Педагогическое проектирование в деятельности педагогических и руководящих работников образования
проект по технологии по теме
Учебные проекты, которые развивают творчество, мышление, изобретательские способности учеников не нуждаются в масштабном и помпезном исполнении, скорее, они требуют тишины и сосредоточенности.
Побольше дела, поменьше «барабанного боя!», как говорила когда-то Н.К. Крупская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._chteniya.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект (в переводе с лат. «брошенный вперед») – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.
Главным компонентом проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе является интеллектуальный поиск. Центр тяжести поиска лежит в нахождении самой идеи конструкции, которая может сопровождаться несложными расчетами, эскизами, набросками.
Попробуем предложить модель, которая получила название «черный ящик»
Условия ---------- ? ---------- Результат
На входе в этот ящик даются определенные условия, требования к проектируемому предмету, а на выходе должен получиться определенный результат.
Решение задачи – то неизвестное, что скрыто в «черном ящике», конкретное устройство предмета, материалы и способы их обработки, приемы работы.
Поиск решения и составляет суть проектной деятельности. И деятельность ученика будет носить поисковый характер.
Предлагая проектные задания младшим школьникам, учитель должен быть уверен в их готовности к полноценному выполнению работы.
Например, конструируя записную книжку-тетрадь, ребенок должен видеть устройство и внешний вид этих изделий, а еще лучше пользоваться ими.
Запас полученных ранее знаний и опыта – необходимая база для воображения, следовательно, для подготовки школьников к проектной деятельности мы должны расширять их знания и представления о предметах окружающего мира.
Первые проекты школьников будут просты и опираться на те знания и умения, которые уже сформированы у детей. Ведь главный смысл проектной деятельности не в повышенной сложности заданий, а в сохранении ее принципиальной модели «черного ящика»
Остановимся на видах проектных задач, которые помогут школьникам, учиться изобретательской, творческой деятельности.
Конструкторские задачи, доступные учащимся младшего школьного возраста – это задачи на доконструирование, переконструирование изделия и, собственно, конструирование.
Доконструирование изделия.
А) доведение до конца начатой кем - то работы
Б) внесение коструктивных дополнений в готовое изделие
Ученикам предлагается заготовка открытки с окошком. На обложке может быть незавершенный эскиз нейтрального характера. Учитель предлагает детям оформить открытку так, чтобы она была предназначена для новогоднего представления, например, маленькой девочке, старшему брату или дяде, увлекающемуся спортом и т.д.
При выполнении подобных заданий школьникам нужно не просто выполнить или повторить способы работы, а проявить творчество, имеющиеся знания и умения в новой ситуации.
Переконструирование изделия
Подобные проектные задачи связаны с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделия некоторых конструктивных или декоративных изменений, для того чтобы изменить принцип его действия или преобразить внешний вид в соответствии с новыми условиями.
Второклассникам, после изготовления декоративной игольницы в виде цветка предлагается: «Подумай, что следовало бы изменить в такой игольнице, чтобы она подошла к украшению замка Снежной королевы.
Детям был предложен макет замка Снежной королевы, чтобы им было ясно, какой выбрать цвет и форму для исполнения замысла.
Ученикам четвертого класса после изготовления развернутой новогодней открытки, было предложено, используя те же приемы, изготовить открытку для поздравления с другим праздником: 8 марта, к Дню победы, на День рождения.
Главное условие заданий на переконструирование – дети должны понимать смысл вносимых в изделие изменений. Новый ли это облик или новая функция.
Конструирование
В данном виде проектной деятельности ученик полностью самостоятельно разрабатывает изделие, подчиняясь поставленной цели. Ученик сам определяет все особенности устройства и его внешнего вида.
Условия проектирования могут быть сформулированы двумя способами:
- В виде нескольких конкретных требований.
- В виде определения области функционирования вещи (где, как и кем она будет использована)
Что значит в виде требований. Например: сконструировать записную книжку из бумаги и картона.
- Размер должен быть 80х120 мм
- Количество страниц не менее 20
- Книжный блок должен быть съемным, чтобы его легко было заменить.
При конструировании изделия в соответствии с областью его применения обозначаются лишь общие условия использования вещи. Сообразуясь с ними, ученик должен выделить необходимые параметры, учет которых позволит создать изделие, отвечающее поставленным условиям. *
В качестве примера можно привести задание по лепке чайной чашки:
«Выбери себе «заказчика» - героя любой сказки – и сделай чашку специально для него».
Ученик полностью самостоятельно разрабатывает изделие, руководствуясь особенностями характера сказочного персонажа, которого он выбрал. Если он достаточно отчетливо представляет себе основные особенности характера героя и его внешности, значит, представляет и условия, которым должно соответствовать его изделие.
Учебные проекты, которые развивают творчество, мышление, изобретательские способности учеников не нуждаются в масштабном и помпезном исполнении, скорее, они требуют тишины и сосредоточенности.
Побольше дела, поменьше «барабанного боя!», как говорила когда-то Н.К. Крупская.
