Классный час на тему: "Цена и ценность: все ли можно купить?"
классный час

Николаенко Виктория Александровна

   Мир полон ценностей : моральных (любовь, дружба, доброта, истина), материальных (деньги, собственность), душевных (радость, счастье, душевный комфорт), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок, …). И это огромное количество ценностей можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные.

Жизненные ценности не возникают за один день. Они – результат нашего опыта. Они формируются с самого детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsena_i_tsennost.docx60.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Цена и ценность: все ли можно купить?  

Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) у учащихся через беседу, дискуссию.

  1. Познавательные: в ходе дискуссии дать определение понятию «цена», «ценность» установить различия между понятиями «цена» и «ценность», привести примеры, связанные с жизненными ценностями.
  2. Логические: развитие логического мышления (умение объяснять, сравнивать, выделять главное в дискуссии, делать выводы).
  3. Регулятивные: целеполагания,  прогнозирование, оценивание.
  4. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество с учителем, друг с другом, высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии, толерантное отношение к чужому мнению
  5. Личностные: способствовать развитию самостоятельности, уверенности в себе, стремление к личностному росту, учить детей жить в ладу со своей совестью

Ресурсы: Презентация, кластер «ценности в жизни человека», музыка, иллюстрации к притчам

Ход занятия

  1. Вводная часть

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня  у нас необычное занятие. К нам пришли гости.

     Начнем мы наше занятие  с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:

Я так люблю себя                               (руку на сердце),

И я могу любить тебя                        (руку на плечо соседа).

И ты начнешь любить себя               (руку на плечо соседа).

               И сможешь полюбить меня              (руку на сердце).

  1. Основная часть

Ребята, посмотрите на эту чашку. Она вам нравится? А почему? Как вы думаете сколько она стоит?

Чашка, будучи инструментом для питья, имеет свою стоимость – цену.  Если чашка представляет собой предмет искусства, она наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

Давайте теперь посмотрим на эти два слова повнимательнее - цена и ценность. Что в них общего?

Цена и ценность – слова однокоренные.

Цена и ценность – это одно и тоже? (это разные вещи)

(СлайдЦена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах.

Ценность – это то, что значимо для жизни человека.

 «Ценность вещи определяется удовольствием, которое она может доставить».

(Слайд) -Итальянский философ О. Винсент Думинуко  сказал такую фразу:

«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря»

-И сейчас я хочу вам задать вопрос – о каких ценностях говорил философ?

(ответы )

- Всё, что вы назвали, важно и ценно для любого человека

Мы сегодня будем говорить о многих ценностях и, конечно же о тех, которые человек и человечество считают бесценными.-

 (Слайд) Мир полон ценностей : моральных (любовь, дружба, доброта, истина), материальных (деньги, собственность), душевных (радость, счастье, душевный комфорт), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок, …). И это огромное количество ценностей можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные.

(Слайд)

http://images.myshared.ru/211311/slide_30.jpg

Жизненные ценности не возникают за один день. Они – результат нашего опыта. Они формируются с самого детства.

-Как вы думаете, кто формирует эти ценности в ребёнке? ( Огромную роль в этом процессе играют наши родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и, наконец, общество, в котором живем.)

- И ценностный мир каждого человека необъятен.

-Жизненные ценности у каждого человека разные. Более того, в определённом возрасте у человека преобладают те, или иные ценности: в юности важно одно, в зрелом возрасте – другое, в старости – третье.

- И я хочу вас спросить, что для вас в вашем возрасте является наиболее важной жизненной ценностью? (красота, здоровье, спорт, питание ,мода, уважение, признание, жизнь)

-Ценности у людей индивидуальны. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.

-Ещё пример, у кого в багаже такая ценность как знания, то к чему будет стремиться и, наоборот. ( здоровье, красота).

-Как вы думаете для чего мы ставим себе жизненные цели?

-Правильно, цели нас ориентируют, куда нам двигаться.

- А на что опираются жизненные цели?

-Правильно, на жизненные ценности.

-Ценности играют в жизни людей роль ориентиров, а они ориентируют куда нам двигаться в нашей жизни. Как сказал Марк Твен: (СЛАЙД) «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».

(Слайд) музыка

Есть ценности, которым нет цены:

Клочок бумаги с пушкинским рисунком,

Учебник первый в первой школьной сумке

И письма не вернувшихся с войны!

 

Есть ценности самих себя ценней:

Обычный камень с маленького пляжа,

Но по ночам его целуют, плача,

Что по сравненью с ним казна царей?

 

Нельзя сказать другому:"Так живи!"

Но если занят ты одной заботой:

Приобретать вещественное что-то,

Не стоишь ты ни гнева, ни любви

Преуспевай! Не покушайся только

На ценности, которым нет цены!

