Мастерская общения о ценности слова «Словом можно убить, словом можно спасти».
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_obshcheniya_o_tsennosti_slova.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская общения о ценности слова.
(Шванкова Екатерина Сергеевна)
Тема: «Словом можно убить, словом можно спасти».
Цель: пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможностями.
Ход: игра «Разбейтесь по группам».
Цель: создать условия для лучшего узнавания друг друга. Предложить детям разбиться на
группы по следующим признакам:
- по цвету глаз;
- по цвету волос;
- у кого имена начинаются с одной буквы;
- кто живет в одном доме;
- по любимому времени года.
Все садятся, мастер начинает: «У нас сегодня мастерская общения о ценности слова. После нашей встречи, я надеюсь, каждый из вас сделает для себя вывод: какую же силу имеет слово? А начать нашу мастерскую я предлагаю с притчи:
«Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:
- Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.
Хозяин велел позвать Эзопа.
- Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.
Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.
Эзоп, ты же принес язык!
- А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».
Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:
- Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
Удивлению гостей нет предела.
- Эзоп, ты же опять принес язык!
- А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».
Какое же воздействие оказывает слово на человека? Слово – это нить от человека к человеку. Вспомните сейчас слова, которые по тем или иным причинам вас поддержали, нанесли обиду (записать на доске в таблицу).
Поддержали | Нанесли обиду |
Проанализировать таблицу, каких слов больше.
Мастер: «А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Слово в слово». (4-5 человек просят выйти за дверь. Первому, вошедшему, говорится текст, который он должен передать второму слово в слово и т.д.)
__________________(имя воспитателя) просила меня передать тебе, что она уезжает на совещание по поводу выплаты денег ученикам за хорошее поведение в лагере. Если она не успеет вернуться к 13-ти часам, то тебе придется проводить перекличку детей и покормить их обедом.
Мастер: «От слов зависит очень много: хотят ли с нами общаться, поймут ли нас, будут ли у нас друзья, но еще очень важно не только какие слова мы говорим, но и как мы их произносим (пригласить 4 – 5 человек). Вы все сейчас будете говорить одинаковую фразу «Иди сюда», но все по-разному, а участники мастерской попробуют угадать, с какой интонацией вы ее произносите:
- грустно;
- весело;
- зло;
- хитро и т.д.
В общении важно уметь не только понимать интонацию и слушать, но и уметь слышать. Сейчас мы проверим это умение у вас.
Мастер вызывает несколько участников. Они встают вокруг стула, на котором лежит приз. Ребята должны быть предельно внимательными!
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка раз.
Лишь скажу я слово «три» -
Приз немедленно бери!
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых … пять!
Мечтает парень закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два, …, марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори,
Разок другой, а лучше… семь!
Однажды поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать…
Ну, что ж, друзья, вы приз не брали,
Когда была возможность брать!
Умение слышать мы проверили, а как у вас с умением слышать и отвечать? Проверим? Отвечайте дружно!
Игра "Может-нет, а может -да"
У меня для вас игра:
«Может- нет, а может -да!
Подскажите мне ответ:
«Может – «да», а может –«нет»!
Рыбки спят на дне пруда.
Это правда, дети? (Да)
Быстро дайте мне ответ,
Снег зимой бывает? (Да)
Понедельник и среда-
Это дни недели? (Да)
Солнце дарит людям свет?
Отвечаем вместе! (Да)
«Вискас» - Кошкина еда.
Что вы скажете мне? (Да)
Я предвижу ваш ответ:
Мышь боится кошки? (Да)
Крокодил живет сто лет-
Это правда, дети? (Нет)
Может человек в 5 лет
Дедом стареньким быть? (Нет)
А полынь и лебеда-
Это овощи ведь? (Нет)
Каждый скажет без труда:
За зимою лето? (Нет)
Свет луны и солнца свет-
Виден ли он людям? (Да)
Подскажите мне ответ:
Спят зимой лягушки? (Да)
Верблюд способен, дай ответ,
Идти три дня без пищи? (Да)
Дать мне можете ответ:
Волк меняет шубу? (Нет)
Отвечайте, детвора,
Вам понравилась игра? (Да)
Итог: кольцовка «Что можно сделать словом».
Мастер: «Мне хочется обобщить ваши высказывания стихотворением В. Шефнера:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать,
И предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Змейка рукопожатий: открытая ладонь обозначает, что нет камня на сердце, не желаете зла – это знак хорошего отношения. Передавая ладонь из бумаги, скажите друг другу добрые слова. Например: «Я рад тебе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
Социальный проект "Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести"
Проект реализован ребятами 4 класса. Разговорная речь богата добрыми словами, однако в жизни мало кто пользуется ими. Редко можно услышать добрые слова от людей на улице, в обществе...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
«Слово может убить, слово может спасти».
Данное мероприятие имеет свое целью стимулировать интерес к изучению русского языка, создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений, воспитывать уважение к окружающим....
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Проект "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" (Вадим Шефнер)
В проекте собраны материалы глубокого исследования значения слова в жизни человека. Дан анализ истоков многих пословиц, поговорок. Материал может быть интересен не только педагогам начальной школы, но...
Технологическая карта и презентация русского языка УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока Устаревшие слова. Слова-синонимы. Новые слова
Цель:закрепление знаний и корректировка умения определять устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова и умения распознавать и понимать эти слова в речи. Задачи:Дидактические:1)...