Паспорт проекта
Обоснование для разработки | Проектная деятельность школьников получила самое широкое признание и одобрение и с конца 90-х годов ХХ века активно внедряется в научно-практический обиход образовательной области «Технология». Однако, в целом, содержание программ по технологии осталось прежним, разве что появилось «одно из важнейших изменений – обязательный проект в каждом классе» В проектной деятельности младших школьников содержится огромный развивающий потенциал. Именно поэтому проектная деятельность младших школьников не должна носить случайный характер. Она имеет дидактический смысл, предназначена для изучения деятельности человека и формирования познавательной, творческой деятельности, развития изобретательских способностей. |
Инновационные идеи проекта | Учебные проекты не нуждаются в помпезном и масштабном представлении. Суть проекта – поисковая деятельность младшего школьника, основанная на его знаниях и опыте. Правильная организация проектной деятельности школьников освобождает ее от формальных компонентов; строится с учетом возрастных особенностей и принципов развивающего обучения; вызывает стремление учащихся к творчеству, изобретательству и рационализаторству. |
Потенциальные заказчики и потребители | Учащиеся, учителя |
Разработчики проекта | Учитель нач. классов Земцова Ольга Александровна; учитель нач. классов Уткина Галина Николаевна |
Тема проекта | «Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии в начальной школе» |
Цель | Формирование |
Задачи | Используя проектную деятельность на уроках технологии учить мысленному прогнозированию, составлению замысла. Развивать самостоятельность, инициативность , изобретательские способности. Формирование коммуникативных навыков. Совершенствование мышления и речи учащихся. Воспитывать стремление к творчеству, внимательное отношение к идеям и творчеству других |
Основные направления работы | Учебные проекты, выполняемые в рамках учебного предмета «Технология» и доступные детям младшего школьного возраста, можно разделить на виды: это задачи на доконструирование, переконструирование и собственно конструирование. Задания на доконструирование связаны с доведением до конца, начатой кем-то работы или внесением конструктивных изменений в готовое изделие. Учащиеся в соответствии с требованиями должны придать работе определенное настроение и ярко выраженный характер. При выполнении подобных заданий школьникам необходимо осуществить творческий перенос имеющихся знаний и умений в новую ситуацию. Задания на доконструирование готовых изделий носят рационализаторский характер. Проектные задачи на переконструирование связаны с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделия некоторых конструктивных или декоративных изменений, для того чтобы изменить принцип его действия или преобразить внешний вид в соответствии с новыми условиями. При разработке подобных проектных заданий учащимся потребуется изменить пропорции и цвет, отделку изделия и размер, количество деталей и способы их соединения. Главное, чтобы учащиеся понимали, с какой целью они вносят изменения в изделие. В заданиях на конструирование ученик полностью самостоятельно разрабатывает изделие, подчиняясь поставленной цели; он сам определяет все особенности устройства и внешнего оформления. Необходимые условия для выполнения подобных заданий: это
Так, приступая к проектированию, школьник должен знать устройство и внешний вид подобных изделий, а еще лучше пользоваться ими. Важнейшей частью подготовки школьников к проектной деятельности является обогащение их знаний и представлений о предметах окружающего мира. |
Результаты (показатели) | Учащиеся в процессе проектирования конкретных вещей учатся анализировать уже существующие аналоги подобных изделий, выдвигают собственные конструкторские и художественные идеи; самостоятельно выполняют, доступные их возрасту, расчеты, схемы, эскизы, продумывают декор. Проектные задания представляют собой проблемную ситуацию: заданные условия и требования к конечному результату, определяют направление поиска. Соответственно, уроки на которых поставлена проектная задача, расширяют, обогащают и систематизируют накопленный опыт учащихся, развивают фантазию, воспитывают вкус, стилевое единство, гармонию. Образовательная ценность проектной деятельности состоит в том, что авторы проектов учатся аргументированно отстаивать свои замыслы, гипотезы, идеи. Остальные школьники учатся быть внимательными зрителями, вдумчивыми оппонентами. |
Сроки и этапы реализации проекта | Проект долгосрочный. Проектная деятельность учащихся в учебном курсе «Технология» может осуществляться достаточно часто, почти на каждом уроке и соответственно с первого по четвертый класс. Каждый учитель, независимо от УМК, который он представляет, может использовать идеи данного проекта в своей деятельности. |
Мониторинг | Урок. (Проектная деятельность, которая осуществляется систематически становится частью дидактической системы.) |
Координатор | Учитель начальных классов, учитель технологии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся
Представлены документы, подтверждающие участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся...
Проектная деятельность обучающихся на уроках окружающего мира. Обобщение педагогического опыта в рамках районной августовской конференции работников образования
В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи оди...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся
В данном разделе представлено участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся...
Транслирование опыта профессиональной деятельности педагогического работника; Профессиональные достижения педагогического работника.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)Участие в муниципальных, региональных, ...
Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся, продуктивность личного вклада педработника в повышение качества образования, профессиональный рост педагога
1. КЗ по внутришкольному контролю2. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества об...