 

-О каких ценностях здесь идёт речь? (о таких, которые хранят память о чём-то важном или о ком-то очень родном и любимом)

-У кого из вас есть такие ценности?

- Любая дешёвая безделушка, фотография, связанная, скажем, с памятью о близком человеке, для нас дороже самой полезной вещи того же назначения; пропавшего котенка нельзя заменить купленным на рынке .Всё это для вас бесценно.

-Каждый сам определяет, что для него свято и дорого. Однако многие святыни или общечеловеческие ценности одинаковы для всех и человечество без них не может существовать.

(Слайд) -Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.

- Вот как определяли ценности философы разных времен (Слайды)

1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог. Демократия. Культура. Знания.

Творчество.

2. Э. Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.

3. Л. Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода. Труд. Здоровье. Природа.

-Какие из этих ценностей важны и для нас людей 21 века?

Работа в группах

У вас на столах лежат карточки с ценностями, вам необходимо  среди 12 ценностей определить для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания (Слайд)

1.Материально обеспеченная жизнь;

2.Счастливая семейная жизнь;
3.Здоровье;
4.Творчество;
5.Наличие хороших и верных друзей;
6.Свобода как независимость в действиях и поступках;
7. Любовь;
8. Уверенность в себе;
9. Интересная работа;
10.Красота природы и искусства;
11.Познание, стремление к новому;
12. Активная, деятельная жизнь. .

-Как вы думаете, отличаются ваши ценности от ценностей ваших друзей, ваших родителей и др.? Почему?

-Какие ещё ценности вы бы внесли в этот список?

Что из этого списка можно купить?

- А как вы думаете, зачем нам вообще нужны ценности, может без них значительно проще? (Чтобы оставаться людьми, чувствовать себя в безопасности, развиваться, достойно жить, быть счастливым)

Решение ситуации

Представьте такую ситуацию (Слайд)

Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса,  сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: «Как вам не стыдно?» . «А что стыдного, мы же ничего не делали,» - ответили мальчики.

“Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.

-Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?

-Какая ценность отсутствует у мальчиков, посмотрите по списку ценностей.

(ответы) ( Слайд со списком ценностей)

- Предлагаю вам послушать притчу

Притча о царе Соломоне (о двух женщинах, деливших ребенка)  (Слайд)

 -Назовите смысл притчи (для родной матери высшая ценность-это жизнь своего ребёнка, это любовь к своему ребёнку, и она на всё пойдёт, лишь бы её сохранить.)

-Какая главная ценность для каждой матери?

-А какая из ценностей отсутствуют у другой женщины?

-Материнская любовь – одно из самых священных и сильных чувств и самая большая ценность.

(Слайд) - Да, общечеловеческие ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные опоры, которые помогают нам совершенствоваться, выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться, оставаться людьми.

III. Заключительная часть

-Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы. Откуда она появилась на «малюсеньком островке» нашей огромной Галактики?   Этот неожиданный подарок дан  нам - жителям  Земли, и мы по-разному относимся к нему.

(Слайд)- Мы живем на планете, представляющей собой раскаленный шар, на поверхности которого держится тончайшая пленка остывшего вещества, на котором мы и существуем. Этот баланс создавался многие миллиарды лет, а разрушить его можно в одно мгновенье, потеряв при этом все, что не имеет цены.

- Если на планете исчезнет жизнь, то исчезнет само понятие ценность Почему? ( в этом случае вещи и явления не будут бесценны, просто они будут уже никому не нужны.)

Игра

- Подведём итоги. Итак, каким же ценностям нет цены?

(Слайд) - Жизнь, достойная человека – это жизнь, построенная на общечеловеческих

ценностях, так как именно они делают нас людьми.

- Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит, каким будет ваш жизненный путь...

- На память о нашем занятии я вам подарю ценное пожелание!

-Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"Урок семьи и семейных ценностей"

Классный час, посвящённый семье и семейным ценностям. Адаптирован для учащихся первого класса....

Классные часы по теме Семья. Семейные ценности

Вданном материале представлены три варианта классных часов по данной теме...

Классный час "Моя семья и семейные ценности"

"Моя семья и семейные ценности"...

Классный час "Моя семья и семейные ценности"

Классный час "Моя семья и семейные ценности"...

Классный час на тему: «Ценить время – что это значит?» для обучающихся 2 класса.

Цель:Работа над потребностью бережного отношения к личному времени....

Мастерская общения о ценности слова «Словом можно убить, словом можно спасти».

Пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможностями....

Технологическая карта урока математики по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Контрольная работа по теме «Цена, количество, стоимость»»

Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: проверка умений работать с данными величинами и решать задачи с величинами стоимости.Задачи урокаДидактические:научить оперировать понятиями «цен...