо  получить в результате проектирования;

4.Этап целеполагания;

5.Этап выдвижения гипотезы и формулирования задач;

6.Этап планирования действий по реализации проекта, связанных с решением задач ;

7.Этап реализации проекта;

8.Этап оформления результатов и представления их в профессиональном сообществе и широкой общественности

9.Этап рефлексии

РО ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯНИЯ 

Ключевым звеном первого этапа проектирования является выбор и формулировка проблемы — от этого зависит дальнейшая проектная деятельность.

Формулировка проблемы может быть выражена следующей формулой:

что-то (ситуация) препятствует, противоречит или мешает чему-то (цель).

 Или:

хотелось бы (цель), но существует … (ситуация).

Технологии проектирования и научного исследования

Педагог должен владеть технологиями проектирования и научного исследования. Исследования направленно на решение какой-либо проблемы в работе педагогической системы, в учебно-воспитательном процессе, взаимодействии педагогов и воспитанников и т.д. Противоречия могут существовать между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества (граждан), между взаимодействием школы и среды, затратами сил субъектов педагогического процесса и результатами и т.д.

Технологией проектирования педагогического исследования может быть представлена следующей последовательностью действий:

1. Проводим анализ педагогической системы и ее функционирования, выявляем проблемы;

2. Определяем тему исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы;

3. Определяем объект исследования - область, где существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;

4. Определяем предмет исследования - элемент в педагогическом процессе, изучение которого дает нам новое знание;

5. Определяем цель исследования - знание, которое мы должны получить в ходе исследования;

6. Формируем задачи - те пути, или ступени, которые мы пройдем, чтобы достичь цели исследования;

7. Формируем гипотезу (истина, которая еще не доказана, но вероятна). Гипотеза - исходный момент исследования, предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.

8. Отбираем методы научного исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.)

9. Определение направления и этапа исследовательской работы, сроки.

10. Определяем участников исследования, если его коллектив или группа учителей .

Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может.

       В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

       Работая по вариативным курсам традиционной системы, я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников в современном обществе. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.

Например:

технологии личностно-ориентированного обучения,

технология развивающего обучения,

технология проблемного обучения,

технология критического мышления,

технология индивидуализации обучения (воспитания),

игровая технология,

технология информационно-коммуникативная,

групповая технология,

технология учебного взаимодействия,

технология педагогика сотрудничества,

технология уровневой дифференциации,

технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников,

технология организованного общения младших школьников,

технология проектно-исследовательской деятельности,

Применение педагогических технологий способствует:

      формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;

      развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;

      раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;

      развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

      становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;

      усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;

      развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.

      Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты).

       Из написанного, можно сделать вывод: каждый педагог выбирает для себя те технологии, которые ему ближе по духу, больше соответствуют его творческим устремлениям в достижении поставленных целей образования и воспитания учащихся.

     Используя в своей работе разные педагогические технологии, подробнее остановлюсь на технологии критического мышления (технология ТРИЗ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое проектирование в деятельности педагогических и руководящих работников образования

Учебные проекты, которые развивают творчество, мышление, изобретательские способности учеников не нуждаются в масштабном и помпезном исполнении, скорее, они требуют тишины и сосредоточенности.Побольше...

Презентация к выступлению по теме: "Стратегии педагогического проектирования"

Презентация сопровождает выступление по теме:"Стратегии педагогического проектирования"...

Педагогический совет "Педагогическое проектирование: реальность и перспектива"

Цель педсовета: мотивация деятельности педагогического коллектива по внедрению проектировочной деятельности в образовательное пространство школы....

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Статья  содержит сведения о некоторых формах и методах работы педагога по повышению познавательной мотивации младших школьников....

Тема работы: «Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся»

В статье перечислены методы и приемы, поддерживающие познавательный интерес у младших школьников общеобразовательных школ....