Классный час на тему: "Цена и ценность: все ли можно купить?"
классный час
Мир полон ценностей : моральных (любовь, дружба, доброта, истина), материальных (деньги, собственность), душевных (радость, счастье, душевный комфорт), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок, …). И это огромное количество ценностей можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные.
Жизненные ценности не возникают за один день. Они – результат нашего опыта. Они формируются с самого детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsena_i_tsennost.docx | 60.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Цена и ценность: все ли можно купить?
Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) у учащихся через беседу, дискуссию.
- Познавательные: в ходе дискуссии дать определение понятию «цена», «ценность» установить различия между понятиями «цена» и «ценность», привести примеры, связанные с жизненными ценностями.
- Логические: развитие логического мышления (умение объяснять, сравнивать, выделять главное в дискуссии, делать выводы).
- Регулятивные: целеполагания, прогнозирование, оценивание.
- Коммуникативные: продуктивное сотрудничество с учителем, друг с другом, высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии, толерантное отношение к чужому мнению
- Личностные: способствовать развитию самостоятельности, уверенности в себе, стремление к личностному росту, учить детей жить в ладу со своей совестью
Ресурсы: Презентация, кластер «ценности в жизни человека», музыка, иллюстрации к притчам
Ход занятия
- Вводная часть
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости.
Начнем мы наше занятие с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:
Я так люблю себя (руку на сердце),
И я могу любить тебя (руку на плечо соседа).
И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).
И сможешь полюбить меня (руку на сердце).
- Основная часть
Ребята, посмотрите на эту чашку. Она вам нравится? А почему? Как вы думаете сколько она стоит?
Чашка, будучи инструментом для питья, имеет свою стоимость – цену. Если чашка представляет собой предмет искусства, она наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Давайте теперь посмотрим на эти два слова повнимательнее - цена и ценность. Что в них общего?
Цена и ценность – слова однокоренные.
Цена и ценность – это одно и тоже? (это разные вещи)
(Слайд) Цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах.
Ценность – это то, что значимо для жизни человека.
«Ценность вещи определяется удовольствием, которое она может доставить».
(Слайд) -Итальянский философ О. Винсент Думинуко сказал такую фразу:
«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря»
-И сейчас я хочу вам задать вопрос – о каких ценностях говорил философ?
(ответы )
- Всё, что вы назвали, важно и ценно для любого человека
Мы сегодня будем говорить о многих ценностях и, конечно же о тех, которые человек и человечество считают бесценными.-
(Слайд) Мир полон ценностей : моральных (любовь, дружба, доброта, истина), материальных (деньги, собственность), душевных (радость, счастье, душевный комфорт), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок, …). И это огромное количество ценностей можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные.
(Слайд)
Жизненные ценности не возникают за один день. Они – результат нашего опыта. Они формируются с самого детства.
-Как вы думаете, кто формирует эти ценности в ребёнке? ( Огромную роль в этом процессе играют наши родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и, наконец, общество, в котором живем.)
- И ценностный мир каждого человека необъятен.
-Жизненные ценности у каждого человека разные. Более того, в определённом возрасте у человека преобладают те, или иные ценности: в юности важно одно, в зрелом возрасте – другое, в старости – третье.
- И я хочу вас спросить, что для вас в вашем возрасте является наиболее важной жизненной ценностью? (красота, здоровье, спорт, питание ,мода, уважение, признание, жизнь)
-Ценности у людей индивидуальны. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.
-Ещё пример, у кого в багаже такая ценность как знания, то к чему будет стремиться и, наоборот. ( здоровье, красота).
-Как вы думаете для чего мы ставим себе жизненные цели?
-Правильно, цели нас ориентируют, куда нам двигаться.
- А на что опираются жизненные цели?
-Правильно, на жизненные ценности.
-Ценности играют в жизни людей роль ориентиров, а они ориентируют куда нам двигаться в нашей жизни. Как сказал Марк Твен: (СЛАЙД) «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».
(Слайд) музыка
Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке
И письма не вернувшихся с войны!
Есть ценности самих себя ценней:
Обычный камень с маленького пляжа,
Но по ночам его целуют, плача,
Что по сравненью с ним казна царей?
Нельзя сказать другому:"Так живи!"
Но если занят ты одной заботой:
Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви
Преуспевай! Не покушайся только
На ценности, которым нет цены!
-О каких ценностях здесь идёт речь? (о таких, которые хранят память о чём-то важном или о ком-то очень родном и любимом)
-У кого из вас есть такие ценности?
- Любая дешёвая безделушка, фотография, связанная, скажем, с памятью о близком человеке, для нас дороже самой полезной вещи того же назначения; пропавшего котенка нельзя заменить купленным на рынке .Всё это для вас бесценно.
-Каждый сам определяет, что для него свято и дорого. Однако многие святыни или общечеловеческие ценности одинаковы для всех и человечество без них не может существовать.
(Слайд) -Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.
- Вот как определяли ценности философы разных времен (Слайды)
1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог. Демократия. Культура. Знания.
Творчество.
2. Э. Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.
3. Л. Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода. Труд. Здоровье. Природа.
-Какие из этих ценностей важны и для нас людей 21 века?
Работа в группах
У вас на столах лежат карточки с ценностями, вам необходимо среди 12 ценностей определить для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания (Слайд)
1.Материально обеспеченная жизнь;
2.Счастливая семейная жизнь;
3.Здоровье;
4.Творчество;
5.Наличие хороших и верных друзей;
6.Свобода как независимость в действиях и поступках;
7. Любовь;
8. Уверенность в себе;
9. Интересная работа;
10.Красота природы и искусства;
11.Познание, стремление к новому;
12. Активная, деятельная жизнь. .
-Как вы думаете, отличаются ваши ценности от ценностей ваших друзей, ваших родителей и др.? Почему?
-Какие ещё ценности вы бы внесли в этот список?
Что из этого списка можно купить?
- А как вы думаете, зачем нам вообще нужны ценности, может без них значительно проще? (Чтобы оставаться людьми, чувствовать себя в безопасности, развиваться, достойно жить, быть счастливым)
Решение ситуации
- Представьте такую ситуацию (Слайд)
Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса, сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: «Как вам не стыдно?» . «А что стыдного, мы же ничего не делали,» - ответили мальчики.
“Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.
-Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?
-Какая ценность отсутствует у мальчиков, посмотрите по списку ценностей.
(ответы) ( Слайд со списком ценностей)
- Предлагаю вам послушать притчу
Притча о царе Соломоне (о двух женщинах, деливших ребенка) (Слайд)
-Назовите смысл притчи (для родной матери высшая ценность-это жизнь своего ребёнка, это любовь к своему ребёнку, и она на всё пойдёт, лишь бы её сохранить.)
-Какая главная ценность для каждой матери?
-А какая из ценностей отсутствуют у другой женщины?
-Материнская любовь – одно из самых священных и сильных чувств и самая большая ценность.
(Слайд) - Да, общечеловеческие ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные опоры, которые помогают нам совершенствоваться, выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться, оставаться людьми.
III. Заключительная часть
-Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы. Откуда она появилась на «малюсеньком островке» нашей огромной Галактики? Этот неожиданный подарок дан нам - жителям Земли, и мы по-разному относимся к нему.
(Слайд)- Мы живем на планете, представляющей собой раскаленный шар, на поверхности которого держится тончайшая пленка остывшего вещества, на котором мы и существуем. Этот баланс создавался многие миллиарды лет, а разрушить его можно в одно мгновенье, потеряв при этом все, что не имеет цены.
- Если на планете исчезнет жизнь, то исчезнет само понятие ценность Почему? ( в этом случае вещи и явления не будут бесценны, просто они будут уже никому не нужны.)
Игра
- Подведём итоги. Итак, каким же ценностям нет цены?
(Слайд) - Жизнь, достойная человека – это жизнь, построенная на общечеловеческих
ценностях, так как именно они делают нас людьми.
- Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит, каким будет ваш жизненный путь...
- На память о нашем занятии я вам подарю ценное пожелание!
-Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час"Урок семьи и семейных ценностей"
Классный час, посвящённый семье и семейным ценностям. Адаптирован для учащихся первого класса....
Классные часы по теме Семья. Семейные ценности
Вданном материале представлены три варианта классных часов по данной теме...
Классный час "Моя семья и семейные ценности"
"Моя семья и семейные ценности"...
Классный час "Моя семья и семейные ценности"
Классный час "Моя семья и семейные ценности"...
Классный час на тему: «Ценить время – что это значит?» для обучающихся 2 класса.
Цель:Работа над потребностью бережного отношения к личному времени....
Мастерская общения о ценности слова «Словом можно убить, словом можно спасти».
Пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможностями....
Технологическая карта урока математики по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Контрольная работа по теме «Цена, количество, стоимость»»
Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: проверка умений работать с данными величинами и решать задачи с величинами стоимости.Задачи урокаДидактические:научить оперировать понятиями «цен...